Глава 3. Как выбраться из того что мы создаем
Как наблюдатель содержимого моего ума (мыслей, чувств, эмоций, ощущений, ассоциаций), я больше чем содержимое моего ума.
Суть в наблюдении. Поэтому задача первой ступени – научить вас, как можно наблюдать ваше внутреннее переживание, а не сливаться с ним.
Такое наблюдение дает вам опыт рассмотрения событий вашей жизни без осуждения, оценки, значимости, или предпочтения.
У большинства из нас суждения, пристрастия и предубеждения выскакивают автоматически, мы “обнаруживаем”, что нам что-то не нравится, или терпеть не можем какое-то событие. Мы не сознательно выбираем реакцию. Реакции происходят с нами, часто без нашего контроля. Эти автоматические реакции сильно приукрашивают и видоизменяют то, как мы воспринимаем и переживаем окружающий мир, и пока реакции остаются “на автомате”, мы так и не можем выбирать, как нам себя чувствовать, как нам жить.
Когда вы используете часть вашего Внимания, чтобы наблюдать реакцию, по сути вы вводите расстояние между вами и реакцией. В этом пространстве вы не поглощаетесь реакцией. Даже когда реакция идет своим путем, пространство наблюдения создает расстояние, которое уменьшает чувство привязанности к реакции.
Поскольку ваше Внимание – это больше опыт, чем концепция, полезно создать обстановку для переживания на опыте этого явления, реакций и откликов. Аналогично каждый уровень сопровождается упражнениями и созерцаниями.
Удобно сядьте и закройте глаза. Вспомните происшествие, которое вас расстроило. Это может быть случай, когда вода залила квартиру, и кроме вас никого не было дома, или это может быть злой обмен жестами с водителем автомобиля, недоразумение с чиновником, или ссора с любимым человеком.
Вообразите это происшествие, видя его изнутри. Будьте в его центре, воспроизводя эту сцену со всем тем смятением и раздражением, с которыми вы первоначально пережили ее.
Затем продолжайте видеть ту же самую сцену, но вместе с тем заметьте, что теперь вы её наблюдаете, со стороны. Теперь увидьте себя в сцене, который переживает все эмоции и огорчения, и есть вы снаружи сцены, переживающий наблюдение, замечающий все эмоции, мысли, и ощущения.
Посмотрите, есть ли разница между тем, как вы пережили происшествие двумя способами.
Вначале вы, возможно, не испытаете чувства объективности и непредвзятости. Большинство из нас очень привязаны к своим эмоциям. Если мы чувствуем, что нас оскорбили, неправильно поняли, или унизили, мы обычно не готовы быстро выйти за рамки наших справедливых эмоций. Если вы не смогли перейти ко второй части упражнения, делайте первую часть, находясь внутри происшествия, пока с него не снимется эмоциональный заряд. Через время вы почувствуете, что готовы дать части вашего осознания перейти в беспристрастное наблюдение.
Когда вы перемещаетесь внутрь и наружу, погружаясь в переживание и наблюдая себя в переживании, вы начинаете чувствовать свое “я”, которое присутствует на обоих уровнях. Когда вы вспоминаете эмоциональное переживание, осознайте что вы существовали и до этого, и остались существовать после полного исчерпания эмоциональных реакций. “Я”, которое наблюдает ваш опыт, присутствует всегда; оно замечает, как приходят и уходят все мысли, ощущения, и чувства.
Опыт первой ступени, как быть больше чем то, что вас беспокоит.
Рассмотрите два способа переживания одного и того же события.
Например: я отдала моему начальнику ежемесячный отчет, который он обычно одобряет и хвалит. В этот раз меня зовут в его кабинет, дверь закрывается, и он раздраженно говорит мне, что в моем отчете есть крупный недосмотр, и его нужно полностью переделать. Я краснею от неожиданности и смущения, на моих ладонях выступают капли пота, и в моем животе такое ощущение, как будто по нему ударили дубиной. Я бормочу извинения и снова сильно смущаюсь. У меня поверхностное дыхание, часто бьется сердце и все, чего мне хочется—это убежать отсюда. Я чувствую себя глупой и к тому же зла.
Когда вы начнете практиковать принцип первой ступени, вы совсем по-другому начнете переживать то же самое событие. Вы сможете выйти за пределы всего того, что наблюдаете.
“Все, о чем вы знаете, не может быть вами”.
Альфред Коржибский
Только из-за отождествления и слияния с мыслью или чувством вы не даете себе быть наблюдателем и становитесь самим переживанием.