На вопросы журнала отвечает директор спецпрограмм Московского центра защиты от стресса Алексей Захаров.
– Алексей Валерьевич, год назад вы рассказали нам о том, что современный маркетинг построен на обращении к подсознательным животным инстинктам человека. А какие технологии применяются при работе с большими массами людей: на киевском Майдане или на площади Тахрир в Каире?
– Подбор технологий определяется задачей. И в Киеве, и в Каире главной задачей было собрать на площади как можно больше людей, желательно молодых, активных, заряженных на протест. Первое, с чего начинают манипуляторы, – это раскрутка темы коррупции власти. На Украине это делали через СМИ, в основном через телевидение. В Египте СМИ жестко контролировались государством, поэтому для вброса «разоблачительной» информации использовался Интернет, в основном социальные сети. Людей призывали прийти на площадь и выразить свой протест «зарвавшейся» власти. В данном случае в человеке активировали чувство зависти. Не секрет, что коррупция присутствует в любой стране, так как везде есть разделение на бедных и богатых. Где-то ее больше, где-то меньше, но недовольные есть везде. Необходимо было перевести пассивное недовольство в активный протест. Если маркетинг видит в человеке индивида с животными инстинктами, то здесь нужно было создать аналог древнего племени, способного на слаженные коллективные действия.
Технологии, которые для этого использовались, можно было бы образно назвать «огонь, вода и медные трубы». Так говорят в России, желая показать, что человек прошел огонь и воду, чем доказал свою смелость и мужественность, а затем и слава (то есть медные трубы) его не испортила. Огонь – очень древний сакральный символ. Культ огня был во всех древних обществах, ведь огонь давал свет и тепло, помогал готовить пищу и отпугивать хищников. Многие народы до сих пор сохранили культ огня (например, ритуальные танцы вокруг костров в Африке). Огонь оказывает очень сильное воздействие на подсознание, особенно у юношей. Именно поэтому, когда нужно было организовать массовое сопротивление власти, стали использовать огонь. Автомобильные покрышки жгли и в Ливии, и в Египте, и на Украине.
– Почему именно покрышки?
– Во-первых, их легко достать в любом городе. Во-вторых, при горении они дают не только огонь, но и густой дым. Дымовая завеса нужна была для изоляции протестующих от внешнего воздействия (посторонних людей, мирного городского пейзажа). Молодые ребята, стоящие на рубеже огня, представляли себя воинами, защищающими свою Родину. Организм человека всегда воспринимает огонь как опасность, а опасность, как известно, сближает. В результате разные люди, оказавшиеся рядом в периметре из горящих покрышек, стали воспринимать друг друга как близких товарищей, почти братьев. Стена огня и дыма изолировала протестующих от остального города, поэтому люди, которые сначала приходили просто посмотреть, часто оставались на Майдане, захваченные чувством боевого товарищества. Особенно это было характерно для молодежи. Ведь студент в социальной системе еще никто – он только учится, хотя по своим физическим данным он уже взрослый человек. На Майдане студент превращался в героя, в борца с коррумпированным режимом, а за пределами площади снова становился никем. Украинские и зарубежные СМИ активно работали на героизацию защитников Майдана. Таким образом, простые студенты попадали под влияние заранее подготовленных агентов спецслужб.
Очень важно и то, что противник в лице отрядов «Беркута» находился достаточно далеко. Реальных боевых столкновений было очень мало, так как бойцы «Беркута» в основном просто стояли и их забрасывали бутылками с «коктейлями Молотова» и камнями. То, что на Майдане было много молодежи, позволяло оппозиционным политикам и СМИ говорить: «Там же дети, их нельзя бить дубинками!» Можно подумать, что движение «Захвати Уолл-стрит» в США состояло исключительно из людей среднего возраста.
Поскольку противник был далеко, то у протестующих возникло и укрепилось чувство безнаказанности. Они стремились самоутвердиться перед товарищами в проявлении «героизма». На начальном этапе это выглядело даже забавно, так как часто они попадали камнями и бутылками не в сотрудников «Беркута», а в своих товарищей. Большинство пострадавших в первое время оказывались в больнице с ушибами спины, шеи и головы в затылочной части, так как камни летели сзади. В результате появились «потери», что озлобило протестующих, так как виноватым был объявлен «Беркут».
Стена огня мешала обзору, поэтому приказы воспринимались на слух. А командование велось сзади, со сцены Майдана. Это создавало иллюзию большой силы, которая находится за твоей спиной. Еще одним способом дать толпе почувствовать свою силу, было скандирование лозунгов: «Банду – геть!», «Гоньба!», «Слава Украине – Героям Слава» и т. д. Последний лозунг превратился в пароль и отзыв, благодаря которому определяли «своих».
Еще одним фактором дрессировки масс было коллективное прыганье с криком: «Кто не скачет – тот москаль!» Таким образом людей настраивали на общий ритм, который был необходим для слаженных действий. Это напоминает ритуальные танцы диких племен перед войной или коллективной охотой. Кстати, прыгали не только на Майдане. Телевидение и интернет-СМИ вели прямую трансляцию с Майдана, и прыгать начинали студенты в институтах, на улицах и т. д. Таким образом молодежь демонстрировала свою солидарность с протестующими.
Для того чтобы люди не «застоялись», их регулярно перебрасывали с места на место, что создавало иллюзию действия. Ребят отправляли за периметр, на соседние улицы, а затем возвращали назад. Постоянно озвучивалась опасность атаки на Майдан, поэтому люди были на взводе, им казалось, что они участвуют в настоящей войне. В результате они получили реальную психологическую травму, аналогичную той, от которой лечат воевавших солдат. Теперь они не могут снова вернуться к своим мирным занятиям. Ведь они уже не студенты, а «герои». Именно поэтому Майдан после победы не разошелся, им просто некуда было идти. С этими людьми должны были работать военные психологи, чтобы направить их в мирное, созидательное русло. Но этим никто не занимался.
– Вы говорили, что важным фактором был не только огонь, но и вода.
– Люди, которые стояли за организацией «народных бунтов» в Египте и на Украине, прекрасно знали технологии разгона массовых протестов. Во всем мире для этого используют водометы. Зачем? Сильная струя воды направляется под ноги протестующим, в результате на асфальте образуется быстро текущий слой воды, который не дает возможности идти (ноги скользят). Толпа распадается, и люди начинают уходить от напора воды в соседние переулки.
Вода в любой мифологии – антипод огня. «Коктейль Молотова» нужен был протестующим для того, чтобы расширить свою «территорию огня». Когда они долго стоят рядом с огнем, то их кожа привыкает к воздействию тепла, и если на нее попадает холодная вода, то это ощущается как ожог и бесит человека. В результате произошло столкновение огня и воды. Не случайно протестующие сожгли пожарную машину, которая поливала их водой, и дико радовались этому. Организаторы Майдана знали, что противник будет использовать воду, и противопоставили ей огонь.