Морская душа

Как же я люблю стихотворения о море! Григорий Гачкевич даёт мне возможность насладиться своими текстами в полной мере, утолить мою морскую жажду. Как же я люблю книги для детей, которые можно читать и взрослым – с неменьшим интересом. Книга «Нас зовёт морской прибой!» – это луч света в том непростом мире, где нам выпало жить. Я убеждён, что именно такие книги способны переделать людей, лишить их парадигмы зла посредством тонкого восприятия природы, через настоящую романтику мира, через благородство чувств и эмоций.

Книга состоит из трёх частей. В первой части автор предоставляет нам возможность познакомиться с отдельными стихотворениями. Эти тексты овеяны не только вдохновением, но полны запахами моря, его воздухом, его силой и величием.

Я качался в гамаке,

Будто в лодке на реке,

А с веслом меня сближало

Эскимо в моей руке.

Казалось бы, неприхотливые четыре строчки. А сколько в них всего! Во-первых, прекрасное сравнение в первых двух, выполненное во всей чёткости силлабо-тонической системы, во-вторых, остроумный образ в третьей и четвёртой, ну и в-третьих, очень достоверное мечтание ребёнка о том, как переносить свойства обычной жизни на сказочное, несбыточное, но от этого не менее желанное существование. Это работает и в художественных, и в воспитательных целях. Если ребёнок учится представлять, он вырастает человеком добрым и с широким кругозором. То есть, показывая своего лирического героя таким, Гачкевич даёт маленькому читателю ориентир.

Не только в мечтах и фантазиях существует море в книге Григория Гачкевича. Есть и реальные картинки. Но дело не только в пейзажном подходе, Гачкевич пытается развеять страх перед стихией, заставить приручить её:

Солнцу прокричав «Подъём!»,

Помахав ему с улыбкой,

С папой в море мы пойдём

За большой и малой рыбкой.

Ветер свеж, но не суров,

Волны есть, но небольшие,

А вообще-то я готов

К самой яростной стихии.

И здесь опять-таки вызывает восхищение, как точно расставлены слова, как умело создан между ними воздух. Первая строка, по-моему, идеальная для ребёнка поэтическая приманка. Кому же не хочется побороть природу, командовать ею, в том числе и восходом солнца?.. Плюс хорошо передана преемственность мужественности. Сын – отец – эта диалогема очень важна для понимания всего текста.

Всё это убеждает нас, что стихи Гачкевича, несмотря на внешнюю простоту, сотканы из множества смыслов и представляют собой настоящее драгоценное кружево.

Вторая часть этой книги открывает нам иные таланты Гачкевича.

Он потрясающе умеет выстроить игровую поэзию, превратить её в познавательнейший метафорический квест.

Необычная собачка

Не лает она и совсем не рычит:

Такая собачка всё время молчит.

Не нужен на улице ей поводок,

Никто не зовёт её просто Дружок.

Сарделька собачке такой не нужна,

И будка уютная ей не важна.

А дружит с кальмаром она и с треской,

Ведь мы говорим о собачке морской.

Здесь не только изобретательность, но и создание поля интереса. Наверняка ребёнок захочет узнать побольше о так дивно обрисованном существе.

Уверен, что не только детям будет интересен такой стихотворный путеводитель по разным видам морских обитателей. Автор показывает недюжинную эрудицию, научную пристальность и умение построить увлекательный стихотворный сюжет.

Честные прилипалы

Далеко не идеалы,

Даже в чём-то паразиты,

Мы − простые прилипалы −

Этим, в общем, знамениты!

Но нет радости нам в этом,

Не желаем жить в обмане.

Мы хотим, как все − с билетом

Плавать в море-океане.

Игра слов, не вычурная, а естественная, – это качество, необходимое для писателя, мыслящего свою аудиторию среди детей. Гачкевич – классический детский писатель, который не заигрывает с детьми, а ведёт их к знаниям, ведёт их по увлекательной стране под названием «жизнь».

Венчает книгу поэма «О морях и мореходах». Поэма – сложный в наше время жанр, не прост он и для детского восприятия, поскольку ребёнок настроен на клиповую структуру, ему тяжелее воспринимать горизонтальный текст. Тут следует сразу же задать правильный ритм, ритм, который будет нести сознание, ускорять его, а не замедлять. Нужно ощущение, родственное тому, что испытывают дети, скатываясь с горки:

Так непросто плыть, когда

Ты не видишь берегов

И солёная вода

Бьёт тебя поверх бортов.

Гачкевич выбирает хорей. Что ж! Не без риска. Но строгость структуры и умелые манёвры с безударными слогами создают клубок, который разматывается легко.

В поэме для детей на первый план выходит сюжет. Тут не должно быть никаких туманностей, намёков, нечётко прописанных катренов. По кирпичику нужно возводить здание захватывающего рассказа.

А начать хочу рассказ

Я с народов и культур,

Там возникших, где сейчас

Ярко светит Сингапур.

А ещё Индокитай

Здесь для нас ориентир,

Австронезией тот край

Назовёт научный мир.

Всё это у Гачкевича получается. Он демонстрирует нам, как можно во внешне простую форму закладывать удивительное содержание, богатое, образное, утончённое, имеющее как воспитательную, так и эстетическую функцию.

Максим Замшев,

российский поэт и прозаик

Загрузка...