Многие годы я искала ответ на вопрос, что именно важно для счастья и благополучия ребенка. Детское несчастье всегда трогало до глубины души. «Виноваты» в этом литература – образов обездоленных детей в классике превеликое множество – и собственная повышенная чувствительность. В детстве мне хватало посещения детского сада, который я не любила, или молчания мамы-профессора в ответ на шалости (раньше в интеллигентных семьях нередко прибегали к такому способу наказания, как игнорирование), чтобы почувствовать себя глубоко несчастным ребенком и в полной мере пережить ощущение: «меня никто не любит, я никому не нужна». Живя в достатке, в хорошей семье, в любви, я время от времени испытывала сильный страх и тревогу от того, что отношения с мамой могут раз и навсегда прерваться. Это приводило в отчаяние.
В такие минуты я всегда думала о том, что происходит с детьми, которых по-настоящему оставили родители. С теми, кто оказался в детском доме, лишился своей семьи. И понимала, что не смогла бы пережить такого горя.
Собственный родительский опыт в разные периоды жизни давал мне разные ответы на вопрос о благополучии ребенка. Когда родилась старшая дочь, казалось, что важнее всего для счастья – выбраться из нищеты и обеспечить семью. Когда в семье появилась младшая, я уже кое-что знала о детской психологии и начала понимать, что важнейшее условие для детского благополучия – это родители рядом, их искренняя забота, любовь и сознательная включенность в жизнь своего ребенка. Когда в нашу семью один за другим пришли три подростка из детских домов, ответить на вопрос о благополучии стало еще сложнее. Да, необходимо, чтобы ребенок был «сыт, одет, обут и жил в тепле». Да, каждому обязательно нужны мама и папа рядом. Да, необходим доступ к качественным медицинским услугам, хорошему образованию, развивающей среде.
Только всего этого мало.
Важно, в каком именно состоянии находятся родители ребенка. Способны ли они адекватно откликаться на его чувства и потребности? Могут ли излучать тепло и любовь? Умеют ли наблюдать за своими детьми? Благополучны ли сами? Осознают собственные чувства, проблемы и трудности? Если родители глубоко несчастны, неблагополучны и при этом не понимают причин своих состояний и неудач, не обращаются никуда за помощью, то практически невозможно добиться того, чтобы они подарили своим детям счастливое детство.
В целом, на мой взгляд, невозможно рассматривать благополучие ребенка в отрыве от психологического и физического состояния его матери и отца, вне семейной системы и супружеских отношений. Чтобы мама с огромной нежностью и любовью растила своих детей, в сложные периоды жизни близкие люди, в первую очередь супруг, заботятся о ней самой.
Не существует благополучия ребенка вне благополучия его семьи.
Поэтому так важно развивать устойчивость и сплоченность матери и отца. Помогать родителям справляться с собственными тяжелыми переживаниями и негативным опытом. Поддерживать взрослых в создании счастливой семейной жизни, в налаживании доброжелательных отношений с супругами и детьми. Только родители, которые действуют в согласии с разумом, желанием и долгом, могут дать своим дочерям и сыновьям счастливое детство.
Современный мир так устроен, что нескончаемые переживания, тревоги, проблемы выбивают многих мам и пап из колеи. В наше время едва ли не на первый план выходит способность взрослых регулировать собственные эмоции, справляться с разочарованием, с гневом, с другими негативными чувствами. Чтобы уберечь детей от неконтролируемой агрессии взрослых, начинать всегда нужно с себя. Если мы хорошо управляем собой, то сумеем защитить и своих детей. А если этого навыка нет, то можем сами совершать необдуманные поступки, невольно мешая физическому развитию, интеллектуальному росту и эмоциональной зрелости своих детей, привнося в их жизнь противоречия, хаос и хронический стресс.
У многих родителей, помимо прочего, зашкаливает чувство вины за допущенные в воспитании ребенка ошибки. Я тоже не исключение. Однако важно не изводить себя – это лишь добавляет переживаний – а признать собственное право не быть идеальными. Детям нужны реальные мамы и папы, такие, какие они есть, – «достаточно хорошие родители», которые иногда ошибаются, иногда сомневаются, но остаются рядом со своими детьми и пытаются изменить отношения с ними к лучшему. Не могли уделять ребенку достаточно времени, когда он был маленьким? Давайте делать это сейчас, даже если он уже стал подростком. Были грубы с ним раньше? Стоит сказать об этом прямо и попросить прощения, даже если сын или дочь уже совершеннолетние. Наказывали ребенка морально или физически? Необходимо признать, что мы были неправы, и поговорить с ним об этом, неважно, сколько ребенку лет.
Пока люди живы, все можно исправить и изменить к лучшему.
Наши дети гораздо великодушнее нас – признание родителями своих ошибок помогает изменить отношения. Делает их близкими и доверительными.
История, которую я решилась рассказать в этой книге, не только о наших детях. Она об эволюции супружества, о развитии матери и отца. От нулевого, точнее даже отрицательного значения, до уровня, который можно назвать «достаточно хорошим»: когда желания, умения и обязанности взрослых соединяются воедино.
Пятеро детей стали в нашей с мужем жизни самым мощным стимулом к личностному развитию. Каждый из них многому научил.
Возможно, некоторые истории, рассказанные в «Наших детях», уже знакомы вам по книгам «Чужие дети», «Если б не было тебя», «Дочки-матери». Но там реальные ситуации из нашей жизни были переработаны в художественной форме, вписаны в сюжетные линии литературных героев. Только история «Меня зовут Гоша» о нашем приемном сыне в этом смысле стала исключением: она полностью документальна. И в книге «Наши дети» – тоже только реальность и документальный текст. Здесь много моментов и переживаний, о которых я никогда не рассказывала раньше. Потребовалась немалая смелость для того, чтобы раскрыть семейные тайны и предстать перед читателями в неприглядном виде – незрелого взрослого, недостаточно хорошей матери, неосознанного родителя. Показать весь сложный путь своего материнства без прикрас.
Дети – и родные, и приемные – это любовь и счастье, а еще много боли, вины, чувства собственной неполноценности, даже отчаяния. Я не знаю более сложного дела в жизни, чем родить или принять, а потом воспитать ребенка. Почему? Потому что перед ребенком взрослый всегда истинный. Такой, какой он есть. Каким его сформировали генетика, среда, отношение собственных родителей, психологические травмы и личные победы. Bсем этим багажом нужно учиться управлять.
Как показал личный опыт, хорошо справляются со своими задачами те родители, которые воспитывают не детей, а себя. Формируют день за днем и год за годом собственную личность, наполняя ее осознанностью и принятием. Становятся по-настоящему зрелыми людьми, берут на себя ответственность за настоящее и за будущее, за семью и детей.
Как же стать «достаточно хорошим родителем»? Главное – быть рядом с ребенком не только физически, но и психологически. Не оставлять его одного. Не перекладывать ответственность за него на супруга, на собственных родителей, на государство. Важно четко понимать свои цели, эмоции и управлять собственными действиями в конкретный момент. Родитель, который анализирует переживания и принимает во внимание чувства ребенка, четко формулирует задачи и в любой ситуации контролирует себя, может, на мой взгляд, называться «достаточно хорошим». Такой родитель не идет на поводу у личных травм, негативных паттернов и бесконтрольных чувств. Он работает над собой и делает выбор: «Я хочу любить своего ребенка, я могу любить своего ребенка, и я буду любить его всю жизнь». Это одновременно простое и очень сложное решение. Но оно необходимо нашим детям.
Наш с супругом жизненный опыт привел к пониманию простой истины – необходимо сделать все возможное и невозможное для того, чтобы родители ребенка справились, чтобы он не потерял свою родную семью. В сложные периоды жизни – читая книгу «Наши дети», вы убедитесь, что и у нас их было немало, – молодым родителям бывает нужна поддержка старших родственников, помощь государства, а порой и помощь в формировании психологической готовности к супружеству, отцовству и материнству. Когда в 2012 году мы с мужем проходили школу приемных родителей, то были потрясены – оказывается, многих ошибок и трудностей, с которыми мы столкнулись, можно было избежать, если бы в юности мы могли получить некоторые знания из области семейной и детской психологии, если бы знали, куда обратиться за профессиональной психологической помощью.
С того момента у меня появилась глубокая уверенность в том, что школы родителей для родных мам и пап необходимы. Нужна помощь в том, чтобы родители не разлучались друг с другом и сохраняли детей в семье.
За последние годы непозволительно высоким в нашей стране стал уровень разводов – 70–80 %. Порядка 40 % детей после развода живут только с одним родителем, а второй не принимает ежедневного участия в их воспитании.
Пройдя через угрозу развода в своей семье, приняв детей из детского дома, которые потеряли родных мам и пап, мы убедились – жизненно важно помогать именно родителям. Нужны семьесберегающие практики, которые позволят укреплять семьи с детьми. Нужно поддерживающее и уважительное отношение к родителям в обществе и в государстве, особенно – к родителям многодетным.
Когда мамы и папы чувствуют себя достаточно хорошо, не испытывают страха, стыда, вины, когда они уверены в себе и в своих родительских умениях, а главное – находят опору друг в друге, им становится намного легче сохранить семью и позаботиться о счастье и благополучии своих детей.
С 2012 года я начала создавать программу для родных мам и пап «Азбука счастливой семьи», направленную на укрепление супружества, отцовства и материнства. Чуть позже в работу включились мои коллеги – психологи и педагоги. В 2020 году мы с супругом Денисом Салтеевым создали некоммерческую организацию «Азбука семьи», в которой стали вместе с психологами работать в формате социально-психологических тренингов с мамами и папами. В 2021 году в сотрудничестве с Институтом изучения детства, семьи и воспитания апробировали нашу программу поддержки семей с детьми от 0 до 18 лет на базе школ и детских садов.
Сегодня инструмент для укрепления семейных отношений доступен в виде книги-тренажера «Азбука счастливой семьи» и видеолекций для самостоятельного изучения в целях просвещения родителей. Также на основе нашей программы работают школы родителей «Азбука семьи» и клубы «Устойчивая семья» в формате социально-психологических тренингов. Это уже глубокая психологическая работа родителей над собой при бережном участии специалистов.
Сегодня мы обучаем психологов работе с семьями по нашим методикам, сопровождаем коллег в профессиональном сообществе и надеемся, что в скором времени школы и клубы родителей по нашей программе будут доступны мамам и папам в большинстве государственных организаций социального обслуживания и образования нашей страны, а также в профильных некоммерческих организациях.
Программа «Азбука счастливой семьи» рекомендована Министерством просвещения и Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Она прошла научную экспертизу и получила положительное заключение Центра экспертиз СПбГУ.
Практика школ родителей «Азбука семьи» верифицирована в МГППУ и размещена на портале лучших практик СМАРТЕКА, где занимает ведущее место по количеству внедрений в нашей стране. В 37 регионах Российской Федерации в 2024 году работают 122 школы родителей «Азбука семьи». На сегодняшний день их уже окончили 3 263 мам и пап. Анализ анкет родителей и обратная связь от них, а также наблюдения специалистов показали следующие социальные результаты: 96 % мам и пап, завершивших обучение, стали обладать базовыми знаниями из области семейной и детской психологии. Более 60 % родителей улучшили детско-родительские отношения. Порядка 26 % родителей улучшили свое психоэмоциональное состояние – у них стало меньше страхов, тревог, появилось больше уверенности в себе. На 14 % выросло число родителей, полностью отказавшихся от физических и моральных наказаний детей. И, пожалуй, еще более значимая для нас цифра – год спустя после освоения программы «Азбука счастливой семьи» в школах родителей 100 % супругов сохранили свой брак. Из прошедших обучение 93 % родителей высоко оценили программу (на 9–10 баллов из 10) и 99 % готовы рекомендовать ее знакомым и друзьям (9–10 баллов из 10).
Мы сумели на практике убедиться в том, что родители хотят и готовы меняться к лучшему ради счастья своих семей и детей. Задача государственных и общественных организаций – сделать доступными для всех желающих мам и пап семьесберегающие практики в целях ранней профилактики семейного неблагополучия. Школы родителей «Азбука семьи» и другие комплексные услуги, направленные на сохранение и укрепление родных семей с детьми, должны работать в каждом городе, в каждом поселке. Такую задачу мы и ставим сегодня перед собой.
Важно продолжать работу и в сфере профилактики социального сиротства. За последнее десятилетие в России уже многое сделано для сокращения числа детей-сирот в учреждениях: в 2013 году, когда мы с мужем впервые усыновили ребенка, в детских домах нашей страны по официальным данным жили 68 770 детей. На 30 июня 2017 года в федеральном банке данных числилось уже 54 500 детей-сирот. А сегодня эта цифра общими усилиями государства и общества стала намного меньше – по официальной информации федерального банка данных о детях-сиротах на 1 сентября 2024 года в учреждениях для сирот проживают 34 407 детей, оставшихся без попечения родителей. Однако необходимо смотреть правде в глаза – были в прежние годы и остаются сегодня дополнительно еще порядка 20 000–30 000 детей, которые живут в детских домах временно, по заявлению своих родителей. Их не учитывает официальная статистика. Но выходит, что в учреждениях для сирот проживают в 2024 году более 50 000–60 000 детей, чьи родители в 90 % случаев живы. Но они по разным причинам – бедность, болезни, зависимости, отсутствие поддержки – не справляются со своей жизнью, не могут растить детей. А наше государство предлагает им, к сожалению, такую услугу: поместить ребенка на полгода в детдом, чтобы заняться решением своих проблем. Собственная незрелость и психологические дефициты часто становятся для таких мам и пап помехой в том, чтобы самостоятельно решить все вопросы. Через полгода, если их не сопровождать на пути решения бытовых, материальных, медицинских и психологических задач, они напишут еще одно заявление, потом еще. Абсурд и бессмысленность ситуации состоит в том, что с родителями тем временем не ведется должной работы.
Это необходимо срочно менять. В качественной профессиональной поддержке нуждаются прежде всего родные семьи с детьми, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении, в состоянии глубокого кризиса. Необходимо не забирать детей из семьи, бросая родителей с их проблемами на произвол судьбы, а поддерживать мам и пап на сложном пути преодоления кризисной ситуации. Давно пора обратить внимание на тех мам и пап, чьи дети уже оказались в учреждениях для сирот или вот-вот могут туда попасть. И осознать, что чаще всего за глубоким семейным кризисом стоит беда, трагедия, уход или смерть одного из родителей, тяжелая болезнь, нищета, а часто череда из всех этих событий, и как следствие – психологическая травма, которая разрушает жизнь семьи, не позволяет взрослым полноценно заботиться о себе и о своих детях.
В 2022 году в России Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка Марией Алексеевной Львовой-Беловой был инициирован пилотный проект «Профилактика социального сиротства среди детей в возрасте до 4-х лет» в рамках стратегической программы «Дети в семье». Эта программа про помощь родным родителям. Про внедрение нового семьесберегающего подхода. К счастью, нашей некоммерческой организации выпала честь участвовать в этой работе, создавать вместе с психологами государственных организаций реабилитационные пространства для родных мам и пап в формате Клубов «Устойчивая семья». Родители в Клубах посещают социально-психологические тренинги с элементами терапии и получают поддержку специалистов. С начала 2024 года программу «Азбука счастливой семьи» в Клубах освоили 318 родителей. При профессиональной поддержке психологов и других специалистов им удалось достичь значимых результатов: 55 детей вернулись в родные семьи из учреждений для для сирот (среди них 18 детей от 0–4 лет и 37 детей от 5–17 лет) и 574 ребенка сохранили свои родные семьи.
Практика этой работы доказывает, что большинство детей в семьях, столкнувшихся с кризисом, не нуждаются в разлучении с родной семьей и помещении в учреждения для сирот!
Дети нуждаются в том, чтобы их родным семьям вовремя помогли, оказали комплексную медико-социально-психологическую поддержку. Если сегодня взять в фокус внимания и развивать именно эту работу, многих трагедий в будущем удастся избежать.
Весьма показательно, что на работу с семьей государство затрачивает намного меньше средств, чем на содержание детей в стационарах. Сегодня известно, что нахождение в детском доме одного ребенка обходится налогоплательщикам в 1,5–2 миллиона рублей в год. Комплексная помощь семье, как показывает уже возникающая в пилотных регионах практика, стоит дешевле в 10 раз. Если учесть, что в кризисные ситуации нередко попадают многодетные семьи, где 5 и более детей, экономия возникает космическая.
И дело не только в деньгах. Гораздо важнее то, что государство получает возможность сберечь главную ценность – семью с детьми, сберечь психическое и физическое здоровье своих взрослых и маленьких граждан.
Еще одной важной задачей на этом пути становится изменение сознания общества – нам необходимо с гораздо большим уважением и поддержкой относиться к матерям и отцам. Стереотипные высказывания и даже просто мысли «куда нарожали», «считать не умеют», «плодят нищету» обязаны остаться в далеком прошлом и больше не возникать. Возможно, стоит даже задуматься над административной ответственностью за оскорбление чувств родителей. Мамы и папы, у которых 5, 7, 10 и даже 15 детей, которые стараются изо всех сил ради своей семьи, – настоящие герои, а не «сумасшедшие». Мамы и папы, которые не прервали жизнь ребенка, родили его и остаются рядом с ним, любят, заботятся, несмотря на все трудности, – это гордость нашей страны, а не «иждивенцы».
Только через помощь семьям с детьми, через моральную, социальную и психологическую поддержку – в том числе в выстраивании крепких супружеских, детско-родительских и родственных отношений – в России будут созданы условия для счастья семей с детьми. Если семейное благополучие станет целью каждого из нас, то многие проблемы в стране удастся успешно решить. Удастся снизить количество разводов, повысить демографию и обеспечить благополучную жизнь каждому ребенку благодаря счастливой семейной жизни его родителей.
Благополучие всегда там, где люди лицом друг к другу.