НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ СПАСИТЕЛЯ

СУЩНОСТЬ ХРИСТИАНСКОГО УЧЕНИЯ

А

После того как Господь Иисус Христос с новоизбранными Апостолами сошел с горы и, остановившись на равнине, совершил бесчисленные исцеления больных, Он увидел народ, готовый внимать Божественному слову Его. Тогда Он снова взошел на гору, чтоб удобнее было оттуда проповедовать к многочисленному народу, намереваясь в одной продолжительной беседе изложить все главные и существенные истины нравственного евангельского учения.

Он садится для Своей дивной проповеди на одном месте, не в городе, не среди площади, но на горе, в пустыне, поучая нас ничего не делать по тщеславию и напоказ. Тем не менее, эта пустынная гора уподоблялась теперь горе Синаю, на которой дан иудеям закон. Как там к обнародованию закона иудеи были приготовлены многими и великими чудесами, так и здесь предварительно совершены Иисусом Христом чудеса еще большие, только не поражавшие страхом неприступного Божества, а изумлявшие неизреченною полнотою благодати и человеколюбия Единородного от Отца: они приготовили слушателей к принятию новых, высших правил жизни – к покорению ума, сердца и воли людей тому, чего досель они никогда не слыхали.

Когда Христос сел, то приступили к Нему ученики Его; народ же расположился у ног Его. Господь возвел очи Свои на учеников Своих, чтобы особенное выражение Его Божественного взора усиливало впечатление на них Его слов. Он отверз уста Свои и начал учить их, тогда как досель часто учил и молчанием, не отверзая уст Своих, учил Своею жизнью и делами. Теперь Он простирал речь Спою к ученикам, но в беседе к ним говорил так, что учение мудрости делалось занимательным для всех прочих, которые менее были способны слушать Его, чем дивиться чудесам Его.

Б

1

Прежде всего Господь Иисус Христос в нагорной Своей проповеди предложил спасительное учение о путях к достижению блаженства, излагая Свои слова не в виде увещания или повеления, а под видом ублажения обладающих теми или другими качествами.

«Блаженны вы, – благовествовал Божественный Учитель истинным ученикам Своим, – блаженны вы, нищие духом», то есть, смиренномудрые, глубоко сознающие свое ничтожество и недостоинство перед Богом; «ибо ваше есть Царствие Божие». – «Блаженны» и все таковые «нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».

Так как Адам пал от гордости, возмечтав стать богом, и от того же смертного греха гордости произошли величайшие бедствия, удручающие всю вселенную, то Спаситель мира, приготовляя врачевство, соответствующее болезни, полагает этот первый закон смиренномудрия как крепкое и безопасное основание для достижения вечных благ Небесного Царства.

«Блаженны вы, – продолжал Господь говорить ученикам, – блаженны вы, плачущие ныне» о своих грехах и грехах мира, ибо возсмеетесь, когда оплакиваемые вами грехи будут прощены. «Блаженны» и все таковые, таким образом «плачущие, ибо они утешатся» благодатным утешением, в помиловании кающихся грешников, – утешатся еще и здесь, на земле, но особенно там, на небесах.

«Блаженны кроткие», – сказал далее Христос, то есть люди тихие и благопокорливые, с благодушием переносящие посылаемые Богом испытания и с незлобием терпящие от ближних огорчения и обиды, «ибо они наследуют землю», – получат небесные благословения и те блага, какие Царство Христово принесет с собою, и на нынешней земле, и на той обновленной, которая будет жилищем наследников этого царства в будущей жизни.

«Блаженны вы, – сказал потом Господь ученикам, – блаженны вы, алчущие ныне» духовно, «ибо насытитесь» тою нетленною пищею, которой алчет душа ваша. «Блаженны алчущие и жаждущие правды», то есть со всем усердием стремящиеся достигнуть праведности, и, при всем том, сознавая себя грешными, сильно желающие получить оправдание через веру во Христа, блаженны, «ибо они насытятся», – достигнут праведности и получат благодатное оправдание.

«Блаженны милостивые» к ближним во всем, чем только могут выразить им по душе и телу свое милосердое, благодетельное участие, – блаженны, «ибо они помилованы будут» от милосердого Бога великою и неизреченною милостью.

«Блаженны чистые сердцем», те, которые, будучи чужды всякого лукавства или земного пристрастия, во Христе ищут своей духовной чистоты, и верою в Него очищают себя от всякой скверны плоти и духа, блаженны; «ибо они Бога узрят», – для чего Бог просветит очи сердца их, так что они и здесь увидят. Его в явлениях, или доступных для них образах, и особенно в будущей жизни будут наслаждаться лицезрением Божиим у «Блаженны миротворцы», те, которые, живя в мире со всеми, употребляют все свои средства и все усилия для умиротворения людей, – блаженны; «ибо они будут наречены сынами Божиими», как дети Бога мира, как подражатели единородного Сына Божия, пришедшего с неба на землю для примирения людей с Богом и между собою.

«Блаженны изгнанные», то есть, преследуемые «за правду», или за добродетель, за благочестие; «ибо их есть Царство Небесное».

«Блаженны вы, – говорит Христос, – блаженны вы», Мои ученики и все внимающие слову Моему и верующие в Меня, «когда возненавидят вас за то люди, и когда отлучат вас, будут поносить вас, и гнать, и всячески неправедно злословить, и отвергнут имя ваше, как бесчестное, за Сына человеческого, за Меня!» Это подвиг мученический за веру во Христа, подвиг, в котором злословие может уязвлять гораздо более, нежели самые мучения.

По слову Христову, страдающие и терпящие поношение за имя Его не только не должны унывать, но должны радоваться среди самих своих страданий. «Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, – говорит Христос Бог, радуйтесь и веселитесь; ибо велика вам награда на небесах!»

Сказав это, Господь присовокупил и другое утешение для неправедно злословимых и гонимых учеников Своих. «Так, – говорит Он, – поступали с Пророками отцы их, – так гнали и Пророков, бывших прежде вас». Такими словами представляя ученикам Своим утешение в том, что они находятся в общении со святыми Пророками, которые прежде их пострадали, Он вместе с этим успокаивает их тою мыслью, что они подвергнутся наветам и опасностям не за свою вину или неправоту своего учения, а по злобе людской; ибо Пророков не обвиняли в беззаконии или безбожном учении, когда некоторых из них побивали камнями, других изгоняли, а иных подвергали другим бесчисленным бедствиям.

2

Назвав блаженными нищих духом, алчущих правды, плачущих о грехах и злословимых за Христа, Господь еще сильнее внушает необходимость таких качеств для достижения блаженства, тем, что возвещает горе зараженным противоположными качествами.

«Напротив, горе вам, – говорит Он, – богатые», неумеющие пользоваться богатством, как должно, те, которым любовь к богатству препятствует быть истинными последователями Христа, призывающего к утехам вечной жизни, горе вам, «ибо вы уже получили свое утешение» здесь на земле, и лишили себя утешения на небесах.

«Горе вам, пресыщенные ныне» наслаждениями и благами житейскими, чувственными – до забвения о необходимости благ духовных, – горе вам, «ибо взалчете», когда уже нельзя будет удовлетворять сроднившимся с вашей душой чувственным пожеланиям, так как мир пройдет и похоть его, и с окончанием вашей жизни даже пробудившаяся в вас потребность добра уже не может быть удовлетворена, а потому нескончаемое мучение будет для вас неизбежно.

«Горе вам, смеющиеся ныне», те, которые, вовсе не думая о грехах своих, легкомысленно и беспечно проводите жизнь в удовольствиях мира, горе вам, «ибо восплачете и возрыдаете», когда должны будете дать Богу отчет во всех своих делах, и когда удаляющая ныне вас от Христа беспечность и легкомыслие приведут вас к неутешному плачу, к вечному лишению радостей Небесных.

«Горе вам, когда все люди», враждебные учению и духу Христову, «будут говорить о вас хорошо, ибо так поступали с лжепророками отцы их», этих людей; они хвалили тех, которые своими ложными, выдаваемыми как бы за откровение Божие, учениями льстили народным страстям, – говорили угодное народу, применяясь к его обманчивым взглядам на вещи. Горе ищущим такими путями людских похвал: их постигнет на суде Божием участь лжепророков!

3

Так как преподанные Иисусом Христом заповеди о блаженствах были высоки, и вместе с тем не согласны с общим мнением о том, кто блаженны и кому горе, и труднее ветхозаветных заповедей, то, чтобы ученики Христовы не поколебались и не пришли в уныние, особенно при мысли о предстоящих им преследованиях от людей, – Господь ободряет их учением о высоком звании апостольства, или вообще христианства, которого достоинство таково, что необходимо требует высоких добродетелей.

«Вы – соль земли», – сказал Христос ученикам Своим, выражая таким названием, что они, подобно соли, предохраняющей от порчи, или гниения, исправляющей вкус и делающей пищу здоровою и приятною, должны словом и жизнью своею предохранять мир от нравственной порчи или растления, исправлять нравы людей и способствовать укреплению в них здравых понятий и правил жизни.

Солью нельзя помочь тому, что уже совсем испортилось и гниет. И исцелить растлевшее грехом естество человеческое, освободить его от зловония греховного не могли сами Апостолы: это было делом Христа. Апостолы же должны были трудиться и заботиться о том, чтобы исправленное и обновленное Господом не пришло в прежнее состояние порчи, а требующее исправления – исправлять и обновлять силою Христовою.

«Если же, – продолжал Господь, – соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не пригодна, как разве выбросить ее вон, на попрание людям». Это значит, что если ученики и последователи Христовы, призванные к тому, чтобы предохранять мир от дальнейшей нравственной порчи и обновлять, или укреплять людей в обновленной жизни, сами потеряют внутреннюю нравственную силу и благотворное влияние на других, смешавшись своим поведением с греховным миром, то уже ничто не может даровать им этой силы и этого влияния. Тогда они, как ни к чему не годные, будут выброшены из Царства Божия и сделаются достойными презрения людей и жалости избранных Божиих. Вот чего они должны страшиться, а не злословия со стороны тех, которые потому только станут преследовать их, что не терпят вещаний истины и горьких обличений, не желая исправиться. Ибо таково свойство соли, что она, едкостью остроты своей неприятна на вкус людей сластолюбивых.

Загрузка...