В роллинге в клинче нужно и важно указывать на ошибки партнера. В ряде ситуация останавливаться и прорабатывать какой-то отдельный момент. Также у меня есть несколько стандартных ошибок (см. пример выше) , которые я советую иногда осознанно допускать чтобы партнер приучался быстро реагировать на них. Например захват предплечьем одной руки за шею с ушедшим за спину локтем должен сразу наказываться отжиманием через руку.

Что касается роллинговой работы руками то она единственная, пожалуй, попадает под определение «легкого спарринга». Технически это вольная работа по правилам бокса, но с некоторыми нюансами.

Стараемся свести к минимуму защиту уходом на ногах, не бегаем друг от друга.

Не злоупотребляем контратаками.

Удары руками наносим с такой силой, чтобы прилетевшая в незащищенное лицо перчатка не наносила дискомфорта. Для того чтобы откалибровать удары можно дать вольную поочередную работу по боксу с опущенными руками с задачей принимать и наносить все удары в лоб. Да, бояться ударов естественно и эта боязнь на тренировке всегда ведет к закрепощению. Одним из вариантов борьбы с этим является использование шлемов. Однако мне гораздо ближе идея контроля ударов. Даже новичок почувствовавший вкус работы на контроле и ее безопасность очень быстро начинает использовать сложную комбинаторику и многоходовые тактические решения. У него появляется интерес и азарт.

Работаем в целом поочередно. Позволяем проводить сопернику длинные серии.

Помимо легкой, роллинговой работы по правилам бокса, в спортивной группе я даю и классическую боксерскую спарринговую работу, в которой жесткость подбирается исходя из уровня и предпочтений спарринг-партнеров. Это единственный полноформатный спарринг который на мой взгляд имеет смысл применять регулярно на каждой тренировке в рамках одной команды.

Сразу хочу предупредить – малое количество спаррингов может показаться не привлекательным некоторым спортсменам. Ну, в любом случае стоит заметить – нет тренера и методики которая бы нравилась всем. Всегда найдутся недовольные. С этим необходимо смириться и с одной стороны не пытаться угодить всем, с другой допускать какой-то люфт чтобы не вызывать отрого диссонанса. К несогласию и даже заблуждениям стоит относиться с пониманием. В общем охочие до спаррингов у меня получают такую возможность после тренировки. А также становятся мишенью для многочисленных подколов в случае отказа от участия в ближайших соревнованиях.

Вообще чрезмерное желание контролировать процесс работы с учениками, попытка любой ценой сделать его максимально эффективным – опасная тенденция в работе тренера. В особенности когда за его спиной правда и благие намерения. Форсировать, опережать время (да, это тоже о времени!) весьма неблагодарное занятие. Всегда можно ускорить развитие спортсмена, но всегда ли это нужно? Трижды задумайтесь перед тем как это сделать.

И напоследок два принципа относящиеся ко всем роллингам.

Работайте на партнера. Не получается у него – не получается у вас. Подсказываем, замедляемся, упрощаем. Это одно из важнейших правил формирующих активно развивающуюся команду. С топовыми бойцами в роллинге/спарринге может быть тяжело, не должно быть не интересно. Если спортсмен работает хорошо с ним всегда будет хотеться встать в пару еще раз.

Роллинг это игра. Игра, музыка, ритм – все эти явления очень близки. Почему человек любит играть, зачем играют животные? Чтобы ответить на этот вопрос советую прочитать прекрасную книгу Йохана Хейзинги «Homo Ludens”, в ней данная тема раскрывается подробно. Игра – эволюционный механизм обучения, наш естественный инструмент для моделирования и проработки реальных ситуаций. И судя по всему лучший из имеющихся. Хотите научиться – играйте. Посмотрите насколько артистичны на тренировках тайцы, насколько развита у них игровая природа. Вредно быть слишком серьезным.

И напоследок тактическая схема без которой разговор о тайминге был бы не полон. Есть две основных модели ведения боя: первым и вторым номером. Бить самому или ждать. И та и та по сути работают с уже сложившейся ситуацией. Есть третий вариант – создавать ситуацию. Один из способов создания своей ситуации, заключающийся в манипулировании действиями соперника, называется вторым намерением.

Да, мы можем заставить соперника сделать то что нам нужно, более того для этого существует простая в понимании технология. Обратите внимание на то как в бою тот или иной спортсмен отвечает на удары, например на лоукик или джеб. Как правило у него достаточно ограниченный арсенал ответов. Это касается даже топовых бойцов. Что это значит? Это значит, что если мы нанесем лоукик или джеб, то почти точно уже знаем что будет дальше. И можем этим воспользоваться.

В основе второго намерения лежит фраза из трех действий, говоря иначе второе намерение это ответ или контратака на ответ. Я предлагаю сопернику какое-то действие провоцируя его на нужную мне ответную реакцию и третьим ходом реализую свой план.

Рассмотрим несколько ситуаций второго намерения на примере эпизода начинающегося лоукиком. Их можно практиковать как тренировочные отработки.

Предположим соперник часто отвечает лоукиком на лоукик. Получаем общеизвестную схему: лоукик – защита щитом и ответный лоукик – проваливание и лоукик по задней поверхности бедра.

В предыдущей схеме второе намерение реализуется через ответное действие начинающего эпизод. Также оно может реализовываться и через контратакующее: лоукик – защита щитом и ответный миддлкик – тиип навстречу.

Ошибка соперника в ответе может дать подсказку для правильного выбора атаки второго намерения. Положим, при ответном лоукике боец опускает правую руку. Тогда можно попробовать следующее: лоукик – защита щитом и ответный лоукик – "голландская" защита подвортом бедра и левый боковой. Либо контратака левым боковым. Вариант доведенный до совершенства замечательным тайбоксером Лайамом Харрисоном.

Действие с которым работает реализующий второе намерение может быть и защитой. Например, соперник ставит щит под лоукик высоко и делает это несколько затянуто. В таком случае, поняв специфику его защиты, после лоукика делается тиип, который приходится на момент когда соперник стоит на одной ноге. Такой тип будет очень результативен. Стоит заметить определенную схожесть работы вторым намерением с использованием финтов. Но в отличии от последних, действие бойца начинающего эпизод – реальное действие. Убедительность его гарантирована. При этом оно не является целевым и зачастую может осознанно наноситься не с полной силой с целью большего контроля и улучшения своевременности атаки второго намерения. Так, в вышеприведенном примере с типом на щит, не стоит вкладываться в провоцирующий соперника на защиту кик. Иначе вовремя ударить тип будет не просто.

Ещё один интересный вариант второго намерения под защитное действие. Лоукик – защита проваливанием – продолжение вращения в заданную соперником сторону с выходом на бэкфист.

В классическом боксе распространена работа вторым намерением через джеб. В ряде ситуаций и в кикбоксинге и в тайском боксе эта схема тоже может быть очень эффективной.

Очень хорошо контратаковать ответные действия руками после джеба коленями и локтями. Также это может быть ключиком к сопернику хорошо защищающемуся от лоукиков. В том случае если он отвечает на джеб руками значит в момент этого действия так или иначе подгружает переднюю ногу и ему будет проблематично блокировать своевременный контратакующий лоукик. Попытка отвечать от ударов руками ударами рук в корпус в тайском боксе традиционно наказывается контратакой локтем. Эта схема прекрасно реализуется в формате второго намерения.

Приведенные примеры не более чем иллюстрация общего принципа. Второе намерение может быть использовано фактически через любое действие которым начинается эпизод. Удар рукой, ногой, действие в клинче, все, что подразумевает конкретную реакцию соперника, предполагает возможность провести атаку вторым намерением. Данная тема дает дает множество перспектив для творческих решений методистам и думающим спортсменам. Атакующая манера ведения боя в тайском боксе весьма эффективна, но ей традиционно противопоставляется не менее эффективная защитно-контратакующая. В этом случае у атакующего спортсмена начинаются проблемы. Хороший контрпанчер – скала об которую разбилось немало агрессоров и темповиков. И тут приходит на помощь работа вторым намерением. Защититься от атаки второго намерения значительно сложнее чем от простой атаки.


3. Публицистика.


Что общего между Шекспиром и тайским боксом? Сейчас расскажу. Несведущие люди предполагают что Шекспир это коллекция восхитительных вечных смыслов. Однако это не так. Смыслы которые закладывал в свои пьесы Шекспир и то что мы понимаем при прочтении его произведений сегодня – абсолютно разные. «Ромео и Джульета» – гимн любви? Изначально – нет. Скорее история об опасности потери самоконтроля и психических девиациях с деструктивными социальными последствиями.



Шекспир в первую очередь это не смыслы, а набор коробочек для смыслов. И все они настолько удобные, что положи туда свой смысл и коробочка обязательно придется впору, смысл уютненько разместится и замурлыкает от удовольствия. И хрен его потом из этой коробочки выгонишь. Именно поэтому с великим драматургом так часто любят извращаться, помещая его героев то в нацистскую Германию, то в Америку середины двадцатого века, а то и в японское анимэ. Рецепт прост до пошлости, а через раз все одно получается неплохо



С тайским боксом то же самое. Попытаться определить его формально можно, но чем ближе к сути, тем сложнее. Уж очень разным он может быть, подчас диаметрально противоположным. И исторически меняется так что не успеваешь и глазом моргнуть, а он уже другой. При этом мы всегда понимаем что это – тайский бокс. Как всегда узнаем Гамлета, хоть в средневековом датском замке, хоть в офисе на Уолл-стрит. Думается манера тайского бокса как и Шекспир – тоже набор коробочек для смыслов. Смыслы меняются, коробочки остаются.



Вот, вы скажете, опять он про красоту архитектуры пустоты и хаоса у горизонта познаний, знакомую лишь великим геймдизайнерам древности, завел… И будете абсолютно правы! Как говорилось в подобных случаях в хорошей книжке: держите Сердюка. Тяжело из постмодерна в метамодерн если пешком. Мне уж лучше доскоком из лонггарда или через выпад.


27.10.21


Начали с учеником готовиться к серьезным соревнованиям. Тренируемся дважды в день. Накопилось немало проблем, куча взаимосвязанных лимитов, нехватка как понимания процессов так и инструментария для работы с ними. Приснился кошмар. Началось хорошо: солнечное место, покой и созерцание. Появляется мальчик пряча что-то за спиной. Смотря мне в глаза спрашивает: дяденька, хотите стероидов? Я не могу кивнуть, поэтому моргаю. Мальчик убирает руку из-за спины и протягивает мне протеиновый батончик. Просыпаюсь с очень неприятным чувством.



Профдеформация неизбежна.

10.10.21


Доверие как и любовь это в первую очередь не качество и чувство, а умение, я бы даже сказал искусство. Искусство доверять. Оно не имеет отношения к словам о доверии и даже к личной уверенности человека в том, что он кому-то доверяет. Доверие между тренером и спортсменом одно из необходимых условий их совместной работы. Доверие это не просто выполнять то, что говорит тренер. Выполнять можно по разному. Доверяющий берет то что ему дают с почтением, уважением и радостью, как сокровище. Он не сомневается, что это ценно, не сомневается, что это важно. Он рад тому что все происходит именно так как происходит. Доверяющий не колеблется.



Я долгое время задумывался над тем как можно сочетать абсолютное доверие и творческую свободу спортсмена, умение досконально следовать указаниям и в рамках этого создавать что-то новое. А потом на практике понял, что фанатичного доверия не существует. Как не существует и фанатичной любви. Доверие это когда человек делает осознанный выбор и отвечает за последствие этого выбора. Когда он решает не защищаться и быть слабым для того чтобы стать сильнее. Понимающий это понимает великую силу и цену доверия.

05.10.21


Запомнились слова великолепного Александра Велкова о разнице в восприятии материала европейской/американской и русской аудиториями. Там просят чтобы объяснили механизм, как это работает. А тот кто обучает чаще не особо горит желанием это делать. Если дать обучающимся механизмы они и сами наплодят частностей, нафига он будет в таком случае нужен? Продавать будет нечего. У нас наоборот: не нужен нам механизм процесса, глубокое объяснение внутренней сути, дайте нам конкретные инструменты.



Это грустно. Превозношение голой эмпирики, ситуация в которой теоретик – ругательное слово, говорит о каком-то пренебрежительно-пользовательском отношении к миру вообще. Как к временно снимаемой в коммуналке комнате. Отказ от понимания сродни отказу от жизни. Парасуицидальная тенденция. Хочу спать, не хочу видеть. Неужто даже не интересно?



Говорите нет философии в единоборствах? Да ее здесь даже больше чем мне бы того возможно хотелось. Только она не в кодексе самурая и не в полном лотосе, хотя знание первого как и умение второго безусловно полезны. Философия тут та же что и в прочих сферах жизни, меняется лишь форма. Суть в выборе между существованием и небытием, знанием и невежеством, светом и тьмой. Этот выбор идет постоянно, ежесекундно и у каждого. Единственный вариант попытаться сделать выбор правильным – увидеть его, понять.

29.09.21


Я верю в цифровую археологию будущего, ее Шлиманов и Карнарвонов и их удивительные и страшные открытия. Среди объектов ее изучения будет и цифровой отпечаток личности. О талантливом человеке прошлого до какого-то момента мы узнавали анализируя его, условно говоря, великий роман и его выгребную яму. Все пространство между этими объектами было большим если и не белым, то как правило монотонно серым пятном. Теперь ситуация радикальным образом поменялась. И стоит с уверенностью говорить, что цифровой отпечаток сам по себе может представлять художественную ценность или как минимум поженить произведение с его автором.



Представьте себе девушку. Ей 21 год, через пять лет она утонет купаясь в море. Или другое – доживет до 95 лет и тихо уйдет окруженная детьми и внуками. Всякое может быть. Сейчас ей 21, она выходит в сад и фотографирует на телефон розу. Проходит 300 лет и разгребая очередной культурный пласт древних социальных сетей ученый-любитель находит фотографию розы. И всем, абсолютно всем, начиная от вечной на все века гопоты до законодателей высокой моды становится кристально ясно, что это изображение розы – лучшее изображение розы которое доводилось видеть человечеству. В нем вся красота и печаль мира переданная глазами смотревшей на цветок три сотни лет назад. Ничего подобного, да и вообще особо примечательного в своей жизни автор фотографии больше не сделала. Если тянуть за любую ниточку кроме одной вытянется лишь пустота. Похожее когда-то произошло с французским гением, чья творческая история закончилась в двадцать лет. Да, мы хорошо знаем историю жизни мальчишки-поэта и события произошедшие с торговцем в которого он превратился. Но художественная связь его стихов с его биографией, а точнее сказать личностью, хоть и бодро и подчас достоверно домысливается, не может быть ни доскональной ни по настоящему очевидной.



Вернемся к нашей девушке. Выудивший из цифрового моря ее розу ученый бережно собирает информационный отпечаток нашей героини. За той единственной ниточкой которую только и стоило тянуть появляется и остальное. И все частицы этой грандиозной мозаики (а она у каждого грандиозная) из ее прошлого до примечательной фотографии и будущего после нее ведут в одну точку, туда, к розе. Неправильно поставленные запятые, странный лайк, утреннее «привет» подружке в мессенджере, глупая аватарка, плейлист выходного дня, присланный одноклассником дикпик, запись о смерти любимой собаки, история браузера за последний год жизни, все о ней. Stat rosa pristina nomine, nomina nuda temenus, говорите? Может и не стоит грустить об этом. Вы бессмертие продаете? Нет, показываем.


14.09.21


В зале часто появляется специфическая категория молодых людей. Их характеризует полное отсутствие координации движений вкупе с абсолютным пофигизмом по отношению к происходящему и феноменальной устойчивостью к любым попыткам их обучения. Не сочтите за мизантропию, но у меня возникает ощущение, что передо мной недовоплотившаяся душа, потрогавшая словно робкий купальщик воду гладь бытия и решившая, что нет, целиком не стоит. Глобально это не неумение/нежелание боксировать/бороться/танцевать/фехтовать. Все значительно хуже. Отсутствие телесного языка – проблема внутренней и внешней коммуникации, которую можно сравнить со слепотой или потерей слуха. Каменная стена отделяющая Я от себя самого, людей и мира.

11.03.21


Мы умеем все. Ну, или почти все. То о чем он хоть раз слышали или хоть раз видели. Руль автомобиля надо крутить влево-вправо, а самолета судя по всему еще и тянуть вверх или вниз. Об этом знает каждый ребенок. Там где есть хоть какое-то представление есть и умение. В целом это полезно – надо же с чего-то начинать если возникнет необходимость делать. Не проблема в том что умение это низкого уровня, беда в том что оно очень живуче и не сдает свои позиции в ситуации когда на его место пытаются поставить истинный навык.



Характерна связь такого стереотипа со словами его описывающими. От магии слов не убежать. Кто не умеет бить? Все умеют. При работе со сложнокорректируемыми спортсменам эффективно создание ситуаций в которых исчезает сам стереотип удара. Например, при отработке заднего прямого, протягиваем руку фиксируя в конечной точке, затем медленно возвращаем в стойку т. е. концентрируем внимание на негативной фазе движения. Простейшее упражнение подчас позволяющее улучшить технику буквально за одно занятие. Иллюстрируемый этим примером принцип – общий и может использоваться в широком диапазоне от новичков до спортсменов высших достижений.



Одним из не обязательных, но очень частых качеств низкоуровневого двигательного стереотипа о котором идет речь является полное отсутствие вариативности. Техника ошибки совершенна и мертва – она никогда не меняется. Техника хорошего движения живая и может быть очень разной без потери внутренней сути.

11.03.21


Судя по всему мания контроля ловко связана со страхом смерти. Попытка личности сохраниться в форме отпечатка своей воли вовне. Потеря контроля подразумевает эпическое, неизбежное и необратимое зло, как правило в форме деградации индивидуума или социума. Подробное описание этого зла запрещено, его состояние носит аморфный и непознаваемый характер. Оно всегда где-то рядом, недопущение его реализации требует титанических трудов. Стоящие на страже хаоса никогда не спят.



Где-то рядом обретается и не менее неубедительное конечное благо. Его очертания выглядят наподобие механического кукольного театра, как в старинных часах только большего масштаба: когда все радуются, солнце трясет жестяными лучами, а когда кого-то казнят из шеи вываливается красная тряпочка.

Загрузка...