Предлагается следующий принцип устройства жизни – национальная идея, которая отвечает всем этим условиям для россиянина, Семьи россиянина, для народа России:
«Успешная Семья, Полноправная Мать-Земля, Рачительное Государство».
Предлагаемая формула национальной идеи российского народа поможет придти к ее общепринятому варианту в процессе заинтересованного обсуждения и поможет ответить на вопросы: к чему стремиться и что делать.
Трудность формирования национальной идеи связана с нашим представлением об идеях этого уровня. Мы привыкли к тому, что идеи прогресса всего общества, всей страны носят некий отвлеченный, «высокий» характер. Они связаны с достижением некоего всеобщего блага в виде светлого коммунистического или светлого капиталистического будущего или иного светлого будущего. Ради этого будущего всеобщего блага надо многим жертвовать и напряженно трудиться. Но мы твердо при этом знаем, что, когда оно наступит, все достанется «всему народу» или, в лучшем случае – некоему мифическому среднестатистическому человеку, или небольшому количеству людей, а не каждому конкретному человеку. На протяжении десятилетий мы привыкли к тому, что реализация высоких идей производится в интересах «всего общества» и не доходит до каждого конкретного человека. Надо, кстати, заметить, что это происходило не только во времена Советской власти и не только в бывшем СССР.
Каждый россиянин, вольно или невольно, задается вопросами – к чему стремится наша страна и как реализовать эти устремления? Другими словами, к какому принципу устройства жизни стремится наша страна и каковы механизмы и технологии его осуществления.
Некоторые ответы на эти вопросы в отношении механизмов, несомненно, есть. В России строится демократическое общество, социально ориентированная рыночная экономика, развивается правовое государство. Но в каждой стране есть свои национальные особенности, которые очень существенно влияют на конкретную практику демократизации, накладывают своеобразный отпечаток на осуществление рыночных отношений, во многом определяют специфику государственного управления и государственной службы. Совершенно наглядно это видно на примере менеджмента. Так, известно, что национальный стиль менеджмента японских предпринимателей значительно отличается от западного, деловой стиль арабских предпринимателей отличается от стиля китайских деловых людей. Примеры можно приводить применительно к любым сферам, как государственного строительства и рыночных отношений, так и в отношении демократизации.
Ответ на вопрос в отношении принципа устройства жизни в виде сформулированной и общепринятой национальной идеи поможет превратить использование указанных механизмов в целостные технологии национальной деятельности.
Современный россиянин должен знать, что повторить «один к одному» успешный опыт других – шведов, американцев, англичан, французов и других процветающих жителей стран «золотого миллиарда», ему не удастся. Попытки превратить россиян в «районированных» американцев, шведов, французов или англичан в наиболее успешном случае приведут к тому, что в теле россиянина поселится чужая душа.
Российский народ должен найти свою идею, свой путь к ее осуществлению. В то же время россияне не должны рассчитывать только на то, что и эту идею, и этот путь «спустят сверху» лидеры нации. Чтобы придти к общепринятой национальной идее, каждый россиянин должен определить свое понимание устройства жизни и убеждать других россиян, в том числе и лидеров нации, в его необходимости.
Предлагаемая формула национальной идеи российского народа может быть воспринята россиянином, как соответствующая его уму, разуму и душе, а также уму, разуму и душе его предков. Или же наличие данного проекта побудит россиянина сформулировать альтернативный вариант понятия национальной идеи и альтернативный вариант самой национальной идеи российского народа.