Здравствуй, мой маленький взрослый друг!
Ты просил рассказать тебе сказку?
Я рассказываю сказки только друзьям. А друзьями считаю тех, кто хочет, чтобы я рассказал ему сказку. Значит, мы друзья.
Ты не представляешь, как трудно рассказывать сказки детям! Взрослые почти совсем не понимают детей и не умеют рассказывать детские сказки. А я все-таки почти взрослый, потому что я уже старше взрослого. И поэтому я рассказываю сказки для взрослых.
Но взрослые – это совсем не дети. Это такие странные существа, которые хотят, чтобы во всем был смысл. Даже в сказке. Поэтому я обращаюсь к тем детям, которыми когда-то были взрослые, но рассказываю сказки со смыслом. До настоящих сказок нам со взрослыми еще надо дорасти.
Рассказывать сказку со смыслом легко. Взрослые совсем не могут слушать то, что без смысла, и скучают. Но стоит только им уловить хотя бы запах смысла или увидеть, как мелькнула между кустов его пушистая шкурка, как они бросаются в погоню и не прекращают ее до конца сказки.
И пока взрослые охотятся за смыслом, они слушают все, что им рассказываешь. Даже самое главное – сказку. Правда, выслушав ее, они тут же забывают все, кроме смысла, и принимаются его обсуждать.
Но это все же лучше, чем рассказывать им просто сказку. Они никогда не понимают ее, потому что, когда дети взрослеют, у них отваливаются не только крылышки, но и пушистые усики, которыми они чуют пыльцу, падающую с вечерних облаков на детские глазки, чтобы усыплять их. Вместо крыльев и усиков у взрослых детей вырастает множество цепких ножек, которыми они держатся за землю под ногами, чтобы все время повторять: «Я крепко стою на ногах! У меня твердая почва под ногами! Я веду свои рассуждения, исходя из надежных оснований!»
Эти слова дают взрослым ощущение покоя и уверенность, что они управляют своей жизнью и своей судьбой. И это очень смешно слышать, если при этом взрослый ползет по тонкой травинке вверх ногами, потому что она уже согнулась до самой земли…
Но они при этом такие важные и так легко обижаются, что им ни в коем случае нельзя говорить, что крылья надежнее ножек. Зато им можно рассказывать про судьбу и выбор доли, как в старину называли судьбу. И тогда они будут заняты выбором, потому что в нем есть смысл, и не будут нам мешать разговаривать…
Вот про Две Доли я и расскажу свою первую сказку.
Жили-были два брата. Были они крестьянами, пахали землю. Старший был богатый, и все-то у него ладилось. И дом ломился, и жена ходила на праздники каждый раз в новом сарафане. И пиры он устраивал постоянно, и жил весело.
А младший совсем обнищал. И дела-то у него не ладились, и пшеница не росла, и дом разваливается, и детей баба каждый год рожает, не думая, как их прокормить!
Попробовал было младший брат у старшего в долг брать. Старший раз дал, два, а в третий раз пришел младший к старшему во время пира, и тот его взашей вытолкал: иди, трудись, нечего побираться!
Вот и побрел младший брат на свою полоску. Идет мимо братней и видит, что ее какой-то мужик пашет. Подивился: как так, брат гуляет, а кто-то его полосу пашет!
– Ты кто такой, – спрашивает. – И почему братнюю полосу пашешь?!
– Так я его доля, – отвечает мужик. – Вот и пашу.
– Брат гуляет, а доля за него пашет?! – подивился младший брат.
– На то и доля, – отвечает мужик, и вновь за соху.
– А что же у меня доли нет?! – кричит ему младший брат.
– Как нет?! Есть!
– Да где же она?
– Так вон, под кустом спит.
Глядит мужик, и в самом деле подле его полосы под кустом какой-то парень спит. Он подбежал, парня за шиворот поднял.
– Ты моя доля?! – кричит.
– Ага, – отвечает ему спросонья парень.
Мужик ему в ухо.
– Чего дерешься? – обиделся парень.
– А как не драться?! У брата доля пашет, а ты спишь, прохлаждаешься, вся полоса чертополохом заросла!
– Так у него же доля крестьянская. Я пахать не могу, у меня хоть крестьянское дело, хоть рабочее, из рук валятся, и душа к ним не лежит. Вот как бы ты купецким делом занялся, уж тут бы я!..
– Да как же я им займусь, я же не умею!..
– Да чего тут уметь? Ты только попробуй!
– Да мне и начать-то не с чего, все проели. Один женин свадебный сарафан остался.
– Так его и продай. Поверь своей доле, я не подведу.
Помучался мужик, помаялся, жене пожаловался, а подошел воскресный день, не выдержал, схватил женин сарафан в охапку и бегом на рынок, чтобы не передумать.
И ведь так ему подфартило, так удачно продал сарафан, что вдвое выручил. Да тут же на эти деньги дешево купил нового товару и опять вдвое продал. И за один тот день выручил денег хоть на новую избу.
Но вместо избы поставил себе на рынке лавочку, завел свое дело и принялся торговать. И уже к концу года выбился в знатные купцы. А на рождество купил барскую усадьбу у разорившегося барина и брата в гости позвал… На пир.
Вот ведь, что значит, свою долю выбрать! И не перепутать! Ты подумай, дружок, в том большой смысл прячется.