Коран – священная книга ислама, которая представляет собой слово Аллаха, ниспосланное Пророку Мухаммаду (с.г.в.) через ангела Джабраила (алейхи салям – а. с., «мир ему»). Коран является самым важным источником информации в исламе и считается буквальным наставлением Аллаха. Он состоит из 114 глав, называемых сурами и охватывающих широкий круг тем, включая веру в Бога, природу вселенной, моральное руководство поведением человека и историю пророков. Каждая сура включает от нескольких до десятков (и даже сотен) аятов.
Сунна – это собрание высказываний, действий и учений Пророка Мухаммада (с.г.в.). Она считается вторым по важности источником после Корана и записана в виде хадисов, которые представляют собой сборник сообщений о словах и действиях Посланника Аллаха (с.г.в.). Хадисы (в исламской литературе в качестве синонима иногда можно также встретить термин «риваяты») используются мусульманами для изучения его жизни (сиры) и практик, а также для понимания и толкования Божьего Откровения.
Исламские источники показывают ориентир правильного, или халяльного, поведения человека. Следование халяльному образу жизни означает соблюдение правил и обычаев, которые считаются допустимыми в соответствии с исламским правом (Шариатом).
Халяль и харам – это термины, которые применяются для описания действий или поведения, разрешённых или запрещённых в исламе. Обычно их используют в отношении пищевых продуктов, но они могут относиться и к другим сферам жизни.
Халяльный образ жизни подразумевает соблюдение определённых правил и практик, касающихся личной гигиены, одежды и поведения. Например, мусульманам надлежит скромно одеваться и избегать поступков, которые считаются греховными или аморальными, а также по возможности всегда находиться в состоянии ритуальной чистоты.
В целом правоверным предписано исполнять нормы и ценности ислама, стремиться заслужить довольство Аллаха во всех аспектах своей жизни. В контексте еды это означает, что пища должна быть приготовлена и забита в соответствии с исламскими принципами, а потому приемлема для употребления в пищу мусульманами.
Словом «харам» обозначаются действия или поведение, которые запрещены Шариатом. Если говорить о еде, то здесь подразумевается пища, приготовленная или забитая способом, который не соответствует требованиям Шариата, и, следовательно, непригодная для употребления мусульманами. Сюда же входит отказ от алкоголя и других веществ, вызывающих зависимость.
Некоторые животные недопустимы в качестве еды ни в каком виде – например, свиньи. Также запрещено употребление в пищу плотоядных животных, таких как львы, тигры и медведи.
Халяльным может быть признано только мясо, забитое с соблюдением определённых правил. Они включают в себя использование острого ножа, чтобы перерезать животному горло, трахею и кровеносные сосуды на шее, и произнесение в это время молитвенной формулы. Скотина должна быть живой и здоровой на момент убоя, а кровь должна быть слита из мяса перед его употреблением в пищу.
Важно заметить, что конкретные правила и рекомендации в отношении «халяльности» мяса могут немного различаться в разных исламско-правовых школах (мазхабах). Мусульманам рекомендуется консультироваться с учёными и религиозными лидерами, чтобы получить разъяснение в отношении разрешённого мяса в их сообществе.
Однако в критичных ситуациях, когда существует угроза жизни, верующим разрешается употреблять запретное. Кроме того, если человек съел или выпил что-то по незнанию, принуждению или из-за обмана, такое действие не классифицируется как греховное. Ислам, как религию, всегда красит адекватность и руководство здравым смыслом во всех сферах человеческой жизни.
Помимо харама и халяля существуют такие «промежуточные» категории, как мубах, макрух танзихан и макрух.
Мубах. В исламском праве этот термин относится к дозволенному – то есть действие (или вещь) не запрещено, и для мусульман допустимо этим заниматься.
Концепция мубаха основана на идее о том, что Бог дал людям свободу выбора в принятии решений в рамках, установленных Шариатом. Поэтому всё, что прямо не запрещено или не регулируется религиозными канонами, считается мубахом. Однако это не означает, что что-то рекомендуется или поощряется. Хотя для мусульман и допустимо заниматься деятельностью мубах или использовать вещи мубах, они могут воздерживаться от них по личным или духовным причинам (например, делать только то, что однозначно является халяльным).
Макрух. В исламском праве данный термин включает всё то, что признано нежелательным, но не является прямо запрещённым. То есть это промежуточная категория поведения, которая не является предпочтительной, при этом не обязательно греховна.
Такие действия могут не поощряться по разным причинам. Например, потому что они считаются неразумными или неосмотрительными, или из-за того, что способны повлечь негативные последствия в будущем.
К примерам макруха можно отнести определённые формы развлечений, такие как прослушивание музыки, просмотр телевизора или участие в деятельности, признанной расточительной либо ненужной. Конкретные действия или поведение, которые относятся к этой категории, могут отличаться в разных исламских течениях и школах мысли (мазхабах). При этом различают две основные разновидности макруха – танзихан и тахриман.