1 января 1781 года Н. С. Мордвинов был произведен в капитаны 2 ранга и вскоре назначен командовать кораблем «Св. Георгий Победоносец». В 1782–1784 годах, командуя кораблем «Царь Константин», участвовал в секретной экспедиции в итальянский город Ливорно, где ему посчастливилось встретить свою будущую супругу – Генриетту Александровну Кобле, которая была приемной дочерью английского консула в Ливорно. Современники отзывались о ней как о красивейшей женщине. Позже в Пизе между молодым русским офицером и дочерью английского посла вспыхнули нежные чувства. До этого Николай долгое время пытался не обращать на англичанку никакого внимания, опасаясь при этом по уши влюбиться.
Церковь Додбрук в графстве Девон, в которой служил отец Генриетты Кобле – Бенджамин Кобле
«Генриетта Александровна родилась 1 июля 1764 года в Англии в графстве Девон [Девоншир]. Ее отцом был выпускник Оксфорда священник преподобный Бенджамин Коб ле (1725–1764), служивший в церкви Сент-Томас Бекет небольшого городка Додбрук в графстве Девон, а матерью – Сара Лей была из городка Эксминистер, что также в графстве Девон»[44]. Смерть ее отца остается загадкой и по сей день.
Портрет адмирала В. Я. Чичагова. Неизвестный художник. Конец XIX – начало ХХ в.
«По одной из версий Бенджамин Кобле трагически погиб в возрасте 39 лет во время чтения проповеди, когда на него свалилась балка с потолка церкви»[45]. Это была основная причина его смерти, которая рассматривалась властями. Но мы не будем верить слухам, так как ни то, ни другое не доказано. Бенджамин «был похоронен 14 февраля 1764 года в городке Ида. На руках у его супруги осталось восемь детей и через некоторое время младшая из них – Генриетта в возрасте восьми лет была взята на воспитание ее старшей сестрой Элизабет Партридж (1749–1829). Элизабет проживала в то время в Италии, и была замужем за английским консулом в Ливорно Джеймсом Партриджем (1741–1813). Своих детей у супругов Партриджей не было и, младшая сестра Генриетта, долгое время воспринималась ими в качестве приемной дочери»[46]. Впрочем, они относились к ней, как к родной.
Дом в Ливорно (Villa Ombrosa), в котором до 1784 года жила Генриетта Кобле – будущая супруга адмирала Н. С. Мордвинова
«В 1782–1784 годах в Италии с визитом находилась русская эскадра адмирала В. Я. Чичагова[47], командиром одного из кораблей которой был капитан 2 ранга Николай Мордвинов. Восемнадцатилетняя красавица Генриетта сразу привлекла к себе внимание русского офицера, и он стал часто бывать в доме семейства Партридж, где она жила»[48]. Он красиво ухаживал, присылал корзины цветов, под окном красавицы звучали серенады в исполнении местных певцов, нанятых морским офицером.
«Когда русская эскадра осталась зимовать в Ливорно, один из капитанов, англичанин, познакомился с семейством Партридж и представил им многих русских офицеров, но никак не мог уговорить отца моего познакомиться с ними. Отец мой много слышал о красоте и уме сестры их мисс Кобле, боялся увлечься и влюбиться в нее.
Но однажды нечаянно они встретились в Пизе; в тот год была там иллюминация, которая, по обычаю, повторялась там чрез каждые три года. На эту иллюминацию капитан-англичанин ехал в одном экипаже с семейством Партридж, и, когда экипаж их остановился, к ним подошла толпа русских офицеров, в числе которых был и отец мой; матушка заметила его и спросила англичанина: кто был этот господин в очках? – тот улыбнулся и ответил: “О, это наш философ!”
После этой встречи отец мой познакомился с семейством Партридж и стал их посещать. Беседы ученого мужа, приятный ум и любезность жены заставили его часто бывать у них. Матушка моя сначала была очень робка с ним и даже боялась этого ученого “философа”, как его называли, но отец мой чем чаще видел ее, тем более и более восхищался ею: ее редкие достоинства ума и сердца, прекрасный нрав, красота и скромность совершенно пленили его.
Однажды они все были на бале во Флоренции, во дворце Питти (Pitti)[49], где находится знаменитая галерея картин. Отец мой сказал тетушке Партридж: “Пойдемте, я вам покажу портрет вашей сестрицы” – и все за ним последовали. Он подвел ее к Мадонне Сассаферрато[50], поставил ее под святым изображением и сказал: “Посмотрите: совершенно та же физиономия”. Это сравнение, сделанное молодым философом, было ей очень лестно. Отец мой влюбился в нее и посватался. Хотя и она полюбила его, но страшилась ехать в отдаленный край, тогда еще мало известный иностранцам, край холодный и непросвещенный, как считали они Россию. Сестра ее успокаивала и говорила ей: “Я уверена, что с таким человеком ты всегда и везде будешь счастлива!” Матушка моя, чувствуя любовь к отцу и принимая благоразумные советы сестры, согласилась разделить свою судьбу с ним»[51].
«В конце концов, настойчивость Николая Семёновича привела к тому, что Генриетта Кобле ответила согласием на его предложение и вскоре в 1784 году там же в Ливорно состоялась их свадьба. Ставший годом ранее капитаном 1 ранга, Н. С. Мордвинов увез молодую жену в Россию, где она сразу же попала в непривычную для себя обстановку не зная языка, обычаев и образа жизни спутницы морского офицера. На выручку пришел легкий и общительный характер молодой англичанки, которая к тому времени стала именоваться Генриеттой Александровной. Она быстро сошлась с друзьями мужа, среди которых был, в частности, блестящий литератор и будущий адмирал Александр Семёнович Шишков (1754–1841), а позднее – выдающийся российский реформатор и государственный деятель Михаил Михайлович Сперанский (1772–1839).
Николай Семёнович быстро продвигался по службе (в 1787 году в возрасте 33 лет он уже был в чине контр-адмирала!), и вскоре в Россию потянулись многочисленные родственники Генриетты Александровны, которые подолгу гостили у адмиральской жены и даже получали от нее пенсию на содержание. Одним из них был ее старший брат Томас Кобле (1761–1833), который впоследствии сделал в России блестящую карьеру. Помимо него Н. С. Мордвинов ходатайствовал 29 октября 1816 года перед императором Александром I по поводу племянника Генриетты Александровны – архитектора Джона Хевиленда (1787–1852), который разработал проект каменного моста через Неву в Санкт-Петербурге»[52]. По поводу проекта Мордвинов написал письмо Императору Александру I, в котором вынес на суд его решение по этому вопросу.
Адмирал Николай Семёнович Мордвинов и его супруга Генриетта Александровна Кобле
Он окончательно проникся английской жизнью, так что домашняя жизнь его устроилась на английский манер. Генриетта еще более расцвела, и семейная пара смотрелась очень органично.
В браке у них родились дети:
Софья (1786–1786), умерла во младенчестве;
Николай (1787–1791), умер в раннем детстве;
Надежда (25 марта 1789 – 30 октября 1882), фрейлина, замужем не была, автор «Воспоминаний» об отце, погребена в Александро-Невской лавре в Петербурге;
Вера (15 декабря 1790 – 1 января 1834), с 1813 года замужем за сенатором, тайным советником Аркадием Александровичем Столыпиным (1778–1825); двоюродная бабка премьер-министра Петра Столыпина;
Наталья (10 июня 1794 – 28 декабря 1882), с мая 1825 года замужем за тайным советником Александром Николаевичем Львовым (1786–1849);
Александр (24 февраля 1799 – 13 декабря 1858)[53], известный художник, женат первым браком на Анастасии Алексеевне Яковлевой (1807–1833), вторым (с 1839) – на графине Александре Петровне Толстой (1807–1890).
Очень яркими мне видятся воспоминания Натальи Николаевы, на себе испытавшей любовь отца: «Отец мой любил детей и был ласков с ними, особенно был нежен с девочками: мальчиков, он говорил, не надо баловать. Он не вмешивался в воспитание, которое другие родители давали своим детям, но не был равнодушен к тому, что касалось до его семейства […] Он любил, чтобы дети свободно играли и веселились, но остерегал, когда они слишком резвились и шумели, говоря с улыбкою: “Советовал бы я вам попросить вашу маменьку дать вам иногда розочек, тогда вы, как вырастете, будете умными и дельными людьми; моя матушка тоже меня секла, зато я вышел порядочным человеком”. Это было говорено шуткою, но ему неприятно было, когда детей наказывали и строго с ними обращались.
Он находил только, что не надобно позволять детям резвиться до забывчивости, чтобы их рассудок не затмевался излишнею резвостью, иначе дети привыкнут с малых лет действовать без размышления, а от этого в жизни бывают дурные последствия.
Он считал, что необходимо приучать детей к чистописанию, особенно на русском языке не позволять писать связным иностранным почерком; чтоб каждое слово было написано ясно и буквы были без крючков и украшений. Он находил, что это очень важно и от этого бывают часто недоразумения и споры в важных делах»[54].
Из всех детей запомнились Надежда и Наталья, «Воспоминания» которых будут воспроизведены в этой книге. Жизнь Николая Семёновича глазами детей дает наиболее колоритное восприятие событий. Но, пожалуй, самый большой след в жизни семьи оставил младший сын Мордвинова Александр. Он, как и отец, прославил знатный род, оставив память о нем на века.
«Александр Николаевич Мордвинов… не получил систематического живописного образования. Просто во время поездки в Италию (1832–1833) молодой Мордвинов стал выполнять наброски с натуры, которые по возвращении в Петербург воплотил в картины… Он пользуется советами и уроками известных художников, много работает. Его виды городов, в которых он побывал, свидетельствуют о высоком исполнительском мастерстве. Во многих своих пейзажах, написанных в соответствии с требованиями классицизма, художник вносит и элементы собственного видения исполнения картин. Так, розовый туман над вторым планом величественного собора как бы намечает отход от чисто академических требований»[55].
Вспоминает его сестра Наташа: «Брат мой, Александр Николаевич, с малых лет выказывал свой талант к живописи. Сколько картиночек я сберегала с пятилетнего его возраста, на которых так мило ясно выражалось его пылкое живописное воображение! Однажды, когда ему было восемь лет, он скульптировал ножичком на кусочке разбитой алебастровой вазы лошадь и воина, который держал ее за узду; фигура их была так прекрасна и поза так натуральна, что отец мой был удивлен талантом ребенка и сохранил этот кусочек между своими редкостями, говоря: “Как жаль, что этот талант не дан бедному мальчику, он был бы русским Рафаэлем”.
Отец мой готовил его быть государственным человеком, и брат мой никогда не имел хорошего учителя живописи, но всегда любил рисовать. После кончины первой своей жены он начал пользоваться своим врожденным талантом. Пробыв несколько месяцев в Италии, он брал этюды с натуры в Венеции, Риме и Неаполе, по которым написал несколько картин, возвратясь в Россию. После того он постоянно занимался этим искусством и оставил много отличных картин, которые известны и оценены знатоками»[56].
«Из его произведений [отметим] два вида Canale Grande в Венеции – в музее Александра III, “Неаполитанский вид” – в академическом музее, “Море, озаренное солнечным светом” – в Румянцевском московском музее, “Площадь св. Марка в Венеции” – в Третьяковской галерее»[57].
Вид Венеции. Художник А. Н. Мордвинов. 1851 г.
«Известен А. Н. Мордвинов и тем, что рисовал натюрморты-обманки, редкий в XIX веке вид живописного творчества, когда художник в соответствии с мифом Древней Греции пытается своим достоверным изображением предметов ввести в заблуждение неискушенных зрителей»[58].
Умер Александр Николаевич в 1858 году и был похоронен рядом с предками.
Вскоре после женитьбы капитан 1 ранга Мордвинов перевелся на Черное море. «В царствование Екатерины II и Павла I деятельность Мордвинова была посвящена исключительно флоту. 27 сентября 1785 года, в Херсоне, благодаря стараниям Потемкина было открыто Черноморское адмиралтейское правление; но еще 11 сентября по его же лестному ордеру, был приглашен туда на должность старшего члена, капитан 1 ранга, Н. С. Мордвинов, как офицер “отличнейших познаний в морском деле”, причем ему было поручено составление правил для сооружения парусного и гребного флота»[59]. Из письма Потемкина Мордвинову от 4 августа 1790 года, которое хранится в Решетиловском архиве, видно, что на его выбор играло также не последнюю роль то уважение, которое Потемкин испытывал к отцу.
Там же в учрежденном в Херсоне Адмиралтейском правлении, по представлению князя Потемкина[60], Мордвинов за особые достоинства был назначен ее председателем.
«“Между тем, когда стал возникать на Черном море наш флот и было учреждено в Херсоне Адмиралтейское правление[61], тогда по представлению князя Потемкина, которому сделались известны достоинства Н. С. Мордвинова, находившегося в то время только в чине капитана 1-го ранга, он определен председательствующим в том правлении” [Выписка из речи г-на Усова, сказанной им в Вольском экономическом обществе].
Когда императрица Екатерина Вторая путешествовала[62] для обозрения новоприобретенного края и была в Херсоне, при устроенной ей великолепной встрече участвовал и отец мой. Еще с приближением к Херсону, чтобы не наскучил государыне вид новороссийских степей, когда она ехала по Днепру, Потемкин приказал загонять к берегам табуны лошадей и стада коров и овец, чтобы оживить виды, а вдали устроены были декорации, весьма живо изображая города и деревни.
К приезду императрицы приготовлен был в Херсоне спуск корабля, а вместо пристани устроена была большая баржа для императрицы, ее двора и для сопровождавших иностранных царских особ. Баржа украшена была парчовыми парусами с золотыми кистями, которые отец мой выписал из Константинополя.
Когда Екатерина взошла на приготовленную пристань, то, окинув взором блестящие украшения, с улыбкой сказала своим гостям: “У нас, за недостатком холста, употреблена парча на паруса”. После спуска корабля обеденный стол был убран разнообразными моделями судов»[63].
Отметился Мордвинов и в благоустройстве и создании обороны в российском уже Крыму после присоединения того к России, сделав много для его обороны. Отдельного внимания заслуживает подробный рапорт, составленный им на тот момент капитаном 1 ранга князю Г. А. Потемкину по строительству Адмиралтейства в городе Севастополе, который в этой книге публикуется впервые: «По повелению Вашей светлости, сообщил я полковнику и кавалеру Карсанову о зданиях потребных для заведения верфи в Севастополе, с их размерениями. По недостаточному пространству места разделил я оные. На необходимо нужные быть внутри адмиралтейства и другие могущие быть вне»[64].
Еще 10 (21) февраля 1784 года по указу императрицы Екатерины II городу Ахтиар было присвоено греческое название Севастополь. «Название города состоит из двух греческих слов “Севастос” – “высокочтимый, священный” и “полис” – “город”. Одновременно слово “Севастос” – эквивалент латинского титула “Август”, поэтому Севастополь означает и “августейший город”, “императорский город”. Название города также можно перевести как “величественный город”, “город славы”»[65]