Екатерина Владимировна Шестакова Налоговое планирование. Теория и практические рекомендации с материалами судебной практики

1. Общие положения о налоговом планировании

1.1. Теоретические вопросы налогового планирования в работе предприятия

Налоговый кодекс РФ не содержит понятия «налоговое планирование», не закрепляет права налогоплательщика на налоговое планирование, в то же время на страницах печати, в теории налогового права, а также в кругу практикующих юристов существует широкая дискуссия на предмет правовой природы, целей, структуры налогового планирования. В юридической литературе встречается несколько трактовок понятия «налоговое планирование»[1].

По мнению Д.Ю. Акулинина, налоговое планирование конкретного субъекта предпринимательской деятельности – это процесс предопределения и формирования размера налоговых обязательств посредством выбора оптимального сочетания и построения различных правовых форм деятельности и размещения активов в целях снижения налогового бремени в рамках действующего налогового законодательства[2].

С.М. Рюмин отмечает, что налоговое планирование представляет собой совокупность законных целенаправленных действий налогоплательщика, связанных с использованием приемов и способов, а также всех предоставляемых законом льгот и освобождений с целью минимизации налогов[3].

Налоговое планирование заключается в разработке и внедрении различных законных схем снижения налоговых отчислений за счет применения методов стратегического планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В условиях жестокой фискальной политики российского государства на фоне продолжающегося экономического кризиса и сокращения материального производства налоговое планирование позволяет предприятию выжить.

Под налоговым планированием понимаются способы выбора «оптимального» сочетания и построения правовых форм отношений и возможных вариантов их интерпретации в рамках действующего налогового законодательства.

Самым важным фактором, влияющим на уровень налогового планирования, является информационное обеспечение деятельности предприятия.

Информационное обеспечение деятельности может быть достигнуто следующими путями:

1) мониторинг нормативно-правовой базы и изменений в законодательстве;

2) анализ разъяснений Минфина России, налоговых инспекций.

Некоторые компании игнорируют значимость контрольных мероприятий; между тем именно контрольные мероприятия позволяют оценить эффективность налогового планирования. Среди контрольных мероприятий можно назвать следующие:

контроль за своевременностью и правильностью исполнения налоговых обязательств;

исследование причин невыполнения обязательств.

К прогнозным мероприятиям можно отнести:

составление годовых прогнозов налоговых обязательств организации;

исследование причин неуплаты налогов, несвоевременной уплаты налогов, штрафов и пени;

планирование налоговых обязательств при осуществлении сделок;

планирование финансовых результатов организации;

прогноз возможных рисков, причин отклонений показателей деятельности организации.

К рискам относятся рискованные сделки, отклонения, связанные с увеличением или уменьшением прибыли, а также количества прибыльных сделок, увеличение затрат, например, затрат на оплату персонала, проведение капитального ремонта, открытие новых направлений деятельности. На планирование результатов деятельности также могут оказывать влияние схемы финансовых, документарных и товарно-материальных потоков. В связи с этим при осуществлении планирования требуется особое рассмотрение «узких мест» с точки зрения налоговых последствий, в том числе рассмотрение судебной практики.

Минимизировать риски позволит наличие локальных нормативных актов, закрепляющих порядок ведения учета, внутреннего документооборота и использования льгот. Локальные нормативные акты будут служить в качестве доказательственной базы при проведении налоговых проверок, а также позволят систематизировать ведение учета на предприятии, усилить контроль со стороны руководства. Это особенно касается больших предприятий, имеющих разветвленную филиальную и представительскую сеть.

1.2. Виды налогового планирования

Виды налогового планирования могут классифицироваться, в частности, по следующим основаниям[4]:

1. В зависимости от формы предпринимательской деятельности: налоговое планирование деятельности индивидуальных предпринимателей;

налоговое планирование деятельности организаций.

2. В соответствии со стадией хозяйственной деятельности: налоговое планирование на стадии создания и организации бизнеса (выбор формы предпринимательской деятельности, выбор территории ведения бизнеса, выбор системы налогообложения и т. д.);

налоговое планирование на стадии развития бизнеса; налоговое планирование в процессе полномасштабной хозяйственной деятельности;

налоговое планирование на стадии ликвидации бизнеса.

3. Исходя из объемов хозяйственной деятельности: налоговое планирование малого бизнеса; налоговое планирование среднего бизнеса;

налоговое планирование крупного бизнеса; налоговое планирование в интегрированных структурах (холдинги, корпорации и т. д.).

4. В зависимости от объектов налогового планирования: налоговое планирование деятельности организации (индивидуального предпринимателя) в целом;

налоговое планирование структурных подразделений (филиалов, представительств и иных территориально обособленных подразделений).

5. Исходя из направленности и масштабов налогового планирования:

стратегическое налоговое планирование, т. е. налоговое планирование всей деятельности организации (индивидуального предпринимателя) на продолжительный период;

оперативное (текущее) налоговое планирование, т. е. налоговое планирование отдельной хозяйственной операции либо совокупности взаимосвязанных хозяйственных операций.

Налоговое планирование целесообразно также разделить в зависимости от продолжительности планового периода на: долгосрочное (период более года); среднесрочное (период от месяца до года); оперативное (период не превышает месяца).

Некоторые исследователи, например В.В. Муравьев, особенно подчеркивают необходимость текущего планирования, выделяя следующие мероприятия:



При этом определяется конкретная роль сотрудников организации в текущем планировании каждой сделки в отдельности.

Так, менеджер дает информацию по фактическим условиям сделки и по ее результатам, которые планируется получить после ее завершения.

Бухгалтер проводит расчеты вариантов финансовой структуры сделки и отражение ее в бухгалтерском учете, используя нормы действующего налогового законодательства, нормы и правила бухгалтерского и финансового учета. Формулирует возможные с точки зрения процедуры, требующие юридического обоснования и согласования с контрагентом. Производит расчет сумм, причитающихся к платежам в бюджет с учетом прямых и косвенных налогов.

Юрист анализирует процедуру сделки с точки зрения правовой защищенности, а также готовит необходимые документы с учетом «узких мест» при ее исполнении. Помогает бухгалтеру заранее обосновать трактовку и совершение (порядок учета) сделки и отражение в бухгалтерской отчетности ее результатов с учетом «узких мест» при ее исполнении.

Иной подход к планированию налогов предлагается Е.В. Акиловой. Она считает, что все налоги условно можно разделить на следующие группы[5].

1. Налоги, находящиеся «внутри себестоимости» (например, единый социальный налог, далее – ЕСН).

Снижение этих налогов ведет к снижению себестоимости продукции, что, в свою очередь, ведет к увеличению прибыли организации и соответственно увеличивает налоговые платежи в бюджет по налогу на прибыль. В результате эффект от снижения этих налогов очень незначителен.

2. Налоги, находящиеся «вне себестоимости» (например, налог на добавленную стоимость, далее – НДС).

Для этой группы налогов важно добиться уменьшения разницы, подлежащей уплате в бюджет. Напомним, что порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, установленный гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации, предполагает, что сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между суммой начисленного налога и суммой налоговых вычетов, т. е. методом зачета. В связи с чем для этой группы налогов оптимизация заключается в выборе контрагентов, с которыми работает субъект хозяйственной деятельности.

3. Налоги, находящиеся «над себестоимостью» (например, налог на прибыль).

Чтобы минимизировать налоговые платежи по данной категории налогов, налогоплательщик должен стремиться либо к снижению налогооблагаемой базы, либо к уменьшению ставки налога. Причем добиться уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль можно путем увеличения налогов, находящихся «внутри себестоимости».

Н.О. Овчинникова отмечает, что следует придавать особое значение налоговому планированию[6]:

на стадии создания предприятия (с момента возникновения идеи об организации предприятия);

на стадии функционирования предприятия (в процессе текущей хозяйственной деятельности).

Классический налоговый план должен включать в себя следующие разделы:

1) построение схемы исчисления налогов (в соответствии с выбранной системой налогообложения);

2) определение совокупных налоговых издержек;

3) расчет финансового результата деятельности предприятия (с учетом величины налоговых издержек) и основных налоговых показателей, отражающий эффективность налогообложения;

4) составление налогового календаря, отражающего обязательства предприятия по уплате налогов.

Оптимизационный налоговый план должен содержать, помимо основных, перечисленных для классического плана, разделов еще и дополнительные, т. е. состоять из следующих разделов:

1) разработка календарного плана мероприятий по реализации налоговой схемы;

2) построение схемы исчисления налогов (в соответствии с выбранной системой налогообложения и конкретной налоговой схемой);

3) определение совокупных налоговых издержек;

4) определение дополнительных издержек, связанных с реализацией налоговой схемы;

5) расчет финансового результата деятельности предприятия (с учетом величины налоговых издержек и дополнительных издержек) и основных налоговых показателей, отражающий эффективность налогообложения;

6) учет налоговых рисков;

7) составление налогового календаря, отражающего обязательства предприятия по уплате налогов.

Для правильного установления отпускных цен на работы и услуги, корректного расчета затрат и финансовых результатов, формирования жизнеспособного плана денежных поступлений и выплат необходимо учесть установленную законодательством совокупность налогов, уплачиваемых предприятием. Поэтому в состав финансового и любого плана, разрабатываемого на предприятии, следует включать отдельным разделом расчет налогов.

Налоговые издержки должны учитываться при составлении плана доходов и расходов предприятия, основной целью которого является расчет финансового результата его деятельности. Форма составления плана доходов и расходов и показатели, входящие в его состав, напрямую зависят от налогового режима, под который подпадает рассматриваемое предприятие.

При составлении плана денежных поступлений и выплат (плана движения денежной наличности) налоги учитываются в разделе платежей предприятия. Назначение этого плана – правильное планирование денежной наличности, так как вполне рентабельные фирмы терпят банкротство из-за того, что у них не хватает оборотных средств. В плане денежных поступлений и выплат налоговые платежи по отдельным налогам включаются единой суммой. Все платежи строго относятся на тот месяц, где они планируются к уплате. Поэтому необходимо установить строгое соответствие между этим планом и налоговым календарем предприятия. План денежных поступлений и выплат позволяет оценить, в каком месяце у предприятия может возникнуть дефицит. Как правило, дефицит денежных средств приходится на периоды, наиболее отягощенные налоговыми платежами. Предприятию бывает затруднительно отсрочить уплату налогов, но те из платежей, уплату которых возможно варьировать во времени, оно может перенести на другой, более благоприятный период.

В заключительной части налогового раздела плана следует привести расчет эффективности налогообложения. В качестве основного оценочного показателя возможно использовать показатель эффективности затрат на мероприятия, осуществляемые в рамках выбранной системы налогового планирования.

Заключительным этапом работы по внедрению налогового планирования на предприятии должен стать процесс организации внутреннего налогового контроля. На крупных предприятиях этой работой занимаются специальные структуры: службы внутреннего аудита, контрольно-ревизионные службы и т. п. На средних и мелких предприятиях основные функции по организации налогового контроля должны взять на себя руководители предприятия. Основные исполнители контроля – это привлекаемые извне специалисты (как правило, внешние аудиторы). Поэтому еще одним вариантом организации работы малых предприятий в области налогового планирования может быть заключение договора со специализированной аудиторской компанией на осуществление контроля за правильностью исчисления и уплаты предприятием налогов (налогового аудита) и получение консультаций по вопросам, связанным с налогообложением.

1.3. Последовательность проведения планирования

Процесс планирования целесообразно начать с анализа налогооблагаемых объектов (первый этап).

Последовательность проведения анализа:

анализ уплачиваемых налогов, взносов и сборов, установленных законом;

анализ штрафов, пени;

анализ перечня увеличения (уменьшения) установленных для организации налогов, в связи с изменением видов деятельности, или изменением законодательства;

анализ изменения налоговых ставок и увеличения (уменьшения) налоговых ставок;

анализ применяемых льгот.

На втором этапе необходимо оценить риски, возникающие вследствие того или иного толкования законов, применения схем налогообложения, наличия отражения всех хозяйственных операций в налоговой политике, а также риски, указанные в аудиторском заключении.

Следующим этапом является расчет налогового бюджета. Необходимо особо отметить, что налоговый бюджет может быть рассчитан исходя из укрупненных показателей, достигнутых по результатам хозяйственной деятельности за текущий год, а может основываться на отдельных сметах по бюджету продаж, бюджету закупок материалов, смете расходования материалов, бюджету закупок работ и услуг, бюджету расходов на оплату труда, бюджету социальных выплат и льгот, бюджету инвестиций. Детализация учета хозяйственных операций в бюджетах (сметах) должна обеспечить расчет налогооблагаемых объектов. Планирование налогового бюджета ведется раздельно по каждому налогу.

Первоначально может производиться расчет платежей на год, затем на квартал, а затем на месяц. Для расчета периодичности уплаты налогов и взносов составляется календарь налоговых платежей на год, квартал, месяц. В месячном или квартальном расчете определяется срок уплаты налога, установленного законом (например, 20-го числа месяца, следующего за отчетным). Суммы налоговых платежей, взносов и сборов распределяются по срокам их уплаты в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ.

О.А. Антошина предлагает следующие этапы налогового планирования[7]:

Этап 1. Анализ налогооблагаемых объектов

Планирование налогового бюджета начинается с анализа налогооблагаемых объектов. Этот анализ носит характер детальной инвентаризации установленных и уплачиваемых налогов, взносов и сборов отдельно по федеральному и местному законодательству. Последовательно проводится анализ перечней налогов, взносов и сборов, которые соответственно:

установлены законом;

являются обязательными для предприятия-налогоплательщика;

уплачиваются предприятием;

вновь установлены для предприятия в связи с изменением видов деятельности или изменением законодательства.

Анализ должен дать ответы на ряд вопросов, а именно:

1. Входит ли предприятие в состав налогоплательщиков по каждому из установленных налогов?

2. Имеются ли облагаемые налогами объекты и каковы они по своим характеристикам? Совпадает ли полностью характеристика налогооблагаемых объектов в законе и в конкретной деятельности предприятия по каждому из установленных налогов?

3. Имеются ли вычеты – какие и в каком размере?

4. Подпадают ли имущество и операции предприятия под обложение конкретным налогом?

5. Имеются ли льготы по уплате налогов и каковы условия применения льгот; что необходимо сделать для обеспечения применения льгот?

Автор рекомендует провести анализ с участием аудиторов и юристов, для того чтобы предприятие могло оценить риски, возникающие вследствие того или иного толкования законов, и принять обоснованное решение по налогооблагаемым объектам, необлагаемым операциям и льготам.

Этап 2. Подготовка связанных бюджетов

Планирование налогового бюджета связано с разработкой основных (операционных) бюджетов (смет) по выделенным центрам ответственности.

Для планирования налогового бюджета необходимы данные по следующим операционным бюджетам (сметам): продаж;

закупок материалов; расходования материалов; закупок работ и услуг; расходов на оплату труда; социальных выплат и льгот; инвестиций.

Детализация учета хозяйственных операций в бюджетах (сметах) должна обеспечить расчет налогооблагаемых объектов. Например, для планирования доходов от реализации к расчету налога на прибыль в бюджете продаж выделяются доходы в соответствии с классификацией доходов в гл. 25 НК РФ. Если налоговый учет ведется на счетах бухгалтерского учета и применяются алгоритмы корректировок доходов и расходов, то планируемый налог на прибыль можно рассчитать более точно и с меньшими затратами времени.

В свою очередь, налоговый бюджет используется для составления финансового прогноза отчета о прибылях и убытках, прогнозного бухгалтерского баланса и бюджета движения денежных средств.

В процессе разработки финансовых бюджетов предварительные расчеты показателей налогового бюджета могут измениться, так как последовательное согласование статей финансовых бюджетов часто приводит к изменению доходов, расходов и статей баланса.

Этап 3. Расчеты по видам налогов

Планирование налогового бюджета ведется раздельно по каждому налогу Налог рассчитывается по налогооблагаемым операциям и объектам налогообложения, установленным законодательством.

Порядок планирования и расчетов налогов мы рассмотрим на примере налога на добавленную стоимость (табл. 1).

НДС планируют на основе:

бюджета продаж, в котором выделяются продажи по видам деятельности, облагаемым НДС по различным ставкам и не облагаемым НДС;

бюджета покупок;

сметы расходования материалов на производство и бюджета инвестиций.

Этап 4. Распределение платежей по срокам уплаты налогов и сборов

Первоначально делается расчет платежей на год, затем – на квартал, а после – на месяц. Для расчета периодичности уплаты налогов и взносов составляется календарь налоговых платежей на год, квартал, месяц. В месячном или квартальном расчете определяется срок уплаты налога, установленного законом (например, 20-го числа месяца, следующего за отчетным). Суммы налоговых платежей, взносов и сборов распределяются по срокам их уплаты в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ. Календарь налоговых платежей по конкретным датам составляется в бюджете движения денежных средств с помощью специальных программ автоматизированного расчета денежных потоков. В календаре или бюджете движения денежных средств отражаются суммы и сроки уплаты налогов, сборов и взносов с учетом нерабочих и праздничных дней, а также сроков возмещения НДС при поставке на экспорт, которые могут достигать трех месяцев.

Конечно, каждое предприятие заинтересовано в эффективном использовании своих финансовых ресурсов и не желает уплачивать налоги раньше установленного срока. По результатам планирования календаря налоговых платежей может сложиться такая ситуация, что в пик уплаты налогов и взносов сумма поступлений денежных средств будет наименьшей. В этом случае финансовый отдел (департамент) будет принимать решение о необходимости накопления средств или их заимствования и очередности платежей в соответствии с установленными сроками уплаты.

Этап 5. Последовательная итерация финансовых бюджетов

Налоговый бюджет и календарь налоговых платежей передаются в финансовый отдел для составления финансовых сводных бюджетов (прогнозного отчета о прибылях и убытках, бюджета движения денежных средств и прогнозного бухгалтерского баланса).

Отчет о прибылях и убытках имеет незавершенный вид до тех пор, пока не будут закончены расчеты по налогу на имущество (который рассчитывается после составления прогнозного баланса и связан с планом капитальных вложений – бюджетом инвестиций) и налогу на прибыль. Расчет налога на имущество завершается только после составления прогнозного агрегированного баланса и бюджета инвестиций. По незавершенному расчету прогнозного отчета о прибылях и убытках предварительно определяется сумма чистой прибыли. На основе бюджета амортизации и расчетов чистой прибыли планируются объем капитальных вложений и план закупок оборудования, который является основой для разработки бюджета инвестиций.

После расчета налога на имущество и налога на прибыль корректируется прогнозный отчет о прибылях и убытках и составляется окончательный вариант прогнозного бухгалтерского баланса.

Прогноз бухгалтерского баланса составляется на основе прогнозируемых изменений: внеоборотных и оборотных активов, сумм обязательств, капитала, планируемой прибыли, а также установленных целевых нормативов по ликвидности баланса и финансовой устойчивости.

Процесс планирования бюджетов требует значительного количества согласований по горизонтальным и вертикальным каналам управления и обусловлен последовательными итерациями – повторением операций с целью постепенного приближения к итоговому результату.

После расчета и согласования всех бюджетов составляется бюджет движения денежных средств (БДДС). В БДДС отражаются все виды поступлений (доходов) и все виды расходов.

Этап 6. Контроль и анализ исполнения бюджета

Для объективного контроля исполнения налогового бюджета необходимы формирование сопоставимой и достоверной информации об исполнении плана, определение величины отклонения фактических показателей от плановых, выявление причин отклонений в реализации планов.

Закрытие налогового бюджета осуществляется ежемесячно в срок до 10—20-го числа следующего месяца.

1.4. Методы налогового планирования

Налоговое планирование позволяет заметно снизить показатели и объем расходов на содержание предприятия посредством разработанной программы оптимизации налогообложения. В целом налоговое планирование способствует решению таких задач, как оптимизация налогообложения, снижение налоговых выплат, контроль за расходами и многие другие. Налоговое планирование является важной и неотъемлемой частью системы финансового управления в организации. Это обусловлено тем, что с налогообложением связаны все сферы производственной, финансовой, хозяйственной деятельности предприятия. На этапе стратегического планирования формируется налоговое поле организации, на основании которого составляются в дальнейшем и среднесрочные, и текущие планы налоговых платежей, налоговые календари и прочие элементы налогового планирования.

Предметом налогового планирования являются экономические процессы, которые будут протекать в организации в плановом периоде. Эти процессы могут относиться к различным сферам деятельности организации. Основным документом

Загрузка...