Как жить в мире 5G? Кто станет самым эффективным лидером? Каков алгоритм инновационного лидера? На что обращают внимание инвесторы? Семь правил составления успешной стратегии.
Базовые тезисы для каждого работающего или начинающего предпринимателя, а также инвестора, оценивающего проект, сегодня заключены в семь пунктов, описанных ниже. Десять недель жесткого карантина определили правила последующего десятилетия, и каждому важно ориентироваться на них.
Никого уже не интересуют место и время создания продукта, важно качество и скорость производства и доставки. Именно поэтому выживут компании, способные на период пандемий вести операционную деятельность без поступлений денежных средств или с существенными задержками, а также быстро сворачивающие и разворачивающиеся бизнесы, четко понимающие процессы, места их оптимизации и быстро улавливающее боль рынка и реагирующие на неё.
В масштабе от личности к государству будут востребованы:
● самые креативные, способные работать в разных условиях и на разных территориях специалисты;
● территории, регионы с комфортными условиями налогообложения, конкурирующие со столицами;
● страны с более комфортными правовыми режимами в целом, поддерживающие инновации, малое и среднее предпринимательство.
Крупные и средние компании и корпорации, среди которых Боинг, Airbnb, сеть отелей Хилтон сообщили о сокращении штата на тридцать процентов. Российские компании следуют основным тенденциям рынка: так, ПАО «Сбербанк» и ПАО «Мегафон» сообщили о сокращении премий для топ-менеджмента и ведут постепенно сокращение персонала, которое в отечественной практике обычно не афишируется. Пандемия закончится, но автоматизация останется.
Рост компании уже не равен росту численности ее сотрудников.
Так, ПАО «Мегафон» внедрила внутри корпорации и продает на рынке «Цифрового юриста», программу, выполняющую функции помощника юриста, составляющую типовые документы, включая договора, иски и положения. На данную работу ранее уходило до 60–80% времени сотрудников. Благодаря такой инновации «Мегафон» уже два года не увеличивает штат юристов, а число выполненных задач растет. Настоящая правовая платформа была презентована на встрече клуба «Ледокол» в мае 2020 года, показала свою эффективность и потенциал для внедрения другим игрокам рынка.
Что это означает?
Понятная немногим автоматизация бизнесов становится практической реальностью. Каждый второй житель крупного города будет вынужден приобрести дополнительный набор компетенций и доказать свое право остаться на той же должности или месте на рынке, соперничая не только с людьми, но с цифровыми специалистами и алгоритмами. Тренд на непрерывное обучение становится объективной реальностью.
Если столицы смогут адаптироваться, то в регионах будет повышение уровня безработных, а значит возникновение необходимости создания новых рабочих мест, в том числе за счет формирования рынка креативных индустрий и туристических услуг. Развитие промышленности в регионах будет существенно осложнено из-за растущей глобальной конкуренции и дорогой логистики. Российский рынок очень узкий для отечественных производителей, а для выхода на западный рынок нужно соответствовать новым стандартам, в том числе описанным в настоящем пособии.
Сегодня недостаточно быть самым умным или образованным, важно:
● быть лучшим в своём коллективе;
● непрерывно развиваться;
● иметь более 5–10 разнообразных проектов.
Бизнесмен сегодня – это, как правило, бережливый предприниматель. Опыт работы в венчурной индустрии показывает, что вначале команда проекта вкладывает все ресурсы в создание нового продукта, в который мало кто верит, работает первые шесть-восемь месяцев за идею, «питается гречкой» и фактически находится в «самоизоляции». Ежедневно новаторы изучают конкурентный рынок, чтобы создать принципиально новый продукт, сделать его экономически выгодным, максимально интересным для мировой аудитории. Большая часть молодых команд не имеет офисов и работает удаленно. Именно поэтому ограничения, связанные с пандемией, не воспринимаются ими столь болезненно в настоящий период.
Крупный бизнес не исключение: IT-компании, операторы связи, авиаперевозчики еще в большем масштабе переводят свои отделы на удаленную работу, разрабатывая новые регламенты и обеспечивая дистанционную коммуникацию. Поэтому опыт венчурной индустрии оказывается наиболее интересным в данный период.
Что необходимо знать инновационному лидеру? Вот пять правил, которые подскажут, что нужно делать:
1. Выделить время и попробовать запустить свой собственный стартап.
2. Вдохновить 2–3 партнеров присоединиться к тебе.
3. Упаковать продукт и начать поиск инвестиций.
4. Применить алгоритм работы инновационного лидера: Задача – Действие – Обратная связь – Корректировка задачи – Действие – Результат.
5. Быть готовым терять и рисковать, внедрять новые модели, быть более чутким к обратной связи – всему этому учит венчурная индустрия.
Эти пункты необходимо включить в стратегию развития в кризисный период. Именно инноватор находится в состоянии постоянной обратной связи в отношении своего продукта, услуги и оперативно вносит изменения в процесс производства или оказания услуги.
Много раз с партнерами мы проходили эти простые на первый взгляд пункты и каждый раз по-разному. Кто-то предлагал идею, другой – ресурсы, третий организовывал процессы. Если это твой первый стартап, то он «раскачивается» долго и забирает всю энергию, неудачные переговоры следуют чередой, заканчиваются деньги и начинаются конфликты, кто-то уходит, кого-то забирает из дела недовольная супруга или супруг. Те, кто остаются, накопив критическое количество неудач, прорываются в поле зрелости, переходят реку в иной мир или проходят на следующий уровень игры. Российский рынок в этом смысле особенно жесткий. В нём никогда не было много денег, экспертов и институтов, в нем недоверия больше, чем необходимо, государство поддерживает мало и выборочно, а часто эта выборка абсурдна. В этой суровой заснеженной арктической пустыне выживают только самые отчаянные. Вы точно готовы стать одним из них? Продолжаем.
Когда стартапов запускаешь больше трех, то приток финансового внимания к ним происходит поэтапно и команде комфортно, а если направлений в работе насчитывается больше пяти, то каждое дополняет друг друга и снижаются риски неудач от простоя в компании или на предприятии. Начинается новая жизнь, сбалансированная и приносящая удовольствие. Однако до этого необходимо переформатировать себя и свою команду для работы в нескольких направлениях ежедневно.
Итальянский эксперт по технологическому развитию Роберто Саракко, который входит в руководство крупнейшей в мире ассоциации специалистов в области техники IEEE (штаб-квартира в Нью-Йорке) в одном из интервью сказал: «Экономика всегда эволюционирует в направлении повышения эффективности. Цифровая трансформация привела к тому, что рынок стал глобальным. Это значит, что вы можете добраться до каждого человека на планете и продать ему свои продукты. Но это могут сделать и другие компании. Поэтому конкуренция сейчас такая, какой в истории еще не было. В свою очередь, высоконкурентная среда всегда ведет к тому, что прибыль, которую вы можете получить в цепочке создания стоимости, рано или поздно сократится, а цена для клиента снизится». Роберто отмечает, что выживут только крупные компании и малые бизнесы.
Что это означает?
● Необходимо иметь пять-десять малых бизнесов, что снизит риски ваших потерь от снижения доходов по одному из них.
● Проводить работу по предложения крупным игрокам долей в одном из них в целях получения дохода от успешной продажи.
Как будет развиваться конкуренция и почему так важно быть креативным?
● Большие игроки наполнят рынок сверхдешевыми услугами.
● Малые, креативные бизнесы подарят эмоции. Это поле доходов и роста, его невозможно автоматизировать.
Вы скажите, это далекое будущее?
Нет, так живет США последние десять лет, к этому стандарту движется Европа и Азия, ОАЭ создают одни из самых крупных венчурных фондов. Корпорации поглощают мелкие и средние компании, именно поэтому процветает Кремниевая долина, как пилотный регион максимально развитых лидеров, способных создавать и продавать тысячи стартапов ежегодно.
Итогом рассмотрения базового принципа нового мира «снижение издержек» будет практическая рекомендация по анализу ваших статей расходов и их снижения, а лучше исключения из производственной цепочки. А также подумайте и пропишите: «Какую эмоцию провоцирует ваш продукт?»
Нас окружает сложный мир. Более того, он не будет меняться, впереди лишь увеличение скорости деловых и социальных процессов, а значит, большие требования к концентрации внимания на каждой детали, обязательное наличие стратегического и образного мышления, способного обеспечить вариативность поведения в условиях постоянно меняющихся общественных стандартов.
Это главный вызов современности и одновременно очень интересное время для креативных людей, потому что старые рабочие модели больше не функционируют, а новые только необходимо создавать. Как от кварталов и ежегодных отчетов мы пришли к ежедневным и еженедельным? Год считается за 10 лет, а месяц – за полноценный год. Мы выбираем сервисы такси, доставки еды или салоны в зависимости от скорости укладки, учитывая потраченное время; минуты играют решающую роль, и более быстрые игроки выигрывают в масштабах отдельной страны и мира.
Интересно было слушать отчет правления ПАО «Почты России», расписывающего, как с точностью до минуты рассчитана карта движения почтовых поездов, автомобилей, самолетов и курьеров компании. Конкурируя с «Озоном» и «Алибабой», доставка должна находить более быстрые способы встречи с потребителем или потерять рынок.
Крупные транзакции у финансовых игроков занимают секунды, а не минуты, дни и месяца. Искусственный интеллект моментально просчитывает комбинации и предлагает решения. Это накладывает отпечаток на процессы внутри компании, какие-то отделы трансформируются, какие-то уменьшаются и выбывают из цепочки.
Проекты акселератора «Ледокол» по кибербезопасности наглядно демонстрируют, как за доли секунды взламываются сложнейшие коды и атакующие останавливают насосные станции ПАО «Газпром» или станки завода «Калашников», проводят атаки на города Токио и Детройт, выводя из эксплуатации светофоры и камеры наблюдения.
Часы, минуты и секунды. Ответьте на вопрос: как ваш проект ускоряет процессы в компании или на рынке? Что вы можете дать нового рынку? И презентуйте это инвестору как ценность.
Если этого нет, то проанализируйте это преимущество или будьте готовы, что ваш конкурент сделает это быстрее.
Что это означает?
Эффективность менеджмента и скорость работы в компании напрямую зависит от количества людей в команде, их профессионализма и степени доверия.
Инновационные бизнесы самые динамичные. Такие компании часто строятся из команды из трёх человек – изобретатель, продавец и финансист. Самый крупный американский акселератор Y combinator одним из условий инвестирования указывает наличие двух или трех фаундеров. Инвесторы Кремниевой долины вывели принцип, указывающий на то, что человек, объединяющийся в команду, сильнее одиночки. Тем не менее командам из четырех и пяти человек отдается меньше предпочтений, а значит, инвестиций, считается, что такие коллективы более подвержены конфликтам, чем состоящие из трех. Успешность стартапа во многом определяется четкостью разделения обязанностей в команде и скоростью реализации поставленных задач. Этому учат акселераторы, за этим наблюдают инвесторы. Важно, что в таких системах горизонтальное управление, а не вертикальное, большая самостоятельность каждого субъекта, нет рисков несогласования или потери времени от длинных процедур согласования.
Сложнее традиционному малому бизнесу, часто копирующему технологии «соседа» без инноваций и учета роста рынка услуг конкурентов. Такому бизнесу изначально сложно содержать дорогих управленцев, поэтому собственнику необходимо сочетать ряд функций. А без четкого понимая своей ценности и отличия от конкурентов неизбежны снижение продаж и непонимание, как привлечь клиента в условиях постоянно сужающегося рынка. Так, можно наблюдать банкротство салонов красоты, небольших ресторанов и магазинов, центров развлечений, а иногда и целых сетей. Тем не менее быстрое сворачивание и закрытие бизнеса более выгодно, чем длительное накопление убытков.
Современные вызовы принимают корпорации и средний бизнес, насчитывающие более тысячи сотрудников.
Гиганты выживают, если им удается:
● оперативно избавляться от убыточных активов (кажется, просто, но в России именно это является проблемой корпораций, имеющих убыточные производства в регионах, непрофильные бизнесы, купленные для тестирования новых отраслей и не показавшие прибыль);
● доводить проекты до реализации, в том числе на международном уровне (мечта о российском единороге заканчивается в связи с неповоротливостью корпораций);
● автоматизировать процессы и внедрять самообучающийся алгоритм с искусственным интеллектом;
● довести планирование до высокой скорости посекундного тарификации выполнения задач;
● превратить менеджеров в агентов перемен, людей, вдохновляющих коллектив, модераторов повестки компании, медиаторов конфликтов, многофункциональных активных деятелей, а не классических управленцев типа «я начальник – ты дурак».
Менеджер не может столь эффективно и оперативно выполнять функции развития команды и ее контроля, в отличие от собственника в небольшой команде, не способен воспроизводить алгоритм, как в большой структуре. Искусственный интеллект ускоряет аналитику и смягчает этическую сторону, вставая между людьми, дает логичное основание для увольнения и не может быть обвинен в субъективности, тем не менее нуждается в наблюдении за ним. Логика последних лет развития и автоматизации бизнесов гласит, что при снижении издержек позиции менеджеров, ряда специалистов и целых бек-офисов становятся неактуальными.
Итак, роль менеджеров начинают выполнять алгоритмы и делают это лучше. Но почему маркетинг доживает последние дни?
Классический маркетинг не всегда успевает за скоростью изменения процессов. Общество входит в эпоху, где правят люди-бренды, имеющие большой социальный капитал и формирующие повестку. Люди-бренды за час могут изменить тренд и поднять спрос одной публикацией в социальной сети. Раньше на это уходили месяцы, долгое ожидание выходов эфиров, обложек журналов, почтовых рассылок и размещение баннеров. Степень прямого доверия героям выше, чем команде маркетологов. Однако и риск ошибки также высок. Поэтому контроль необходим. Мы уже не продвигаем товары и слоганы, мы продвигаем героев и их образ жизни. Классических маркетологов заменяют и дополняют эксперты по идентичности, нейромаркетингу и футурологи, дающие прогнозы будущего, понимающие тенденции и глобальные тренды новых поколений.
Спросите себя, как вы снимаете риски неэффективного управления? Кого из менеджеров можете сделать партнером, а кого отправить на аутсорсинг и предложить комиссию? Кто из вашей команды управленцев создал свой собственный продукт и готов стать партнером? Какие платформенные решения на рынке подходят вашему бизнесу?
Мифы древних греков – это повествования, воспроизводящие представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях. Мы ежедневно создаем свои повествования о наших компаниях, услугах и продуктах. И чем интереснее эти повествования, чем детализированнее, тем сильнее сила их восприятия большими массами.
В прошлом для того, чтобы что-то изменить, необходимы были деньги, связи и власть. Сегодня для этого нужны компьютер, видеоканал и социальная сеть. И, конечно же, хорошая идея. Замечу, что деньги, связи и власть остались, но как ресурс, а не как обязательное условие достижения результата.
Прогресс сейчас – это дело рук новаторов, потому что у них есть идеи и смелость их осуществить, возможно, как и все, они боятся неудач, но идут к цели и побеждают.
Единственное, что останавливает большинство гениев, готовых стать героями, – это неуверенность в себе, в своих силах и недостаток воображения. Нам необходимо двигаться вперед, потому что мы являемся важной частью мира. Именно мы владеем языком образов, у нас самая большая культурная повестка, и очень важно помнить об этом, интегрируя лучшие знания в инновационные, корпоративные и деловые процессы.
Всё больше крупных бизнесменов на рынке работают над своим социальным капиталом, образом, который транслируют в массы. Мифологизируют свою личность как активного социального предпринимателя, или героя с ярко выраженной оппозиционной точкой зрения, или новатора, борца за экологию; в среде инвесторов ценятся эксперты и легенды об их верных предсказаниях или прорывных стратегиях.
Любой хайп – это быстро и качественно сконструированный миф, например о бесконечном росте биткоина или сверхэкологичности электрокаров. Как верно замечают эксперты, финансовый интерес к альтернативным источникам энергии и инвестиции в них падают при низкой цене на нефть. Акции Тесла стремительно идут вниз при снижении нефтяных котировок.
Тем не менее участники рынка должны учитывать, что ряд государств в своих стратегиях закрепили полный отказ от автомобилей на бензине и дизеле к определенному периоду времени. Израиль, Норвегия отказываются от бензиновых машин к 2025 году.
Культура чаепития трансформировалась с появлением пакетиков «Липтон», существенно увеличив стоимость компании на рынке и популярность ее продукта, затем пакетики из плоских стали треугольными, на последней истории популярность получил российских чай «Ахмат». Группа компаний оценила инновацию в 100 миллионов рублей и успешно внедрила на рынок. Интересна история Ким Кардашьян, которая продала 200 000 тушей для ресниц за первые две минуты публикации релиза этого продукта в своем Instargram-канале. Простая тушь, понятный и дешевый продукт на рынке косметики, вдвое увеличил состояние Ким.