Добрый день, в этой лекции мы начинаем второй модуль, который будет посвящён изучению аналитической психологии. Точнее будет сказать, введению в аналитическую психологию, потому что изучать её можно вечно, поскольку это обширная теория. И, на мой взгляд, одна из самых интересных и самых глубоких психологических теорий. Она намного больше, чем просто про множество инструментов для работы с собой или с клиентами. Она – про другую систему мышления и мировоззрения. Я уверена, что, когда вы для себя её откроете и осознаете, то уже никогда не будете прежними. Когда вы пропустите через себя эту теорию и усвоите её, вы убедитесь в том, как она трансформирует изнутри. У вас, конечно, будет свой ПУТЬ постижения и осознания. Но я уверена, что аналитическая психология, благодаря своей глубине и многогранности, произведёт минипереворот в вашем мышлении и мировоззрении.
В этом модуле я буду ссылаться на книгу Мюррея Стайна "Юнговская карта души". У кого есть желание и время, можете её прочесть. Если нет ни того, ни другого, в лекциях я буду всё давать и делиться своим практическим опытом работы с клиентами, своим видением, буду давать и другие знания. И, если у вас будет к этой теме интерес и будут появляться вопросы, по мере углубления в тему, то это очень хорошо. Потому что, получая ответы на свои вопросы, вы эту тему расширите и углубите внутри себя, она станет живой и понятной. А всё, что живое, оно автоматически встраивается в вашу жизнь и ваши отношения, и также в работу с клиентами, то есть, становится ВАШИМ. Мне очень нравится метафора, которая использована в названии книги: "Карта души", как будто мы рисуем и изучаем карту внутреннего мира. В процессе изучения внешнего мира люди составляли карты. Можно было посмотреть на карту и понять, как из точки "А" попасть в точку "Б", не заблудившись, ничего не перепутав. И в названии книги метафора отражена так, как будто мы рисуем карту внутреннего мира. И, когда человек приходит к нам, мы тоже, исходя из его карты, можем определить, в какой ТОЧКЕ он находится, куда он хочет, и что стоит между его "А" и "Б".
Аналитическая психология- это теория, которую создал Карл Густав Юнг – швейцарский психиатр, впоследствии психотерапевт. Мюррей Стайн в своей книге называет К.Юнга, своего рода, Христофором Колумбом внутреннего мира. Хотя сейчас уже существуют различные теории о том, что Америку открыл не совсем Колумб или совсем не Колумб, суть не в этом. Важно то, что человек открыл новые земли внешнего мира. А Юнг был открывателем Terra Incognita (неизвестных земель) внутри человеческой психики. Представляете, как раньше, до открытия Америки, люди жили себе на какой-то определённой территории и не знали, что где-то ещё есть другие земли, другая жизнь, за пределами их знания и понимания. И вдруг Колумб открывает что-то совершенно новое, что влечёт за собой новые возможности и пути развития. Так вот, такое же открытие сделал Юнг для психики человека. Я коротко скажу о нескольких фактах его биографии, которые считаю уместными привести здесь, которые важны для дальнейшего понимания его работы. Карл Юнг родился в 1875 году, на рубеже XIX и XX веков, в семье пастора швейцарской реформаторской церкви. Это время важное. Оно, как некий контекст, в котором мы живём и, с которым мы неразрывно связаны. Семья у Юнга была очень интересная. По линии отца были врачи, юристы. Первый представитель рода – Карл Юнг был доктором медицины и юриспруденции, ректором университета в немецком городе Майне. Прадед был врачом, руководил военным госпиталем во время Наполеоновских войн. Дед будущего психиатра Карла Густава Юнга- тоже врач, переехал в Швейцарию по приглашению Александра фон Гумбольдта – естествоиспытателя, путешественника, одного из основателей географии, как самостоятельной науки. Со стороны матери предки были с мистическим уклоном, со склонностями к оккультизму. Дед был доктором богословия, масоном, Великим мастером Швейцарской ложи. Поэтому, интерес Юнга к раздвоенности личности и мистики был обусловлен особенностями семьи. Книга "Воспоминания, сновидения, размышления" написана по следам интервью с Юнгом. Эта книга открывает Юнга как личность. Здесь становится понятным, как формировалась его внутренняя картина мира, которую он передал нам в своём учении. Самого Юнга читать тяжело, а эта книга читается легко, одновременно показывая его образ мышления, мировоззрение. Юнг соединил в себе наследственность из двух линий – отцовской и материнской (левополушарное и правополушарное мышление). И в этом была его уникальность. И, раз уж мы говорим о семье, обратите внимание на свой круг родственников, а также, родственников своих клиентов. Это даст КЛЮЧИ к работе с определёнными людьми. О чём был отец, о чём была мама? Не только про то, какие жизненные сценарии они жили, а про то, чем они были наполнены.
У Юнга это хорошо прослеживается. Интеллектуальная составляющая и магически-мистически-оккультная. Возможно, именно такое соединение и дало Юнгу ту глубину, которую он смог нам передать в своих работах. Юнг изучал медицину в Базельском университете и начинал свою работу сначала ассистентом психиатра в клинике, с глубоко больными людьми. Если Фрейд работал с условно здоровыми – невротиками, то Юнг работал с психотиками (шизофрениками и т.д.). Он был одним из немногих, кто получал хорошие результаты в лечении. За счёт ли своей теории, за счёт ли своей личности, это остаётся загадкой. Но, тем не менее, он мог успешно работать с такими пациентами. С 1907 по 1913 год Юнг сотрудничает с З. Фрейдом, который был старше Юнга и первым начал развивать психоаналитическую теорию. Юнг познакомился с этими трудами. Это было ему очень близко, очень понятно. Есть такая легенда, что когда они встретились, то проговорили 12 или 18 часов. Мы можем себе представить, что на тот момент психоанализ- это было что-то новое, только начинающее изучаться. И как важно было им найти каждому для себя единомышленника. Но позже, Юнг со своей мистической составляющей, хотел расширять исследования в эту область, а Фрейд его не понимал. Для него это было дикостью, далёкой от науки. Там, где находила выражение духовность – будь то человек или произведение искусства, – Фрейд видел подавленную сексуальность. А для того, что нельзя было объяснить собственно сексуальностью, он придумал термин "психосексуальность". В конце концов, пути их разошлись, но этот разрыв сподвиг Юнга идти в сторону создания своей теории, своей психологии, которую он назвал Аналитической психологией. Умер Карл Юнг в 1961 году в возрасте 86 лет. С его смертью тоже связана интересная история, опять же, неизвестно доподлинно ли, но основана она на реальных фактах. До конца своей жизни Юнг был достаточно активен. Он много писал, читал лекции, давал интервью. Он очень любил вино, у него была обширная винотека. В один из дней он достал из своего погреба самую дорогую бутылку вина, выпил её за ужином, прилёг на диван и умер. Вот такая, как мне кажется, замечательная смерть. Он, как будто бы предчувствовал свой близкий уход и сделал себе напоследок приятное, как бы ознаменовав свой уход. Мне кажется, что то, как человек уходит из жизни, тоже можно рассматривать с той точки зрения, что как жил, так и умер. У Юнга завершение жизни было не тягостным. Случился нормальный переход из одного мира в другой. Почему я рассказала эти факты из биографии Юнга? Потому что они тоже важны. Они тоже дают некий настрой на то, о чём мы будем дальше говорить. Потому что любая теория – это, прежде всего, про личность её создателя. Как любой фильм, любая книга, любая лекция в том числе, – это отображение Сознания и Бессознательного того, кто создал этот материал. И, когда мы начинаем изучение, мы тоже присоединяемся и какие-то важные "вещи" для себя берём.
Мне очень нравится цитата К.Г. Юнга: "Весь мир висит на единственной нити. И этой нитью является человеческая психика". Не знаю, как вы для себя понимаете эту цитату, но я тоже думаю про то, что психика – это, по-сути своей, ВОСПРИЯТИЕ. Например, есть "чашка". Она, как бы есть сама по себе, но для меня эта "чашка" возникает в тот момент, когда я на неё смотрю. В моём мире она возникает тогда, когда я её вижу. Хотя без меня она тоже есть. Если я "чашку" не вижу, то её как бы нет. Если я этот мир не вижу, то его как бы нет. С одной стороны – философский момент. С другой стороны, эти размышления дают нам понимание, почему в жизни одних людей происходит так, а в жизни других – иначе. У одних больше позитива, у других – негатива. Это вопрос психики и того, что человек видит. И то, что он видит, начинает внутри него существовать. До того, как психика этого не восприняла, этого для человека нет.
Что нового привнёс Юнг? Каковы его разработки? Это, конечно же, теория о Коллективном Бессознательном. Если Фрейд говорил только о Бессознательном, то есть, он делил психику на Сознание – то, что мы знаем, и Бессознательное – то, что мы не знаем. Юнг пошёл дальше. Его структура психики выглядит иначе. У вас вверху картинка к этой лекции и там это видно. Там идёт Сознание, как верхний слой, потом Бессознательное (личное), а потом Бессознательно (коллективное), то есть, некий океан, общий для всех, как будто мы все вырастаем из него. Каждое индивидуальное Бессознательное, и, конечно же, индивидуальное Сознание, вырастает из общего океана Бессознательного. Как у Юнга возникла идея об этом, на что он опирался, в следующих лекциях мы немного посмотрим в эту сторону. Но, если мы говорим о практическом применении этой концепции, то она очень широкая. Это и про передачу разного рода состояний и сценариев. Дальше из концепции коллективного Бессознательного вырастает концепция архетипов, типичных образов, типичных сценариев, типичных идей. Про архетипы будет отдельное занятие. Также Юнг разработал такое понятие, концепцию, как синхрония. Об этом тоже будет отдельная лекция. Его авторству принадлежит термин "комплекс", которым сейчас мы часто пользуемся. Психологические типы – экстраверт, интроверт, типы – интуит, мыслитель, чувствующий и сенсорный ощущатель– тоже его разработка. И это то, на чём выросла соционика, которая базируется на психологических типах. Подход Юнга к изучению психики был крайне личностным. То есть, его исследования Бессознательного основывались не только на работе с пациентами и на экспериментах. Он также постоянно анализировал самого себя, тщательно наблюдал свои собственные сновидения. Тем самым он развил технику активного воображения, на которой выросли визуализации. Таким образом, Юнг находил путь к более скрытым и глубоким областям внутреннего мира. Чтобы лучше понимать своих пациентов и себя самого, он разработал метод интерпретации, основанный на сравнительном изучении культур, мифов, религий. То есть, фактически, он пользовался любыми материалами из мировой истории, имевшим отношение к психическим процессам. Этот метод был назван методом амплификации. Об этом более подробно будем говорить в третьем модуле. Но здесь ещё раз хочу обратить внимание на то, что Юнг бесконечно проводил параллели. Например, с внутрипсихическими процессами и процессами, описанными в мифах, сказках и, по-сути, это и привело к созданию концепции архетипов, т.е, того, что всё едино, процессы типичны, они выражаются и социально внешне в развитии всего человечества, они выражаются в наших культурных продуктах. То есть, любой миф, любая книга,– это продукт психики какого-то человека или всего народа, если это народные сказки. И эти же процессы проживает каждый человек в своей отдельной жизни. Таким образом, все эти процессы, по-сути, типичны. Их не так много. И вот это соединение является очень исцеляющим для психики. Это с одной стороны. А с другой стороны, оно очень применимо также и в других разных сферах, начиная от рекламы, политтехнологий, пиара и т.д. То есть, всё это связывается. Что ещё важно сказать. Юнг сумел соединить вот эту свою сторону мифическо-мистическую с научными понятными фактами, исследованиями. Он смог это перевести на язык, который приняли в научном сообществе, и, пожалуй, в этом его гениальность. По крайней мере, одна из сторон его гениальности, что под всё это он сумел подвести научную базу. И был услышан и принят в научном мире. Работы Юнга могут быть непростыми для чтения, из-за того, что он работал как бы в двух полюсах. И потому, на первый взгляд, может казаться, что там есть противоречия. Сам Юнг говорил об этом следующим образом: "Я сконцентрировал свой взгляд на центральном огне и пытаюсь расставить зеркала, чтобы сделать его видимым для других. Иногда между этими зеркалами остаются пробелы, и они не стыкуются друг с другом. Я не могу исправить этого. Лучше смотрите на то, на что я пытаюсь указать". Представили себе эту картину? Юнг- это очень-очень про ОБРАЗЫ. У кого-то легче с образным мышлением, у кого-то другой психологический тип, и им сложнее. Тем не менее, этот образ с зеркалами мне кажется понятным. Расставленные зеркала, а между ними зазоры, как нестыковки, но, всё же, они максимально отзеркаливают центральное, то, что Юнг назвал огнём. Этот центральный объект, на который мы смотрим, который и является нашей психикой.
Итак, сейчас посмотрите на структуру психику вверху. Здесь мы видим структуру психики, которую предложил нам Юнг. Или, как пишет Мюррей Стайл, карту души, которую рисует нам Юнг. Мы видим схематическую окружность, представляющую собой психику. Нижний слой, заполняющий окружность,– это Коллективное Бессознательное. Здесь оно показано как бы небольшой областью, но мы понимаем, что на самом деле, оно простирается далеко за пределы этой окружности, то есть, индивидуальной психики. Следующий слой – Личное Бессознательное, и самый верхний – Сознание. Вот они, по-сути, таким образом и развиваются.
Смотрим дальше. Внутри этих слоёв находятся окружности поменьше. Это некие структуры, содержащиеся внутри психики.
● 1 структура – ЭГО. Оно практически всё – на уровне Сознания, и только крошечная часть уходит в Личное Бессознательное. От Эго идёт линия, связующая с Самостью, которая расположена в Личном Бессознательном.
● 2 структура – ПЕРСОНА. Её малая часть находится в Сознании, а основная – в Личном Бессознательном.
● 3 структура – ТЕНЬ. Она – вся в Личном Бессознательном.
● 4 структура – АНИМА / АНИМУС. Тоже в Личном Бессознательном. Это – внутренняя женщина и внутренний мужчина.
● 5 структура – КОМПЛЕКСЫ. Они тоже расположены в Личном Бессознательном.
Если вы заметили, и комплексы, и анима / анимус, и персона, и тень – все имеют связь с Коллективным Бессознательным, и ещё с маленькими «кружочками», отмеченными буквой "А", которой обозначены АРХЕТИПЫ. Мы с вами будем разбирать каждую из этих структур.
Сегодня мы начнём с ЭГО и пойдём дальше. И за неделю изучения аналитической психологии, приведённая выше схема внутри вас обретёт смысл карты души. Потому что в действительности- это карта и есть. По ней очень хорошо ориентироваться как в своём внутреннем мире, так и во внутреннем мире ваших клиентов. Итак – ЭГО. Как мы видим из схемы, Эго практически полностью расположено в Сознании и является его центром. Здесь тоже важно, чтобы у вас внутри провелась граница между Эго и Сознанием, и чтобы вы понимали, как они относятся друг к другу. Вот это мы и будем разбирать. ЭГО происходит от латинского слова, означающего – "Я". М. Стайн пишет по этому поводу: "Сознание- это состояние бодрствования, и в центре его находится Я, то есть, Эго. Это очевидная отправная точка, это вход в обширную внутреннюю область, которую мы называем Психикой. В то же время, это сложное специфическое свойство Психики, всё ещё таящее в себе множество загадок и вопросов, остающихся без ответа". Юнг, хотя его больше и интересовала глубина, куда его тянула материнская линия, как учёный, понимал, что Сознание- это единственный инструмент, которым мы можем изучить всё остальное. То есть, для того чтобы изучить Бессознательное, мы должны использовать Сознание, и Эго, как центр сознания, который структурирует и задаёт направление. Поэтому Юнг с вниманием, с интересом относился к этой области. Если мы говорим о его работе "Психологические типы", из которой выросла Соционика, то это только про Сознание. То есть, по-сути, любая типология не затрагивает Бессознательное. Она про то, каким образом Сознание структурирует, анализирует информацию. Как мы познаём этот мир, через что. Как мы эту информацию берём, структурируем, анализируем, по полочкам раскладываем и т.д. То есть, мы с вами, по-сути, отличаемся вот этим. Точное понимание психики или чего бы то ни было, любого объекта, зависит от состояния Сознания. Если Сознание в спутанном, сумеречном состоянии, то понятно, что оно ничего изучить не может. Поэтому, это тоже очень важная часть. И многие школы психологии работают только на этом уровне. Пример – когнитивная психология. Само название – когнитивная, вот она на этом уровне. И на этом уровне тоже есть хорошие результаты. Это тоже цитата из М. Стайна, что "термин Эго относится к переживанию себя как центра воли, желания, размышления и действия". То есть, вот это всё – про Эго: воля, желание, размышления, действие. Юнг пишет: "Отношение психического содержимого к Эго является критерием его сознательности, ибо никакое содержимое не может быть сознательным, если оно не представлено субъекту. Эго – тот субъект, которому психическое содержимое может быть представлено. Оно подобно зеркалу. Более того, связь с Эго – необходимое условие того, чтобы что-либо стало сознательным- чувство, мысль, восприятие, фантазия. Эго, своего рода, зеркало, в котором психика видит себя и становится сознательной".
Также Юнг говорит о том, что Сознание есть более широкая категория, чем Эго и вмещает в себя намного больше. То есть, Эго есть центр, отражающий что-то, что находится в поле Сознания. И ещё очень важный момент, о котором говорит Юнг. Сознание- это то, что есть у многих видов живых организмов – животных, даже, у растений, в каком-то зачаточном состоянии. Но Эго- это то, что отличает человека от животного. Сознание есть у всех. А центр, который может отзеркалить, который может хотеть, проявлять волю, есть только у человека. Сознание символически сильно связано с глазом. Например, когда мы в Сознании, не спим, у нас глаза открыты. Когда же спим, мы уходим от Сознания, и у нас глаза закрыты; почему-то не уши, не нос, а закрываются глаза. Понятно, что Сознание связано не только с глазами, но глаза- это символ Сознания. По глазам видно, человек в Сознании или куда-то «улетел». Так же, Сознание является фактором жизни. Оно присуще только живым организмам. Сейчас уже есть роботы с искусственным интеллектом, можете поразмышлять, как там с Сознанием. Когда Юнг создавал свою теорию, Сознание было присуще только живым организмам. Длительное отсутствие Сознания в организме- это практическое определение смерти. А когда мы находимся в сильных эмоциях, мы наносим вред нашему Эго. Что такое сильная эмоция? Если вернуться к схеме, то это, когда Эго "подразрушается". То есть, из коллективных слоёв Бессознательного поднимаются такие сильные течения, такая сильная энергия, что, условно, Эго как будто бы разрывает вот этот кружок, свою оболочку. Испытывая сильные эмоции, мы находимся, как будто бы вне тела. Например, вы злитесь на кого-то и полностью пребываете в эмоциях. Ваше Сознание там, а не в вашем теле. Поэтому, есть хорошая техника, помогающая Сознанию вернуться в тело. Нужно потереть ладошки, подышать или пощипать себя. Таким образом вы возвращаете своё Сознание в тело. Это как некая страховка от того, чтобы не брать себе чужие эмоции, чтобы ваше Эго не затапливали чужие содержания. Ведь они могут и из Личного Бессознательного приходить, и из психики других людей, если там есть какие-то "прорехи". Ещё одна цитата М. Стайна: "Эго- это точка, которая погружается в поток и может отделить себя от потока сознания, сознавая себя, как нечто, отличное от него. Сознание не находится под полным контролем Эго, даже если последнее достаточно отделено от него, чтобы наблюдать за потоком и изучать его". Что здесь важно? Когда клиент приходит к вам и рассказывает о своих внутренних переживаниях, о том, что с ним было, что он прожил, что он делает, то, по-сути, любая терапия, любая внутренняя работа есть момент отделения Эго от Сознания (от содержимого сознания). И М. Стайн пишет, что это невозможно сделать полностью, но, частично, возможно. И за счёт этого дальше возможны изменения. Это то же, что предлагает медитация, то, что предлагают разные духовные практики. Всё об одном и том же с разных сторон. Эго как будто смотрит со стороны, но не погружено в это. Поэтому у профессиональных психологов есть термин – наблюдающее Эго. Это считается хорошей динамикой, когда наблюдающее Эго растёт, становится более крепким. И даже в момент захвата сильными переживаниями, частичка Эго может наблюдать. Она не растворяется, она остаётся и человек понимает, что с ним сейчас происходит. Поэтому и у себя, и у клиентов очень важно взращивать и укреплять наблюдающее Эго. Также, мы можем назвать его Взрослым внутри себя. Взрослая часть, которая остаётся, в то время, как Ребёнок захвачен страхом и тревогой. Или, например, Ребёнок в конфликте. Жена плюс муж равно конфликт. Ребёнок внутри захвачен обидой, а наблюдающее Эго, как будто бы говорит: "Ну да, есть такой конфликт, но так случилось только сегодня, в целом-то всё нормально". Эта Взрослая часть позволяет сохранить центр своего Сознания, не позволяет ему "рассыпаться".
Считается, что Сознание предшествует Эго. То есть, сначала появляется Сознание, потом формируется Центр. И сам центр, как пишет Юнг, как пишет М. Стайл,– это то, что появляется в момент рождения человека, а может, ещё и раньше. То есть, это как бы некий зародыш, с чем ребёнок уже приходит в мир. Также, Юнг пишет о двух слоях Эго. Первый – это ядро, которое уже пришло с ребёнком. Второй- это то, что ребёнок получает в процессе жизни. Юнг указывает на важность культурной среды, социума, религии в дальнейшем развитии Эго. Второй слой нарабатывается воспитанием и средой – обществом, религией, культурой. Средой, где человек растёт, воспитывается, взаимодействует. Ещё одна очень интересная идея, как мне кажется, практически применимая. Для Юнга Эго является главным центром Сознания и, фактически, в значительной степени, определяет, какое содержание останется в пределах сферы Сознания, а какое будет пропущено и пропадёт в Бессознательном. Эго ответственно за хранение содержания Сознания и оно, также может прекратить отражать содержание, удалив его оттуда. То есть, о чём здесь речь? О том, что мы каждый момент времени осознаём много всего, наше Сознание полно разных содержаний. И кто-то внутри, то есть, Эго определяет, какие из этих содержаний будут дольше удерживаться в Сознании, а какие уйдут в Бессознательное. Действует как некий фильтр. Мы осознаём много, а в Сознании остаётся всего 3-4%. Кто-то говорит о 10%. И здесь можно задать вопрос, как работает фильтр? Какие 3-4% остаются. Кто-то видит звёзды, а кто-то грязную лужу в одной и той же картине мира. У каждого свои 3-4 %. Чьё-то Эго отзеркаливает 3-4% ВозМожностей, а чьё-то – 3- 4% трудностей и тупиковых ситуаций. Именно Эго- это та структура, которая внутри выбирает, что останется в Сознании, а что уйдёт в Бессознательное.
Ещё, когда я думаю про Эго, у меня возникает метафора с множественными личностями. Мы обсуждали фильм "Сплит". Возможно, кто-то смотрел или читал. Очень хорошая книга о множественных умах Билли Милигана. Так вот, Эго- это как будто центральная личность. В фильме это был Кевин, если я правильно помню имя. Кевин был травмирован и его условно, внутри отправили спать, а на сцену вышли жить другие личности. Так же Эго. Либо оно на сцене и распоряжается информацией, либо случается некая травма и Эго разрушается, полностью или частично, но оно, как будто бы уходит со сцены. И на его место выходят другие содержания, другие субличности. У здоровых людей этот процесс переключения, понятно, не такой яркий, как в фильме. Но, тем не менее, это центр воли, центр желания, центр принятия решений. И он уходит. А вместо него на сцену выходит другая субличность. Например, материнский комплекс. Это мы будем разбирать дальше, что может выходить и каким образом.
Дальше тоже интересный момент, о котором пишет М. Стайн, что Эго- это центр принятия решений и свободной воли. Он приводит такой пример. Представим, что я собираюсь идти на почту. "Моё Эго принимает решение и мобилизует физическую и эмоциональную энергию, необходимую для совершения этого действия. Эго направляет меня к почтовому отделению и встречает меня там. Оно – руководитель, который устанавливает приоритеты: иди на почту, не отвлекайся, и не поддавайся желанию пойти прогуляться по парку". Тоже, как мне кажется, очень понятная метафора Эго. В этом случае психологи говорят о сильном и слабом Эго. И считается, что цель терапии, в том числе, укрепление Эго. Сильное Эго в терапи- это комплимент. Если у вас сильное Эго- это хорошо. Другой вопрос, если говорить о кризисах среднего возраста. Там, наоборот, надо, чтобы Эго чуть помягче стало, чтобы что-то новое в него интегрировалось. Но это уже другие процессы. Слабое Эго- это травмированное Эго, разрушенное травмой. Точнее, разрушение- это крайний случай, а травмированное Эго- это повреждённое. Посмотрите на схему. Травмированное Эго имеет повреждённую оболочку (окружность в схеме). В ней, условно говоря, образуется отверстие. И тогда получается, что я собираюсь идти на почту, и как-то незаметно оказываюсь в парке.
Это слабое Эго.
Как укрепить Эго? Вопросами:
● Что вы хотите?
● Как я хочу? Как я это вижу? Что я намереваюсь делать? Вопросы про желания, про волю, про намерение.
И М. Стайн пишет: "Изменяется ли Я (Эго) существенным образом на протяжении жизни, остаётся открытым вопросом. Разве не то же Я, которое плакало по маме в возрасте двух лет, плачет об утраченной любви в 45 или об ушедшей супруге в 80"? Далее он пишет, что хотя и очевидно, что многие свойства Эго развиваются и изменяются, в особенности те, что касаются познания, самопознания, психологической идентичности, компетентности и т.д. Одновременно, что-то остаётся неизменным в самом сердце Эго. Опять же, вот она, идея Юнга о том, что есть некое ядро Эго, с чем ребёнок уже приходит в этот мир. А дальше вокруг этого ядра собираются различные дорощенные структуры – влияние социума, культуры, религии, профессии, в которой человек находится. Всё это достраивает его и создаёт второй слой Эго. Когда ребёнок в возрасте двух лет начинает говорить "Я", по-сути, это момент начала проявления Эго. До этого дети, обычно, говорят о себе в третьем лице. А с момента, когда малыш начинает говорить о себе от первого лица, его Эго, находившееся в зачаточном состоянии, начинает укрепляться и развиваться.
Эго сильно связано с ТЕЛОМ, то есть, оно укоренено в теле. Я – как моё тело. И пока в психологии ещё не изучались люди, которые бы полностью изменили своё тело. Во всяком случае, технологий таких ещё не существует. Можно изменить что-либо внешне, но внутренние органы остаются теми же. Поэтому случаев, когда человек изменил своё тело до последней клеточки, ещё не наблюдалось. Как тогда Эго смогло бы принять новое тело? Это вопрос для размышлений. Именно Эго боится смерти тела. Как будто, если умрёт тело, умру и я. И если мы говорим об аналитическом подходе, Эго считается некой структурой, без которой никак не обойтись. Неважно, хорошая она или нет. Есть и негативные ассоциации, связанные с Эго – эгоист, раздутое Эго. Здесь же, мы рассматриваем Эго, как обязательную внутреннюю структуру, которая просто есть и всё. Как рука, как нога. Она есть и хорошо, когда она здоровая, крепкая, красивая. И Эго тоже должно не только быть, но ещё быть крепким. Оно должно быть центром, должно собирать человека и тогда всё хорошо. Пример, который приводит М.Стайн. Когда вы садитесь за руль автомобиля, едете по знакомой дороге, по которой проезжаете каждый день. Вы благополучно прибываете до места назначения, миновав светофоры и привычные указатели, недоумевая, как же вы добрались сюда? То есть, понятная для всех ситуация, когда ехали-ехали, уже приехали, и не помните, как ехали. Потому что ваш фокус внимания находился в другом месте. Эго блуждало и поручило езду на автомате Сознанию, не связанному с Эго. И вот это, не связанное Сознание, постоянно отслеживало, обрабатывало, усваивало и реагировало на информацию. В случае кризиса, Эго возвращается и принимает командование. Многие авторы пишут, что Эго просто уходит в Бессознательное, вождение автомобиля становится автоматическим. Но нет. М.Стайн пишет, и мне кажется, что это более верно, что Сознание как раз остаётся, уходит Эго. Все автоматические действия мы делаем в Сознании. Машину вы ведёте в Сознании. Просто ваш фокус, ваш центр смещён на что-то другое. И вот это, как мне кажется, важная разница, важный нюанс, потому что Бессознательное- это совсем другое. Мы не можем сказать, что вы в Бессознательном состоянии ведёте машину. Вы её ведёте в автоматическом состоянии Сознания. А Эго, как некий фокус, блуждает где-то. При этом, если возникнет экстремальная ситуация, ваше Эго вернётся в Здесь и Сейчас, и возьмёт командование на себя. То есть, другие решения, другие варианты – всё это функции Эго. Сознание просто осознаёт, а Эго принимает решения. Повторюсь, когда захватывают сильные эмоции, если Эго слабое, оно "рассыпается". Оно не может ни принять решение, ни сориентироваться. То есть, командование ушло со сцены. Это можно сравнить с революцией. Когда лидеры сначала ведут за собой, а потом исчезают или разбегаются из-за несогласий. А что делать оставшимся без руководства с этой энергией? Представляете, какой начнётся хаос? Такой же процесс происходит и внутри человека, захваченного эмоциями.
Что способствует росту и укреплению Эго? Юнг писал, что это коллизии, что значит, столкновения. Другими словами, для укрепления Эго нужен конфликт, тревога, боль, печаль, страдания. Это заставляет его развиваться. Нужна определённая переносимая фрустрация, которая сделает Эго сильнее. Но в то же время, эти столкновения могут быть катастрофическими и причинить психике серьёзный вред. В этом случае зарождающееся Эго не усиливается, а повреждается. Оно получает настолько глубокую травму, что дальнейшее его функционирование радикально ухудшается. Пережитое в детстве насилие, сексуальная травма, являются примером таких психических катастроф. В таких случаях Эго повреждается в самых глубоких психических слоях, в самом ядре, с которым ребёнок рождается. И тогда Эго может нормально функционировать в когнитивном плане, но в менее сознательных частях, эмоциональный разлад и отсутствие связной структуры, создают серьёзные нарушения, и тенденцию к диссоциации.
На этом всё. До встречи в следующей лекции!