По поводу этого придуманного Вами названия я позволю себе мимоходом, заметить следующее: «Освобождение труда» есть девиз и название нашей группы. Но называть группу «Освобождение труда» группой «Освободителей труда» – значит грешить против этимологии. Поясню это примером. Ваши сотрудники очень много говорят о «народоправлении»; при некоторой логической последовательности они должны были бы согласиться, что самое название их партии – «Народная Воля» – является ничем иным, как девизом, выражением стремления к такому политическому строю, представление о котором связывается со словом «народоправление». Но значит ли это, что они могут претендовать на титул народоправителей?
С г-ном Тарасовым я еще надеюсь побеседовать особо, но окончании его статьи. Теперь же замечу, что г-н Тарасов совсем не понял ни Маркса, ни его «эпигонов», и в своей святой простоте полемизирует, в сущности, против маленького буржуа Жоржа Молинари, а отнюдь не против великого социалиста Карла Маркса. Точно так же «метод» г-на Тарасова приводит меня в большое смущение. Почтенный автор, очевидно, заимствовал его из той же самой буржуазной науки, «банкротство» которой он так неопровержимо доказал в первом номере «Вестника». Как буржуазные писатели для доказательства своих «естественных законов» имели обыкновение изобретать «дикарей», которые, разумеется, ни о чем так не мечтали, как о «сбережении и накоплении капитала», так и г-н Тарасов, сознательно уже игнорируя данные современной этнологии, изобретает «дикарей», которые оказываются явными бланкистами и стремятся лишь к «захвату власти» над своими соседями. Этот своеобразно индуктивный метод грозит привести к полному «банкротству» социалистическо-дюрингианскую «науку» г-на Тарасова.
См. «Социализм и политическая борьба», стр. 20 (стр. 43 этого тома собр. соч.).
К чему шуметь?
«Но, сударь, несмотря на все сказанные вами замечательные вещи, вы должны признать, что ваша столь почтенная англиканская церковь не существовала до господина Лютера и господина Экколампадия; вы совсем новички: стало быть, вы не принадлежите к нашей семье!»
См. объявление об издании «Библиотеки современного социализма», в примечании.
Примечание ко 2-му изданию. Теперь странно даже и читать эти споры о будущности социал-демократии в России. Теперь она господствует между революционерами и, конечно, была бы еще сильнее, если бы не раздоры в ее собственной среде.
Наглядный пример: один из параграфов устава так называемых нечаевцев прямо говорит, что общий принцип организаций – не убеждать, т. е. не вырабатывать, а сплачивать те силы, которые уже есть на лицо.
Примечание ко 2-му изданию. Очень недавно, совсем на днях, такое же мое заявление было понято социал-демократической газетой «Пролетарий» за выражение неуверенности в правильности моего мнения. Но дела объясняется иначе. Я никогда не хотел jurare in verba magistri [слепо следовать словам учителя].
«Социализм и политическая борьба», стр. 56 (см. стр. 71 настоящего тома собр. соч.).
«Социализм и политическая борьба», стр. 12–13 (см. стр. 37–38 настоящего тома собр. соч.).
Ibid, стр. 76 (см. стр. 86 настоящего тома собр. соч.).
Кто говорит А, должен сказать и Б!
Реплика Маргариты на пантеистические речи Фауста: «Немножко лишь в других словах» (см. Гёте, Фауст. Перев. И.А. Холодковского).
Искандер, «Старый мир и Россия», стр. 31–32.
Ibid., стр. 37.
Примечание ко 2-му изданию. В то время еще не было окончательно выяснено, что русская сельская община не имеет ничего общего с первобытным коммунизмом. Теперь это стоит вне сомнения.
Примечание к новому изданию. Ср. мою статью «Н.Г. Чернышевский» в № 1 журнала «Социал-Демократ», Женева 1890 года.
Курсив принадлежит мне.
Сочинения Н.Г. Чернышевского, т. V. Genève 1879. Об общинном владении землею, стр. 135.
Сочинения, том V, стр. 16–19.
«Манифест Коммунистической партии», стр. 36–37.
Цитата из «Фауста» Гёте: «Желает вечно зла, творит всегда благое».
Ibid., стр. 100.
В этих выписках курсив повсюду принадлежит мне.
«Борьба партий во Франции при Людовике XVIII и Карле X». Русская социально-демократическая библиотека, выпуск третий, стр. 5–8.
См. «Манифест Коммунистической партии», стр. 14 моего перевода.
См. «Хитрую механику», изд. 1877 г., стр. 47–48.
«Государственность и анархия», примечание А, стр. 7.
«Государственность и анархия», примечание А, стр. 10.
«Русский народ и социализм», Лондон 1868. стр. 7–8.
«Крестьянство умеет устроить свое самоуправление, умеет принять в мирское владение землю и общественно распоряжаться ею», «В.Н.В.» № 2, стр. 225.
«Государственность и анархия», стр. 223–224.
М.А. Бакунин, очевидно, и не подозревал, что община является в истории раньше патриархата и существует у народов, не имеющих и тени «патриархальности». Впрочем, эту ошибку он разделял со многими из своих современников, например, с Родбертусом, а пожалуй, и с Лассалем, который в своей схеме истории собственности «System der erworbenen Rechte», t. I, S. S. 217–223) совсем не упоминает о первобытной общине.
Примечание ко 2-му изданию. Повторяю, что русская сельская община не имеет ничего общего с первобытной общиной. Но в начале восьмидесятых годов это еще не было установлено. Г.П.
«Государственность и анархия», примечание А, стр. 18.
Курсив принадлежит мне.
«Государственность и анархия», примечание А, стр. 9.
«Offener Brief», S. 10.
«Offener Brief». S.S. 4–6.
Государственный переворот.
См. журнал «Набат», 1878 год (№и месяц не обозначены), статью «Революционная пропаганда», стр. L.
«Набат», 1879 г., №№ 3, 4, 5; стр. 2–3.
Несомненная опечатка, хотя сам Плеханов не исправил ее в новом издании. Следует – внешних условий. Д.Р.
«Мы далеко не так нуждаемся в голых результатах, как в изучении, – говорит Фр. Энгельс; – мы знаем уже со времени Гегеля, что без ведущего к ним развития – результаты не имеют никакого значения; они хуже, чем бесполезны, если на них прекращается исследование, если они не становятся посылками для дальнейшего развития».
См. книгу Аристова: «А.П. Щапов, жизнь и сочинения». С.-Петербург. стр. 89–92.
Вспышки.
«Вестник Народной Воли», № 2, стр. 231.
«Misère de la philosophie», стр. 177–178.
См. его брошюру «Русской социально-революционной молодежи», стр. 22–24.
«В.Н.В.», № 2, стр. 232.
Эта передовая статья была написана Плехановым. Ср. Собр. соч., том первый, стр. 125. Д.Р.
«Социализм и политическая борьба», стр. 84–85.
Стр. 83 и сл. этого тома. Д.Р.
Цитирую по первому заграничному изданию.
«Календарь», 129.
О лучшем из миров.
Строки, стоящие в скобках, были выпущены мною в первом издании по совету В.И. Засулич, которая находила их слишком резким. Теперь можно надеяться, что их резкость ничему не повредит, и я восстановлю их здесь. Г.П.
Цитата из стихотворения Гейне «Вопросы» (в переводе М. Михайлова): «В груди его скорбь, сомненьем полна голова…» (Г. Гейне, Избранные произведения, Гослитиздат, 1950, стр. 133).
Сp. ту же цитату в статье о Родбертусе. Собр. соч., т. I. стр. 310.
Писано в начале сороковых годов.
«Die Lage der arbeitenden Klasse in England». SS. 13–14.
«Dien et l’État», Genève 1882, p.p. 92–93.
«Антропологический принцип в философии», стр. 2–3.
«Судьбы капитализма в России», предисловие, стр. 6.
Цитата из «Фауста» Гёте: «Безумством мудрость станет, злом – благое».
Он хочет быть синтезом, но оказывается не более как совокупной ошибкой.
«Хотя все рабочие, к каким бы профессиям они ни принадлежали, имеют в сущности одни интересы, – говорит Симон о средневековых рабочих союзах, – и потому должны были бы образовать одну всеобщую ассоциацию… но, вместо того, дух антагонизма брал верх над духом общественности, и между рабочими не переставало господствовать разделение. Начало битв, в которые вступали члены различных ассоциаций, восходит ко времени возникновения самих ассоциаций. Ввиду этой смертельной борьбы, не имеющей никакого разумного основания, можно подумать, что слова: человек человеку – волк сказаны были философом именно ввиду членов этих враждебных ассоциаций». «Etude historique et morale sur le compagnonnage», par G. Simon, Paris 1853, p.p. 43–44. Нужно сознаться, что капитализму было очень нетрудно «подорвать» такое «нравственное единство рабочих» предшествующего ему периода!
«Misère de la philosophie», p. 16.
Ibid., p. 48.
Levasseur, «Histoire des classes ouvrières en France», t. 2, p.p. 174–175.
См. Henry W. Farnam, «Die innere französische Gewerbepolitik von Colbert bis Turgot», S. 17.
См. «Histoire du commerce français» par Сh. Périgot, Paris 1884.
«Die neuere Nationalökonomie», von Dr. Moritz Meyer.
См. «Das nationale System der politischen Ökonomie», von Friedrich List, zweite Auflage, 1842, B. I, Cap. 9. Ср. также «Geschichte der Nationalökonomie» von Eisenhart, III Buch, 2 Kapitel.