Мне бы уметь и знать

Мне сложно учиться

Как осваивать новые навыки[6]

Зачем вы держите эту книгу в руках, дорогой читатель? Вероятнее всего, чтобы тренироваться правильно мыслить. А для чего вам нужно мышление? Много для чего, но в том числе – чтобы развиваться, становиться лучше, приобретать новые качества, воплощать мечты в действительность. Для этого нужно понимать, как правильно работать над собой. Поэтому большая тема в этой главе – про обучение. Уверены, вы сталкивались с проблемой, когда решали, например, выучить иностранный язык, научиться танцевать или программировать, уверенно выступать на публике или делать что-то еще, но ничего не получалось. Причины могут быть разные: не хватает времени, пропадает мотивация или просто не получается. Нет таланта – и все тут! Знакомо? Нам – очень даже. Есть хорошие новости: чаще всего дело совсем не в таланте. Конечно, если вы мечтаете выступать с фортепианным концертом на сценах ведущих концертных залов мира, но при этом к 30 годам ни разу не играли на фортепиано, будет сложновато. Но ведь есть столько полезных навыков, которые не требуют владения на глобальном уровне, а весьма полезны в жизни и профессии! О том, как правильно учиться и преодолевать сложности, которые есть у каждого, мы поговорим в этой главе. Используйте ее с максимальной пользой и для этого прямо сейчас запишите, какой навык вы готовы начать развивать, чему хотите научиться. К концу этой главы у вас будут все необходимые для этого инструменты!

Я хочу научиться

1. Самоанализ

Как понять, какой я ученик и как мне надо учиться

Любое освоение нового навыка всегда начинается с самоанализа. Дети учатся по необходимости, задачи им ставят взрослые. Наука педагогика исследует, что должен сделать ребенок и как мотивировать его сделать это вплоть до момента, когда он будет готов развиваться самостоятельно. А мы в этой главе поговорим о схожей, но все же другой науке, которая называется андрагогика – обучение взрослого человека, то есть вас, дорогой читатель. В чем разница между этими подходами? Ключевая – в том, что взрослый чаще всего работает со своим развитием самостоятельно, а значит, начать нужно с самопроверки.

Чтобы продуктивно поработать с этой главой, ответьте, пожалуйста, на эти вопросы. Чем подробнее вы ответите, тем эффективнее сможете воспользоваться материалами главы.

1. Чего я хочу достичь?


2. Как обычно я управляю процессом своего обучения?


3. Каковы особенности моего обучения? В каких форматах мне удобно учиться?


4. Каким форматам я сопротивляюсь?


5. Как я управляю мотивацией в процессе обучения?


6. Чему у меня получилось научиться самостоятельно? Что помогло?


7. Чему у меня так и не получилось научиться, несмотря на старания? Что помешало?

Типы обучающихся

Психика кажется похожей на компьютер: есть мозг с его нейронными связями, а есть информация и навыки, которые базируются на этих связях. И если так, появляется соблазн «инсталлировать» в мозг побольше всякой полезной информации и навыков, чтобы стать суперкомпьютером. Помните фильм «Матрица»? Главный герой Нео загрузил в мозг огромное количество прикладных программ в считаные часы и гордо заявил после этого: «Я знаю кунг-фу». Вот бы так было в реальной жизни! Быстренько загрузить весь полезный для жизни софт, а бесполезный – удалить, и еще почистить психику антивирусом! Скорей бы научная фантастика стала просто наукой! Но это, конечно, наивно. Психика намного сложнее компьютера.

Ученый, исследователь психологии, философии и религии Дэвид Колб, основатель компании Experience Based Learning Systems («Системы обучения, основанные на опыте»), подошел к делу иначе. Исходя из понимания, что люди разные, просто так «влить» в голову человеку необходимую информацию не получится. Она там не задержится. Иначе мы просто слушали бы лекции и быстро умнели. Нужна более изощренная техника. Она состоит из четырех этапов, или шагов. Давайте рассмотрим их на примере обучения – например, публичным выступлениям.

Шаг 1. Личный опыт. Сначала надо попробовать: а получается ли у вас так же ярко и уверенно выражать свои мысли, как это делают те ораторы, которые вам нравятся?

Шаг 2. Осмысление опыта. После того как вы попробуете выступить, важно понять, что конкретно не получается. Вы не знаете, куда девать руки? Дрожит голос? Идеи кажутся банальными? Каша в структуре выступления? Нет ярких примеров? Замечаете монотонность?

Шаг 3. Теория. Теперь пора разобраться, как сделать, чтобы голос не дрожал, идеи были сильными и слушать вашу речь было бы приятно и интересно. Устранить проблемы помогут прекрасные теоретические источники. Есть целая наука – риторика.

Шаг 4. Практика. Теперь, с накопленным теоретическим опытом, можно переходить к важному этапу – пробовать все это на практике. Важно делать именно тогда, когда вы знаете свой уровень, ошибки и правильные техники. Тут-то навык и начинает закрепляться.

Отличается от простой установки новой программы на жесткий диск компьютера, правда? Многодневное наблюдение за тем, как серферы ловко скользят по волнам, не даст нам навык катания. И если просто сразу встать на доску без понимания, как правильно ею пользоваться, – скорее получишь несколько ушибов, чем научишься кататься. Вначале инструктор ставит ученика на доску на берегу – чтобы убедиться, что он правильно лежит на доске, а потом правильно встает в правильную позу, чтобы оседлать волну. Ученик проверяет себя, получает от инструктора корректирующие замечания, запоминает принципы пользования доской и только потом идет в воду.

Дэвид Колб не только описал эти четыре этапа цикла обучения, но и обнаружил, что люди отличаются друг от друга тем, что для каждого из нас разные этапы обладают разной значимостью. Таким образом, мы делимся на четыре типа. Сразу оговоримся: чтобы навык закрепился, нужно обязательно проходить все четыре этапа в обучении, а типы обучающихся определяют, на каком этапе человек будет делать акцент.

1. Деятель больше полагается на опыт. Такой человек любит движение, действие, непосредственное взаимодействие с материалом. Деятелям подходит обучение на живых личных примерах и применение ролевых моделей, чтобы лучше вжиться в процесс.

Девиз деятеля: «Сразу к делу!»

Его мотивирует: активный деятельный процесс, обмен впечатлениями.

Демотивирует: абстрактные понятия, теория и концепции, оторванность знаний от реальной практики, сложные и скучные задания.

Что помогает преодолевать препятствия: поддержка и положительные эмоции, поощрения, командная работа.

В обучении публичным выступлениям он предпочтет побольше стартовой практики, говорить, пробовать выступать, преодолевая волнение и ошибки.

2. Мыслитель. Иногда его называют рефлексирующим типом. Для него важна работа над ошибками. Он любит анализировать свою работу, получать замечания. Это такой наблюдатель, который выводит теорию из собственной практики. Он со всех сторон анализирует ситуацию и формирует собственный способ преодоления сложностей. Такой человек может изобретать новые подходы и методы решения задач.

Девиз мыслителя: «Понаблюдаю, а потом сделаю выводы».

Его мотивирует: возможность всестороннего анализа материала и наличие достаточного времени для обдумывания.

Демотивирует: работа в спешке или в условиях нехватки информации.

Что позволяет преодолевать препятствия: погружение в контекст, понимание конкретных проблем, самомотивация, наличие информации и времени.

3. Теоретик: человек, который предпочитает логический и аналитический подходы в обучении. Он любит хорошо все продумывать, искать закономерности и понимать теоретический материал. Предпочитает интеллектуальное обучение и умственные задачи. Легко справляется с большим объемом данных. Прежде чем погрузиться в практику применения инструментов, теоретики предпочтут сначала как следует освоить теоретические основания применяемого инструмента.

Девиз теоретика: «Сначала понять принципы, а потом действовать».

Его мотивирует: систематизация занятия, таблицы и схемы, построение теорий, анализ. Теоретики лучше справляются в одиночку. В учебных группах часто можно увидеть, как такие участники при решении задач отделяются от группы и работают самостоятельно.

Демотивирует: игры, симуляции, обилие практических заданий, спешка, необоснованные и непроверенные данные.

А вот подискутировать они совсем не против.

Что позволяет преодолевать препятствия: значимость и обоснованность изучаемых идей, четкая логика и структура, планирование и самоконтроль. Это их сильные стороны.

4. Прагматик. Такой человек любит использовать новые знания на практике и решать реальные проблемы. Он предпочитает умственные задачи, имеющие применение на практике. Он берет идеи и реализует их, чтобы понять, какие из них решают проблему и как именно.

Девиз прагматика: «Покажите, как это работает».

Его мотивирует: обучение на реальных примерах, работа над своими проектами, поиск решений через эксперимент.

Демотивирует: внешний контроль, теория без практической значимости, долгие дискуссии и размышления.

Что позволяет преодолевать препятствия: личная значимость изучаемого материала и ее максимальная конкретность.

Узнали себя в одном из типов? Что вам интереснее и легче дается? На этом и нужно делать главный акцент, но не пропускать и остальные этапы. Каждый из этих типов имеет свою ценность и фокус в обучении. Важно понимать, какой доминирующий стиль у вас, как он помогает вам развиваться, какие сильные стороны есть у вашего стиля.

Запишите, к какому типу вы себя отнесли, и зафиксируйте, как вы планируете организовать четыре этапа освоения выбранного вами навыка.

Мой тип:


Шаг 1. Личный опыт. Как я проверю свой навык сейчас?


Шаг 2. Осмысление опыта. Что конкретно у меня не получается?


Шаг 3. Теория. Какими источниками информации буду пользоваться?


Шаг 4. Практика. Как буду закреплять навык?

2. Концепция непрерывного образования

Как учиться постоянно

Мир быстро меняется. Даже последнее десятилетие сильно изменило алгоритмы получения нами ежедневного опыта: немыслимый ранее объем доступной сейчас информации, частота появления новых технологий, гибкие возможности для развития и освоения новых профессий. Говоря об обучении, мы наблюдаем большие изменения и в этой сфере. Если раньше достаточно было получить профессию и оставаться в ней на протяжении всей жизни – и так продолжалось поколениями, то теперь на первый план выходит такой навык, как непрерывное образование, или lifelong learning (обучение на протяжении всей жизни). Эта концепция становится все более популярной в современном мире по двум причинам: во-первых, из-за постоянного технологического прогресса, а во-вторых, из-за необходимости развития и поддержания когнитивных возможностей человека, его мыслительных способностей.

Устоялось деление на хард/софт применительно к типам навыков[7]. Жесткие навыки (hard skills) – это профессиональные компетенции, которые мы приобретаем за годы получения профильного образования: педагогические, инженерные, управленческие, медицинские, экономические, научные и так далее. В дипломе фиксируется именно этот вид навыков. А также это такие навыки, как знание языков, управление автомобилем, умение использовать компьютерные программы и так далее. Их легко можно измерить.

Гибкие навыки (soft skills) измерить сложно. Это способность общаться персонально и в команде, открытость новому и креативность, лидерство, усидчивость – этого не напишешь в дипломе, нет таких специальностей.

В последние годы выделяют третий тип навыков – когнитивные. Иногда их называют экзистенциальными, или метанавыками. Им и посвящена книга, которую вы держите в руках. Это навыки правильного мышления, корректной работы со своим сознанием. Для эффективного обучения какому угодно из жестких или гибких навыков необходимо постоянно подключать когнитивные процессы, развитие которых важно любому человеку на протяжении всей жизни. Уметь правильно думать необходимо и для электрика, и для биржевого маклера, для педагога и космонавта.

Поэтому концепция непрерывного образования строится на основе нескольких принципов:

1. Непрерывность обучения: оно не заканчивается с формальным получением среднего или высшего образования в школе или в вузе, а продолжается в течение всей жизни. Это не значит, что вы становитесь «вечным студентом» со всеми признаками недосыпа, а подразумевает лишь процесс осознанного управления своим развитием. Вы же не случайно читаете эту книгу?

2. Самостоятельность обучения: человек берет на себя ответственность за результат обучения и развития. Вы сами задаете цели и направления развития, а образовательные учреждения, платформы и эксперты становятся вашими помощниками. Надеемся, что и наша книга – тоже надежный помощник в вашей работе над собой.

3. Персонализация: обучение должно учитывать индивидуальные потребности и особенности человека. Ведь это не конвейерное производство одинаковых специалистов, а экосистема, раскрывающая индивидуальность. Поэтому необходимо стать исследователем по отношению к себе, обращая внимание на то, что помогает и что препятствует росту. Используйте эту книгу так, как вам полезнее, читайте ее вдоль и поперек, переходя к темам, которые интереснее и актуальнее именно для вас.

4. Мобильность: обучение доступно в любом месте и в любое время. Действительно, благодаря технологиям саморазвитие становится доступным и удобным. Мы можем слушать лекции и выполнять упражнения в бумажной тетради или в заметках в телефоне; делать это в метро, дома или в самолете.

А как конкретно устроен процесс образования по-новому? Вот ключевые компоненты самообучения:

1. Осознанность: понимание того, как именно мы учимся и, самое главное, зачем.

2. Целеполагание и планирование: наличие четкого графика, выделенные время и ресурсы, а также контроль промежуточных и итоговых результатов.

3. Управление мотивацией на всем протяжении обучения – от постановки цели до достижения результата.

4. Рефлексия: умение самостоятельно оценить прогресс, выделить сильные стороны и точки роста.

5. Поиск и оценка информации: навыки поиска и выбора надежных и актуальных источников информации, а также критической оценки полученной информации.

Сравните эти компоненты со списком вопросов, на которые вы отвечали в начале главы. Есть ли то, что вы упускали из виду в обучении? На что вы не обращали внимания? Что из этого применяли осознанно? Честно оцените по пятибалльной шкале, насколько у вас развиты эти пять компонентов. Если все в полном порядке – обведите цифру 5, а если совсем плохо – то 1.

1. Осознанность: 1 2 3 4 5

2. Целеполагание и планирование: 1 2 3 4 5

3. Управление своей мотивацией: 1 2 3 4 5

4. Рефлексия: 1 2 3 4 5

5. Поиск и оценка информации: 1 2 3 4 5

Какая картина сложилась? Выделить свои сильные и слабые стороны – отличный фундамент для выстраивания правильного процесса обучения.

3. Техники, помогающие в самообучении

Берем на вооружение законы психологии

Давайте перейдем к конкретике, ведь скоро вам предстоит потренироваться в составлении полноценного плана освоения выбранного навыка. В андрагогике есть большой набор техник. Мы расскажем о самых полезных из них, а вы отмечайте подходящие для себя.

Вопрос № 1. Какой темп обучения выбрать?

Спринт: вы выделяете период времени для интенсивного погружения в освоение навыка. Если вы любитель уходить с головой в учебный процесс, то вам подойдет такой формат. Например, его можно запланировать на целый год следующим образом:

1. Определите, какой навык вы хотите развить (это может быть и набор из трех связанных навыков).

2. Распределите 12 месяцев на три спринта, каждый продолжительностью в два-три месяца погружения.

3. После каждого спринта один месяц посвятите отдыху от обучения. Таким образом вы получите три интенсива в год с месячным перерывом между ними.

Такие спринты нежелательно сочетать с периодом большой нагрузки на работе (например, период отчетности) или интенсивными спортивными тренировками.

Шаг за шагом: стратегия, в которой вы встраиваете в повседневную жизнь привычки непрерывного обучения. Например, каждую неделю выделяете на учебу шесть часов. Важно, чтобы нагрузка была оптимальной и не требовала от вас подвигов, в противном случае есть риск забросить все из-за нехватки ресурсов. Тут важно учесть несколько нюансов:

1. Если вы выделили шесть часов в неделю, лучше разбить их на три дня в неделю по два часа, например понедельник – среда – пятница или вторник – четверг – суббота. Это важно и чтобы не утомляться, и чтобы лучше запоминать, используя интервальное повторение. Возвращаясь к материалу через 48–72 часа, вы лучше закрепляете результаты. Память в течение нескольких десятков часов выбрасывает большую часть информации как ненужную, если вы к ней не обращаетесь.

2. При таком обучении важно фиксировать промежуточные результаты. Если мозг не отмечает достижения, это отрицательно скажется на мотивации, поэтому установите контрольные пункты – раз в месяц или раз в неделю. Если вы, например, изучаете английский или учитесь играть на скрипке, снимайте себя на видео, рассуждая на одну и ту же тему на английском или играя одно и то же произведение (в случае со скрипкой). Тогда рост будет для вас более очевиден, и это поддержит мотивацию во время учебы.

Вернемся к вашему плану: вы спринтер или стайер? Выберите стратегию и составьте приблизительный график вашего обучения. Зафиксируйте в нем время обучения, перерывы, точки фиксации промежуточных результатов. Воспользуйтесь этой страницей и набросайте план.

Вопрос № 2. Учиться в группе или индивидуально?

Социальное обучение: в нем задействовано сообщество. Это могут быть группы, обучающие клубы, комьюнити в соцсетях и мессенджерах. Если вы получаете удовольствие от общения, то вам подойдет такой формат. Обратите внимание вот на что:

1. Фиксируйте для себя результат групповой работы, потому что часто в таком формате ответственность за результат размывается.

2. Отведите отдельное время для индивидуальной рефлексии: прокрутите в голове обучение и обратите внимание, в какой роли вам комфортнее работать с группой.

Индивидуальное обучение: при таком формате стоит обратить внимание на разные точки зрения, изучить альтернативные мнения, опыт других людей в освоении вашего навыка. Активно используйте чужую экспертизу. Эксперт может рассказать многое об интересующей теме, поможет составить план работы и сориентировать в необходимых материалах.

Вернитесь к вашему плану и определите: вы будете двигаться по нему индивидуально или с группой? Если выбираете социальное обучение, то поищите, где и с кем вам хотелось бы учиться? В этом случае впишите несколько вариантов.

Вопрос № 3. Как именно учиться в зависимости от сложности навыка?

На этот вопрос ответил психолог, исследователь методов обучения Бенджамин Блум. Он разработал систему постановки учебных целей, которые классифицированы по уровням от простого к сложному (так называемая таксономия Блума).

Согласно его идее обучение – это последовательный процесс, состоящий из шести когнитивных уровней, где каждый последующий опирается на предыдущий.

1. Знание: это базовый уровень, где учащийся просто запоминает и воспроизводит ключевую информацию. Давайте возьмем в качестве простого примера готовку еды. Я знаю, что для приготовления еды надо брать ингредиенты, смешивать их и иногда делать тепловую обработку.

2. Понимание: на этом уровне обучающийся демонстрирует способность объяснить и интерпретировать информацию. Помните, в школе нас просили: «Расскажи своими словами»? Сделать это мы можем тогда, когда понимаем смысл происходящего и значение основных терминов для его описания. Я понимаю, как именно сырое яйцо становится готовым и зачем на сковороду при жарке яичницы надо наливать масло.

3. Применение: учащийся может использовать знания и понимание для решения задач. Я могу приготовить съедобную яичницу.

4. Анализ: уровень, на котором учащийся может разбираться в сложной информации, выделять ее составляющие и определять связи между ними. Я понимаю суть химических процессов и могу приготовить яйцо разными способами: вкрутую или всмятку, глазунью или омлет, шакшуку или чирбули, безе или бенедикт.

5. Синтез: учащийся способен объединять различные элементы в новые комбинации, создавая новые идеи или решения. Я могу импровизировать и готовить из яиц новые блюда своего авторства – и причем вполне успешно.

6. Оценка: наиболее высокий уровень, где обучающийся может анализировать и оценивать информацию, аргументированно принимать решения и оценивать результаты. Я могу обоснованно объяснить, почему один омлет получился вкуснее другого, и другие согласятся со мной. Экспертиза!

Разумеется, у вас нет задачи освоить каждый навык до шестого уровня, на котором должны быть ваши ключевые, профессиональные навыки. А вспомогательные могут быть на уровне третьем или четвертом. Ну а если говорить о хобби, иногда достаточно и первого-второго.

Подумайте о том, какие навыки составляют ядро вашего профессионализма. А какие вспомогательные, бытовые? А хобби? Распределите их в зависимости от уровня владения ими. Так вы можете понять свои зоны развития. Оцените актуальный и желаемый уровень. Получится две цифры: как навык развит сейчас и, если вы хотите его развить, какова цель.

Профессиональные: ___________________________________________

Вспомогательные: ___________________________________________

Хобби: ___________________________________________

Вопрос № 4. Я уже хочу приступить! А что делать, если у меня плохая память?

Плохой памяти не бывает, бывает неумение ею правильно пользоваться!

Психологи выделяют два вида памяти по длительности удержания информации: краткосрочную и долгосрочную.

Кратковременная память (оперативная, или рабочая) отвечает за хранение незначительного объема информации в течение непродолжительного времени (от нескольких секунд до нескольких минут). Она позволяет временно удерживать и манипулировать данными, пока они не будут обработаны или переданы в долгосрочную память. Так, например, мы храним только что услышанный номер телефона или код домофона ровно до момента, пока его не наберем или не запишем.

В кратковременной памяти человек может удерживать от пяти до девяти элементов в зависимости от тренированности. Если изучаемый материал перегружен терминами и новыми для вас фактами, память не будет успевать охватывать и обрабатывать всю информацию, такое обучение будет фрагментированным и малоэффективным. Поэтому крайне важно выбирать материал, доступный для вашего понимания, и постепенно повышать уровень сложности.

Долговременная память предназначена для сохранения значительного объема информации в течение продолжительного времени (от нескольких минут до нескольких лет и более). Это структурированная форма памяти, которая удерживает знания, навыки и опыт. Информация, которая часто повторяется и активно используется, будет лучше закреплена в сознании.

Отдельный тип долговременной памяти – процедурная. Она-то интересует нас больше всего, так как содержит последовательности действий или процессов. Она позволяет выполнять сложные задачи, оперировать информацией и делать то, что уже изучено, без необходимости снова усваивать все детали. Именно благодаря процедурной памяти мы и получаем навыки, например, игры на фортепиано, управления самолетом, владения языком программирования.

Для того чтобы перевести материал в процедурную память и закрепить его в качестве навыка, используйте следующие инструменты:

1. Повторение: чем больше раз вы повторите процесс, тем лучше он будет усвоен. Это проще всего, и именно этим мы обычно занимаемся во время учебы. Но тут есть подводные камни.

Немецкий психолог Герман Эббингауз занимался исследованием памяти. В результате многократно проведенных экспериментов он вывел, что если учащийся не возвращается к материалу и не повторяет его, то уже через месяц от полученной информации остается немного – минимальным значением было менее 10 % (в случае механического запоминания малозначащих данных). Без повторения информация быстро забывается.

На основе этих данных был разработан метод интервальных повторений. Его суть такова: чем сложнее навык, тем больше должно быть повторений и тем меньший интервал следует делать между ними. Исследования в области нейробиологии показывают, что в течение примерно 70 часов мозг избавляется от услышанной информации, которая не является для него жизненно важной. Поэтому необходимо регулярно возвращаться и повторять материал.

2. Обучение в контексте: учиться и применять новые процедуры хорошо в актуальных для навыка контекстах и ситуациях. Чем более условия приближены к реальным, тем лучше все отложится в памяти. Поэтому симулятивное обучение показывает свою эффективность. Например, новый язык лучше осваивать среди его носителей, а петь – в условиях ожидания концерта.

3. Визуализация улучшает понимание и запоминание информации. Разработка четких схем и диаграмм помогает закреплять в памяти последовательности шагов и взаимосвязей между ними.

Для того чтобы структурировать знания и увидеть взаимосвязи, хорошо подходит такой инструмент, как интеллект-карты: это визуализация информации в виде дерева или диаграммы, где центральная идея является основной ветвью, а подразделы представлены вспомогательными ветками и узлами.

4. Разделение на части: если процедура слишком сложна, можно разбить ее на более мелкие фрагменты и изучать по отдельности. Затем их можно объединить в целостную структуру, используя навыки, полученные на каждом этапе. Помните, как в школе мы учили стихотворение не целиком, а по четверостишиям или построчно? Тут тот же принцип.

5. Практика: чем больше опыта, тем лучше развивается процедурная память. Повторение и активное использование изученных процедур помогут закрепить их в памяти более надежно.

Развитие процедурной памяти требует времени и упорства. Постепенно, с регулярной практикой и использованием вышеперечисленных инструментов, вы будете становиться более уверенными в выполнении сложных задач и процедур, а также станете совершать меньше ошибок.

Это интересно

Вариативность форматов. Профессор университета Огайо Эдгар Дейл преподавал студентам один и тот же материал, но разными способами, такими как: чтение, лекция, демонстрация, дискуссия, имитация ситуации. Опыт Дейла показал, что формат влияет на запоминание и усвоение информации. Ученый представил идею метафорического «конуса обучения», утверждая, что чем более преобразованы и «присвоены» знания, тем лучше они запоминаются.


Не стоит отказываться от каких-то форм обучения. Напротив, именно их сочетание дает самый лучший эффект!

4. Траектория обучения

Как спланировать учебу

Мы добрались до самого важного вопроса этой главы: как построить свой план, или траекторию, обучения? Поговорим о том, как ставить образовательные цели, планировать учебу, строить траекторию развития навыка, которая позволяет визуализировать план.

Когда вы учитесь самостоятельно, траектория обучения заменяет внешнее сопровождение на курсах или в образовательных учреждениях. Там программы заранее подготовлены специалистами. В процессе самообучения вы становитесь сами себе методистом. Важно заранее выстроить процесс, чтобы не выпадать из него и достичь желаемого результата. Давайте сразу приступим к работе: по мере чтения этой части попробуйте составить ваш персональный план освоения навыка.

Всего в нем будет четыре шага. Они аккумулируют всю информацию, которая содержится в предыдущих частях этой главы. Чуть позже на этот каркас мы добавим новые элементы.

Шаг 1. Поставьте цель обучения. Кем я хочу стать?

Удобный инструмент для хорошей постановки цели – ролевая модель. Это человек или персонаж, который, на ваш взгляд, является идеалом владения интересного вам навыка. Ролевая модель может вам помочь в понимании своего пути развития, с нее вы можете считывать то, чему надо учиться и как развиваться.

Может быть, вы хотите петь как Шаляпин, играть в футбол как Месси, покорять науку как Эйнштейн? А может, ваша ролевая модель есть внутри вашей компании или в ближайшем окружении? Она поможет конкретизировать навык, поддержать мотивацию и может стать источником полезных привычек. Поэтому ищите свою ролевую модель, которая будет выполнять функцию ментора в вашем развитии.

После того как нашли для себя подходящий пример, необходимо определить все компоненты, из которых состоит нужный вам навык. Воспользуйтесь инструментом распределения составляющих цели по шести уровням по Бенджамину Блуму, которые будут вам помогать продвигаться к ней. При составлении таксономии ролевой модели вам может понадобиться помощь: возможно, это будет человек, лучше владеющий этим навыком, либо это могут быть эксперты в области обучения.

Кем я хочу стать?

Шаг 2. Определите текущий уровень компетенции

С помощью той же таксономии Блума можно описать и текущий уровень владения навыком из шести возможных. Вы можете быть на любом из них. Может, вы уже знаете достаточно много, запомнили основные правила и методы, но пока не понимаете, как именно это работает? Или же вы еще не дошли до применения? Сегодня этим грешат многие из нас: из страха упущенной выгоды мы покупаем курсы, книги, консультации, но руки до них так и не доходят. А без этого не может быть и речи о формировании навыка.

Освоение навыка может начинаться с любого уровня. Важно точно понимать, где вы сейчас находитесь, чтобы не откатываться назад, а стартовать с этой точки.

Зафиксируйте уровень вашей текущей компетентности и тогда точнее поймете, какой путь вас ждет.

На каком этапе освоения навыка я сейчас нахожусь?

Шаг 3. Определите и систематизируйте компоненты обучения

Воспользуйтесь материалами этой главы и составьте схему вашего обучения: форматы, техники, инструменты. Этот шаг часто недооценивают, обучаясь как придется или по привычке. Но до того как совершать конкретные шаги, нужно собрать и систематизировать весь материал.

В каком формате будете учиться? Синхронно – когда вы работаете с экспертом или группой в режиме реального времени? Или асинхронно – когда материал не требует непосредственного присутствия специалиста? Это могут быть видеозапись или текстовые материалы – книги, статьи, памятки. Обучение будет индивидуальное или групповое? Как будете изучать теорию и как будет выглядеть практика? Думаем, что на основе своего образовательного опыта вы уже имеете представление о том, какие методы вам подходят лучше. Рекомендуем совмещать разные форматы обучения – это усиливает эффективность.

Вам также необходимо собрать материалы, ссылки, ролики, книги и разместить их на удобном носителе или платформе. Без сбора и систематизации материалов крайне сложно эффективно планировать обучение (а это наш завершающий шаг).

Вот основные компоненты освоения моего навыка:

Шаг 4. Планирование

Часто, занимаясь планированием дел, мы слишком оптимистичны и неверно оцениваем наши время и ресурсы. В процессе выполнения плана это может демотивировать: покажется, что процесс слишком сложный, или появятся сомнения по поводу важности этого обучения. Не спешите расстраиваться, это нормальная реакция мозга – так он пытается сохранить ресурсы, и делает он это с перестраховкой. Как рассказывал один наш знакомый инструктор по скалолазанию, новички, когда карабкаются по учебному вертикальному маршруту, часто начинают паниковать на середине пути. Мозг отправляет сигнал: «Мы страшно устали, давай-ка застынем и прилипнем к стене. Лезть вверх нет сил, а падать страшно». Инструктор сообщает ученику, что это типичная реакция и на самом деле сил хватит, чтобы дойти до конца маршрута. Мозг перестраховывается, и его прекрасно можно понять в этой ситуации. Для этого и нужно изучать его и то, как именно он принимает решения.

Итак, в самом начале обучения важно честно рассчитать силы, избегая как излишнего пессимизма, так и чрезмерного оптимизма. Это достигается через детализацию плана. Сравните: «Я выучу английский за полгода» и «Я готов уделять английскому 10 часов в неделю в течение полугода». Что из этого выглядит реалистичнее? Ответьте себе на вопрос: «Сколько часов в неделю я могу посвятить занятиям – три, а может, 15»?

Чтобы сформировать навык постоянного обучения, важно не перенапрягать себя, но и вместе с тем давать себе регулярную нагрузку.

При разработке курсов методологи и эксперты по обучению в самом начале систематизируют весь учебный материал, делят его на уроки, теорию и практику, урочное и внеурочное погружение в материал.

Если вы самостоятельно разрабатываете траекторию обучения, постарайтесь учесть все детали, включая расписание занятий, список ресурсов и материалов, которые вам понадобятся. Рекомендуем чередовать теорию и практику.

В планировании важно распределять время по принципу триады: первая часть – погружение в теорию, вторая – практика, третья – анализ проделанной работы, самостоятельно или с помощью эксперта. В зависимости от того, к какому типу обучающегося вы относитесь согласно Колбу, пропорция может меняться. Но помните, что по мере продвижения по траектории количество практики должно постоянно увеличиваться.

Осталось только правильно распланировать время и составить календарный план. Чтобы повысить эффективность календарного планирования, важно соблюдать следующие правила:

1. Записывайте время и действия максимально конкретно. Например, просто записи «обучение» в календаре будет недостаточно. Нет понимания, что нужно сделать в это время – прочитать 30 страниц конкретной книги, посмотреть видеоурок, подключиться к вебинару. Велика вероятность, что время уйдет на поиск информации – видимость обучения. Записывайте конкретные действия, заранее прикрепите все необходимые ссылки. Если задача будет сформулирована слишком обобщенно, мозг выберет выполнение наиболее легкого и понятного дела (например, поискать новые книжки по теме и закинуть их в корзину покупок).

2. Через заранее определенные промежутки времени не забывайте фиксировать прогресс. Следите за продвижением, отмечайте успехи. Проанализируйте, как изменилось ваше поведение и понимание навыка. Это поможет вам замечать изменения и усилит мотивацию. Забронируйте в календаре отдельные окна для такого самоанализа – это часть обучения!

Контроль и планирование помогут сделать обучение эффективным, и через некоторое время вы скажете себе за это спасибо. Особенно в части поддержания мотивации. А она требует отдельного разговора, потому что это самый большой подводный камень в саморазвитии – целый айсберг, о который разбился не один «Титаник».

Заведите себе на смартфоне или ноутбуке отдельный календарь для обучения и внесите туда записи, которые вы сделали на основе этой главы. Ведите его тщательно и ответственно – пусть это будет один из полезных результатов, полученных от работы с этой книгой. Верим, что, пройдя план до конца, вы обретете желанный навык!

5. Мотивация

Как себя поддерживать и настраивать

Итак, мы поговорили о планировании и структурировании процесса обучения. Кажется – бери и учись! Но что же обычно мешает просто «взять и сделать»? Безусловно, мотивация. Это камень преткновения в любом деле, которое не приносит быстрого удовольствия (в отличие от смешных роликов в интернете). Поскольку освоение навыка происходит не сразу, а через длительное время, удерживать мотивацию на достаточном уровне довольно сложно. Поэтому поговорим о ней подробнее.

Мотивация взрослых людей в обучении характеризуется тем, что у большинства она внутренняя, то есть это самостоятельное желание углубить знания или освоить навык.

Вторая ее особенность в том, что такое обучение имеет практический характер. Если человек знает, зачем он учится и когда сможет применить полученные знания на практике, управлять мотивацией легко. В противном случае вполне вероятно, что обучение будет оставлено на потом или заброшено на полпути.

Уровень мотивации непостоянен: сами прекрасно знаете на своем опыте, что вначале ее много, мы с энтузиазмом беремся за дело, а в процессе она, как правило, снижается, а иногда и вовсе падает до нуля.

Представим мотивацию взрослого человека в виде графика.



Уровень мотивации напрямую связан с успехами и провалами в обучении. Когда что-то получается хорошо, то растет и мотивация, мы полны энергии и готовы действовать. И наоборот: когда провалы следуют один за другим, она снижается, а иногда и вовсе пропадает.

При освоении нового навыка мы начинаем с простых шагов, которые удаются с легкостью, но со временем уровень сложности растет, мы совершаем все больше ошибок и мотивация снижается, тогда наступает регресс – откат в продвижении к цели. В этой точке многие приобретенные на энтузиазме курсы откладываются до лучших времен.

Первый регресс отступит, если запустить три процесса:

1. Поддержать себя – вспомнить цели и значимость обучения;

2. Сменить энтузиазм на контроль, шаг за шагом следовать плану обучения, фиксировать победы и даже незначительные результаты, преодолевать сопротивление – на этом этапе его больше всего;

3. Проявить терпимость к ошибкам. Ошибки – важная часть обучения. Если их бояться, то человек не научится даже ходить. Поднимаясь после каждого падения, ребенок осваивает один из первых своих навыков.

Помните: преодолев этот барьер, вы вернете себе мотивацию и будете расти вплоть до профессионального уровня. После того как вы пройдете первый регресс и у вас начнется прогресс в освоении навыка, мотивация опять повысится и будет помогать обходить ловушки и сопротивление.

Второй регресс связан с изменением контекста применения навыков. «Дома-то я хорошо играл на гитаре и пел свои любимые песни, а вышел на сцену – и полный провал! Пою не в той тональности, пальцы не попадают по струнам. Значит, получается, я так и не научился играть на гитаре?»

Навык складывается не только из количества успешных однотипных повторений, но и умения применять свои наработки и знания в различных контекстах. Чем разнообразнее ситуации, тем глубже и увереннее уровень владения навыком.

Во время второго регресса важно:

1. Воспринимать новый контекст как вызов мастерству;

2. Осознать, какие возможности откроет новый уровень владения навыком;

3. Поддержать себя – вспомнить случаи из жизни, когда вы справлялись с подобными ситуациями.

Следите за своими образовательными целями и вдохновляйтесь ими. Установите систему вознаграждений, чтобы поддерживать мотивацию и дисциплину. Регулярно отмечайте достижения и празднуйте успехи!

Часто мы совершаем ошибку и теряем мотивацию, когда заставляем себя «пахать» сверх возможностей. Мозгу нужно время, чтобы обработать полученные знания! Поэтому в процессе обучения важно не только серьезно работать, но и давать себе возможность погулять или подремать – в это время психика продолжит «упаковывать» изученное в необходимом пассивном режиме. Помните? Менделееву приснилась периодическая система элементов. И Пол Маккартни из The Beatles услышал мелодию песни Yesterday во сне. Вот бы так делать открытия! Весь секрет в том, что они много трудились наяву, чтобы большой результат пришел во сне. Переключение зон активности мозга – полезная штука в обучении! Поэтому не стоит недооценивать отдых.

А теперь давайте вернемся к вашей траектории обучения. Обязательно добавьте в нее информацию о том, как именно вы будете мотивировать себя в процессе. Делать себе подарки? Позволять то, за что одергивали себя? Мозгу нужны регулярные поощрения за хорошо проделанную работу! Запишите для приятной разминки несколько примеров – как похвалить себя.

6. Полезные привычки, помогающие хорошо учиться

Как сохранять учебный тонус

Наверное, вы знакомы с эффектом пресыщения или истощения и знаете, что выбираться из этого состояния куда дольше и сложнее, чем правильно распределять время между отдыхом и работой. Переутомление – ваш враг! А вот что поможет поддерживать и быстрее восстанавливать психоэмоциональный ресурс:

1. Регулярные перерывы при решении сложных задач: они помогают восстановить энергию и снизить уровень стресса. Попробуйте, например, «метод помидора»: когда вы работаете в течение 25–45 минут, а затем делаете короткий перерыв в течение 5–15 минут. Этот способ придумал Франческо Чирилло. Когда он был студентом, то хотел оптимизировать время на учебу. Он решил провести эксперимент – поделить работу над домашним заданием на одинаковые короткие временные отрезки. Для самоконтроля он взял кухонный таймер в виде помидора, который заводил на 10 минут. Чирилло заметил, что так ему легче концентрироваться на задаче, ведь он знал, что через десять минут сможет отдохнуть.

Загрузка...