Введение

С началом рыночных реформ в Российской Федерации экономическая преступность стала приобретать новые черты. Появились новые виды преступлений, традиционные способы преступных посягательств стали более изощренными, резко возросли суммы ущерба, причиняемого в результате экономических преступлений. Можно констатировать, что преступления стали более интеллектуальными, тщательно спланированными и продуманными.

К числу новых видов преступлений в сфере экономической деятельности следует отнести налоговые и связанные с налоговыми правоотношениями преступные посягательства.

Общественная опасность налоговых преступлений заключается в умышленном невыполнении конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ), что влечет непоступление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.[1] Являясь важнейшим источником формирования доходной части бюджетов всех уровней (Федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов), налоговые платежи играют важнейшую роль в стабилизации экономического и социального положения в стране. Непоступление в результате уклонения от уплаты налогов денежных средств в бюджет приводит к сокращению различных социальных программ и другим негативным последствиям.

Оценивая работу Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (МНС РФ) в 2001 г., на заседании коллегии Министерства 13 февраля 2002 г. председатель Правительства РФ Михаил Касьянов отметил: «Какие-либо неудачи у вас – это подрыв всех будущих реформ».[2]

Еще более опасной по своим последствиям является деятельность, связанная с использованием налоговой системы для изъятия денежных средств из бюджета под видом возмещения налога. В данном случае не только установленные налоговые платежи не поступают в бюджетную систему, но государственный бюджет становится источником хищения денежных средств.

Для совершения такого рода преступлений используется механизм возмещения налога на добавленную стоимость (НДС), в том числе при экспорте продукции и товаров из Российской Федерации. На упомянутом выше заседании коллегии МНС РФ министр по налогам и сборам Геннадий Букаев сообщил, что в 2001 г. из бюджета было возмещено 215 млрд р. НДС – в два раза больше, чем в 2000 г. В результате сумма возмещенного НДС составила почти треть от всех поступлений этого налога в бюджетную систему. Бюджет стал фактически дотировать лжеэкспортеров.[3]

Правительству РФ было предложено разработать схемы, препятствующие лжеэкспорту. Одним из первых шагов в этом направлении стало обсуждение в Комитете Государственной Думы по бюджету и налогам 21 марта 2002 г. предложения МНС РФ о внесении изменений во вторую часть Налогового кодекса РФ, в соответствии с которыми срок возврата экспортного НДС из бюджета увеличивается с трех до пяти месяцев.[4]

В процессе обсуждения предложений МНС РФ в Государственной Думе выявились две диаметрально противоположные точки зрения на проблему возмещения экспортного НДС. Сторонники усиления контроля за возмещением НДС ссылаются на приведенные выше цифры и утверждают, что недобросовестные налогоплательщики попросту зарабатывают деньги на возмещении НДС из бюджета. По мнению заместителя председателя Бюджетного комитета Госдумы РФ Геннадия Кулика, каждый второй документ, предъявляемый в налоговые органы для возмещения экспортного НДС, подложный. Глава департамента косвенных налогов МНС РФ Ольга Сердюк привела следующие цифры: по данным на 1 марта 2002 г., налоговые органы возместили из бюджета 33 млрд р., а в бюджет за этот период поступило около 66 млрд р.

На стороне экспортеров выступил председатель налогового подкомитета Государственной Думы Владимир Дубов. Он заявил, что экспортеры фактически кредитуют бюджет при действующем порядке возмещения НДС на срок от шести до девяти месяцев, а при увеличении периода рассмотрения требований экспортеров до пяти месяцев этот срок увеличится почти до года. В 2001 г. российский экспорт составил немногим более 100 млрд долл. США. НДС, причитающийся к возврату, – 20 % от этой суммы, т. е. 20 млрд долл. В течение девяти месяцев бюджет бесплатно кредитовался у экспортеров. Сумма этого кредита составила 15 млрд долл.

При условии, что в 2002 г. объемы экспорта сохранятся, увеличение сроков возврата экспортного НДС на два месяца приведет к тому, что в 2002 г. бюджет получит 11-месячный кредит у экспортеров на сумму более 18 млрд долл. США. В результате потери экспортеров (от невозможности использования этих средств для вложения в дело и извлечения прибыли) составят от 120 млн до 1,2 млрд долл. США.[5]

Предлагается также снизить ставку налога на добавленную стоимость с 20 % до уровня действующей в большинстве европейских стран ставки в 16,5 %. Аргументом в пользу этого предложения является унификация ставки НДС с теми странами, с которыми Российская Федерация имеет самый большой товарооборот. Это поставит в равные условия экспортеров и импортеров, поскольку тогда при пересечении границы у тех и других будет нулевая ставка. Между тем следует заметить, что НДС – второй по бюджетной доходности налог в стране и поэтому эксперименты с его ставкой рискованны.[6]

Безусловно, далеко не все экспортеры используют механизм возмещения НДС для уклонения от уплаты налогов и хищения государственных средств. Однако масштабы совершаемых в этой сфере преступлений требуют адекватных мер со стороны государства.

Задача правоохранительных органов – своевременно выявлять и пресекать подобные преступные посягательства, эффективно расследовать совершенные и подготавливаемые преступления, обеспечить неотвратимость наказания. Для этого необходимо вооружить сотрудников правоохранительных органов четкими методиками выявления и расследования преступлений. Отсутствие подобных методик приводит к тому, что значительная часть возбужденных уголовных дел о хищении денежных средств под видом возмещения НДС прекращается по реабилитирующим основаниям или приостанавливается в связи с неустановлением лиц, подлежащих уголовной ответственности.

До вступления в силу Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ) следователи налоговой полиции не имели права расследовать преступления, связанные с хищением денежных средств под видом возмещения экспортного НДС, так как в соответствии со ст. 126 УПК РСФСР расследование преступлений, предусмотренных частями второй и третьей ст. 159 и 160 Уголовного кодекса РФ (УК РФ), было отнесено к исключительной компетенции следователей органов внутренних дел. Это обстоятельство создавало дополнительные трудности в выявлении и расследовании таких преступных посягательств.

В большинстве случаев незаконность возмещения НДС выявлялась налоговыми органами или сотрудниками Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации (ФСНП РФ). Следователи налоговой полиции, обладая соответствующими знаниями в области налогового законодательства, налоговых правоотношений и практическим опытом, наиболее подготовлены к расследованию таких преступлений. Между следователями, оперативными подразделениями налоговой полиции, а также сотрудниками налоговых органов налажено более тесное взаимодействие, положительно сказывающееся на эффективности расследования.

Однако как только в процессе расследования или ранее, на стадии возбуждения уголовного дела, выявлялись признаки хищения в действиях субъектов предпринимательской деятельности, материалы уголовного дела подлежали передаче в следственные подразделения МВД РФ. В результате утрачивалась оперативность в принятии необходимых процессуальных решений, снижалась эффективность взаимодействия следственных и оперативных подразделений, страдало качество расследования. В УПК РФ это положение было исправлено. В соответствии со ст. 151 УПК РФ расследование хищений путем мошенничества, присвоения, растраты может производиться следователями органа, выявившего преступление.

В марте 2003 г. появился Указ Президента РФ,[7] в соответствии с которым ФСНП РФ подлежит упразднению с 1 июля 2003 г., а ее полномочия передаются вновь созданной в структуре МВД РФ Федеральной службе по экономическим и налоговым преступлениям. Принятое решение, как указано в преамбуле нормативного акта, преследует цель совершенствования государственного управления и реализации государственной политики в области выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений и правонарушений.

Вероятно, в будущем провозглашенная цель будет достигнута, но в ближайшие два-три года следует ожидать снижения эффективности борьбы с налоговыми преступлениями и, в первую очередь, расследования уголовных дел о таких сложных, высокотехнологичных и интеллектуальных преступлениях, как использование механизма возмещения НДС для хищения денежных средств из федерального бюджета и уклонения от уплаты налогов.

Сегодня нагрузка на следователей МВД по находящимся в производстве уголовным делам – самая высокая по сравнению со следователями налоговой полиции, прокуратуры и ФСБ РФ. Если добавятся дела о налоговых преступлениях, то существенно снизится качество расследования. К тому же для следователей МВД расследование налоговых преступлений вряд ли когда-нибудь станет превалирующей задачей.

Также можно с высокой степенью вероятности предположить, что среди нынешних следователей налоговой полиции найдется не много желающих перейти на службу в МВД. Многие из них в свое время сменили службу в МВД на работу в налоговой полиции именно по причине чрезмерных нагрузок и неадекватной оплаты труда. Неизбежны потери и среди оперативников, обладающих опытом выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений, так как многие из них найдут работу в других правоохранительных органах, помимо системы МВД, либо вообще снимут с себя погоны.

Для налаживания взаимодействия между вновь созданной службой по экономическим и налоговым преступлениям и налоговыми органами также понадобится время, которое в данном случае работает не в пользу государственных интересов.

Практика свидетельствует, что в процессе осуществления преступного умысла, связанного с возмещением экспортного НДС, совершаются не только хищения бюджетных средств, но и иные преступления: уклонение от уплаты налогов, незаконное предпринимательство, лжепредпринимательство, незаконная банковская деятельность, легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем, должностные преступления, взяточничество и коммерческий подкуп. Расследование подобных преступлений осложняется несовершенством действующего налогового и уголовного законодательства, разветвленностью преступных цепочек, противоречивостью складывающейся судебной и арбитражной практики, отсутствием достаточного опыта у большинства следователей и оперативных сотрудников.

Рост указанной группы преступлений в последние годы не только связан с активизацией деятельности правоохранительных органов, но и отражает тенденцию дальнейшей криминализации экономики страны.

Задачей криминалистической науки в этой ситуации является разработка частной методики расследования преступлений данного вида. Такая методика позволит практическим работникам целенаправленно выявлять признаки преступных посягательств, своевременно пресекать преступную деятельность, планировать ход расследования, выявлять все обстоятельства, необходимые для правильной квалификации преступных действий, привлекать виновных к установленной законом ответственности.

Для правильного понимания способов преступного посягательства в сфере возмещения экспортного НДС необходимо рассмотреть механизм уплаты налога на добавленную стоимость, историю появления и последующего изменения порядка функционирования этого налога, его законодательное регулирование.

Загрузка...