В прошлом году я изучал события 10—12 июля 1941 года у деревень Комарино – Лудони – Хредино, где были наиболее значимые сражения периода начала оккупации на территории нашего района [12]. Но лето 1941 года – это не только боевые действия, но и подготовка территории к оккупации: эвакуация документов, материальных ценностей, создание истребительных батальонов, подготовка оборонительных рубежей. После прихода нацистов и установления ими «нового» порядка, а точнее системы экономического порабощения оккупированной территории, начинаются партизанские действия и ответные репрессии со стороны оккупантов. Для мирного советского населения начало войны стало точкой даже не изменившей, а переломившей их судьбы, в этой ситуации неизбежны растерянность, утрата ориентиров.
Территория современного Струго-Красненского района включает в себя существовавшие в 1941 году Новосельский и Струго-Красненский районы Ленинградской области. Для сравнения площадь современного района 3,1 тыс. км², а суммарная площадь довоенных районов – 2,9 тыс. км². Таким образом, это вполне соотносимые территории, большей частью совпадающие [5].
Важная особенность территории – наличие крупных транспортных коммуникаций: железной дороги Ленинград – Псков, шоссейной дороги Ленинград – Псков и дороги Струги-Красные – Гдов.
В период 1920— 40-х гг. Псковский округ являлся пограничным, в нём создавалась сеть гарнизонов, опорных баз, что должно было повысить мобильность войск и тыловых служб. Можно отметить красноармейские лагеря (Владимирский Лагерь), Веленский химполигон, Веленский полевой аэродром и др. В 1940 г. в состав СССР вошли три Прибалтийские республики (Эстония, Латвия и Литва), государственная граница отодвинулась на запад, был создан Прибалтийский военный округ, куда были перенесены большинство мероприятий по организации обороны. Рассматриваемая территория входила в состав Ленинградского военного округа, в задачах которого осталась оборона границ от Финского залива до Баренцева моря, соответственно направления со стороны границ республик Прибалтики считалось прикрытым Прибалтийским военным округом [17].
Начало войны складывалось крайне неудачно, власти неверно оценили действия противника. Через две недели после начала Великой Отечественной войны нацисты захватили большую часть Прибалтийских республик и Белоруссии. 3 июля 1941 г. нацистские войска вступили та территорию современной Псковской области. В историографии принято разделение на две стратегические операции: до 9 июля это Прибалтийская, она завершается захватом Пскова, 10 июля считается началом битвы за Ленинград. Начало этой битвы разворачивалось на территории современного Струго-Красненского района. Наиболее масштабные бои 11—12 июля шли у деревень Хредино – Комарино – Лудони. Подробно это бои я рассматривал в работе «История боёв у деревень Новоселье – Лудони 10—12 июля 1941 года» [15].
Теперь рассмотрим более подробно действия местных властей по организации истребительных батальонов и эвакуации материальных ресурсов, а также действия военных по организации обороны.
Для оценки эвакуации мы использовали данные «Актов об ущербах и убытках, причиненных немецко-фашистскими захватчиками» хранящихся в Струго-Красненском муниципальном архиве [1], всего в этом деле подшито 325 листов и содержится информация об ущербе, причинённом 122 колхозам. Известно, что в 1940 г. на территории Струго-Красненского района действовало 125 колхозов [5], таким образом мы имеем достаточно полную картину, кроме того, это официальные документы, на многих листах стоит карандашная пометка «проверено» или «переделано». Всё это позволяет говорить о высокой степени доверия к данному источнику.
Эвакуация скота была проведена в 46 колхозах, что составляет примерно третью часть от общего числа. В 4-х сельских советах (Боротнинском, Дертинском, Посадницком, Логовещенском) скот эвакуирован во всех колхозах, ещё в 2-х (Курском и Лудонском) эвакуация скота прошла в большей половине колхозов. Территориально эти сельсоветы находятся в северо-восточной части Струго-Красненского района, ближайшие к дорогам на Ленинград и Новгород. Необходимо отметить, что в соседних, Всинском и Хрединском сельсоветах, эвакуация скота не начиналась, а в Павском эвакуировано было чуть менее половины. По 25—40% скота эвакуировано в Яблонецком, Сковородненском, Симанологском и Озерёвском сельских советах. Эти сельсоветы находятся в центральной и восточной части района.
Эвакуация началась 2 июля и продолжалась как минимум до 8 июля. Чаще всего скот отправляли в Ленинград на мясокомбинат находящийся в Средней Рогатке. Также отправлялся скот в Уторгошский, Пестовский районы, на станцию Боровичи. В двух случаях отмечена отправка скота в Вологодскую область, например, стадо из 150 голов крупного рогатого скота, 318 овец и коз, 26 лошадей и 14 человек сопровождающих вышло из колхоза «Путь Ленина» (с. Павы) 7 июля и прибыл к месту назначения 25 октября.
Количественные данные по эвакуированному скоту есть по 30 хозяйствам. Эвакуации подлежал крупный рогатый скот (КРС), овцы и козы, лошади, свиньи. Птиц и пчёл по понятным причинам не эвакуировали. В трёх хозяйствах эвакуировано меньше скота, чем числилось на 1 января 1941 г. В большинстве случаев цифры количества эвакуированного скота значительно превышают учтённый скот. Например, в колхозе «Передовик» числилось 256 овец и коз, а эвакуировано было 706 животных; в колхозе «КИМ» было 45 голов КРС, эвакуировали 185 и т. д. Данная картина характерна, это говорит о том, что эвакуировался не только колхозный скот, но и личный скот колхозников. Оценить общее количество эвакуированного скота, можно переведя его стоимость в денежное выражение, цена единицы определяется как средняя по данной группе скота по тем же актам чрезвычайной государственной комиссии (ЧГК). (См. Таблицу 1).