Придумав бизнес-идею, предприниматель подходит к вопросу, как зарегистрировать бизнес. Самые популярные формы для начинающих – ООО или ИП. Но я бы не забывал про самозанятых.
ИП и самозанятые – это физические лица, просто, при совершении актов предпринимательской деятельности, с хозяйственных операций платятся те налоги, которые установлены для ИП и самозанятого.
ООО, как акционерные общества, производственные кооперативы, некоммерческие организации, – это юридические лица. Они обособленно от их учредителей несут права и обязанности. Хотя с появлением субсидиарной ответственности контролирующих лиц утверждение о том, что ответственность разделена между организацией и собственником (менеджментом), стало не однозначным.
Регистрация ООО сложнее, чем ИП, как и дальнейшие действия: учет и отчетность, взаимодействие с банками, распределение полученной прибыли.
Первая сложность, с которой сталкивается предприниматель, если желает зарегистрировать ООО, – это юридический адрес. Это не может быть фиктивный адрес площадью в одно рабочее место. Проверка адреса местонахождения организации со стороны ИФНС проходит и во время регистрации, и во время ее функционирования. В любой момент вы должны оказаться на рабочем месте, постоянно отслеживать переписку, отправленную именно на юр. адрес. Договор аренды должен иметь все признаки реальности: схемы помещений; указание на документ, дающий право собственнику владеть зданием; разрешение собственника на использование адреса в качестве юридического. Метраж и сумма арендной платы также не должны вызывать подозрения в номинальности договора.
Самое простое быть самозанятым, то есть платить налог на профессиональный доход (НПД). Вся регистрация – установка приложения «Мой налог» на смартфон, там же можно дать разрешение ФНС списывать налог с расчетного счета.
Вы платите:
4 % от денежных средств, поступивших от физических лиц;
6 % от денежных средств, поступивших от организаций и ИП.
Но главный минус – установленный предел годовой выручки 2 400 000 руб.
Создание ИП тоже просто, вам необходимо подать уведомление о регистрации. Главный плюс – вам не нужен юридический адрес, ИП регистрируют по адресу прописки предпринимателя.
Для создания ООО вам потребуется юридический адрес и больше документов: устав, решение о создании и назначении руководителя, разрешение от арендодателя на использование адреса.
Если создали ИП, вам доступно: НПД, ПСН, УСН, ОСНО.
Если создали ООО, вам доступно: УСН, ОСНО.
ПСН – патентная система налогообложения. Очень выгодная система и сопряжённая с небольшим пакетом документов.
Вы платите незначительную сумму за патент и освобождаетесь от уплаты налога с выручки до 60 000 000 руб.
Главный минус – перечень видов деятельности для применения ПСН ограничен.
УСН доступен для ИП и организаций. Вы облагаете поступившие деньги от покупателей по ставке:
6 % при выборе объекта налогообложения «Доходы»;
15 % при выборе объекта налогообложения «Доходы минус расходы», но не менее 1 % от выручки.
Субъекты РФ наделены правом снижать налоговые ставки. В Москве ставка снижена для объекта налогообложения «Доходы минус расходы» до 10 %, но по узкому списку видов деятельности (обрабатывающее производство, социально ориентированные виды деятельности). В Санкт-Петербурге при объекте налогообложения «Доходы минус расходы» ставка установлена в 7 % для всех налогоплательщиков.
Налог считается по «кассовому методу» – операции признаются тогда, когда поступили или списаны денежные средства.
УСН не самый простой режим налогообложения: 19 из 20 бухгалтеров на собеседовании не смогли мне правильно ответить на вопрос: какие условия для включения в расходы затрат на приобретение товаров. Если что, их три: товар должен быть оплачен, оприходован и передан покупателю.
Главное ограничение – выручка: 150 млн руб. С 2021 года право на применение УСН можно не потерять и до 200 млн руб., но заплатив налог по повышенной налоговой ставке 8 и 20 % для «доходов» и «доходов минус расходов», соответственно. Эти лимиты ежегодно индексируются.
Основные ограничения для применения УСН: численность работников – до 100 человек (до 130 – повышенные ставки), остаточная стоимость основных средств не более 150 млн руб., доля участия других организаций в УК не более 25 %, не должно быть филиалов (не путать с обособленными подразделениями, их может быть сколько угодно), не вправе применять спецрежим: банки, страховщики и пр.
Основная (общая) система налогообложения – ОСНО, ваши доходы облагают: налогом на прибыль организаций с главной налоговой ставкой 20 % и НДС с ведущей налоговой ставкой 20 %.
Если ИП выбрал ОСНО, то свои доходы он облагает НДС по основной ставке 20 % и НДФЛ по ставке 13 % (п. 1 ст. 224 НК РФ, пп. 1 п. 1 ст. 227 НК РФ). С 2021 года если налоговая база у ИП превышает 5 млн руб., то начиная с этой суммы НДФЛ необходимо уплачивать по ставке 15 % (п. 1 ст. 224 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2021).
При исчислении НДФЛ ИП сумму доходов уменьшает на сумму предпринимательских расходов или он вправе воспользоваться профессиональным налоговым вычетом в размере 20 % доходов (п. 1 ст. 221, п. 7 ст. 227 НК РФ).
ОСНО не имеет ограничений, и налоги по ней ИП и организация уплачивает по умолчанию, пока вы не подали уведомление о переходе на специальный режим налогообложения.
Главное отличие налога на прибыль от спецрежимов – операция признаются в учете вне зависимости от ее оплаты: «методом начисления».
Сама 25-я глава НК РФ «Налог на прибыль организаций» представляет собой самую сложную, но и самую интересную методику расчетов. На самом деле, в стране существует ограниченное количество специалистов по этому налогу. Первый из них – Олег Давыдович Хороший, когда-то автор методических рекомендаций по применению 25-й главы НК РФ, сейчас начальник отдела налогообложения прибыли организаций Минфина России. К сожалению, для многих бухгалтеров и даже налоговых инспекторов налог на прибыль организаций находится за гранью их знания и понимания.
В отличие от налога на прибыль организаций, НДС представляется элементарным налогом (хотя там есть бесконечное количество нюансов), в первую очередь он прост для проверяющих. На каждую операцию по продаже товаров, работ, услуг (ТРУ) выписывается счет-фактура, и он регистрируется в книге продаж, НДС с продажи ставится к уплате и передается покупателю. Для покупателя ваш счет-фактура – право на вычет по НДС, покупатель регистрирует его в книге покупок.
При закупке с выделенным НДС вы получаете счета-фактуры от своего поставщика и их вы регистрируете в своей книге покупок, принимая «входной» НДС к вычету. Разница итогов книг продаж и покупок и есть сумма, которую вы должны заплатить в бюджет (намного реже – возместить из бюджета) по итогу квартала.
Простота для проверяющих заключается в том, что вместе с декларацией по НДС вы загружаете в базу ФНС и книги покупок и продаж. И сомнительные счета-фактуры в книге покупок на экране инспектора горят красным цветом. Поэтому важно выбирать поставщиков, проверив их на благонадежность (есть ли у поставщика сотрудники, имущество, оборотные средства, необходимые для выполнения договора) – так вы отобьете претензии проверяющих. Важно помнить, что никакого «бумажного НДС» от поставщиков попросту не существует – они всегда будут гореть красным цветом в федеральной информационной системе ФНС.
Из перечисленного выше предприниматель может выбрать, по какой ставке облагать выручку/прибыль в зависимости от оборота и требований своих клиентов (нужен ли выделенный НДС). А есть ведь ресурсные и зарплатные налоги.
Основные ресурсные налоги – транспортный, земельный налог и налог на имущество, и они платятся, если на фирму зарегистрирован соответствующий актив.
Ресурсные налоги относятся к региональным (налог на имущество организаций и транспортный налог) и местным налогам (налог на имущество физлиц и земельный налог). Поэтому ставки и остальные особенности надо узнавать из местных нормативных актов. Но общие принципы таковы:
Налог на имущество организаций сейчас распространяется на недвижимость и платится с кадастровой стоимости согласно местному перечню. Остальная недвижимость формирует налоговую базу по среднегодовой балансовой стоимости. К счастью, в отношении имущества, определяемого по среднегодовой балансовой стоимости, сохранилось освобождение для УСН.
Земельный налог – налоговую базу формирует кадастровая стоимость, а в транспортном налоге – лошадиные силы мотора автомобиля. Если автомобиль попал в перечень дорогих Минпромторга, то еще надо применить повышающий коэффициент. Налоговую базу необходимо умножить на ставку, установленную региональной/местной властью.
Зарплатные налоги появляются вместе с наемными работниками. Исключение ИП: он еще платит страховые взносы «за себя» 40 874 руб. в 2021 году (каждый год сумма индексируется) плюс 1 % с выручки, превышающей 300 000 руб. У многих фиксированный страховой взнос вызывает отторжение, но надо понимать, что, зарегистрировав ООО после нескольких вызовов на комиссию в ИФНС или блокировки расчетного счета, – вы будете начислять и выплачивать зарплату и зарплатные налоги, в итоге взносов у ООО выйдет больше.
Общий расчет зарплатных налогов на доход наемного сотрудника: 13 % (а свыше 5 млн руб. 15 %) НДФЛ и 30 % страховые взносы без учета взносов на травматизм, которые для субъектов малого предпринимательства для зарплаты, превышающей МРОТ, понижаются до 15 %.
Расчет зарплатных налогов, как и способы их уменьшения, представлен в главе 12.
Выбор режима НПД, ПСН, УСН, ОСНО в первую очередь обусловлен объемом ежегодной выручки и требованием клиентов поставлять товар с или без НДС.
Если ваши клиенты – физлица, бюджетные учреждения или «упрощенцы», заморачиваться на ОСНО нет никакой необходимости. Другое дело, что иногда руководитель бюджетной организации даже не знает, что вместо расчета по НДС он заполняет лист в декларации о целевом использовании бюджетных средств, где наличие «входного» НДС не играет никакой роли. Здесь такого руководителя надо познакомить с собственным бухгалтером.
Клиенты-«упрощенцы» также не любят педалировать фактом применения УСН, ведь товар и сумму НДС они все равно спишут в расходы. Однако с недавних пор, в открытом доступе, в любом справочном сервисе можно узнать систему налогообложения контрагента. Более чем важное дело – проверить режим налогообложения покупателей в справочной программе.
Не нужен НДС и строительным компаниям – застройщикам жилой недвижимости (необлагаемые НДС операции согласно пп. 23.1 п. 3 ст. 149 НК РФ).
Вы можете найти у себя пласт клиентов, которым выделять НДС и не требуется. Здесь появляется смысл использовать режимы, предусматривающие освобождение от НДС.
Если вы работаете через несколько юридических лиц, чтоб отбиться от обвинения в дроблении бизнеса, обязательно необходимо указать деловую цель создания каждого общества. Это главный аргумент в споре с проверяющими, он может быть закреплен маркетинговой, ценовой политикой компании. Разные общества охватывают разные рыночные ниши или заняты разным производственным процессом.
В группе компаний у каждой организации должно быть отделено имущество, сотрудники, бухгалтерский учет (Определение Верховного Суда РФ от 14.05.2020 № 306-ЭС20–2521 по делу № А06–8005/2018).
Компании не должны иметь общих адресов, сайтов и телефонов, пользоваться услугами одних и тех же кадровиков и бухгалтеров, платить друг за друга.
Если вы – индивидуальный предприниматель, вы также можете сочетать разные режимы налогообложения, например УСН и ПСН.
Таким образом, алгоритм действий в случае, если вы приняли решение заниматься бизнесом:
1) определить подходящую форму ведения бизнеса (самозанятый, ИП, ООО или даже группа компаний);
2) определить налоговый режим, который вы будете использовать, или сочетание таких режимов (НПД, ПСН, УСН, ОСНО).
Чтоб использовать максимально эффективно нерастраченные силы и внимание читателя, начнем с НДС.
Если компания (или ИП) не подала уведомление о переходе на специальный налоговый режим, она по умолчанию является плательщиком НДС.
Можно, конечно, воспользоваться освобождением от обязанностей уплачивать НДС. Согласно ст. 145 НК РФ, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации ТРУ не превысила в совокупности 2 млн руб., – можно воспользоваться освобождением от уплаты НДС. Для этого необходимо подать уведомление об использовании такого освобождения и потом не забыть подтвердить документами факт, что за период использования освобождения вы не нарушили установленные ограничения.
Возможно, что ваша деятельность подпадает под льготу. Перечень таких видов деятельности приведен в ст. 149 НК РФ: это образование, медицина, реставрация памятников истории и многое другое.
НДС платится в двух случаях: 1) в момент получения предоплаты за товар; 2) в момент отгрузки товара. При этом если имела место предоплата, в момент отгрузки ранее исчисленный НДС с аванса ставится к вычету. В книге покупок регистрируется ваш собственный авансовый счет-фактура – его легко заметить, ведь в графе «Поставщик» стоит наименование вашей собственной фирмы.
Во время очередного кризиса правительство ввело поблажку – к вычету можно ставить не только счета-фактуры поставщика с отгрузки, но и поставить к вычету НДС в момент перечисления аванса поставщику. Опять же мы не можем принять к вычету сумму, превышающую сумму реально закупленного товара. Если имело место принятие к вычету НДС с аванса в момент регистрации вычета по НДС с поставки, ранее принятый авансовый входной НДС необходимо восстановить. В книге продаж, таким образом, регистрируется авансовый счет-фактура поставщика, его сумма НДС увеличивает общую сумму НДС к уплате.
Для предпринимателя важно заранее узнать, сколько же НДС он должен заплатить по итогу квартала – налогового периода по НДС, за который сдается налоговая декларация. Бухгалтер сможет сказать вам сумму НДС, только когда загрузит в «1С» все операции с покупателями и поставщиками, документы по ним, как правило, приходят в бухгалтерию с опозданием в несколько дней, а то и недель. Далее бухгалтеру необходимо перепровести всю базу за период, чтоб после регистрации документов платежи правильно разделились на авансовые/постотгрузочные – только тогда сальдо на счете бухгалтерского учета 68.02 (сумма НДС к доплате/возмещению) покажет вам адекватную жизни правду.
Но есть два маркера, которые безошибочно сигнализируют о значительной итоговой сумме НДС к уплате:
• на расчетном счету вырос остаток денежных средств на конец квартала по сравнению с началом квартала;
• значительно вырос дебетовый остаток на счету 62.01 (дебиторка покупателей) на конец квартала по сравнению с началом квартала.
Поясню на примере. В исследуемом квартале у вас была только одна сделка на 100 млн руб. По ней вы получили аванс 100 млн руб., выписали отгрузочных документов по этой же сделке на 30 млн руб. Вы закупили материалов: оплатили одному поставщику 40 млн руб. и еще другому поставщику авансировали 50 млн руб.
Если на начало квартала у вас на счету было 0 руб., то на конец квартала остаток увеличился до 10 млн руб. (100 – перечислил покупатель, два поставщика в общей сумме получили от вас 90). Можно безошибочно сказать, что с возросшего остатка на расчетнике 10 млн руб. вы и заплатите НДС по ставке 20 %: 10 млн руб. * 20/120 = 1,67 млн руб. А вот так выглядит декларация – расчет НДС за квартал:
Теперь рассмотрим две ситуации, добавим к условиям прошлого периода новую операцию: 1) покупатель под конец квартала перечислил вам 300 млн руб. нового аванса и 2) покупатель попросил выставить дополнительную реализацию на 300 млн руб.
Ситуация 1. Под конец квартала вам на расчетный счет пришло еще дополнительно 300 млн руб. от покупателя.
Остаток на конец квартала на расчетном счету вырос с 10 млн руб. до 310 млн руб., и вас это радует. Но через 10 дней к вам приходит бухгалтер, говорит о гигантской сумме НДС к уплате, и вы хотите его уволить.
Так выглядит изменившийся расчет по НДС
Ситуация 2. К концу квартала к вам приходит покупатель и говорит: «Дорогой друг, мне срочно нужно сдать объект приемной комиссии, бла-бла-бла, выпиши мне еще дополнительно 300 млн руб. закрывающих документов».
Вы говорите: «Не вопрос, дорогой друг». Включаете принтер и печатаете документы. Только вы в этот момент печатаете ценные бумаги, по которым покупатель уже сейчас получит вычет по НДС, а вы уже сейчас платите НДС в бюджет. Расчет НДС за квартал меняется следующим образом, и вы опять хотите уволить бухгалтера за безумные 40 млн руб. НДС к уплате.
В первом случае у вас значительно вырос остаток на расчетном счете. Во втором – у вас значительно выросла дебиторская задолженность покупателя. Это те два маркера, которые говорят о проблемном росте НДС к уплате за квартал.
Есть еще один пример. Вы за квартал получили на расчетный счет 100 млн руб. и потратили 100 млн руб. Вам не очень комфортно, что на счету нет денег и прибыль вы не получили. К вам приходит бухгалтер и говорит, что по итогу квартала в бюджет надо заплатить 5 млн руб. НДС – тем самым приводя вас в ярость. Откуда эти 5 млн? Ведь вы ничего не заработали.
Ответ прост. Из 100 млн руб. затрат вы потратили: 12 млн руб. зарплаты; 7 млн руб. поставщикам за аренду; по мелочи ИПэшникам на УСН, но на общую сумму 6 млн руб.; НДС, и налог на прибыль, исчисленные за предыдущий период, 5 млн руб.
Если вы подсчитаете по платежам за квартал, потратив 30 млн руб., – вы не получили входного НДС. Сотрудники, налоговая и упрощенцы на затраты счетов-фактур вам не выдают.
Ваш расчет по НДС: 100 млн руб. выдано счетов-фактур покупателю и только на 70 млн руб. получено счетов-фактур от поставщиков, работающих с НДС. «Налоговая база» по НДС за квартал 30 млн руб., и вы должны заплатить в бюджет 30*20/120 = 5 млн руб., тогда как вроде ничего и не заработали.
Выход – не работать с поставщиками-упрощенцами, снизить расходы на аренду.
Налог на прибыль организаций интересный налог, и изучить его по одной главе книги невозможно. Но можно понять его основные правила.
А самые главные принципы налога на прибыль следующие:
1. Налог на прибыль организации считается по методу начисления – все факты хозяйственной жизни учитываются тогда, когда они совершены, а не в момент их оплаты.
2. Расходы должны быть документально подтверждены и направлены на ту деятельность, с которой вы получаете прибыль (экономическая обоснованность).
3. Принцип равномерности признания доходов и расходов.
Покупая сырье, вы должны именно получить материал, а не оплатить его, и это сырье не должно использоваться для строительства дома вашей любимой бабушки: сырье должно уйти на изготовление продукции, переданной в дальнейшем покупателю.
О получении сырья должны говорить оригиналы корректно заполненных документов. У вас должны быть в наличии оригиналы документов (приведем пример закупки материалов): договор, товарные накладные, транспортные накладные, подписанные сторонами сделки.
Равномерность признания доходов и расходов означает: если вас попросили построить дом стоимостью 100 млн руб. за 2 года – то вам необходимо экономически обоснованно рассчитать и заявить доход и в первом, и во втором году строительства. Например, вы посчитали, что в первом году выполнили 50 % строительства – вы покажете в декларации за первый год по налогу на прибыль «условный доход» 50 млн руб., хотя дом еще не передан покупателю, акты не подписаны. В первом году в расходы вы отнесете не все затраты, а только ту их часть, которая относится к конкретной сумме заявленного дохода (даже если вы закупили в первом году все стройматериалы, в расходы вы их включаете и в первом, и во втором году по мере отражения «условного дохода»).
Основные элементы налога на прибыль организаций:
• налогоплательщики – организации (российские, иностранные, а также консолидированные группы налогоплательщиков);
• налоговая база – прибыль, определяемая по правилам 25-й главы НК РФ;
• основная налоговая ставка – 20 % (3 % налог, зачисляемый в федеральный бюджет, 17 % налог, зачисляемый в бюджет субъекта РФ).
Покупая материальную ценность, вы должны посмотреть на нее философски и определить: это средства труда или предмет труда.
Средства труда, или основные средства, – ваши станки, здание, дорогостоящий инвентарь, который вы используете долгое время для изготовления продукции.
Основное средство нельзя списать в расходы единовременно, ведь оно используется вами в предпринимательской деятельности на протяжении длительного периода времени.
Предмет труда – сырье и материалы, то, из чего изготовляется продукция. Сырье и материалы в процессе производства проходят несколько этапов преобразования:
1. Сырье и материалы.
2. Незавершенное производство (НЗП).
3. Готовая продукция.
4. Отгруженная продукция.
5. Реализованная продукция.
Только та стоимость сырья, попавшая в расчет стоимости реализованной продукции, может уменьшить налог на прибыль.
К счастью, не все затраты надо сложно распределять на эти этапы.
Расходы организации согласно 25-й главе НК РФ делятся: на расходы, связанные с производством и реализацией (понесенные в процессе уставной деятельности), и на внереализационные расходы (напрямую не связанные с уставной деятельностью: курсовая разница, списанная дебиторская задолженность, проценты по займам, неустойки по договорам, услуги банков и т. д.).
Расходы, связанные с производством и реализацией, делятся на прямые и косвенные расходы. Прямые расходы – переменные затраты, которые можно напрямую связать с выпускаемой продукцией, например материалы, зарплата рабочих. Косвенные расходы – постоянные расходы, которые сложно отнести на конкретную выпущенную продукцию, например содержание офиса, оклад директора.
Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов. Чтоб избежать отличий в бухгалтерском и налоговом учете, рационально взять перечень статей расходов, использующихся в бухгалтерском учете.
Слишком короткий перечь прямых расходов, как правило, вызывает споры с ИФНС.
Минимальный, с точки зрения ФНС, список прямых расходов состоит из:
• сырья и материалов;
• производственных работ и услуг (включая субподрядные работы);
• амортизации производственного оборудования;
• оплаты труда рабочих и страховых взносов с неё.
Косвенные расходы сразу уменьшают прибыль, прямые накапливаются в виде остатков НЗП и учитываются в расходах в периоде отражения выручки от реализации соответствующих товаров, работ, услуг (п. 2 ст. 318 НК РФ).
Налогоплательщик самостоятельно определяет порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам) (абз. 3 п. 1 ст. 319НК РФ).
Указанный порядок распределения прямых расходов (формирования стоимости НЗП) устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов (абз. 4 п. 1 ст. 319 НК РФ).
Для строительства наиболее подходящим и часто используемым является позаказный метод распределения прямых расходов (каждый строительный объект – отдельный объект учета затрат). Для производств – попередельный метод (при переходе из одного цеха в другой, с каждой последующей обработкой изделие наращивает свою стоимость). Для малых предприятий, работающих без остатков, – котловой метод (самый простой способ, когда все затраты делятся на выпущенную продукцию). Если есть возможность заранее скалькулировать себестоимость изделия, можно использовать нормативный способ.
Пункт 2 ст. 271 НК РФ содержит важное положение для строительных организаций: по доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, и в случае, если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.
Таким образом, если договор подряда характеризуется длительным циклом исполнения и не предусматривает поэтапную сдачу работ, необходимо распределить выручку от реализации работ по налоговым периодам и определить сумму расходов, относящихся к данной выручке с учетом принципов:
• равномерности признания доходов и расходов (п. 2 ст. 271 НК РФ);
• взаимосвязи расходов с полученными доходами (п. 1 ст. 252 НК РФ, абз. 2 п. 2 ст. 318 НК РФ);
• экономической обоснованности используемых методов (абз. 5 п. 1 ст. 319 НК РФ).
При списании стоимости однотипного материала или товара подкрадывается еще одна методическая трудность. У вас числится на складе 3 штуки одного изделия. Но вы их покупали: первую штуку за 5 руб., вторую за 10 руб., а третью за 15 руб. В целом бухгалтер учитывает 3 штуки стоимостью 30 руб. При списании 1 штуки изделия согласно п. 8 ст. 254 НК РФ вы можете использовать следующие способы:
• по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО) – вы спишете 5 руб.;
• по средней стоимости – вы спишете 10 руб. (30/3);
• по стоимости единицы запаса, если учет позволяет сказать, что списываете именно третью штуку, – вы списываете 15 руб.
У каждого способа есть свои плюсы и минусы:
• ФИФО, минимизируя расходы, максимизирует прибыль, позволяя больше стоимости показать для склада в виде складских остатков.
• Из оставшихся методов учета (после исключения ЛИФО) метод средней стоимости наиболее выгоден, с точки зрения минимизации налога на прибыль.
• Метод по стоимости единицы усложняет учет и не всегда возможен.
• Формирование самой стоимости МПЗ опять вызывает методологическую особенность.
Пункт 2 ст. 254 НК РФ установил, что стоимость МПЗ определяется исходя из цен их приобретения (без учета НДС и акцизов), включая комиссионные вознаграждения, ввозные таможенные пошлины, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением МПЗ. То есть перечень материальных затрат является открытым, но обязательно включает, кроме цены, уплаченной поставщику, комиссионное вознаграждение, таможенную пошлину, транспортные услуги.
Если перевести все сказанное выше на человеческий язык, представим следующую картину.
Вы производите деревянную мебель.
Если вы купили 10 досок за 100 руб. (здесь и далее все цены без НДС), это не значит, что их стоимость составила 1000 руб.
Чтоб доставить доски до склада материалов, вы заплатили транспортной компании 100 руб. Таким образом, бухгалтер отразит нахождение на складе 10 досок по цене 101 руб. ((1000 +100) /10).
Но также ранее на складе была учтена другая такая же партия досок по цене 105 руб.
Для изготовления 10 табуреток производство затребовало 7 досок.
Бухгалтер перенесет часть стоимости закупленного МПЗ в состав незавершенного производства.
Будем рекомендовать метод списания – по средней стоимости, как самый экономный для налога на прибыль в настоящий момент.
Бухгалтер определит стоимость переданных в НЗП досок 721 руб. (средняя цена (101 +105) /2 = 103 руб., помноженная на 7).
Мы утвердили в учетной политике список прямых расходов: зарплату и взносы, амортизацию и материальные затраты.
Добавляем в НЗП сумму амортизации 109 руб., зарплату и взносы 670 руб. Итого, пока продукция не выпущена, размер НЗП составил 721 +109 +670 = 1500 руб. Представим, что этого достаточно, чтоб произвести нашу утварь (она без гвоздей, шурупов и т. д. …).
Учитывая простоту нашего производства, выберем метод определения себестоимости продукции – котловой метод. То есть 1500 руб. перенесется на 10 наших табуреток.
Но производство на данный момент на склад готовой продукции выпустило только 5 табуреток.
НЗП уменьшится до 750 руб., а 750 руб. будет числиться как стоимость готовой продукции: 5 табуреток по цене 150 руб.
Покупателю продано 3 табуретки по цене 300 руб. за штуку. Бухгалтер отразит выручку от реализации 3 * 300 руб. = 900 руб. Прямые расходы 3 * 150 = 450 руб. Допустим, косвенные расходы составили 200 руб. Тогда налоговая база по налогу на прибыль составит 900 (выручка) – 450 (прямые расходы) – 200 (косвенные расходы) = 250 руб. (прибыль для целей налогообложения), с которой бухгалтер исчислит 250 * 20 % = 50 руб. налога на прибыль.
Это может вызвать недопонимание предпринимателя, ведь он только что заплатил 1000 руб. поставщику, тогда как от покупателя получил всего 900 руб.
Для наведения полного ужаса скажем, что 25-я глава НК требует еще распределить расходы между отгруженной, но не реализованной продукцией и реализованной продукцией. Это актуально, если наш предприниматель подпишет договор поставки, где право на табуретку переходит от поставщика к покупателю после наступления некоторых событий, например после полной оплаты.
Покупка дорогостоящего оборудования – в каком-то смысле праздник для предпринимателя, он инвестирует средства в бизнес. Но такая покупка и грозит и кратковременным скачком налога на прибыль к уплате. Предприниматель изымает часть средств из оборотных активов, которые могли быть направлены на товары и услуги с более простым учетом для включения в расходы. Я даже встречал фразу от предпринимателя: «за покупку основного средства я плачу налог в бюджет 20 %».
Существуют 4 главных критерия для основного средства для налогового учета:
1. Используется в производственных или управленческих целях.
2. Срок полезного использования более 12 месяцев.
3. Стоимость оборудования 100 000 руб. и выше.
4. Материальная ценность не предназначена для перепродажи (в противном случае это товар).
Если условия всех четырех критериев выполняются, вы купили именно основное средство.
Если ищете бухгалтера, обязательно спросите на собеседовании «что такое основное средство, какой лимит стоимости установлен?». Когда 20 из 19 профессиональных бухгалтеров не смогли мне правильно ответить, я переосмыслил свои взгляды на жизнь и на экономическое образование в нашей стране, в частности.
Учет основного средства сгруппируем в четыре этапа.
Во-первых, вы формируете стоимость основного средства с учетом всех дополнительных расходов, связанных с доведением до рабочего состояния купленного агрегата. В первоначальную стоимость включается: таможенная пошлина, доставка, установка. Косвенные налоги (НДС), само собой, вычитаются. Так вы посчитали первоначальную стоимость основного средства.
Во-вторых, вы определяете срок полезного использования. Срок полезного использования устанавливается налогоплательщиком самостоятельно, но, как сказано в ст. 258 НК РФ, в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1. Трудно представить, что Правительство РФ собралось 1 января и вынесло постановление, в котором сгруппировало всевозможные основные средства в 10 амортизационных групп. Хоть кто-то работает в нашей стране 1 января. Зато легко запомнить: постановление № 1 от 01.01.2002.
Определить амортизационную группу основного средства крайне важно для последующего расчета.
В-третьих, часть сформированной первоначальной стоимости вы можете отнести на расходы, уменьшающие прибыль организаций, уже сейчас.
Вы имеете право единовременно списать в расходы 10 % или 30 % от первоначальной стоимости.
Этот механизм получил название амортизационной премии, и вам необходимо проконтролировать, что бухгалтер его использовал (это право, но не обязанность налогоплательщика и многие бухгалтеры попросту ленятся применять амортизационную премию, в том числе из-за того, что она вызовет различие в бухгалтерском и налоговом учете).
Размер амортизационной премии:
• 10 % для основных средств 1–2-й амортизационных групп;
• 30 % для основных средств 3–7-й амортизационных групп;
• 10 % для основных средств 8–10-й амортизационных групп.
Амортизационная премия подлежит восстановлению (необходимо заплатить налог, включив сумму премии во внереализационные доходы), если в течение 5 лет с момента начисления премии имущество было продано или безвозмездно передано.
В-четвертых, вы постепенно включаете стоимость основного средства в расходы организации через амортизацию. Амортизация начисляется на 1-е число месяца по имеющимся в учете основным средствам.
Методов начисления амортизации в налоговом учете только два:
• линейный;
• нелинейный.
Выбор метода ограничен, согласно п. 3 ст. 259 НК РФ, всегда нужно применять линейный метод начисления амортизации в случаях:
• в отношении зданий, сооружений, передаточных устройств и нематериальных активов, передаточных устройств, входящих в 8–10-ю амортизационные группы;
• в отношении основных средств, используемых исключительно при добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении.
Вы приобрели основное средство первоначальной стоимостью 100 млн руб., срок полезного использования 10 лет, то есть 120 месяцев. Это пятая амортизационная группа, имеем право на амортизационную премию в размере 30 %.
30 млн руб. (100 млн руб. * 30 %) относим на расходы в виде начисленной амортизационной премии.
Оставшиеся 70 млн списываем в расходы равномерно 583 333,33 руб. (70 млн руб./120) каждый месяц на протяжении 10 лет.
Из-за простоты этого метода его выбирает 99 % бухгалтеров, что странно – второй метод на практике от бухгалтера требует столько же усилий, что и линейный способ, так как всю работу по расчету амортизации берет на себя «1С».
Нелинейный метод выгоден, так как он позволяет сгладить неприятный скачок суммы налога на прибыль. В первые месяцы вы больше списываете в расходы стоимость приобретенного основного средства.
Для каждой амортизационной группы (подгруппы) определяется суммарный баланс, который рассчитывается как суммарная стоимость всех объектов амортизируемого имущества, отнесенных к данной амортизационной группе (подгруппе) (п. 2 ст. 259.2 НК РФ). Суммарный баланс – это сумма остаточных стоимостей объектов, амортизируемых по нелинейному методу.
При принятии к учету нового основного средства суммарный баланс амортизационной группы увеличивается на его первоначальную стоимость с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию (п. 3 ст. 259.2 НК РФ). Также при выбытии основного средства суммарный баланс уменьшается на его остаточную стоимость с 1-го числа месяца, следующего за месяцем выбытия (п. 10 ст. 259.2 НК РФ).
Находим сумму амортизации за месяц по каждой амортизационной группе. Для этого используется формула (п. 4 ст. 259.2 НК РФ):
АМГ = СБГ * К/100
где АМГ – месячная сумма амортизации по амортизационной группе;
СБГ – суммарный баланс соответствующей амортизационной группы;
К – норма амортизации группы.
НК установил значение К – нормы амортизации группы (п. 5 ст. 259.2 НК РФ):
Если на 1-е число месяца, за который рассчитывается амортизация, суммарный баланс какой-либо амортизационной группы оказался меньше 20 000 руб., организация имеет право ликвидировать такую группу, включив значение суммарного баланса этой группы во внереализационные расходы (п. 12 ст. 259.2 НК РФ).
В нашем примере: нет других основных средств, кроме одного за 100 млн руб. (после применения амортизационной премии стоимостью 70 млн руб.), входящего в пятую амортизационную группу.
Таким образом, в первом месяце сумма расходов в виде амортизации составит 1 890 000 руб. (70 млн руб. * 2,7/100). Суммарный баланс пятой группы уменьшится до 68 110 000 руб. (70 000 000 – 1 890 000).
Второй месяц сумма расходов в виде амортизации составит 1 838 970 руб. (68 110 000 руб. * 2,7/100). Суммарный баланс пятой группы уменьшится до 66 271 030 руб. (68 110 000 – 1 838 970).
Третий месяц сумма расходов в виде амортизации составит 1 789 317,81 руб. (66 271 030 руб. * 2,7/100). Суммарный баланс пятой группы уменьшится до 64 481 712,19 руб. (66 271 030 – 1 789 317,81).
И так далее, пока суммарный баланс пятой группы не уменьшится до 20 тыс. руб.
За три месяца начисления амортизации видна колоссальная разница: при линейном методе вы указываете расходы в виде амортизации 1,75 млн руб., а при нелинейном 5,52 млн руб.
Частая ошибка бухгалтеров и любимый повод налоговиков для проверки – ситуация, когда основное средство продается с убытком. Бухгалтеры убыток признают в обычном порядке, тогда как НК РФ предусмотрел особый порядок признания убытка от таких операций.
Если у вас остаточная стоимость основного средства составляла 70 млн руб., а продали вы его за 60 млн руб., то убыток в размере 10 млн руб. нельзя признать единовременно для целей налогообложения (п. 3 ст. 268 НК РФ). Если вам осталось амортизировать это основное средство еще 3 года – вы должны признать этот убыток равномерно, ежегодно по 3,33 млн руб. (10 млн руб./3) в течение этого трехлетнего срока.
Несмотря на введение раздела V.1 НК РФ, который ввел контроль за трансфертным ценообразованием в достаточно редких случаях контролируемых сделок – налоговики по-прежнему задумываются над тем, а почему вы так дешево продали основное средство, тем более если покупатель – взаимозависимое лицо. При продаже основного средства вы должны изучить его рыночную стоимость и быть готовыми представить пояснения в ИФНС.
Можно долго говорить о 25-й главе НК РФ, она предусмотрела особый порядок для налогообложения ценных бумаг, вспомогательных подразделений (таких как заводские столовые и базы отдыха), уступки права требования долга и многое другое. Часть расходов нельзя учесть для целей налогообложения прибыли, перечень таких расходов приведен в ст. 270 НК РФ (штрафы госорганам, материальная помощь и т. д.). Разговор о налоге на прибыль, таким образом, грозит превратиться в бескрайний. Для субъекта малого предпринимательства большинство этих операций не актуальны: малые предприятия не продают ценные бумаги, не имеют столовых, к сожалению, не платят работникам материальную помощь.
Возможно предположить, что для предпринимателя расчет налога на прибыль станет очень сложным и непонятным. Но вспоминается, как топ-менеджеры при рассмотрении EBITDA готовы часами спорить по поводу обоснованности того или иного показателя, пересчитывают затраты в зависимости от выбранного метода распределения расходов. Ведь от величины EBITDA зависит их личная премия. Значит, и предприниматель может разобраться с прибылью для целей налогообложения, ведь налоги – это часть его личных финансов. Главное – захотеть!
УСН популярна для субъектов малого предпринимательства. Ее могут использовать организации и ИП, заявив в ИФНС об этом или в момент регистрации (в течение 30 дней с этого момента), или до 31 декабря для перехода на УСН с нового года.
УСН освобождает:
• ИП – от НДФЛ (при получении дохода от предпринимательской деятельности), налога на имущество физлиц (кроме объектов, облагаемых по кадастровой стоимости) и НДС;
• организации – от налога на прибыль; налога на имущество, исчисляемого по среднегодовой стоимости и НДС.
Вы не можете применять УСН, если:
• имеете годовой доход, который превышает 200 млн руб.;
• ваша организация имеет филиалы (не путать с простыми обособленными подразделениями);
• уставной капитал организации на 25 % принадлежит другим организациям;
• вы – ломбард, банк, страховая организация, негосударственный пенсионный фонд и поддерживаете прочие редкие виды деятельности, указанные в ст. 346.12 НК РФ;
• имеете больше 130 работников;
• организация с основными средствами стоимостью выше 150 млн руб.;
• являетесь плательщиком единого сельскохозяйственного налога.
Раньше налогоплательщик терял право на УСН, когда доходы превышали 150 млн руб. или количество работников становилось больше 100.
С 2021 года при доходах от 150 млн руб. до 200 млн руб. или при количестве сотрудников от 100 до 130 налогоплательщик не теряет права на УСН, но уплачивает налог по повышенной ставке: 8 % для объекта «Доходы» и 20 % для объекта «Доходы минус расходы».
При доходе больше 200 млн руб. и количестве сотрудников больше 130 налогоплательщик теряет право на применение УСН и переходит на ОСНО.
Лимиты 150 млн руб. и 200 млн руб. правительство обещало ежегодно индексировать.
Главный принцип УСН – кассовый метод, операции признаются в налоговом учете в момент оплаты, а не в момент фактического перехода ТРУ от поставщика к покупателю.
УСН предлагает на выбор два объекта налогообложения:
«Доходы», налоговая база определятся с полученных доходов. Основная налоговая ставка 6 % от доходов. Но в некоторых регионах действует пониженная ставка – от 1 до 6 %. Например, в Крыму 4 %.
«Доходы минус расходы», налоговая база определятся с разницы между доходами и расходами. Основная налоговая ставка 15 %.
Ставка УСН в Москве – 15 % для всех налогоплательщиков и 10 % для налогоплательщиков, занимающихся в сфере обрабатывающих производств, социальных услуг и других видов деятельности согласно закону города Москвы.
Ставка УСН в Санкт-Петербурге – 7 % для всех налогоплательщиков.
Ставка УСН в Ленинградской области – 5 % для всех налогоплательщиков, 1 % для небольшого перечня видов деятельности, установленного законом Ленинградской области.
Подчеркнём, что если налогоплательщик превысил лимит выручки в 150 млн руб. или численность сотрудников 100 человек – налоговая ставка составляет 8 % при объекте «Доходы» и 20 % при выбранном объекте «Доходы минус расходы». После выручки в размере 200 млн руб. или найма 130 сотрудников право на УСН теряется.
Объект налогообложения «Доходы» подойдет для тех, у кого высокорентабельный бизнес или собрать документы, подтверждающие расходы, нереалистично. Во всех остальных случаях стоит выбрать «Доходы минус расходы».
Находясь на объекте «Доходы», исчисленный налог можно уменьшить на уплаченные фиксированные страховые взносы ИП полностью и до 50 % от суммы страховых взносов, уплаченных за сотрудников.
У объекта «Доходы минус расходы“ есть понятие „минимальный налог 1 %» – исчисленный по итогам налогового периода налог не может быть меньше величины, рассчитанной как 1 % от доходов налогоплательщика.
В статьях с 346.15 по 346.17 НК РФ сжато указан порядок определения и признания доходов и расходов для целей применения УСН.
Доходами на УСН признаются:
• доходы от реализации, т. е. выручка от реализации ТРУ и выручка от реализации имущественных прав;
• доходы внереализационные, указанные в ст. 250 НК РФ (безвозмездно полученное имущество, списанная кредиторская задолженность, проценты по договорам займа и кредита, положительная курсовая разница).
Закрытый перечень расходов, признаваемых для целей исчисления УСН, приведен в ст. 346.16 НК РФ.
Для торговой компании материальные затраты возможно списать, если: 1) товар получен от поставщика; 2) товар оплачен поставщику; 3) товар передан покупателю.
Для производственной компании материальные затраты возможно списать, если: 1) материал получен от поставщика; 2) материал оплачен поставщику; 3) материал передан в производство.
Если приобретено основное средство и оно оплачено: вы списываете в расходы стоимость основного средства равномерно ежеквартально в течение года приобретения основного средства (пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Например, вы купили основное средство стоимостью 6 млн руб. в июне 2022 года. При условии, что вы его полностью оплатили в июне, в расходы относим: 2 млн руб. во II квартале 2022 года, 2 млн руб. в III квартале 2022 года, 2 млн руб. в IV квартале 2022 года.
Если организация купила основные средства до перехода на УСН, то стоимость основных средств списывается следующим образом:
1) со сроком полезного использования до 3 лет включительно полностью уменьшается налоговая база по единому налогу по УСН в течение первого календарного года работы на УСН;
2) со сроком полезного использования от 3 до 15 лет включительно:
50 % от стоимости в течение первого года применения УСН (календарного),
30 % стоимости в течение второго года применения УСН,
20 % стоимости в течение третьего года применения УСН;
3) со сроком полезного использования свыше 15 лет – стоимость основных средств списывается в течение первых 10 лет применения УСН равными долями.
Если вы решите продать основное средство и с момента, как вы начали списывать его стоимость в расходы:
• не прошло 3 года (для ОС со сроком полезного использования до 15 лет);
• не прошло 10 лет (для основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет),
• расходы, которые вы раньше учли на его приобретение, нужно будет исключить из расчета налога полностью. Оставить можно только амортизацию, рассчитанную за период использования основного средства.
Период полезного использования определяется классификатором, установленным постановлением Правительства от 01.01.2002 № 1.
В упрощенной системе налогообложения расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 НК). Поэтому даже если ваша организация находится на упрощенке, по-прежнему не стоит врываться в бухгалтерию с требованием оплатить счет, полученный по факсу, а в момент получения вожделенного товара забывать о каких-то условностях: подписании и последующем хранении договоров, накладных, актов.
Приведем примеры расчета УСН.
ООО «Ромашка», зарегистрированная в Санкт-Петербурге, применяющая УСН «Доходы минус расходы», за календарный год получила 100 млн руб. оплаты от покупателей (как окончательного расчета за поставленную продукцию, так и авансов на будущие поставки). Компания заплатила поставщикам за сырье и материалы 50 млн руб. и еще проавансировала будущие поставки сырья на 15 млн руб. Заработная плата сотрудников составила 20 млн руб., а страховые взносы с нее составили 3,5 млн руб. Арендатору заплатили за год 12 млн руб. и 1 млн руб. обеспечительного платежа.
Расчет налога выглядит следующим образом, если компания выбрала объект налогообложения «Доходы»:
Теперь представим, что ООО «Ромашка» избрало объект УСН «Доходы»:
В нашем примере более выгодным оказался объект налогообложения «Доходы минус расходы», даже если была использована федеральная ставка 15 %, налог составил бы 2,175 млн руб. (14,5 млн * 15 %) вместо 3 млн руб. при УСН «Доходы».
Еще одним плюсом УСН является минимальный объем документов. Декларация предоставляется по итогам налогового периода раз в год. Налоговые регистры представлены книгой учета доходов и расходов, которая проста для понимания и легко формируется в «1С».
Существуют, правда, отчетные периоды: I квартал, полугодие и 9 месяцев, по результатам которых налогоплательщик должен заплатить 25 апреля, 25 июля и 25 октября авансовые платежи (они идут в зачет при уплате годового налога).
Патентная система налогообложения (ПСН) самый выгодный и несложный режим налогообложения. Хотя мало бухгалтеров разобрались и понимают этот режим налогообложения. Если кратко: вы покупаете патент на будущий период за небольшие деньги на конкретный вид деятельности, как правило, связанный с индивидуальной трудовой деятельностью: пошив, ремонт и т. д.
Этот режим предусмотрен только для ИП.
ИП, применяющий ПСН, не должен иметь свыше 15 сотрудников.
Доход за год ИП не должен превышать 60 млн руб. Причем лимит выручки необходимо рассчитывать суммарно по всем видам деятельности и по всем режимам налогообложения.
Патентная система налогообложения введена в действие в 2013 году, в 2021-м количество видов деятельности возросло до 80.
Применение ПСН предусматривает освобождение от обязанности по уплате (п. 10, п. 11 ст. 346.43 НК РФ):
• НДФЛ (налог при УСН), НДС – в части доходов, полученных при осуществлении той деятельности, в отношении которой приобретен ПСН;
• налог на имущество физических лиц – в части имущества, используемого при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН.
1) ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий из текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий по индивидуальному заказу населения;
2) ремонт, чистка, окраска и пошив обуви;
3) парикмахерские и косметические услуги;
4) стирка, химическая чистка и крашение текстильных и меховых изделий;
5) изготовление и ремонт металлической галантереи, ключей, номерных знаков, указателей улиц;
6) ремонт электронной бытовой техники, бытовых приборов, часов, металлоизделий бытового и хозяйственного назначения, предметов и изделий из металла, изготовление готовых металлических изделий хозяйственного назначения по индивидуальному заказу населения;
7) ремонт мебели и предметов домашнего обихода;
8) услуги в области фотографии;
9) ремонт, техническое обслуживание автотранспортных и мототранспортных средств, мотоциклов, машин и оборудования, мойка автотранспортных средств, полирование и предоставление аналогичных услуг;
10) оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) транспортные средства, предназначенные для оказания таких услуг;
11) оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) транспортные средства, предназначенные для оказания таких услуг;
12) реконструкция или ремонт существующих жилых и нежилых зданий, а также спортивных сооружений;
13) услуги по производству монтажных, электромонтажных, санитарно-технических и сварочных работ;
14) услуги по остеклению балконов и лоджий, нарезке стекла и зеркал, художественной обработке стекла;
15) услуги в сфере дошкольного образования и дополнительного образования детей и взрослых;
16) услуги по присмотру и уходу за детьми и больными;
17) сбор тары и пригодных для вторичного использования материалов;
18) деятельность ветеринарная;
19) сдача в аренду (наем) собственных или арендованных жилых помещений, а также сдача в аренду собственных или арендованных нежилых помещений (включая выставочные залы, складские помещения), земельных участков;
20) изготовление изделий народных художественных промыслов;
21) услуги по переработке продуктов сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыболовства для приготовления продуктов питания для людей и корма для животных, а также производство различных продуктов промежуточного потребления, которые не являются пищевыми продуктами;
22) производство и реставрация ковров и ковровых изделий;
23) ремонт ювелирных изделий, бижутерии;
24) чеканка и гравировка ювелирных изделий;
25) деятельность в области звукозаписи и издания музыкальных произведений;
26) услуги по уборке квартир и частных домов, деятельность домашних хозяйств с наемными работниками;
27) деятельность, специализированная в области дизайна, услуги художественного оформления;
28) проведение занятий по физической культуре и спорту;
29) услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;