Шри Чайтанья Махапрабху
Шри Чайтанья Махапрабху пришел в этот мир, чтобы осветить и согреть его божественным сиянием Своего учения. Он явился в облике преданного, желая открыть душам Кали-юги самое сокровенное, что есть в теистической мысли. Шри Чайтаньядев основал движение нама-санкиртаны, которое дарит миру любовь к Господу Кришне, воплощенную в Святом Имени. Но в Его явлении есть и особая внутренняя причина, скрытая от мира. В Шримане Махапрабху воплощены Двое – Шри Кришна и Шримати Радхарани. Он явился в этот мир как Кришна, принявший настроение Шримати Радхарани. Кришна желает понять чувства, которые Радхарани испытывает к Нему. И Махапрабху в окружении ближайших спутников вкушает сладость той безраздельной преданности Кришне, которой обладает лишь Радхарани. Бесконечная любовь желает распространить себя, ее поток стремительно растет, вовлекая все новые и новые души. Неудержимая, как ураган, преданность, хочет объять весь мир, всю вселенную. Она остановит движение Кали-юги и обратит его вспять, в духовный мир, к Богу. И чтобы осуществить это страстное желание дать любовь всем, каждой душе Кали-юги, Махапрабху основал Свою духовную преемственность, сампрадаю.
История сампрадаи не является набором сухих фактов. В этой истории воплощен экстаз, бурлящая полноводная стремнина расы, духовного бытия. Эта история не начинается с какой-то конкретной даты. Она берет свое начало в вечном, беспредельном трансцендентном мире, где, как описывается в «Брахма-самхите» (5.56), «каждый шаг – танец, каждое слово – песня». Нароттам Дас Тхакур пел: голо-кера према-дхана харинама санкиртана1. В движении сан-киртаны проявляется божественная любовь, сокровище Голоки. Она приходит в зримый вещественный мир прямо из сокрытого, невыразимо прекрасного духовного бытия, из сферы Голоки, где всем повелевают Шри Радха и Шри Кришна. Все великие души, которые внесли существенный вклад в развитие духовной преемственности Шри Чайтаньи Махапрабху, были не просто учителями и мудрецами. Каждый из них является вечным спутником Шримати Радхарани и наделен полномочиями. Все они служат Ей под началом Шри Рупы Манджари, явившейся в этот мир в облике Шри Рупы Госвами.
Шри Рупа Госвами – величайший представитель духовной традиции гаудия-вайшнавизма. Его труды и деяния всегда будут высоко цениться всеми последователями Шри Чайтаньи Махапрабху. По его имени все, кто следует учению бенгальского вайшнавизма, называют себя рупанугами, а свою школу мысли – Рупануга-сампрадаей. Все писания гаудия-вайшнавов восходят к идеям, изложенным в трудах Рупы Госвами, и его книги – тот источник, где берет свое начало безграничный поток учения Шримана Махапрабху. Сам Махапрабху не писал книг. Он попросил учеников детально разработать, обосновать Его учение и изложить в многочисленных трудах. И каждый, кто создавал свой труд об учении Махапрабху, непременно выражал свою любовь и признательность солнцу духовной преемственности Шри Чайтаньи – Шриле Рупе Госвами.
Шрила Рупа Госвами явился в этот мир в 1489 году. Он принадлежал к древнему брахманскому роду из Южной Индии. Его прадед, Шри Падманабха, переселился из Южной Индии в Бенгалию. Родителями Шри Рупы были Кумарадев и Шри Ревати Деви. У них было пятеро сыновей и одна дочь. Из пятерых сыновей трое – Сантош, Амар и Валлабха – приняли учение Махапрабху и стали известны как Шри Санатана Госвами, Шри Рупа Госвами и Шри Анупама.
Шри Рупа и Шри Санатана были образованнейшими людьми своего времени. Помимо санскрита, они знали арабский, персидский, урду и были знакомы со многими влиятельными и высокопоставленными лицами Индии. Наваб Хуссейн Шах, правитель Бенгалии, от имени Делийского султаната стремился привлечь на государственную службу одаренных и образованных людей из рода брахманов. Он сразу же оценил способности братьев и предложил Шри Рупе пост министра финансов, а Шри Санатане – премьер-министра. Отказ от предложения Наваба, отличавшегося тираническим характером, был равносилен гибели. Поневоле братья вынуждены были согласиться. Они приняли персидские титулы Дабир Кхас («личный секретарь») и Сакар Малик («правительственный служащий») и занялись исполнением новых обязанностей. Вскоре они прославились как видные политические деятели Бенгалии и стали уважаемыми и богатыми людьми.
Узнав о Шри Чайтанье Махапрабху, они горячо захотели встретиться с Ним. Роль министров при дворе Наваба была только внешней стороной их жизни. Внутренне они всегда искали только одного – Кришна-премы.
Шри Рупа и Шри Санатана написали Махапрабху несколько писем, а позднее встретились с Ним. Это произошло в селении Рамакели. Оно находится у самой границы Бенгалии. Когда Махапрабху принял санньясу, он направился во Вриндаван через Навадвипу и Рамакели. За Ним в шествии санкиртаны следовали тысячи людей. Шри Рупа и Шри Санатана жили неподалеку от Рамакели. Вечером они, сменив свои богатые одежды на простые дхоти преданных, пришли к Махапрабху. Зажав в зубах травинки в знак смирения, они пали к Его стопам с молитвой:
«Мы ничтожны и недостойны… Мы не заслуживаем чести предстать перед Тобой. Мы самые падшие. Твоя милость – наша единственная надежда. Спаси нас!» Их смирение тронуло сердце Махапрабху. Он обнял их и мягко попросил вернуться. «Скоро придет время, когда Кришна освободит вас от ваших обязательств перед Навабом. Вы оба – Мои вечные слуги, поэтому вам нечего опасаться. Кришна обязательно поможет вам». Затем Господь благословил их, возложив руки на их головы. Шри Рупа и Шри Санатана коснулись стоп Господа. Увидев милость Господа, пролившуюся на братьев, все преданные обрадовались и стали повторять имена Хари. Там было много близких спутников Господа, в том числе Нитьянанда Прабху, Харидас Тхакур, Шривас Тхакур, Гададхар Пандит, Мукунда, Джагадананда, Мурари и Вакрешвар Пандит. Следуя наставлениям Господа, Шри Рупа и Шри Санатана коснулись стоп каждого из этих преданных, которые поздравили братьев с тем, что они обрели милость Господа.
В «Чайтанья-чаритамрите» описано, как Санатана Госвами оставил свои служебные обязанности. Под предлогом болезни он оставался дома, чтобы изучать «Бхагавату» с преданными и брахманами. Узнав об этом, Шах пришел к Шри Санатане и потребовал, чтобы тот сопровождал его в Ориссу. Санатана Госвами отказался, и по велению разгневанного Шаха его бросили в тюрьму. Деньги, присланные Шри Рупой, Шри Санатана отдал тюремщику и совершил побег. Затем он отправился в Бенарес, чтобы встретиться со Шри Чайтаньей Махапрабху. По дороге Шри Санатана со слугой Ишаном остановились в гостинице. Однако Санатана Госвами, видя, что хозяин гостиницы слишком радушен, заподозрил неладное. Он спросил у своего слуги, есть ли у него деньги, и тот ответил, что у него с собой семь золотых монет. Санатана Госвами отдал эти монеты хозяину и попросил его помочь пройти им через джунгли. Хозяин гостиницы был потрясен проницательностью Шри Санатаны и, искренне раскаявшись, сообщил ему, что от местного астролога узнал, что у постояльцев восемь золотых монет, и собирался убить их. Он помог им пройти через джунгли и горы Хазарибаг. Шри Санатана спросил у Ишана, не оставил ли он при себе еще что-то, и слуга ответил, что утаил одну монету. Тогда Санатана Госвами сказал ему, чтобы он оставил ее себе и отправлялся домой. Уже один Санатана Госвами пришел к своему зятю, Шри Канту. Шри Кант, увидев бедственное положение своего родственника, предложил Шри Санатане остаться у него, но тот отказался. Когда Санатана Госвами уходил, Шри Кант подарил своему шурину дорогое шерстяное одеяло. Наконец, Шри Санатана добрался до Бенареса и встретился со Шри Чайтаньей в доме Чандрашекхары. Господь велел ему сбрить бороду и длинные волосы, Санатана Госвами обрился и облачился в одежды бабаджи, приняв старые одежды Тапана Мишры. Когда он понял, что Господь не одобряет, что у бабаджи есть дорогое шерстяное одеяло, он поменял его у одного брахмана на рваное. Господь был доволен смирением и покорностью Шри Санатаны и дал ему наставления о науке преданности.
С Рупой Госвами Махапрабху встретился в Праяге, на обратном пути из Вриндавана. Махапрабху несколько дней беседовал с ним и поведал об основных идеях Своего учения. Он поручил Шри Рупе организовать широкую проповедь в Матхуре и Вриндаване. Кроме того, Махапрабху велел найти святые места, связанные с Кришна-лилой, которые в то время были почти забыты. Еще одним Его повелением было создать труды, которые бы научно представили и обосновали Его учение.
Рупа Госвами и Санатана Госвами – непосредственные ученики Махапрабху Шри Чайтаньядева. Других Своих последователей Махапрабху не обучал лично, лишь давал им советы. Но Шри Рупу и Шри Санатану Он учил сам. Он сделал их хранителями Своего учения. Он хотел, чтобы Рупа Госвами стал главой Его сампрадаи.
Некоторое время спустя Рупа Госвами сделал набросок пьесы, повествующей о деяниях Кришны во Вриндаване и Двараке. Через несколько дней после этого он увидел сон, в котором ему явилась сама Сатьябхама, супруга Кришны и царица Двараки. Она попросила описать эти деяния раздельно, поскольку настроение Двараки отличается от настроения Вриндавана. Эта сокровенная истина соответствует учению Махапрабху о превосходстве служения во Вриндаване, Радха-дасьям, над всеми другими видами служения Кришне.
Позже Рупа Госвами вновь встретился со Шри Чайтаньей Махапрабху в Нилачале. Тогда Махапрабху принял его, как сына. Махапрабху не хотел нарушать установленных обычаев. Поэтому Харидасу Тхакуру, который среди индусов считался низкорожденным, он предоставил прибежище в соломенной хижине в саду Тапаны Мишры. Рупу Госвами Он приютил там же, поселив вместе с Харидасом Тхакуром. Во время своих встреч с Махапрабху Санатана Госвами также останавливался у Харидаса Тхакура.
Шри Чайтанья Махапрабху не нарушал устоявшегося устройства общества. Действовать в согласии со своей природой – самое лучшее положение, и вайшнавизм признает это. Подлинная варнашрама-дхарма состоит в том, что каждый выполняет те обязанности, к которым более склонен. Варнашрама создана для того, чтобы не нарушать естественный ход вещей. Духовная жизнь может развиваться в рамках этого мироустройства, и Махапрабху не отрицал этого.
Но тем не менее учение Махапрабху было поистине революционным. Революция была направлена не на внешние стороны жизни, а на внутреннюю, духовную сферу. Махапрабху стремился распространить Свое учение повсюду. Он утвердил именно Шрилу Рупу Госвами Своим преемником, несмотря на то, что был окружен многими возвышенными душами. Рамананда Рай, Сварупа Дамодар, Сарвабхаума Бхаттачарья, Адвайта Ачарья, Бхагаван Ачарья, Шикхи Махити и сотни других великих святых и ученых присутствовали на собрании, где Махапрабху провозгласил Рупу Госвами главой сампрадаи.
Шри Чайтанья Махапрабху считал Рамананду Рая равным Себе, и даже более того – Своим гуру. Сам Махапрабху признал его высокое положение в знаменитой беседе на берегу Годавари. Сварупа Дамодар почитается вторым проявлением Махапрабху. Всякое литературное произведение, прежде чем быть представленным Махапрабху, проходило строгую проверку Сварупы Дамодара. И все же Махапрабху ни одного из них не наделил полномочиями главы сампрадаи. Этой чести удостоился именно Рупа Госвами.
Рупе Госвами открылось, что чувствует в Своем сердце Махапрабху. Он воспринял Его чувства и сложил одну шлоку. Когда Махапрабху прочел ее, то, не скрывая Своего удивления, спросил: «Как ему удалось понять Мое сердце?» Сварупа Дамодар ответил: «Ты наделил Рупу всеми благословениями, поэтому Твое сердце для него – открытая книга». И Махапрабху, который всегда проявлял смирение, в этот раз открыл Свою подлинную природу и подтвердил: «Да, я отдал Рупе все».
Шрила Рупа Госвами
Махапрабху представил Рупу Госвами собранию Своих ближайших последователей и попросил испытать его. Судьей был назначен Рамананда Рай. Рупу Госвами попросили читать отрывки из его пьес «Лалита Мадхава» и «Видагдха Мадхава», чтобы проверить глубину и последовательность философских идей, изложенных в них. Рамананда Рай задавал вопросы по стилистике, поэтике пьес и теологии. Когда Рупа Госвами стал отвечать, все были потрясены. Харидас Тхакур, ачарья Святого Имени, так отозвался об одной шлоке Рупы Госвами, прославляющей Харинам: «Никогда раньше мы не слышали ничего, что с таким совершенством выражает понимание Святого Имени». Рамананда Рай сказал: «Рупа Госвами представил нам подлинное учение Махапрабху, и мы потрясены тем, что услышали. Кажется, что никто из смертных не способен выразить столь сокровенные истины, но Рупе Госвами это удалось». Когда Махапрабху спросил, к какому же выводу пришел Рамананда Рай, он ответил: «Это просто восхитительно и невероятно! Его поэзия превосходит все, что было написано до него. Несомненно, он – величайший среди поэтов. Героем называют того, кто всегда достигает своей цели. Рупа Госвами, несомненно, великий герой, потому что его поэзия попадает в самое сердце, не зная промаха. Все мы признаем его Твоим преемником».
Все присутствовавшие единодушно подтвердили его слова. Они сказали: «Без сомнения, Ты даровал ему всю Свою милость. Иначе он не смог бы написать такого». Махапрабху был очень доволен. Однако Он решил еще больше прославить Рупу Госвами и сказал: «Теперь я желаю, чтобы все вы одарили Рупу своими благословениями, чтобы он раскрыл миру Мое учение». Вайшнавы возразили: «Твоей милости будет достаточно». Но Махапрабху пояснил: «Нет, этого мало. Вы – Мои друзья. Так одарите его своей милостью, тогда он ощутит чистую любовь к Кришне и сможет распространять Его послание».
Все великие души без колебаний дали Рупе Госвами свои благословения. Так Махапрабху явил всем истинную славу Шри Рупы и передал Свою сампрадаю под его опеку.
После этого Рупа Госвами в течение года оставался с Махапрабху в Джаганнатха Пури, где продолжал постигать Его учение. Затем он отправился жить и проповедовать во Вриндаван.
Шрила Рупа Госвами написал много книг, содержащих подробное объяснение теологии гаудия-вайшнавов. Самые известные из них – это «Видагдха Мадхава», «Лалита Мадхава», «Бхакти-расамритасиндху», «Уджджвала-ниламани», «Упадешамрита», «Дана-кели-каумуди» и «Лагху-Бхагаватамритам». Всего он составил более ста тысяч шлок.
Шри Чайтанья Махапрабху утвердил Рупу Госвами главой сампрадаи и хранителем Своего учения. Он наделил его верховными полномочиями, и все, кто следует учению Махапрабху, называют себя рупанугами, последователями Шри Рупы Госвами. Все великие преданные Махапрабху признавали авторитет Шри Рупы. Санатана Госвами, гуру Шри Рупы, почитал его и относился как к старшему. Рагхунатха Дас Госвами прославил Шри Рупу в своих молитвах. Сварупа Дамодара и Рамананда Рай, Сарвабхаума Бхаттачарья, Адвайта Ачарья, Харидас Тхакур – преданные, дороже которых никого не было для Махапрабху, – признавали главенствующее положение Шри Рупы Госвами. Джива Госвами был непосредственным учеником Рупы Госвами и блестяще отстоял его взгляды, написав «Шат-сандарбхи» – шедевр вайшнавской теистической мысли. Духовное знание по цепи ученической преемственности от Рупы и Санатаны Госвами было передано Рагхунатху Дасу Госвами и Дживе Госвами, затем через других великих ачарьев дошло до наших дней.
Рупануга-сампрадая
Хотя сам Шри Чайтанья Махапрабху не оставил после Себя книг, Шри Рупа, Шри Санатана и другие Госвами Вриндавана, а после них – Кави Карнапура, Кришнадас Кавирадж Госвами, Вриндаван Дас Тхакур, Лочан Дас Тхакур, Нароттам Дас Тхакур и многие другие одаренные поэты и мыслители, последователи Шримана Махапрабху, написали поэмы, молитвы и философские сочинения, развивающие Его идеи. В то время проповедь была очень активной. В Бенгалии после Нитьянанды Прабху ее продолжили Джахнава Деви и Вирабхадра Прабху, в Ориссе – Шьямананда Прабху и Расикананда Прабху, в Кхетури – Нароттам Дас Тхакур. Проводились грандиозные фестивали, многие люди из разных сословий жили согласно учению Махапрабху и активно его проповедовали. Расцвет гаудия-вайшнавизма длился почти три века.
Особое значение для Рупануга-сампрадаи имел случай, произошедший в Джайпуре. Цари Джайпура поклонялись и Шри Шри Радха-Говинде, и Господу Нараяне. Но многочисленные последователи школы Рамананди были настроены против поклонения Божественной Чете Радха-Говинды и утверждали, что главным Божеством должен быть Шри Нараяна. Махарадж Джай Сингх, правивший тогда в Раджастане, покровительствовал гаудия-вайшнавам. Однако рамананди утверждали, что движение Шримана Махапрабху находится вне четырех признанных сампрадай и, следовательно, гаудия-вайшнавы не являются представителями подлинной традиции. Джай Сингх, великий преданный Господа Кришны и очень образованный человек, к тому времени изучил труды Госвами Вриндавана, Кришнадаса Кавираджа Госвами и Вриндавана Даса Тхакура. Он решил устроить философский диспут, на котором должны были присутствовать образованные пандиты и госвами, представители обеих школ. Исход этого диспута должен был решить судьбу поклонения в Раджастане.
В то время гаудия-вайшнавы признавали своим духовным лидером Шрилу Вишванатха Чакраварти Тхакура. Однако он был уже в очень преклонном возрасте. Шрила Вишванатх Чакраварти Тхакур желал, чтобы сампрадаю на диспуте представлял кто-нибудь из молодых образованных преданных. Выбор пал на Шрилу Баладева Видьябхушана. До того, как Шрила Баладев Видьябхушан принял учение Махапрабху, он принадлежал к Мадхва-сампрадае, поэтому хорошо знал и учение гаудиев и доктрину Шри Мадхвачарьи. Он мог отстоять подлинность традиции перед лицом критики рамананди.
Так Шрила Баладев Видьябхушан в одиночку отправился в Джайпур, чтобы принять вызов. Его задачей было обосновать принадлежность гаудия-вайшнавов к подлинной вайшнавской традиции. Рамананди опирались на учение Рамануджи и вели происхождение от Шри-сампрадаи. Шрила Баладев Видьябхушан утверждал, что гаудия-вайшнавы принадлежат к Мадхва-сампрадае. Но Мадхвачарья ничего не говорил о поклонении Шри Шри Радха-Говинде и пути рага-марга – самозабвенной любви к Шри Кришне, – которому учил Шри Чайтанья Махапрабху. Рамананди потребовали обосновать учение Шримана Махапрабху комментарием (бхашьей). В то время любая сампрадая признавалась авторитетной только в том случае, если она имела бхашью на «Веданта-сутру», «Упанишады», «Вишну-сахасра-нама-стотру» и «Бхагавад-гиту». Но в Рупануга-сампрадае не было комментария на «Веданта-сутру». Вместо него гаудия-вайшнавы почитали «Шримад-Бхагаватам», считая его комментарием, но пандиты школы Рамананди не соглашались с этим. Они требовали предъявить текст бхашьи, в противном случае спор решался в их пользу.
Шестеро Госвами Вриндавана
Шрила Баладев Видьябхушан попросил всего семь дней, чтобы составить текст комментария. Задача была поистине колоссальной, требовала значительного труда и обширнейших познаний – за столь короткий срок справиться с ней было невозможно. Отсрочка была дана, и Шри Баладев Видьябхушан отправился к Говиндадеву, Божеству Шрилы Рупы Госвами. Получив благословения вайшнавов сампрадаи, он склонился перед Говиндадевом и попросил Его милости. Через семь дней бхашья была готова.
Когда Баладев вновь явился на диспут с составленным им комментарием, пандиты почувствовали смятение. Самостоятельно написать комментарий к «Веданта-сутре» мог только великий ачарья, подобный Шанкаре, Мадхве или Раманудже. Диспут состоялся, и Шрила Баладев Видьябхушан, опираясь на собственный комментарий, опроверг аргументы рамананди и утвердил верховное положение Шри Радхи и Шри Кришны. Он доказал, что поклонение Им является наиболее совершенной и чистой формой религии. Так учение Шри Чайтаньи Махапрабху восторжествовало в Раджастане, и до сих пор в Джайпуре следуют ему и поклоняются Шри Шри Радха-Говинде.
Шрила Баладев Видьябхушан также составил комментарии к «Бхагавад-гите» и основным Упанишадам и написал множество трудов, причем не только по теологии, но и грамматике, поэтике и драматургии. Его вклад в гаудия-вайшнавизм сравним со вкладом Шрилы Дживы Госвами, а его труды – бесценное сокровище, поднесенное лотосным стопам Шри Рупы Госвами. Благодаря Шриле Баладеву Видьябхушану Рупануга-сампрадая окончательно оформилась как самостоятельная традиция.
Однако под влиянием Кали-юги учение Шри Чайтаньи Махапрабху было искажено до неузнаваемости и почти утрачено из-за ложных толкований. Подлинная суть гаудия-вайшнавизма была предана забвению. После ухода Шрилы Баладева Видьябхушана не осталось ачарьи, исполненного того духа служения, которым жил Баладев Видьябхушан. Верными сампрадае остались лишь некоторые бабаджи, погруженные в бхаджан. Широкий размах, которым отличалось когда-то движение Шримана Махапрабху, остался только на страницах писаний. В то время повсюду распространились псевдовайшнавские секты. Внешне исповедуя гаудия-вайшнавизм, внутренне они были совершенно чужды его духу и выставляли учение Шри Чайтаньи Махапрабху в искаженном виде, подчас призывая к прямо противоположному: прославляли мирские удовольствия, призывая к распущенности и безнравственности. В ответ на это те из последователей гаудия