Примечания

1

Экзокортекс (др. – греч. ἔξω – «вне, снаружи»; лат. cortex – «кора») – внешняя система обработки информации, которая поможет усилить биологический интеллект человека. Можно сказать, что функции экзокортекса уже выполняются смартфонами, компьютерами, различными гаджетами и что его история началась с изобретения письменности.

2

Цифровая трансформация должна начинаться с себя.

3

Теория Ньютона действовала 200 лет, пока Эйнштейн не разработал свою теорию относительности. Он в корне изменил восприятие мира. Классическая механика Ньютона оказалась верной лишь в земных и близких к ним условиях.

4

Искусство не только описывает жизнь, оно подчас дает пищу для мозга и, соответственно, определяет рождение новых идей, которые будут воплощены в будущем в виде физических систем.

5

Талеб, Нассим. Рискуя собственной шкурой. Скрытая асимметрия повседневной жизни. Изд-во «Колибри», 2018.

6

https://en.wikipedia.org/wiki/Transdisciplinarity

7

Термин STEM используется для объединения академических дисциплин – науки, технологии, инженерии, математики.

8

По мнению Школы системного менеджмента.

9

В книге «Образование для образованных 2021» Анатолий Левенчук привел список из 17 трансдисциплин: системное мышление, труд (инженерия, менеджмент, предпринимательство), экономика, методология, риторика, этика, эстетика, исследования, объяснения, логика, алгоритмика, онтология, теория понятий, теория информации, семантика, собранность, понятизация.

10

https://blog.system-school.ru/2020/07/11/tehnika-pomodoro/

11

В сфере образования часто используют слово «компетенция», мы же будем использовать понятие «мастерство», потому что оно лучше применимо к реальной жизни.

12

Подробнее об этапах мастерства смотрите в главе 7 раздела «Этапы постановки системного мышления».

13

Гладуэлл, Малкольм. Гении и аутсайдеры. Почему одним все, а другим ничего? Изд-во МИФ, 2019.

14

А не руководствоваться предрассудками, устаревшими теориями или картинами мира из телевизора.

15

Например, стадии жизненного цикла AIDAS – attention (внимание), interest (интерес), desire (желание), action (действие), satisfaction (удовлетворение).

16

Поэтому зритель лучше реагирует на происшествия и катаклизмы.

17

Можете проверить на своем опыте. Как долго вы сможете систематически выделять не менее двух часов каждый день в течение трех месяцев для прохождения курса?

18

Деятель будет мыслить инвестициями, в том числе инвестированием времени в создание сложных технологий, которые требуют времени на освоение.

19

Хотя, скорее всего, цели и желания присутствуют, но человек не знает, как их реализовать. Осознанно или неосознанно он понимает, что не имеет соответствующего жизненного мастерства, в том числе чтобы сделать первые шаги в сторону от гнетущей ситуации.

20

Тест: насколько часто вы слушаете старые песни и больше вспоминаете, чем думаете о будущих перспективах?

21

Подробнее об этом будет сказано в главе 3.

22

Канеман, Даниэль. Думай медленно, решай быстро. Изд-во АСТ, 2014.

23

Как пишет в своей книге Канеман, быстрое мышление проявляется, когда нужно дать ответ, что 2х2=4, а медленное включается, когда нужно посчитать 17х42.

24

Подробнее: https://ailev.livejournal.com/1224251.html

25

Например, практика GTD (Getting Things Done – «доведение дел до завершения» или «как привести дела в порядок») построена по принципу вынесения всех задач и планов во внешнюю память. Это позволяет разгрузить мозг и позволить ему работать над конкретной задачей в определенный момент времени.

26

На мехмате МГУ есть такая присказка: «Хорошо поставленная задача – это 50 % ее решения».

27

Одновременно с интеллектом должно развиваться искусство собранности. Оно не входит в интеллект, но обеспечивает его развитие. Некоторые умные школьники не могут закончить вуз, потому что не умеют самостоятельно организовывать свое обучение.

28

SoTA (state-of-the-art), или sota, – лучшее, что известно на сегодняшний момент.

29

В книге «Образование для образованных 2021» А. Левенчук привел список из 17 трансдисциплин, которые образуют интеллект-стек.

30

Данная практика реализуется на курсах ШСМ, когда на тренингах студенты проговаривают методологический материал лекций, используя соответствующую понятийную базу.

31

Написав учебник «Системное мышление», А. Левенчук продемонстрировал интегративную сложность своего интеллекта.

32

И даже в танцах они менее эффективны по сравнению с формальным обучением по системному мышлению. В ШСМ есть курсы по системному мультидансу.

33

Не обладающий мастерством саморазвития, о котором речь пойдет в следующих разделах.

34

https://www.youtube.com/watch?v=oj9VqXtg1cg

35

Способность бесконечно развивающегося деятеля.

Загрузка...