Введение

Современная социально-экономическая ситуация в России характеризуется недостаточностью финансовых ресурсов для реализации стоящих перед государством задач. Налоги как основной источник доходов бюджетной системы являются важным фактором в решении этой проблемы. Существующие негативные тенденции в экономике нашей страны неизменно отражаются на системе налогообложения. По мнению экономистов, результаты проводимой в том или ином государстве экономической политики во многом зависят от эффективности регулирования экономических процессов в государстве[1].

Одним из действенных средств улучшения экономического положения любого государства выступает политика, направленная на привлечение иностранных инвестиций в свою экономику. Для осуществления коммерческой деятельности и капиталовложений в нашей стране иностранным организациям требуется соответствующая система гарантий, в том числе в сфере налогообложения, поэтому Российской Федерации необходимо совершенствовать систему правового регулирования налогообложения, сочетая интересы бюджета с интересами инвесторов и четко определяя правовое положение налогоплательщиков – иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность в России.

Еще Адам Смит писал: «Точная определенность того, что каждое отдельное лицо обязано платить, в вопросе налогового обложения представляется делом столь большого значения, что весьма значительная степень неравномерности составляет гораздо меньшее зло, чем весьма малая степень неопределенности»[2]. Однако следует отметить, что норм российского законодательства, специально регулирующих налоговые отношения с участием иностранцев, в настоящее время достаточно мало. В некоторых случаях такие пробелы в законе приводят к неограниченной налоговой юрисдикции государства в отношении иностранных организаций, состоящих на учете в налоговых органах. Это проявляется в том, что к ним предъявляются те же самые требования, что и к российским организациям – налогоплательщикам, в то время как в отношении иностранных лиц, не состоящих на налоговом учете, требования налоговых законов необоснованно низки или не могут быть реализованы, что приводит к нарушению конкурентоспособности на внутреннем рынке. Таким образом, сама постановка на налоговый учет, изначально введенная лишь для осуществления налогового контроля, фактически становится для иностранных организаций самостоятельным элементом налогообложения наряду с объектом налогообложения.

Налоговое законодательство подвергается более частым изменениям и поправкам, чем любое другое. Многие из негативных факторов в правовом регулировании налогообложения иностранных организаций были устранены с включением в НК РФ новых глав по соответствующим налогам. Безусловно, корректировки в законодательном акте способствуют его уяснению и более эффективному применению. Вместе с тем, с внесением изменений меняется и правоприменительная практика, а также суммы уплачиваемых налогов, что не отвечает конституционному принципу стабильности условий хозяйствования[3].

Реформы налогового законодательства внесли ясность во многие вопросы налогообложения, но одновременно создали новые трудности, связанные не столько с общей оценкой иностранцами действующего в России законодательства, сколько с его применением.

В последнее время растет научный интерес к вопросам налогообложения, что обусловлено активным проведением налоговой реформы, а также сложностью и практической значимостью для экономики страны проблем налогового законодательства. Вместе с тем, в настоящее время отсутствуют комплексные исследования проблем правового регулирования налогообложения иностранных организаций в Российской Федерации.

Формирование четкой правовой позиции России по поводу налогообложения иностранцев должно положительно сказаться не только на притоке инвестиций из зарубежных источников, но и на бюджетных поступлениях. Совершенствованию налогового законодательства и обеспечению последовательности проводимой в нашей стране налоговой реформы должно способствовать создание научной основы правового регулирования налогообложения иностранных лиц.

Тема данной книги включает в себя как правовое регулирование налогообложения, так и налоговые правоотношения с участием особых субъектов – иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации.

Развитие и совершенствование налогообложения происходит в условиях соразмерного сочетания потребностей государства в финансовом обеспечении, необходимом для реализации его функций и задач, и интересов налогоплательщиков в сокращении налогового бремени, сопровождающего предпринимательскую деятельность, в обеспечении механизмов и гарантий реализации прав и законных интересов.

Организации, расширяющие свой бизнес на территории других стран, подвергаются риску неполучения прибыли от вложения капитала, в том числе в связи с непредсказуемостью налоговых последствий предпринимательской деятельности. Проблемам устранения двойного налогообложения налогами на прибыль и имущество, созданию гарантий для иностранных инвестиций уделяется большое внимание в межгосударственных экономических отношениях. В целях взаимовыгодного сотрудничества и содействия развитию международной торговли Российской Федерацией заключены налоговые соглашения со многими зарубежными странами. В то же время, недостаточно внимания уделяется специфике налогообложения иностранных организаций во внутреннем законодательстве России.

Наряду с наиболее разработанными в отечественных и зарубежных источниках проблемами налогообложения прибыли иностранных организаций и избежания двойного налогообложения данным налогом в соответствии с международными соглашениями, в данной работе исследуются также некоторые вопросы налогообложения иностранных организаций иными налогами, предусмотренными действующей в России налоговой системой. Также в работе рассматриваются особенности правосубъектности иностранных организаций в налоговых отношениях.

Выявляя общие подходы к решению проблем налогообложения иностранных организаций, автор заостряет внимание на наиболее спорных вопросах применения действующего налогового законодательства, возникающих в практике работы налогоплательщиков, налоговых органов и арбитражных судов.

Без закрепления в налоговом законодательстве специальных норм, которые соответствовали бы особенностям осуществляемой иностранными организациями деятельности, не представляется возможным реализовывать регулирующую функцию налогов и эффективно привлекать необходимые для развития экономики России иностранные инвестиции. В этой связи налогообложение иностранных лиц выделяется и рассматривается автором в качестве института налогового права, имеющего самостоятельные черты, признаки и внутреннюю структуру. В работе поднимаются не решенные окончательно в правовой науке проблемы соотношения международного и национального, гражданского и налогового права, по которым высказываются новые точки зрения, основанные на анализе законодательства и практики его применения.

Загрузка...