Глава 2 Творческие способности мысли

Мысль творит способы

Наш мозг действительно внимательно слушает каждое наше слово и послушно выполняет любую нашу команду. И этот результат иногда содержится в одном слове.

«Пойду поговорю с начальником о прибавке зарплаты», – говорит человек. И тем самым ставит перед собой задачу поговорить с начальником. У него нет задачи убедить начальника, нет задачи получить прибавку, получить повышение. Есть задача поговорить – именно она и решается. Он поговорит, но это не означает получение прибавки, и, разочарованный разговором, покинет кабинет.

Много лет проводя тренинги в организациях, я сталкивалась с самыми разными вариантами таких неосознанных задач, заранее не направленных на нужный результат.

«Пойду покажу клиенту квартиру», – думает риэлтор. Идет и показывает. И показ проходит за показом – а продаж нет. Но ты можешь еще год показывать квартиры безо всякого результата, потому что нет задачи продать квартиру, убедить клиента в необходимости покупки этой квартиры.

«Проведу показ косметических средств. Покажу клиенту товар. Расскажу о новой коллекции», – все эти задачи не включают продажу как осознанную задачу. Поэтому и заканчиваются, как правило, тем, что человек показывает и рассказывает, но не продает.

Мысль – это цветение, слова – завязь, а действие – получающийся в результате плод.

Ральф Уолдо Эмерсон

«Он не поймет… Он не понимает…» Сколько раз я слышала эту фразу от людей, находящихся в конфликтных отношениях!

Но, если ты начинаешь что-то объяснять человеку, будучи уверенным, что он «не поймет», ты ставишь перед собой не осознанную тобой задачу объяснить ему так, чтобы он не понял.

Ты начинаешь это делать так напряженно, или агрессивно, или равнодушно, или дотошно, разговаривая с ним, как с тупым, – что сам разговор действительно начинает напрягать, или обижать, или раздражать, – и разговор не складывается. И ты получаешь результат – тебя опять не поняли.

Но – как ты все это объяснял? С каким ожиданием от разговора? И стоит ли удивляться этому результату?

Если бы мы только слушали себя, следили за тем, что сами себе говорим, командуем, – сколько ненужных, неправильных задач мы бы себе не ставили!

«Вселенная шуток не понимает!» – есть такая известная фраза. И я не раз, а сотни раз убеждалась, как дотошно, дословно выполняются наши заявки!

– Да не нужны мне эти мужчины, с ними одна морока, – провозглашает женщина, а потом изумляется, почему мужчины не проявляют желания знакомиться с ней, не обращают на нее внимания.

– Нет денег – нет проблем! – гордо заявляет кто-то и недоумевает, почему деньги обходят его стороной.

Каждое слово в наших командах себе – важно. Потому что уже одно слово может заказать весь результат. И не только результат, но и способ его достижения.

«Я добьюсь успеха!» – говоришь ты. И что ты будешь делать? Именно добиваться. Не достигать, не идти к успеху, не получать успех, а именно добиваться – тяжело, уставая и выматывая себя. Потому что само слово предполагает битву, трудный способ достижения успеха.

Мысль меняется в зависимости от слов, которые ее выражают.

Блез Паскаль

Именно потому, что наш мозг анализирует словесную формулировку, слышит каждое слово, принимая его к действию – важно каждое слово в формулировке. Цель, поставленная человеком, может быть одна, а способы ее достижения – разные. Одно и то же дело можно сделать легко или трудно. Радостно или нудно. Спокойно или через конфликт. Так, как ты сам себе закажешь.

Одна из участниц тренинга заявила однажды: «Я отвоюю у мужа свое право на свободное время!»

– Но зачем же сразу воевать? – спросила я. – Почему не объяснить мужу необходимость для тебя свободного времени? Почему не убедить его, почему не показать ему, как важно для тебя отдыхать, или расти, или заниматься тем, что тебе интересно? Почему тебе не заинтересовать его тем, как много ты и он приобретете, если ты сможешь уделять себе время!..

Каждое из этих слов – отвоевать, объяснить, убедить, заинтересовать, показать – содержит разные варианты подходов к достижению одной и то же цели. Они уже заранее включают в себя разные слова, разные интонации и примеры, разные действия. Разные энергозатраты. Разные последствия – в настроении, в отношениях.

Мы сами готовим себя к тому, как произойдет событие: каким способом, какими действиями. С какими последствиями.

Много лет назад, когда я была молодым преподавателем, – я готовила к госэкзамену свою первую группу студентов. Я была совершенно неопытной, я не дотягивала до уровня моей коллеги – строгой, солидной женщины, опытного и требовательного преподавателя, тоже готовившей к госэкзамену свою группу. Я переживала за своих студентов, за их результаты. Но что же произошло? Моя группа сдала госэкзамены прекрасно, ее – на грани провала. Я стала анализировать ситуацию и поняла, в чем причина таких разных результатов.

Каждый раз, начиная семинар, я говорила:

– Ребята, сегодня очень легкая тема, вы у меня умные, вы все поймете сразу. В этой теме всего две важные мысли, которые мы с вами обсудим, а остальное вы легко дополните, вы же способные…

– Да сдадите вы все легко! – говорила я им на консультации перед экзаменом. – Все вы знаете. Чего не знаете – придумаете. Экзамен – легкий, вы – умные…

Я настраивала их на легкость, на успех. Я поддерживала в них уверенность в собственных силах. Я делала это тогда неосознанно. Мне самой было легче именно от такой формы общения с ними. Но, делая это неосознанно, я помогла своим студентам легко и хорошо сдать сложный экзамен.

Моя коллега поступала по-другому.

– Сегодня очень трудная тема, – говорила она. – Я вообще не знаю – как вы в ней разберетесь. Я просто не представляю, как вы будете сдавать госэкзамен, – говорила она. – Такой трудный экзамен – и вы с вашими знаниями…

Она говорила это с убийственной интонацией, в которой читалось: «Бестолочи вы, бестолочи, все равно ничего не поймете!» Она действительно именно такими их считала, не раз выражая это мнение напрямую. Неосознанно для себя она так запугивала студентов, формировала такое трудное и напряженное отношение к теме, что их «парализовывало» еще до начала изучения темы. И с установкой «это трудно, это не понять» им действительно было очень трудно что-либо понять. Неверие в свои силы было у них сформировано. Результат был запрограммирован. Трудный способ его достижения – тоже.

Как часто мы сами своим ожиданием трудностей настраиваем себя на трудные способы, трудные пути достижения цели. И как часто мы не достигаем нужных результатов. Или достигаем их так мучительно трудно, что даже не испытываем удовлетворения.

И мы творим это сами для себя. Творим неосознанно. Но если даже наше неосознанное творчество приводит к таким результатам, то какую радостную, легкую, гармоничную жизнь мы сможем создавать, если будем творить свою жизнь осознанно, заказывая нужные результаты и легкие способы их достижения?

Мысль заказывает выбор нужной информации

Очень часто на тренингах, посвященных нашему умению творить собственную жизнь своими мыслями, я прошу участников сделать простое упражнение.

– Посмотри внимательно по сторонам, – говорю я, – и отметь, найди все, что есть в этом зале зеленого цвета.

Я даю людям несколько минут, чтобы они хорошенько все осмотрели и нашли все островки, кусочки, фрагменты, предметы зеленого цвета.

А затем я прошу их закрыть глаза и вспомнить, представить зрительно, где в зале находятся эти зеленые островки, фрагменты, предметы…

– Получается? – спрашиваю я. – Получается представить, вспомнить, где в зале зеленый цвет?

Люди кивают, по их лицам видно, что процесс идет успешно.

– А теперь, – прошу я, – не открывай глаза и представь, вспомни, где находится красный цвет? Где – синий? Где – желтый?

В ответ – всегда! – раздается хохот. И всегда – изумление и напряжение написано на лицах людей. Потому что они стараются вспомнить – и ничего у них не получается. И они искренне удивляются: ведь видели же, видели, когда искали зеленый цвет, – видели все цвета, не могли их не видеть, но вот не помнят, ничего не вспоминается или вспоминается самая малость…

Видеть-то они видели, но вот задачи увидеть, запомнить не было. Была задача увидеть, запомнить зеленые островки цвета – и мозг с помощью зрения старательно их высматривал, отмечал, запоминал. Другие цвета он тоже «видел», только вот задачи запомнить не было…

Я очень люблю это простое упражнение, которое ясно и доходчиво показывает, как происходит выполнение наших мысленных заказов.

Потому что в основе нашего «мысленного» творчества и лежит прекрасная возможность подсознания – выбирать отдельную, заказанную информацию.

В нашем подсознании хранится вся информация о нас самих, о наших возможностях, все наши знания и опыт. Это мегабайты информации, которую мы сами не осознаем, но наш заказ помогает активировать нужное, вывести на поверхность значимое.

Мозг действительно не может держать в сознании всю информацию. Он может высветить кусочек информации, остальная хранится в памяти. Ты командуешь, какую часть информации достать. Именно нужную информацию – «зеленый цвет» – он выбрал и показал тебе. Он показал тебе часть информации, которую ты вызвал своим заказом.

В этом упражнении я сама дала участникам заказ – что им нужно увидеть. В реальной жизни каждый из нас сам себе заказывает, что видеть в жизни, в событиях, в людях.

Мы сами заказываем, что видеть в наших партнерах, детях, в людях, которые нас окружают. Что видеть в происходящих событиях. Что видеть в жизни.

Если твои представления о работе, ее наличии, возможностях устроиться выражены мыслями: «Мир полон работы! Я ищу и нахожу работу! Я – достоин хорошей работы!» – то твои мысли становятся заказами на поиск и нахождение информации о работе.

И ты – начинаешь «видеть» объявления с предложениями работы, тебе «приходит» мысль купить газеты с информацией о работе. Мозг выбирает для тебя и «поставляет» тебе возможные варианты поиска работы. Твой запрос – «ищу и нахожу работу» – приводит тебя к определенным действиям. Ты начинаешь звонить в фирмы, рассылать свое резюме, сообщать родственникам, знакомым, одноклассникам, что ты ищешь работу. Ты разворачиваешь обширную деятельность по поиску работы, и нет ни одной причины, чтобы она не нашлась.

Но если ты считаешь, что работу сейчас не найти, то твоя мысль: «Работу сейчас не найти» тоже становится заказом – что видеть во всей информации о работе. И из всей информации о возможном трудоустройстве ты неосознанно будешь выбирать ту, которая подтвердит твое убеждение, что работу сейчас найти нельзя.

Ты начнешь «видеть» статьи в газетах о безработице, тебе на глаза будут «попадаться» объявления «Ищу работу» и ты будешь этим подтверждать свою мысль, что вот, мол, нет работы, люди тоже ищут, а найти не могут; ты будешь слышать разговоры в транспорте, как кто-то тоже не устроился на работу…

Моя подруга «искала» работу, будучи уверенной, что «сейчас не устроишься». И она действительно не могла устроиться.

– Ничего не поделаешь, – говорила она. – Моя профессия нигде не требуется…

Я же, уверенная, что сейчас можно найти любую работу, постоянно подсовывала ей варианты.

– Где ты их берешь? – каждый раз удивлялась она.

– Как где? – отвечала я. – В газете. Открыла газету объявлений, а в рубрике вакансий – твоя специальность. По телевизору объявление было – новой фирме нужны такие специалисты.

– Ну не знаю, – говорила она, – я смотрю, смотрю – и ничего не нахожу!

– Так ты смотришь, – говорила я ей, смеясь.

Она действительно их не видела. Зато постоянно рассказывала мне о своих знакомых, которые тоже ищут и не находят работу. Пересказывала телепередачу о безработице в стране. Сетовала на жизнь, в которой бедные люди сидят без работы.

Мы сами выбираем, что нам видеть. И наши заказы выполняются.

Мы видим то, что подтверждает наши мысленные убеждения. Мы видим то, что нам значимо, актуально.

Я сама много лет назад, имея специальность психолога-практика, оказалась без работы. Отработав положенное время по распределению, я вышла в мир с вопросом – что делать дальше, где работать. И я, молодая, неуверенная в себе женщина, сразу решила, что сейчас не устроишься и что психологи никому не нужны. Я была тогда убеждена – в нашей стране психологи никому не нужны, это совершенно невостребованная профессия.

Думаю, что такое мое убеждение просто позволяло мне иметь уважительную причину для того, чтобы не искать работу, уберегая себя от ответственности, от столкновения со взрослой, самостоятельной жизнью.

И я не искала работу психолога. Весь мой поиск заключался в том, что я зашла на биржу труда, мне предложили свободную вакансию психолога в детском саду, место малооплачиваемое. Я отказалась от него и «убедилась», что работы для меня нет. И какое-то время просто бездействовала, переживая настоящую депрессию: куда идти и чем заниматься в этом огромном мире? И когда меня спрашивали, как обстоят дела с работой, я отвечала – психологу сейчас просто невозможно устроиться…

Спустя несколько месяцев, в случайном разговоре с одним человеком, я упомянула, что я по образованию психолог. И получила от него в ответ удивительную реакцию. Он восторженно заявил, что это самая необходимая в мире профессия! Что это дело будущего, что у нее такие перспективы! Я так была удивлена в тот момент его взглядом на мою профессию, что даже не знала, что ему ответить. Но по дороге домой после этого разговора мне почему-то захотелось купить газету с предложениями о работе. И я, к своему удивлению, увидела там несколько объявлений о вакансиях, увидела объявления психологов, которые предлагали консультации. И я подумала – а почему бы мне не консультировать людей, я ведь этому училась? Почему моего объявления там нет?

Я позвонила по поводу предложенных вакансий и уже через несколько дней работала по специальности. И мое объявление появилось в газетах, и на протяжении нескольких лет в дополнение к основной работе я занималась консультированием. Я действительно увидела возможность работы по специальности, которой не видела раньше.

Спустя несколько месяцев я приехала в гости к родителям, в другой город и зашла в свой любимый книжный магазин. И увидела просто огромное богатство – книги по психологии, практические справочники, материалы для тестирования. – Такая литература в тот момент, когда я начала деятельность практического психолога, была необыкновенно важна для меня. Я купила чуть ли десяток этих пособий и, радостная от такого приобретения, сказала женщине-продавцу:

– Какое счастье, что эти книги появились в продаже!

Она спокойно отнеслась к моим эмоциям и сказала:

– Что значит появились? Мы ими третий год торгуем! Они тут все время лежали!

Я, удивленная, замолчала, не в силах это понять. Каждый раз, приезжая к родителям, я приходила в этот магазин купить какие-нибудь книги. На протяжении нескольких последних лет как минимум два раза в год я посещала этот магазин при издательстве. Я покупала здесь художественную литературу, которая при книжном дефиците того времени здесь всегда была. Я покупала здесь прекрасные буклеты по рукоделию, которым всегда увлекалась. И я никогда не видела здесь литературы по психологии.

– Да не может быть! – только и сказала я продавцу. – Я к вам уже третий год захожу и никогда этих книг здесь не видела…

– Не знаю, как вы смотрели, – равнодушно бросила она мне в ответ. – Вы на дату издания посмотрите. Мы ими третий год торгуем…

Мы действительно видим в окружающей жизни то, что нам важно. Что нам нужно увидеть. Что мы хотим увидеть. Что значимо для нас. Что актуально. Что подтверждает наши мысленные убеждения.

Загрузка...