Здоровье, ментальное и физическое – это база.
Здоровое тело красиво, и хочется поддерживать его здоровым питанием, уходом и вещами.
В детстве я любила смотреть на себя в зеркало и представлять, что я – Мэрилин Монро. Мне нравился ее образ. Она не казалась мне толстой или недостаточно красивой. Но в конце 90-х годов, когда я росла, Кейт Мосс была примером для обожания. Супертонкие руки, скулы, которыми можно "резать", и полное отсутствие намека на пышность. В 00-е, когда я стала подростком, со всех журналов, выступлений и интервью на меня смотрели худощавые девушки с оголенными пупками. Даже у актрис восточных сериалов, танцующих танец живота, этого самого живота никогда не было. Нужно ли упоминать, какой трагедией для меня была моя фигура "яблоко"?
Мои претензии к себе начались с 8 лет, когда родители развелись, и за одно лето мой размер изменился в несколько раз. Еще в мае я пробежала кросс третьей среди своих одноклассников, а в сентябре, придя в школу, я уже была последней. Я столкнулась со страшной волной буллинга от одноклассников, учителей и даже соседей. Меня некому было защитить, и дома тоже не было принятия. В 15 лет я впервые купила джинсы на размер меньше и старалась себя ими стимулировать, села на сельдереевую диету. Потом были годы РПП и эпизоды булимии. В то время я пыталась отвоевать у общества свое право весить и выглядеть так, как мне хочется. Полный аскетизм в гардеробе и отсутствие любого желания производить на кого-то позитивное или негативное впечатление.
Затем была руководящая работа, где, работая по 10-12 часов 5 дней в неделю, я совсем забыла, как хотела выглядеть и сколько весить. Стремительно увеличивающийся вес меня не пугал. У меня была возможность покупать все, что мне хочется, любую одежду и обувь в магазинах. Все это время у меня не было дефицита мужского внимания, но был страх непринятия. Конечно, я думала, что проблема во мне – в отсутствии воли и стимула к похудению. Ведь похудение – мой "священный грааль".
Затем были тренировки в спортзале по 2 часа, после которых я набирала в весе. Тогда и в голову не приходило, что с организмом что-то не так, даже не думала сделать полный чек-ап и провериться.
Вам знакомо чувство, когда Вы не можете себя собрать в кучу? Когда просто нет энергии решить простую, базовую задачу? Я это испытывала перманентно. Как будто все запасы моей энергии были ликвидированы или потрачены не туда. Собственно, с данной проблемой я и пришла к эндокринологу. Плюсом к этому меня тревожили перепады настроения. Кожа стала выглядеть иначе. Но самое страшное – это волосы. Волосы стали выпадать каждый раз, когда я только прикоснулась к голове. Рукой или расческой, почесав или убрав с лица прядь. Я чувствовала от этого досаду и беспомощность. Также меня беспокоила потемневшая кожа на локтевом сгибе, и т.д. Изменить ее цвет лимонным соком и косметическими кремами не представлялось возможным.
Каждый день я делала какие-то шаги в сторону похудения: прогулки, диеты, БАДы, марафоны по похудению. Я не опускала руки, и меня поддерживали некоторые близкие. Но когда вес перевалил за 115 кг, я осталась одна. Никто больше в меня не верил. А я сидела потерянная. Когда появлялась мотивация, я пробовала то голодать, то объедаться всем подряд, находясь в глубокой депрессии и не понимая, зачем я живу. То шла к психологам, то искала в чатах людей с такими же проблемами и просила совета и помощи. Я вспоминаю этот этап с горечью внутри. И это время было мне жизненно необходимо для понимания, что со мной происходит.
В один прекрасный день я осознала, что проблема не во мне. Я не ем тазики еды, не лежу без движения днями. Напротив, я делаю все, что в моих силах. В спортзале ходила по часу в день, затем 30-40 минут проводила в бассейне. Носила на работу судочки с белками, салатами и редко гарнир. На десерт только спортивный батончик. А результата нет, вижу увеличение на весах. После этого пришла депрессия, апатия, я вообще ничего не хотела. Ушла с работы, лежала дома и ела, плакала, страдала и ела. Добавились бессонница, и когда я засыпала под утро, приходили кошмары. В полном отчаянии мне приснился сон, что пора идти в больницу. И я записалась на прием. В медцентре добрый доктор посмотрела на мою щитовидку (я пришла на УЗИ другого органа) и увидела, что она не в норме.
После этого картина мира потихоньку начала складываться в логический пазл. С результатами УЗИ я сдала у терапевта гормоны и "сахар" и была направлена к эндокринологу. Она, выслушав меня и посмотрев анализы, назначила лечение всеми известными препаратами от инсулинорезистентности и подавителями аппетита, поставив мне диагноз – предиабет. В пазл также сложился мой поход к гинекологу полгода назад и выявление на гинекологическом УЗИ ситуации, которая может привести к поликистозу яичников. Вот так я получила подтверждение, что я на грани.
Конечно, я начала прием выписанных лекарств. Меня хватило на месяц. После лекарств я чувствовала себя хорошо. Появлялась легкость в теле и ощущение подтянутой кожи на животе утром. Но мои ноги утром отекали, это было настолько неестественно и больно. Да, и в целом я ощущала, что некоторым частям моего тела плохо. Я начала понимать, что контролируя процессы, которые функционировали некорректно, медикаментозно, я наношу вред здоровым органам.
Затем мне предстояла поездка в маленький поселок в Беларуси, где я узнала, что у каждого второго человека, с которым я общалась, диабет второго типа. Удивительно, но это практически в каждом доме!
Первая эмоция – шок. А далее я начала анализировать, в чем проблема? И, как ни странно, я нашла определенную закономерность в питании. Все эти люди раньше ели органические, выращенные в экологически чистых местах овощи и фрукты. И долгое время ели большое количество молочных продуктов и свинины, собственно выращенных. Примерно 15 лет назад, из-за колебаний в экономике, стало невыгодно содержать коров. В итоге никто их больше не держал. В магазинах все начали покупать молочные продукты с добавками в составе. Затем, выросли цены на древесину для сараев, закрылась пилорама. И комбикорм, добавка для кормления свиней и кур, также существенно подорожала. Это привело к тому, что никто больше не держал свиней. На замену органическому мясу пришли дешевые колбасные продукты (колбаски, сосиски, намазки на хлеб), все с сомнительным составом.
В моем детстве качество молочных и мясных продуктов было совершенно другим. Полямбицы, окорока и сало (т.е. продукты без искусственных консервантов и усилителей вкуса) тоже были в рационе, но в меньшей степени. Чистое, не копченое мясо стоило больше по сравнению с докторской или сервелатом. Вместо жира и сливочного масла базой для готовки стало растительное масло и спред. Из однолетних холодостойких культур, вроде рапса и льна. Надо сказать, что уровень доходов у местных не высокий. И теперь сахар и растительное масло – это основа рациона(!) Они есть в каждом приеме пищи и каждый день. Статистика и исследования на этот счет приведены в книге "Код метаболизма" Кэтрин Шэнахан. Безусловно, они касаются другого региона, но от этого не менее красноречивы.
К слову, приехав я перешла на рацион местных. А это: картофель, макароны, рис, курица, сосиски/колбасы с сахаром и вкусовыми и консервирующими добавками, яйца, сладкий хлеб и батон, консервация овощная и фруктовая, консервированные и производственные напитки, маргарин, растительное масло, сырки глазированные, пряники и разнообразная сладкая кондитерка. Еще раз, это продукты ежедневного потребления местных жителей! Я к своему ужасу за месяц набрала 5 кг. И это меня удивило, ведь я проходила в день 12,000-15,000 шагов. Не позволяла себе больше, чем 3 приема пищи в стандартной порции, не ела больше порции 1 десерта раз-два в неделю и пила чистую воду или чай без сахара. Как тогда получилось так быстро набрать? Ведь все продукты натуральные и соответствуют всем государственным стандартам.
Но составы не чистые! В городке 1 единственный магазин, и ты не можешь сам выбрать. Ты ешь ту продукцию, что попадает на прилавок. Продукцию, которую сахаром и добавками для увеличения срока хранения "пичкает" производитель.
Соответственно, придерживаться рекомендаций врача по питанию в преддиабете стало невозможно.
Еще раз: я никого не осуждаю и не пытаюсь спорить с пользой сосисок или других продуктов!
Я училась на нутрициолога, потому что не могла понять, почему так. Почему через час после обеда или перекуса я опять хочу есть? И мне хотелось не просто кушать, ведь желудок полон, а сладкого или чаю со сладким. Я постоянно думала о том, что не так со мной. Но дело не в силе и воле, а в инсулине – это гормональная система. Она трактует сигналы системы. Инсулин прыгает после употребления сладкой, углеводистой пищи, вызывая постоянный аппетит. Даже после небольшого кусочка или глотка сладкого напитка.
В этой связи я решила попробовать выключить сахар из рациона, не начинать прием пищи с углеводистой продукции и побороть сильную тягу, формировавшуюся у меня годами.
Когда я поедала "мусорную" еду, не думала, что в будущем буду из-за этого болеть и страдать.
Сейчас я пришла к мысли, что нет плохих и хороших продуктов, есть то, что принесет тебе пользу или наоборот. Я уже очистила вкусовые рецепторы. Мне помогло веганство. Не нужно всю жизнь есть соевые котлеты. Попробовать 45 дней будет достаточно, чтобы организм обновился и вкусовые привычки вместе с ним. У нутрициолога и диетолога можно сформировать полезную памятку по продуктам на основе Ваших анализов. Или отучиться, если есть время и желание разобраться в причинно-следственных связях в системах организма.
Дальше я хочу поговорить о таком аспекте здоровья, как физическая активность. И вот я начала следить за тем, что ем. В моем организме оказалось очень много сил и энергии, когда мой рацион стал содержать 80% клетчатки. Это меня удивило. Я не была голодной или злой, как раньше на диете.
Раньше мне приходилось заставлять себя ухаживать за собой и вставать с кровати. Теперь же энергия наполняла меня. Теперь весь день смотреть сериалы и играть на планшете было не так интересно. Мне хотелось двигаться!
Я сделала вывод, что я серьезно меняюсь, когда провела параллель с прогулками с мамой. Раньше, когда мы на выходных встречались, мы проходили около 4-5 км, и она уставала. Тогда мы шли обедать и заниматься девчачьими делами. Теперь же я оставляла маму на какое-то время и шла гулять одна. Нахаживала шаги, и только тогда могла спокойно сесть и заниматься чем-то статичным.
Потихоньку я включила в распорядок дня зарядки. Их сотни в видеохостингах и соцсетях. Я уважаю чужой труд и покупала в свое время курсы по активностям и прочее. Но чаще всего это заканчивалось, как и мой абонемент в фитнес-клуб, быстро надоедало. Несколько лет я ходила на групповые тренировки, активные, как HIIT, и спокойные, вроде пилатеса. И выбрала тот вид активности, что мне ближе. Вместе с ним я нашла свой темп. И теперь я нашла похожие зарядки. Начав их делать, мое отношение к собственному телу изменилось. Мне захотелось больше двигаться, находить время для релакса и активности.
После того как я стала много гулять в своем районе, мне захотелось обновить гардероб. В нем появились не только худи, топы и офисная одежда, но и приталенные блузы и блейзеры. И, как ни странно, но они идеально вписались в повседневный гардероб. Я опять увлеклась колористикой, вспомнила свой цветотип, архетип внешности и начала покупать вещи своего размера. А не ждать "шоппинг, когда похудею".
Затем я заметила, что от прошлого образа жизни и переизбытка глюкозы в организме отеки на моем лице приобрели хронический вид. Поэтому после утренней зарядки мне понадобилось разобраться в техниках лимфодренажного массажа лица и шеи. У меня появился скребок Гуаша. Я стала адептом фейс-фитнеса и уходовых процедур. А также начала разбираться, какие масла полезны для кожи и волос. Мне так нравились эти перемены. А массажи стали моей отдушиной и универсальным средством для поднятия настроения, самооценки и легкости в теле. Потом я начала закупать инвентарь для МФР: ролик, мяч, скакалку, браслет для фиксации количества шагов и активности.