Любой бизнес строится от проблемы конечного потребителя. Начиная дело, важно задумываться не о том, где вы возьмете деньги, а о том, что сумеете предложить конечному получателю. Кому-то нужна новая мебель, иной мечтает об автомобиле, третьему не хватает поездки в жаркие страны. Но каждому из них требуется помощь профессионалов.
Проблемы («боль» на сленге матерых рекламщиков) есть у всех, и ваша задача – избавить от них потребителя; за это он платит деньги. Подразумевается некоторый обмен: точно так же, как мы оплачиваем хлеб, горячую воду или бутылку пенного, заказчик «покупает» у вас новых клиентов, яркие впечатления или избавление от проблемы.
Все просто: вам платят деньги, вы решаете проблему. Это и есть основа любого бизнеса.
Для выявления проблемы потребителя есть масса инструментов: различные социологические исследования, фокус-группы, телефонные опросы. Доверять или нет – ваше право (помните цитату Марка Твена: есть ложь, наглая ложь и статистика), но лучшим инструментом оценки потребительского спроса выступает Яндекс Вордстат: wordstat.yandex.ru.
Забейте любую фразу, вроде «ремонт Форд Фокус» (20 534 поиска по РФ за месяц) или «разведение тараканов» (479 поисков), и вы увидите, сколько человек задавали конкретный запрос, откуда они, что еще спрашивали и (внимание!), как менялся спрос в течение года.
А дальше – дело техники: вы всегда найдете нишу, узнаете, что нужно потребителю, и что еще его интересует.
Пикантность в том, что wordstat.yandex.ru выполняет 90 % работы всех статистических агентств, исследователей и социологов в режиме онлайн. Бесплатно.
Оценка конкурентной среды – второй этап на пути к собственному бизнесу. Восхищаясь сайтом, рекламой, маркетинговыми решениями целевого конкурента, откройте его сайт, Яндекс и Гугл. В обоих поисковиках наберите site:address (address – непосредственно Интернет-ресурс конкурента) и вы увидите, сколько страниц находятся в индексе – то есть, приняты поисковиком для выдачи по запросу.
Обратите внимание: число страниц может кардинально отличаться от таковых на сайте. Тому есть масса причин, от низкого качества какой-то из страниц, до особенностей движка сайта. Но суть не в том: по некоторой информации, Яндекс и Гугл, отвечая на запрос site:address, выдают страницы в порядке их качества и релевантности (соответствия запросам).
Поэтому, определившись с тематикой своего будущего бизнеса, всегда смотрите на конкурентов.
Изобретать велосипед не нужно – конечно, если вы не создали что-то инновационное. Всегда смотрите на конкурентов и делайте лучше!
Люди произносят одни и те же слова и фразы: мы проговариваем их в устной речи, слышим по телевизору, пишем в письмах, забиваем в поисковой строке, откликаемся, когда нам их произносят. Если в настоящий момент нужен «ремонт холодильника», мы скажем об этом знакомым, поищем в интернете, отвлечемся от дел, когда по ТВ покажут рекламу с этой фразой.
Для того чтобы достучаться до потребителя, мы должны использовать те слова и фразы, которые он ищет. На помощь вновь приходит инструмент wordstat.yandex.ru, где можно увидеть, что искали ваши будущие клиенты и что еще они забивали в поисковой строке. Создайте файл в Microsoft Excel, напишите несколько направлений вашей деятельности и присвойте каждому по 5–10 ключевых слов или фраз, максимально соответствующих тематике.
У вас появится структура – проект-направления-главный ключ-все ключи.
Это называется «семантическое ядро», и именно эти слова и фразы вы будете использовать на сайте, в письмах, рекламе, устной речи.
Вы, правда, думаете, что Microsoft, Facebook или Pepsi стали успешными из-за названия? Имя – всего лишь 0.000000001 % успеха, и Microsoft мог бы быть Allen & Gates, Facebook – Thefacebook, а Pepsi – Brad`s drink. Точно так же, как имя не определяет характера человека, торговая марка не влияет на успех компании. Совсем наоборот: именно поступки определяют популярность имени, а пока вы в начале пути, «Вектор», «Ромашка-2000» или «Ламента» ничего не значит. Ни-че-го!
Более того. Из тысяч магазинов вашего города есть востребованные, и не очень. Популярность обусловлена ассортиментом, ценами, расположением, свободной парковкой, вежливостью продавцов, возможностью возврата товара. Никто и никогда не посещает IKEA только потому, что ему нравится название. Люди идут за другим.
Процесс разработки имени называется неймингом (от английского name – имя). И само по себе имя, как таковое, не придумывают – рассматривают различные варианты, соответствующие специфике будущей компании, подбирают региональный код (вроде shop77.ru или cvety54.com), стремятся найти свободный домен. Кстати, в последнее время поиск удобного доменного имени ведется вперед нейминга.
Где проверяют имена на предмет занятости?
• Znakoved.ru – онлайн-сервис товарных знаков и патентов. Настоятельно рекомендуем начинать нейминг отсюда.
• Rusprofile.ru, sbis.ru, egrinf.ru, spark-interfax.ru – введите название и узнайте, есть ли ООО или АО с таким же наименованием.
• Яндекс и Гугл. Просто забиваете планируемое направление деятельности и желаемое название («магазин «Виктория» или «парикмахерская «Василек») и ищете что-то подобное.
Мы ставим выдачу в поисковых системах на третье место, потому что за вывеской «Виктория» может скрываться ИП Петров.
Как вы лодку назовете – так она и поплывет. Но с вас не снимают ответственности за весла, руль и паруса.
Подбор домена для сайта – дело непростое, и домен должен хоть как-то соответствовать направлению работы. Мало того, что все мало-мальски хорошие адреса выкупили киберсквоттеры, очень часто начинающие бизнесмены допускают массу промахов с сочетаниями букв, доменных зон, непроизносимых символов. Особенно ошибочным видится подбор по принципу «как слышится, так и пишется» – biznes, magazin, franshiza.
Мало того, что транслитерация не соответствует реальному написанию, нередко слова состоят из букв, которых в английском нет.
Что важно знать при подборе домена?
1. Нежелательны буквы «с» и «к», «y» и «iu», «v» и «w».
2. Нежелательно регистрировать домен где-то, кроме .ru и .рф
3. Нежелателен домен, как у конкурентов только в иной зоне.
4. Оптимально – 5–7 хорошо распознаваемых символов.
5. Можно 2–3 цифры, но не весь адрес – не запомнят.
Чтобы подобрать доменное имя в интернете, воспользуйтесь сервисами, reg.ru или whois-service.ru. Лучшим инструментом выступает nic.ru – здесь можно проверить не только 700 доменных зон, включая третий уровень, но и посмотреть различные вариации и сочетания. Помните: если вам удалось найти однозначно хороший домен, используйте его как имя компании, а не наоборот.
Если вы нашли домен xxxxxxx.ru – регистрируйте и принимайте его в качестве имени компании. Это лучше, нежели sozvezdie-novosibirsk.ru или pigama365.ru
Домен у вас уже в кармане, с именем определились, дальше дело за логотипом. Еще 5–10 лет назад разработка лого обходилась в тысячи, а всевозможные «яйцо МТС» или «филетовый ромб Лебедева» – в сотни тысяч и миллионы рублей. С развитием дизайнерских программ цена логотипа многократно упала, а в последние годы рынок завоевали бесплатные онлайн-сервисы.
Где разработать бесплатный логотип?
• logomaster.ai
• artikul.ru
• logaster.ru
• logoza.ru
• genlogo.com
Все просто: вы вводите название компании или домен, подбираете пиктограмму (маленькое стилизованное изображение), располагаете все это на плоскости и скачиваете получившийся продукт. Разумеется, скептики хмыкнут носом: в их понимании создание логотипа это длительный творческий процесс на стыке искусства, технологии и каллиграфии, который должен стоить, как самолет.
Логотип не делает компанию успешной. Успех создаете вы, а лого – всего лишь сочетание букв и цветов, и пока вас никто не знает, совершенно неважно, какая у вас эмблема.
Фирменный стиль это грамотное использование логотипа, названия и шрифтов в печатных и электронных документах. За разработку фирстиля берут большие деньги, но дело не только в красивом расположении блоков – серьезные агентства исследуют восприятие аудитории, схожие варианты, конкурентную среду, проецируют стиль на визитки-кружки-флешки-блокноты-сайты.
Это оправдано в двух случаях: когда у вас очень много денег (но вы бы не пришли на бесплатные курсы, верно?), или когда компания устойчиво стоит на рынке и изменение фирменного стиля (редизайн) сопряжено с выходом на новые рынки, расширением ассортимента, отстройкой от конкурентов.
В начале пути вам достаточно разработать фирменный бланк в Microsoft Word (например, вверх – логотип и название компании, вниз – телефоны и почту) и спроецировать это на визитку. Для закрепления собственноручно сделанного фирменного стиля можно придумать конверт для отправлений, разработать сайт и напечатать кое-какую полиграфию.
Не сомневайтесь в своем профессионализме: в условиях информационного шума люди уже давно перестали отличать искусство от авангарда, а пятиминутные проекты от шедевров рекламы и маркетинга.
Сегодня в Рунете есть десятки социальных сетей, которые одновременно похожи и непохожи друг на друга. У каждой – своя аудитория, пользователи, уровень активности, и ваш бизнес, прекрасно стартующий в одной соцсети, не взлетит в другой. О том, как создавать страницы и группы мы рассказывать не будем, но упомянем:
Одноклассники
• аудитория: зрелые;
• преимущества: активно читают контент, ставят пятерки, рекомендуют;
• недостатки: не переходят по внешним ссылкам;
• что взлетит: кулинария, вязание, гадания, вышивка, советы и рекомендации.
Вконтакте
• аудитория: молодежь;
• преимущества: активны в группах и репостах;
• недостатки: не самая платежеспособная аудитория;
• что взлетит: элементы стиля, новинки, фото и видео, молодежный контент.
Фейсбук
• аудитория: средний класс;
• преимущества: социальная сеть в полном смысле – общение и новости;
• недостатки: сложный интерфейс, масса неясных функций;
• что взлетит: дом, мебель, бизнес, автомобили – взрослые темы;
Инстаграм
• аудитория: молодежь;
• преимущества: идеальный вариант для тех, кто покупает глазами;
• недостатки: сложно найти подписчиков и масса конкурентов;
• что взлетит: все, что красиво – торты, одежда, подарки, рукоделие.
Тиндер
• аудитория: молодежь
• преимущества: высокая активность участников, быстрое построение пар;
• недостатки: подавляющее количество – просто листает фото и лайки;
• что взлетит: все, что красиво, но сложно. Цель соцсети – знакомства!
Клабхаус
• аудитория: деловые люди;
• преимущества: принцип «комнат» и объединения собеседников в сообщества;
• недостатки: май 2021 года – информации мало;
• что взлетит: кружки по интересам.
Воспользуйтесь сервисами планирования кампаний:
1. SMMplaner – позволяет планировать посты на месяц вперед;
2. SMMBox – ищет контент в социальных сетях;
3. Buzzis – мощный инструмент аналитики соцсетей;
4. Megapost – сервис планирования вроде SMMplaner;
5. Postmypost – создаем и выполняем план кампаний.
Перед тем, как запустить аккаунты в социальных сетях, напишите на бумаге, о чем вы будете говорить сегодня, через неделю, через год – создайте план публикаций. Под хэштеги (#) ставьте ключевые слова и фразы из § 3
Сегодня на рынке есть масса бесплатных конструкторов, которые позволяют создать сайт за считанные минуты – вам остается лишь добавить логотип, название, описания. На слуху – Wix, Тильда, Setup, Сайты.Битрикс. У каждого из продуктов свои преимущества и недостатки: кто-то дает ограниченный функционал, какой-то плохо продвигается в сети, третий отличает посредственный внешний вид.
Одним из лучших вариантов выступает Wordpress – это достаточно простой продукт с полной русификацией и почти неограниченным функционалом. Наряду с Drupal и Joomla, также востребованными в интернете, хостеры (компании, предоставляющие хостинг – место на сервере для размещения сайта), предлагают тарифы с уже развернутым сайтом.
Обратите внимание на:
• Netangels.ru – один из лучших хостеров в стране;
• Reg.ru – одна из крупнейших площадок в России;
• Beget.ru – просто хороший и недорогой хостинг;
• Moltenhost.ru – приятные цены и удобное меню.
Создание сайта агентством оправдано, если нужен уникальный продукт или расчет делается на SEO. Для начинающего бизнеса подойдет большинство бесплатных тем большинства бесплатных CMS.
Начиная бизнес, вы знаете, чему будет посвящена каждая статья сайта. Можно попробовать написать текст самому, но лучше доверить работу профессионалам – так называемым, копирайтерам. Дело в том, что к тексту для интернет-продвижения предъявляется больше 20 требований, начиная объемом и структурой, и заканчивая «уникальностью» и «водой».
Заказывать контент для сайта лучше всего на биржах фриланса – как правило, там одновременно находятся тысячи исполнителей самого разного толка – копирайтеров, редакторов, фотографов, программистов, дизайнеров. Работая с биржами фриланса вы снижаете затраты (наполнение сайта под ключ может стоить 3–5 тысяч рублей) и делаете это очень быстро.
Лучшие биржи фриланса:
• Etxt.ru – огромное число исполнителей и низкие цены;
• Advego.ru – качественный контент и ответственность;
• FL.ru – хорошая защита заказчика и про-аккаунты;
• Kwork.ru – любые работы за 500 рублей (выгодно);
• Freelance.ru – по сути, социальная сеть фрилансеров.
Выполнив действия в рамках 10 параграфов, вы определите потребительский спрос, разработаете логотип и фирменный стиль, зарегистрируете домен, развернете сайт, наполните его контентом и начнете активность в социальных сетях. И все это – своими руками и на 97 % дешевле всевозможных агентств и подрядчиков.