Глава 1. Общее позиционирование


Любой бизнес строится от проблемы конечного потребителя. Начиная дело, важно задумываться не о том, где вы возьмете деньги, а о том, что сумеете предложить конечному получателю. Кому-то нужна новая мебель, иной мечтает об автомобиле, третьему не хватает поездки в жаркие страны. Но каждому из них требуется помощь профессионалов.

Проблемы («боль» на сленге матерых рекламщиков) есть у всех, и ваша задача – избавить от них потребителя; за это он платит деньги. Подразумевается некоторый обмен: точно так же, как мы оплачиваем хлеб, горячую воду или бутылку пенного, заказчик «покупает» у вас новых клиентов, яркие впечатления или избавление от проблемы.

Все просто: вам платят деньги, вы решаете проблему. Это и есть основа любого бизнеса.

§ 1 Проблема потребителя

Для выявления проблемы потребителя есть масса инструментов: различные социологические исследования, фокус-группы, телефонные опросы. Доверять или нет – ваше право (помните цитату Марка Твена: есть ложь, наглая ложь и статистика), но лучшим инструментом оценки потребительского спроса выступает Яндекс Вордстат: wordstat.yandex.ru.

Забейте любую фразу, вроде «ремонт Форд Фокус» (20 534 поиска по РФ за месяц) или «разведение тараканов» (479 поисков), и вы увидите, сколько человек задавали конкретный запрос, откуда они, что еще спрашивали и (внимание!), как менялся спрос в течение года.





А дальше – дело техники: вы всегда найдете нишу, узнаете, что нужно потребителю, и что еще его интересует.


Пикантность в том, что wordstat.yandex.ru выполняет 90 % работы всех статистических агентств, исследователей и социологов в режиме онлайн. Бесплатно.

§ 2 Оценка конкурентов

Оценка конкурентной среды – второй этап на пути к собственному бизнесу. Восхищаясь сайтом, рекламой, маркетинговыми решениями целевого конкурента, откройте его сайт, Яндекс и Гугл. В обоих поисковиках наберите site:address (address – непосредственно Интернет-ресурс конкурента) и вы увидите, сколько страниц находятся в индексе – то есть, приняты поисковиком для выдачи по запросу.

Обратите внимание: число страниц может кардинально отличаться от таковых на сайте. Тому есть масса причин, от низкого качества какой-то из страниц, до особенностей движка сайта. Но суть не в том: по некоторой информации, Яндекс и Гугл, отвечая на запрос site:address, выдают страницы в порядке их качества и релевантности (соответствия запросам).

Поэтому, определившись с тематикой своего будущего бизнеса, всегда смотрите на конкурентов.


Изобретать велосипед не нужно – конечно, если вы не создали что-то инновационное. Всегда смотрите на конкурентов и делайте лучше!

§ 3 Потребительский спрос

Люди произносят одни и те же слова и фразы: мы проговариваем их в устной речи, слышим по телевизору, пишем в письмах, забиваем в поисковой строке, откликаемся, когда нам их произносят. Если в настоящий момент нужен «ремонт холодильника», мы скажем об этом знакомым, поищем в интернете, отвлечемся от дел, когда по ТВ покажут рекламу с этой фразой.

Для того чтобы достучаться до потребителя, мы должны использовать те слова и фразы, которые он ищет. На помощь вновь приходит инструмент wordstat.yandex.ru, где можно увидеть, что искали ваши будущие клиенты и что еще они забивали в поисковой строке. Создайте файл в Microsoft Excel, напишите несколько направлений вашей деятельности и присвойте каждому по 5–10 ключевых слов или фраз, максимально соответствующих тематике.

У вас появится структура – проект-направления-главный ключ-все ключи.


Это называется «семантическое ядро», и именно эти слова и фразы вы будете использовать на сайте, в письмах, рекламе, устной речи.

§ 4 Название компании

Вы, правда, думаете, что Microsoft, Facebook или Pepsi стали успешными из-за названия? Имя – всего лишь 0.000000001 % успеха, и Microsoft мог бы быть Allen & Gates, Facebook – Thefacebook, а Pepsi – Brad`s drink. Точно так же, как имя не определяет характера человека, торговая марка не влияет на успех компании. Совсем наоборот: именно поступки определяют популярность имени, а пока вы в начале пути, «Вектор», «Ромашка-2000» или «Ламента» ничего не значит. Ни-че-го!

Более того. Из тысяч магазинов вашего города есть востребованные, и не очень. Популярность обусловлена ассортиментом, ценами, расположением, свободной парковкой, вежливостью продавцов, возможностью возврата товара. Никто и никогда не посещает IKEA только потому, что ему нравится название. Люди идут за другим.

Процесс разработки имени называется неймингом (от английского name – имя). И само по себе имя, как таковое, не придумывают – рассматривают различные варианты, соответствующие специфике будущей компании, подбирают региональный код (вроде shop77.ru или cvety54.com), стремятся найти свободный домен. Кстати, в последнее время поиск удобного доменного имени ведется вперед нейминга.


Где проверяют имена на предмет занятости?

Znakoved.ru – онлайн-сервис товарных знаков и патентов. Настоятельно рекомендуем начинать нейминг отсюда.

Rusprofile.ru, sbis.ru, egrinf.ru, spark-interfax.ru – введите название и узнайте, есть ли ООО или АО с таким же наименованием.

Яндекс и Гугл. Просто забиваете планируемое направление деятельности и желаемое название («магазин «Виктория» или «парикмахерская «Василек») и ищете что-то подобное.


Мы ставим выдачу в поисковых системах на третье место, потому что за вывеской «Виктория» может скрываться ИП Петров.


Как вы лодку назовете – так она и поплывет. Но с вас не снимают ответственности за весла, руль и паруса.

§ 5 Доменное имя

Подбор домена для сайта – дело непростое, и домен должен хоть как-то соответствовать направлению работы. Мало того, что все мало-мальски хорошие адреса выкупили киберсквоттеры, очень часто начинающие бизнесмены допускают массу промахов с сочетаниями букв, доменных зон, непроизносимых символов. Особенно ошибочным видится подбор по принципу «как слышится, так и пишется» – biznes, magazin, franshiza.

Мало того, что транслитерация не соответствует реальному написанию, нередко слова состоят из букв, которых в английском нет.




Что важно знать при подборе домена?

1. Нежелательны буквы «с» и «к», «y» и «iu», «v» и «w».

2. Нежелательно регистрировать домен где-то, кроме .ru и .рф

3. Нежелателен домен, как у конкурентов только в иной зоне.

4. Оптимально – 5–7 хорошо распознаваемых символов.

5. Можно 2–3 цифры, но не весь адрес – не запомнят.


Чтобы подобрать доменное имя в интернете, воспользуйтесь сервисами, reg.ru или whois-service.ru. Лучшим инструментом выступает nic.ru – здесь можно проверить не только 700 доменных зон, включая третий уровень, но и посмотреть различные вариации и сочетания. Помните: если вам удалось найти однозначно хороший домен, используйте его как имя компании, а не наоборот.


Если вы нашли домен xxxxxxx.ru – регистрируйте и принимайте его в качестве имени компании. Это лучше, нежели sozvezdie-novosibirsk.ru или pigama365.ru

§ 6 Логотип

Домен у вас уже в кармане, с именем определились, дальше дело за логотипом. Еще 5–10 лет назад разработка лого обходилась в тысячи, а всевозможные «яйцо МТС» или «филетовый ромб Лебедева» – в сотни тысяч и миллионы рублей. С развитием дизайнерских программ цена логотипа многократно упала, а в последние годы рынок завоевали бесплатные онлайн-сервисы.


Где разработать бесплатный логотип?

• logomaster.ai

• artikul.ru

• logaster.ru

• logoza.ru

• genlogo.com


Все просто: вы вводите название компании или домен, подбираете пиктограмму (маленькое стилизованное изображение), располагаете все это на плоскости и скачиваете получившийся продукт. Разумеется, скептики хмыкнут носом: в их понимании создание логотипа это длительный творческий процесс на стыке искусства, технологии и каллиграфии, который должен стоить, как самолет.


Логотип не делает компанию успешной. Успех создаете вы, а лого – всего лишь сочетание букв и цветов, и пока вас никто не знает, совершенно неважно, какая у вас эмблема.

§ 7 Фирменный стиль

Фирменный стиль это грамотное использование логотипа, названия и шрифтов в печатных и электронных документах. За разработку фирстиля берут большие деньги, но дело не только в красивом расположении блоков – серьезные агентства исследуют восприятие аудитории, схожие варианты, конкурентную среду, проецируют стиль на визитки-кружки-флешки-блокноты-сайты.

Это оправдано в двух случаях: когда у вас очень много денег (но вы бы не пришли на бесплатные курсы, верно?), или когда компания устойчиво стоит на рынке и изменение фирменного стиля (редизайн) сопряжено с выходом на новые рынки, расширением ассортимента, отстройкой от конкурентов.

В начале пути вам достаточно разработать фирменный бланк в Microsoft Word (например, вверх – логотип и название компании, вниз – телефоны и почту) и спроецировать это на визитку. Для закрепления собственноручно сделанного фирменного стиля можно придумать конверт для отправлений, разработать сайт и напечатать кое-какую полиграфию.


Не сомневайтесь в своем профессионализме: в условиях информационного шума люди уже давно перестали отличать искусство от авангарда, а пятиминутные проекты от шедевров рекламы и маркетинга.

§ 8 Работа в соцсетях

Сегодня в Рунете есть десятки социальных сетей, которые одновременно похожи и непохожи друг на друга. У каждой – своя аудитория, пользователи, уровень активности, и ваш бизнес, прекрасно стартующий в одной соцсети, не взлетит в другой. О том, как создавать страницы и группы мы рассказывать не будем, но упомянем:


Одноклассники

• аудитория: зрелые;

• преимущества: активно читают контент, ставят пятерки, рекомендуют;

• недостатки: не переходят по внешним ссылкам;

• что взлетит: кулинария, вязание, гадания, вышивка, советы и рекомендации.


Вконтакте

• аудитория: молодежь;

• преимущества: активны в группах и репостах;

• недостатки: не самая платежеспособная аудитория;

• что взлетит: элементы стиля, новинки, фото и видео, молодежный контент.


Фейсбук

• аудитория: средний класс;

• преимущества: социальная сеть в полном смысле – общение и новости;

• недостатки: сложный интерфейс, масса неясных функций;

• что взлетит: дом, мебель, бизнес, автомобили – взрослые темы;


Инстаграм

• аудитория: молодежь;

• преимущества: идеальный вариант для тех, кто покупает глазами;

• недостатки: сложно найти подписчиков и масса конкурентов;

• что взлетит: все, что красиво – торты, одежда, подарки, рукоделие.


Тиндер

• аудитория: молодежь

• преимущества: высокая активность участников, быстрое построение пар;

• недостатки: подавляющее количество – просто листает фото и лайки;

• что взлетит: все, что красиво, но сложно. Цель соцсети – знакомства!


Клабхаус

• аудитория: деловые люди;

• преимущества: принцип «комнат» и объединения собеседников в сообщества;

• недостатки: май 2021 года – информации мало;

• что взлетит: кружки по интересам.


Воспользуйтесь сервисами планирования кампаний:

1. SMMplaner – позволяет планировать посты на месяц вперед;

2. SMMBox – ищет контент в социальных сетях;

3. Buzzis – мощный инструмент аналитики соцсетей;

4. Megapost – сервис планирования вроде SMMplaner;

5. Postmypost – создаем и выполняем план кампаний.


Перед тем, как запустить аккаунты в социальных сетях, напишите на бумаге, о чем вы будете говорить сегодня, через неделю, через год – создайте план публикаций. Под хэштеги (#) ставьте ключевые слова и фразы из § 3

§ 9 Создание сайта

Сегодня на рынке есть масса бесплатных конструкторов, которые позволяют создать сайт за считанные минуты – вам остается лишь добавить логотип, название, описания. На слуху – Wix, Тильда, Setup, Сайты.Битрикс. У каждого из продуктов свои преимущества и недостатки: кто-то дает ограниченный функционал, какой-то плохо продвигается в сети, третий отличает посредственный внешний вид.

Одним из лучших вариантов выступает Wordpress – это достаточно простой продукт с полной русификацией и почти неограниченным функционалом. Наряду с Drupal и Joomla, также востребованными в интернете, хостеры (компании, предоставляющие хостинг – место на сервере для размещения сайта), предлагают тарифы с уже развернутым сайтом.


Обратите внимание на:

Netangels.ru – один из лучших хостеров в стране;

Reg.ru – одна из крупнейших площадок в России;

Beget.ru – просто хороший и недорогой хостинг;

Moltenhost.ru – приятные цены и удобное меню.


Создание сайта агентством оправдано, если нужен уникальный продукт или расчет делается на SEO. Для начинающего бизнеса подойдет большинство бесплатных тем большинства бесплатных CMS.

§ 10 Контент для сайта

Начиная бизнес, вы знаете, чему будет посвящена каждая статья сайта. Можно попробовать написать текст самому, но лучше доверить работу профессионалам – так называемым, копирайтерам. Дело в том, что к тексту для интернет-продвижения предъявляется больше 20 требований, начиная объемом и структурой, и заканчивая «уникальностью» и «водой».

Заказывать контент для сайта лучше всего на биржах фриланса – как правило, там одновременно находятся тысячи исполнителей самого разного толка – копирайтеров, редакторов, фотографов, программистов, дизайнеров. Работая с биржами фриланса вы снижаете затраты (наполнение сайта под ключ может стоить 3–5 тысяч рублей) и делаете это очень быстро.


Лучшие биржи фриланса:

Etxt.ru – огромное число исполнителей и низкие цены;

Advego.ru – качественный контент и ответственность;

FL.ru – хорошая защита заказчика и про-аккаунты;

Kwork.ru – любые работы за 500 рублей (выгодно);

Freelance.ru – по сути, социальная сеть фрилансеров.


Выполнив действия в рамках 10 параграфов, вы определите потребительский спрос, разработаете логотип и фирменный стиль, зарегистрируете домен, развернете сайт, наполните его контентом и начнете активность в социальных сетях. И все это – своими руками и на 97 % дешевле всевозможных агентств и подрядчиков.

Загрузка...