Предисловие

Почему эта книга?

Похоже, в наши дни каждый хочет стать предпринимателем или частью быстрорастущего делового предприятия. Большинство крупных компаний утверждают, что хотели бы повысить свой предпринимательский дух, хотя и не любят риска и неопределенности, сопряженных с этим. Печально, но большая часть предприятий терпят крах (некоторые сразу, некоторые постепенно), так что путь предпринимателя, как того, кто возглавляет процессию, так и тех, кто идет по его следам, по меньшей мере тернист.

Осознавая данную реалию, пару лет тому назад я свел воедино наработки, которые накопились за многие годы предпринимательства (победы, поражения и битвы с ничейным счетом), и результаты исследования предпринимателей всех форм, размеров и стремлений (моя вторая карьера в качестве профессора бизнес-школы). Так возникла картина (а возможно, меня посетило озарение): предприниматели отличаются от всех остальных своих собратьев в деловом мире. Я это видел. Я это слышал. Я это чувствовал. Можно сознавать, что это правда. Еще бы! Предприниматели с контртрадиционным менталитетом, им свойственным, фундаментальным образом отличаются от большинства прочих людей бизнеса – таких отличий, выходит, шесть. Ну и что? Почему мое открытие должно заинтересовать тебя, читатель?

«Предприниматели с контртрадиционным менталитетом, им свойственным, фундаментальным образом отличаются от большинства прочих людей бизнеса – таких отличий шесть»

Мое озарение: именно менталитет ведет человека туда, куда он хочет идти

Занимая, образно говоря, место в первом ряду, я наблюдал с близкого расстояния, как мыслят и действуют самые успешные предприниматели планеты. Как усваивают информацию и что с ней делают. Как реагируют на обстоятельства, возникающие по пути. Короче говоря, я увидел, что отличительная черта успешных предпринимателей – не их драйв, поскольку по большей части они заряжены драйвом не более и не менее, чем многие лидеры корпоративной вселенной. Не их личность, потому что они все разные, как и мы с вами. Не их готовность идти на риск, потому что лучшие из них ищут возможности избежать любого риска или снизить его до минимума. Они управляют риском, но не рискуют, по крайней мере, без особой надобности.

Так в чем же разница? Разница в их менталитете, заставляющем предпринимателей думать и действовать принципиально иначе, чем их коллеги в крупных, устоявшихся компаниях. Более того, их менталитет противоречит всему, чему учат – и десятилетиями учили в бизнес-школах. Всему, что мы принимаем за универсальную истину, когда рассуждаем о том, как устроен бизнес. Всему, что, как думает большинство, следует делать, возглавляя и управляя успешным бизнесом. Короче говоря, их менталитет нарушает традиционные правила.

«Менталитет противоречит всему, чему учат – и десятилетиями учили в бизнес-школах»

Итак, в этой книге вы прочтете о таких контртрадиционных, нарушающих правила менталитетах. Если говорить точно, всего их шесть. Их иллюстрируют истории известных гуру предпринимательства, таких как Илон Маск из Tesla, Сунил Бхарти Миттал из Bharti Air, Джефф Безос из Amazon и многие другие. А еще, что может показаться удивительным, эти воодушевляющие истории про менталитет предпринимателей, очень похожих на вас. Про мужчин и женщин, которые создали и возглавили малоизвестные, незаметные предприятия, достигшие порой скромного, а порой потрясающего успеха. Даже про менталитет людей, нарушающих традиционные правила, чтобы совершить нечто новое внутри крупного устоявшегося бизнеса вроде Nestle.

Нужна была книга, рассказывающая о мышлении, которому они интуитивно следовали в жизни, чтобы вы также смогли воплотить их опыт на своем предпринимательском пути, а мир мог бы получить пользу от созданного вами. Вооружась новым менталитетом, вы будете лучше подготовлены, чтобы отправиться в предпринимательское путешествие – куда бы вы ни пожелали идти, где бы оно ни начиналось: в коворкинге, на кухне или в гараже, или же в самом сердце солидной организации!

Как сделать их менталитет своим

Я расскажу вам о задачах этой книги в главе 1. Там я поведаю одну историю и дам обзор шести контртрадиционных, нарушающих правила менталитетов, характерных для ряда вчерашних, сегодняшних и, как я надеюсь, будущих самых успешных предпринимателей. В главах со 2-й по 7-ю мы глубже разберем эти шесть менталитетов – по одному менталитету в каждой главе – на примере замечательных кейсов и извлеченных из них уроков, которые вы, мои читатели, сможете взять на вооружение и максимально использовать.

К счастью, изучив опыт тысяч предпринимателей со всего мира, я обнаружил, что шесть менталитетов вполне можно освоить и даже лучше – изучать их и применять в деловых и прочих организациях всех типов и масштабов. Нарушать традиционные правила – не звездолеты строить. Это вопрос отношения. Это образ мышления. Именно это подвигло столь многих предпринимателей изменить образ жизни, стиль работы и игры. Их менталитет – и ваш тоже – является ключом к тому, чтобы невозможное стало возможным.

«Нарушать традиционные правила – не звездолеты строить. Это вопрос отношения. Это образ мышления»

Кому следует прочесть эту книгу

Если вы принадлежите к числу желающих начать свое дело или расширить свое предприятие, или работать в быстрорастущей компании, сделать мир чуточку лучше в той или иной области, – эта книга для вас.

Точно так же, если вы лидер крупной, устоявшейся и, возможно, медленно растущей компании и стараетесь найти людей, которые обладают (или учат других обладать) «предпринимательской жилкой», в отличие от порой закосневших сотрудников, которым слишком трудно меняться и преуспевать в таких организациях, как ваша, – эта книга также для вас.

Почти два десятилетия назад обозреватель Кремниевой долины Билл Джой, описывая происходящее в крупных компаниях того времени в краткой, но глубокой публицистической статье в журнале Fortune, заметил: «Инновации происходят повсюду. Но в основном где-то в другом месте».

Давайте внесем ясность. Для кого эта книга?

Для вдохновенных предпринимателей любого возраста и с любым уровнем делового опыта, которые рассматривают возможность предпринимательского путешествия в доселе неизведанные земли. Не стану говорить, что вас поджидают препятствия на пути, по-иному не бывает. Но эта книга поможет их преодолеть.

Для тех, кто уже идет по пути предпринимателя, мечтая увеличить масштабы. Печальная реальность такова, что большинство стартапов так и не вырастают. Просто не масштабируются – по той или иной причине. Советы из этой книги помогут вам перейти в разряд тех, кому масштабирование удалось.

Для всех и каждого в деловом мире, кто хочет сделать свою часть бизнеса (или весь, если вы его лидер) более «предпринимательским». А в процессе изменит мир – ну или свою небольшую роль в нем.

Почему Джон Маллинс?

Более тридцати лет я имею счастье глубоко исследовать то, что делает предпринимателя предпринимателем, а его бизнес – процветающим или неудачным предприятием.

Я делаю это тремя способами, и каждый из них обогатил меня ценными познаниями о предпринимателях и их образе мышления. Они источники моего озарения «предприниматели – они другие». Об этом – в моей книге.

Первый способ заключался в исследованиях и написании трех книг для массового читателя. Каждая содержала множество захватывающих и вдумчивых кейсов, из которых я так много почерпнул. Каждая была посвящена какому-то критически важному аспекту предпринимательского путешествия: оценке возможностей, чтобы вы могли выбрать самую привлекательную и не тратили время на безнадежные предприятия («Тест-драйв нового бизнеса»); определению бизнес-модели, которая реально сработает («Переход к Плану Б»); и поиску способов финансировать ваше предприятие, не закладывая душу (а также свободу и возможность контроля) бизнес-ангелам или венчурным инвесторам («Бизнес, финансируемый клиентами»). Эти три книги, вместе взятые, заложили основу тому, что вы найдете здесь.

Второй способ – это разработка кейсов на основе материалов более 50 предприятий и их создателей. Эти кейсы – источник, которому я посвятил внушительную часть исследовательских и писательских усилий. Процесс разработки этих кейсов позволил мне, образно выражаясь, занять место в первом ряду, разбираясь, что же движет предпринимательскими стремлениями: ведь одних ждал феноменальный успех, других – успех поменьше рангом.

«Процесс разработки этих кейсов позволил мне, образно выражаясь, занять место в первом ряду»

Третий и, вероятно, самый плодотворный способ – это проведение последние два десятилетия увлекательных обсуждений кейсов с тысячами высокомотивированных, влиятельных предпринимателей. Благодаря должности профессора предпринимательства в одной из лучших в мире бизнес-школ я получил особую привилегию с 2003 года разрабатывать и реализовывать ежегодные программы исполнительного образования для членов Организации молодых президентов (YPO) и Организации предпринимателей (EO).

Обучение в рамках подобных образовательных сообществ – в форматах межколлегиальном, преподавания участникам или, что особенно важно для создания данной книги, получения знаний от своих студентов, – составляет суть моей работы, из года в год. Этой книги не было бы, не получи я знаний от множества членов YPO и EO (и знаний о них). Именно их реализации шести контртрадиционных, нарушающих правила менталитетов должны мы быть благодарны за уроки, которые вы извлечете из книги.

Начинаем!

Если вы принадлежите к числу тех, кто видит себя лидером и проводником перемен, будь то в новом бизнесе по вашему выбору, в быстрорастущем стартапе, который будто скользит по лунной дорожке, не замечая ухабов, или в крупной организации, желающей повысить предпринимательский дух, возьмите на вооружение один из шести менталитетов, подходящих лично вам, – это вполне окупит потраченные время и усилия. Даю слово. Заинтригованы? Тогда переверните страницу и начинайте нарушать правила!

Дж. У. Маллинс

Лето 2022 года

www.johnmullins.com

www.break-the-rules.net

Загрузка...