Я невыносимо скучаю по Голландии и по Гааге, где расположен кампус Лейденского университета, старейшего в стране, его основали в 1575 году. «Praesidium Libertatis» – гласит их слоган, что означает «Бастион Свободы». Забавно, что именно с этого бастиона начался мой путь в голландскую тюрьму. Сейчас в Лейдене учится больше 25 тысяч студентов со всех стран мира, в 2016 году, когда я, «бросив родину и флаг», продала Land Rover и уехала в страну сыра, Ван Гога и деревянных башмаков, стоимость обучения была порядка 17 тысяч евро в год.
Мне повезло, что я нашла великолепный дом в Схевенингене за полторы тысячи евро в месяц, сейчас в Гааге не найти жилья дешевле двух с половиной тысяч, и это точно будет не трехэтажный таунхаус с патио в 200 метрах от моря.
От моего дома можно было запросто дойти пешком до зданий Международного суда, играющего решающую роль в урегулировании межгосударственных конфликтов. Всё так, местные суды не только сажают в тюрьму журналистов, пытающихся осуществить фотосъемку в гаагской ратуше, но и ведут куда более важные дела, вроде преступлений против человечности, особо выделенной в современном международном праве группы преступлений против жизни, носящих массовый характер. Глобальные бизнес-конфликты тоже решаются здесь, как и вопросы территориальной целостности государств или, к примеру, ответственности того или иного политического строя за геноцид.
Кроме ICJ, в Гааге расположены такие институции, как Югославский Трибунал, Трибунал Руанды, Специальный суд Сьерра Леоне и Ливанский трибунал. Ну и международный уголовный суд, известный также как ICC.
Международный суд ориентирован только на решение государственных проблем, в то время как в Арбитраж могут обратиться и негосударственные игроки, например, крупные корпорации, НКО или оппозиционные группы. Существует также и инвестиционный арбитраж, он открыт как для частных инвесторов, так и для трансконтинентальных корпораций. И я имею все основания полагать, что именно эта структура может стать одной из ключевых в вопросах регулирования криптоэкономики, но к этому я еще вернусь.
ICJ рассматривает дела лиц, которые имели несчастье быть вовлеченными в геноцид, преступления против человечности и военные преступления.
Существуют и специальные образования, вроде Международного Трибунала по бывшей Югославии. Его создали по инициативе Совбеза ООН и в отличие от Международного суда, Трибунал имеет обязательную юрисдикцию, то есть его решения подлежат исполнению на территории стран бывшей Югославии. Подобного авторитаризма ООН удалось добиться после победоносной войны в Сербии.
Но вернемся к Гаагскому Трибуналу. Если выйти из моего дома в Схевенингене и пойти вдоль трамвайных путей, то, минуя лес, окажешься у Дворца Мира, официальной резиденции Международного суда ООН и Постоянной палаты третейского суда. Международный суд в своем нынешнем названии, International Court Of Justice, начал работу в 1946 году как главный юридический орган Организации Объединенных Наций. Суд рассматривает целый ряд вопросов, от определения государственных границ до проблем геноцида, ядерного оружия и защиты окружающей среды.
Логично возникает вопрос: так кто же те 15 суперменов, что вершат судьбы мира? Судей выбирают сразу два органа ООН, Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности, сроком на девять лет, что отличается от большинства национальных судов, где мантия дается пожизненно. Любой судья может быть переизбран и проработать в ICJ несколько сроков. Арбитры назначаются из разных стран и, говорят, они обучены принимать беспристрастные решения.
Как бы не пытались в ООН представить суд независимым, но в нем до сих пор не представлены арбитры из ряда географических регионов, да и в целом, обязательная юрисдикция у Международного суда, как я уже упоминала, отсутствует. В обязательном порядке среди судей будут представители Большой Пятерки: Китая, Франции, России, Великобритании и Соединенных Штатов. Это могут быть бывшие юристы министерств иностранных дел или дипломаты, профессора юриспруденции и судьи национальных судов.
Три судьи из пятнадцати – женщины: судья Донохью из Соединенных штатов, судья Себутинде из Уганды и судья Сюэ из Китая. Первой женщиной в Гаагском трибунале была Розалин Хиггинс, профессор международного права из Объединенного Королевства, она получила мантию ICJ в 1995 году и проработала до 2009-го года. При этом последние три года она была первой и пока единственной женщиной-президентом Международного суда.
Главным отличием Международного суда ООН от традиционных национальных судов, что трибунал возможен только при согласии всех стран, участвующих в конфликте. К примеру, если у вас с соседом по даче возникает спор, где поставить забор, вы можете в одностороннем порядке нанять адвоката и подать на него в суд. Международный суд работает иначе: в этом случае вы смогли бы решить спор лишь в том случае, если и вы, и ваш сосед согласны на участие в нем арбитров из ООН.
У этой традиции есть несколько весомых причин, главная из которых, все же, суверенность государств. Никто не может принудить какое-либо государство к действиям без его согласия. То есть с одной стороны решения Международного суда желательно исполнять, чтобы не потерять лицо на глобальной политической арене, а с другой, у ICJ нет никакого органа, отвечающего за контролем исполнения его решений, что, само собой, тоже отличает Гаагский трибунал от национальных судов.
В рамках международной практики Гаагский трибунал пришел к решению в виде компромиссных положений, когда страны на берегу договариваются, что берут на себя обязательства исполнить решения Международного суда в будущих конфликтах.
Что касается консультационных услуг ICJ, то страны не могут за ними обратиться, эта опция доступна только Генеральной Ассамблее, Совбезу и специальным организациям ООН. Впрочем, страны могут составить список вопросов и обратиться в Трибунал через письмо в Генеральную Ассамблею. Так сделали сербы в октябре 2008 года, когда возник вопрос независимости Косово. Отделиться от Сербии косовяне решили в феврале 2008 года, спустя почти десятилетие безуспешных попыток договориться о статусе автономии. Перед судом встал вопрос, признавать ли независимость нового государства с точки зрения международного права? И суд решил, что в международном праве не существует запрета на односторонние декларации о независимости. Каталония, Страна Басков и Тибет возликовали.
Первую мирную конференцию, положившую начало формированию международных дипломатических отношений, организовал русский царь Николай II в 1899 году и организовал ее именно в Гааге. Тогда мировая общественность прислушивалась к мнению 26 европейских стран, ни представителей Латинской америки, ни дипломатов от тогда еще совсем молодой Южной Африки, на Мирной конференции не было.
Вопросы повестки дня Мирной конференции за прошедшие 120 лет ничуть не изменились. Николай II также собирался с коллегами по вопросам разоружения и снижения оборонных издержек.
Идеи глобального мира предлагал еще Иммануил Кант. И именно тогда появились первые негосударственные организации, заинтересованные в продвижении этих идей. Они собирались на круглые столы и обсуждали возможности применения кантовских теорий в современных им политических реалиях, и мечтали о том, как научатся предотвращать государственные конфликты буквой закона.
Даже как-то неловко перед Кантом.
На мирной конференции 1899 года и последовавшей за ней Гаагской конвенцией 1907 года было решено организовать Международный арбитражный суд, независимое учреждение для разрешения международных коммерческих споров при Международной торговой палате. Сейчас суд заседает в Париже, в его состав входят более 100 членов из девяти десятков стран мира.
В начале же двадцатого века высокие идеалы первых двух Гаагских конференций были задушены дымом Первой мировой. Третья конференция состоялась в 1915 году, на ней едва образованная Лига Наций приняла решение организовать Постоянную палату международного правосудия, специальный орган, который за время своей деятельности вынес в общей сложности 29 решений по спорам между государствами, большинство из которых было выполнено. После Второй мировой Лига наций перестала существовать и преобразовалась в ООН. Последним Председателем Палаты был судья Хосе Густаво Герреро из Сальвадора, который затем стал первым Председателем Международного Суда ООН (ICJ).
Согласно второй статье третьего параграфа Устава ООН враждующие государства должны попытаться сесть и договориться, а если договориться не получается, они имеют право обратиться в Международный Суд, точно так же, как граждане любой страны обращаются в национальный суд, если кто-то их обидел.
Решение международных конфликтов предусматривает два пути: дипломатический и юридический.
33-я статья Устава ООН перечисляет возможные дипломатические методы урегулирования международных споров, главным из которых являются двусторонние переговоры. Если двусторонние переговоры не приносят результата, к обсуждению проблемы привлекаются третьи стороны, курирующие проблему в контексте глобальной геополитики.
Это может быть Генеральная Ассамблея ООН, Международный комитет Красного креста, Папа Римский или другое государство. Примерно такова официальная роль США, Германии и других стран Альянса в решении русско-украинского конфликта. По Уставу «модератор дискуссии» должен настраивать участников на мирный лад и предлагать пути решения возникающих конфликтов. У Папы Римского немало командировок, связанных с решением международных конфликтов в странах Латинской Америки. Без шуток.
Одна из форм дипломатических решений – созыв согласительной комиссии. Как правило в Комиссию входят страны, не причастные к возникшему конфликту. Такие созывы не редкость в случае решения споров, связанных с нарушением прав человека.
В отличие от дипломатического подхода, юридические решения все заканчиваются в стенах Гаагского трибунала, состоящего из 15 судей. При этом у сторон конфликта нет возможности влиять на выбор судьи.
Любопытно, что главным методологом международного права тоже был русский, Федор Федорович Мартенс. Ну как русский…. Ну как Федор Федорович… Мировое сообщество знает его как Фридриха Фридриховича Мартенса, уроженца Лифляндской губернии. Так что тут след скорее эстонский, нежели русский.