Шерстяной ком – неприятная, но максимально точная метафора корпоративной жизни. Новая политика или документ – это тоненький волосок. Со временем все эти регламенты и процедуры, которые нужно соблюдать внутри отдела, образуют большой ком шерсти – запутанный, раздражающий, но от которого сложно куда-то деться, если вы сотрудник компании.
Реорганизации и реструктуризации, призванные облегчить жизнь сотрудников и улучшить результативность организации, на деле не удаляют, а лишь добавляют новый слой. Как в мире физики, так и в корпоративном мире гравитационное притяжение тела увеличивается по мере увеличения массы этого тела.
В январе 1910 года Джей Си Холл, которому едва исполнилось 18 лет, сел на поезд в Норфолке, штат Небраска, с билетом в один конец до Канзас-Сити, штат Миссури. Прибыв в пункт назначения, юноша направился в местное отделение молодежной организации YMCA, зарегистрировался, поселился в крошечной комнате, где едва помещалась кровать, и незамедлительно приступил к организации бизнеса по доставке открыток по почте. Говорят, он хранил весь свой первоначальный инвентарь под кроватью. Так начиналась Hallmark Cards, крупнейшая компания по производству открыток в мире (по данным за 2020 год, в компании работали 30 тысяч человек, а оборот составлял $5 млрд).
В 1910 году индустрии поздравительных открыток еще не существовало, поэтому все решения Холла основывались не на прецедентах, а на здравом смысле, интуиции и творческом чутье. Первые бизнес-решения были также первыми волосками в комке шерсти, которым предстояло стать Hallmark. На протяжении десятилетий Джей Си Холл и его коллеги принимали бизнес-решения за бизнес-решениями, создавая процедуры и вырабатывая политики. И при этом они добавляли бесчисленное количество волосков в комок шерсти. Сложные модели эффективного поведения выросли вокруг успехов и неудач, создав гордиев узел корпоративной нормальности.
Эта корпоративная норма и есть формула успеха Hallmark. В этом суть Hallmark. При этом руководство Hallmark Cards гордится тем, что у них самый большой творческий коллектив в мире, который порой насчитывал около 600 художников, дизайнеров и прочих творцов.
Если вас затянет в ком шерсти, от оригинальности мышления не останется и следа. Единственный выход – создать орбиту вокруг комка шерсти и работать на ней. Работа на орбите – это ответственное творчество: энергичное исследование и эксплуатация за пределами принятых моделей, шаблонов или стандартов – при этом оставаясь связанным с духом корпоративной миссии.
Найти орбиту вокруг корпоративного кома шерсти – значит найти место баланса, где вы получаете пользу от физических и интеллектуальных ресурсов организации, не становясь заложником бюрократии.