Благодарящий Бога во время искушений обращает их в богатство. Авва Исаия
Мало кто думает о том, что испытание – это приглашение к Богообщению. А Господь только и ждёт нашей молитвы, чтобы приблизиться к нам и дать Себя познать, познать Его милость, Его силу, Его любовь. И если ты это понял, ты начинаешь Бога в тяготах и скорбях благодарить, радость приходит, бодрость, чувство приближающейся Вечности. Именно в искушениях, серьёзных испытаниях вера перестаёт быть игрой, обнаруживает свою реальность, подлинность, ветер вечности проникает в душу, и ты делаешься свободен. И если помнить о смерти – это всегда так. Каждый день. Каждый день может быть последним. Нужно делать то, что страшно не успеть сделать. Нужно любить, молиться, прощать, терпеть – и стремиться ввысь, вверх, к Богу… Однажды всё это кончится. Нужно быть готовым к тому.
Малодушие и порицание ближнего смущают мысль и не позволяют ей видеть свет Божий. Преподобный авва Исаия
Нам хватает ума не сердиться на снег и дождь, на тучи и порывы ветра – хотя и здесь находятся недовольные, готовые жаловаться в «небесную канцелярию»… Но слова, поступки других людей – это то же, что погода. Безсмысленно на неё жаловаться, а нужно просто одеться по погоде, и попробовать понять, что нам хочет Господь через эту погоду сказать. Ведь всякая погода – благодать, как совершенно верно сказано в известной песне, и эти слова принадлежат доброму и мудрому человеку… За всем стоит добрый Господь. Снег, дождь и ветер – всё для нашей пользы, для оздоровления и очищения души.
Мы бываем искушаемы для обучения в вере, для того, чтобы мы были испытаны и научились бороться. Преподобный авва Дорофей
Вера – это наука жизни. Всякий, кто начинает жить по вере, может убедиться в том, что это правда – духовные законы действуют, смирение неуязвимо для зла и любовь всегда торжествует. Но один из законов состоит в том, что свет приходит в самой глубокой ночи, в самой глубине безысходности и отчаяния душа вдруг воскресает, на самом дне приходит помощь свыше, а ты не знаешь, где это дно и сколько ещё терпеть, и должен терпеть подчас нестерпимое – изменение своего собственного сердца… И когда испытание завершится, из него выйдет уже другой человек, а прежний человек умрёт. Смерть не бывает лёгкой и шуточной, это всегда всерьёз и это больно. Но рождается заново лучший человек. И поэтому нужно не просто терпение, а жертвенное долготерпение, речь идет о долгих годах – о семи, двенадцати, семнадцати, двадцати пяти, тридцати годах… Таковы сроки, за которые духовные законы срабатывают, испытание завершается, жизнь выходит на новый круг, обстоятельства меняются к лучшему, душа обретает покой, полностью очищается от всего мрачного и заливается Божиим светом… Все духовные проекты очень трудны и рассчитаны на весьма длительный срок. Зато это настоящее, это то, на что мы можем рассчитывать, это спасение души – твоей души и душ любимых людей. Поэтому никуда спешить не надо. День прошёл – и слава Богу, и это уже маленькая победа, что он просто прошёл, и ты его пережил, и Господь тебя сохранил – тебя и твою веру, надежду и любовь. Настал следующий день – ещё лучше. Можно ещё на шажок стать к Богу ближе, можно снова окунуться в поток жизни, творимый Богом, и постараться всё принять с любовью, чтобы суметь из всего извлечь пользу.
Постящегося приемлет Господь внутрь священных оград, но не допускает туда упивающегося, как скверного и чуждого святыне. Святитель Василий Великий
Есть слова, которые мы не можем исполнить, но которые ограничивают и смиряют нас, вызывая укор совести. Пост и воздержание не должны быть унылой обязанностью, иначе они никому не нужны и не принесут никакой пользы. Должно быть призвание к такому образу жизни. Но если вовсе не воздерживаться и не поститься, никогда не выйдешь за рамки животной жизни, а можно и вовсе стать свиньёй. Сначала душа скорбит о своем низменном состоянии, стыдится его, кается и плачет, но со временем святые чувства притупляются, человек смиряется со своим падением, со своим заземлением, все духовные устремления к лучшему уходят в призрачную даль, духовные проекты рушатся, остаётся только смутное упование на безконечную милость Божию, Который, ими же веси путями, и иногда весьма болезненными, взыщет душу, некогда стремившуюся к Нему. Надо поститься и воздерживаться по послушанию Церкви. Вот сейчас будет Великий Пост. У каждого своя мера поста… Необязательно строгое соблюдение монастырского устава… Самые важные недели – первая, четвёртая и седьмая. Их надо постараться выдержать. А потом будет радость Пасхи – потекут незаметные, лёгкие, светлые дни Божиего присутствия, Божией милости.
Начало борьбы с грехом – сопротивление помыслам. Святитель Тихон Задонский
Помыслы поднимаются из так называемых прилогов – безсловесных ощущений, смутных, неясных и – очевидных, оглушающих, подавляющих… Прилогам нужно верить или не верить. Вера – наше главное оружие. От Бога – МИР, свет, кроткое сокрушение и покой, покаяние, надежда, интерес к жизни, ощущение своей малости и убогости и забвение себя, безстрашие, любовь… От врага – смущение, страх, обида, подозрительность, мысли о злом, чувство своей значительности, жалость к себе, уныние, тяжесть, отчаяние, безысходность, тревога, подавленность… Когда плохо на душе, обязательно нужно молиться. Не считать себя чем-то значимым, а потому кем-то таким, кому трудно помочь и кого невозможно спасти. Мы букашки, песчинки, которых для Бога спасти ничего не стоит и все «грехи и преступления» которых для Него как ворох опавших листьев, скопление призрачных теней: подул ветер, вышло солнышко – и нет их. Покушай, поспи, уткнись в родное плечо – и забудь. А потом будет служба, исповедь и причастие – и спасение снова приблизится.
Потщимся паче всего возлюбить ближнего, ибо в его любви и любовь к Богу заключается. Преподобный Макарий Оптинский
Почему нельзя людям просто любить друг друга? Ведь это так просто. Каждый знает, как любить – этому учила мама… Достаточно просто заглянуть в глаза другому человеку, чтобы понять, что он родной. Бог повелел нам любить друг друга. Он Сам, как живая икона, является нам в другом человеке… Мешает та злая сила, которая встаёт между людьми, как бы разлитая в самом воздухе. В самом воздухе стоит злоба, подозрительность, недоверие друг к другу, тревога. Так и есть. Воздух полон духами злобы. По грехам человека, по его страстям и преступлениям, злая сила находит доступ к сердцу, и человек начинает нести её в себе самом. Он делается до некоторой степени одержимым, бесноватым. Это передается и по наследству, от отца к сыну и от матери к дочери. Без боли злого духа не изгнать, как видим мы из Евангелия. Но как бы ни был человек заражён и отягощён присутствием в нём злой силы, Божие начало продолжает жить в нём, и оно-то и есть правда. Маленькая добрая испуганная девочка в заложницах у страшной грубой бабы или у разбойника-мужика – вот образ пленения человеческой души. И девочка время от времени выставляется как приманка, чтобы завлечь жертву в плен к «хозяину». Какая уж тут любовь? Но Господь не упомянул никаких условий, говоря о любви. Надо любить и всё, несмотря ни на что. И идти в плен к этим «хозяевам», чтобы освободить ту девочку. Любовь – наивысшая добродетель и потому требует наибольших трудов. И страдания. Даже просто чтобы поверили любви, надо выстрадать проверку, и превозмочь обвинения во лжи, домогательствах, корысти, предательстве и прочем. Любовь победит, и в страданиях очистится. Зло в человеке будет ослабевать от дыхания страдающей любви. И девочка будет освобождена. А если и придётся умереть или покалечиться – будем мучениками. То есть ближе узнаем Господа и примем от Него спасительную силу, венец спасения.
Милосердый Господь исполняет и обращает всё в Свою волю и на пользу нашу, хотя по-видимому и противными нам средствами и последствиями. Мы при помощи Премилосердого Господа Бога потерпим, да и посмотрим… Преподобный Лев Оптинский
Мы видим трудности и скорби в нашей жизни, каждый день, но мы не видим их результата, то, зачем они попущены Богом – потому что результат внутри нас. Чем хуже жизнь, тем лучше может стать человек, а перед лицом смертельной опасности он может соединиться с Богом навсегда. Царствие Божие внутрь нас есть, и внешний мир прямо-таки гонит нас вовнутрь, предлагая нам одну только горечь и пустоту. Доброе изменение жизни выстрадывается, оно как бы прорастает из внутреннего просветления, чудом воплощается изнутри нас, являя собой начаток вечного помилования Божия. Это происходит не вдруг. В житиях святых (например Алексия, человека Божия и Марии Египетской, в некоторых других) есть срок 17 лет, в течение которого нечто кардинально меняется в жизни человека, искренне стремящегося к Богу. Так и есть. Если мы с Богом живём, Господь даёт терпение, и даже самые трудные, внешне безнадёжные ситуации сделают нас только лучше, добрее, более настоящими и сильными. И когда уже надеяться будет не на что и не на кого, тогда-то и придет помощь от Бога, и все проблемы решатся Его всемогуществом разом и навсегда. А мы будем жить дальше.
Вера получает и то, на что не смеет надеяться. Преподобный Иоанн Лествичник
Если мы имеем такого Друга – всемогущего и любящего нас, какие могут быть печали и какие сомнения в обретении желаемого?.. Просто не надо спешить, а надо верить и доверять Другу, нашему Возлюбленному (или Возлюбленной). Господи! Сотвори тако, как хочешь и как знаешь, чтобы воплотилась любовь моя, чтобы никого я не подвёл и не предал, а чтобы все спаслись и вошли в родное блаженство!.. Не лиши меня Своей взаимности!.. Оправдай меня – ведь Ты знаешь, что всё я делал и говорил из любви к Тебе, пусть неумело и неуместно, соблазнительно или даже предательски… Всё было по любви… Защити меня от недоброжелательства людского и от зависти диавольской… Умири жизнь, утиши и спаси нас всех – и правых, и неправых!.. Пусть все через покаяние будут счастливы и преблаженны…
Аще укоряеми бываете о Христовом имени, блажени, яко слава и Дух Божий на вас почивает, – сказал апостол Пётр (1 Пет. 4, 14). Если над нами смеются, если нас не любят… мы – не от мира сего. Огорчаться и смущаться таким отношением к нам не следует. Преподобный Никон Оптинский
Чем меньше обращаешь внимания на колкости и шутки окружающих, на которых ты не похож, тем более злыми и циничными, более агрессивными и вызывающими они становятся, тем более сквозь образы окружающих людей проступают сами демоны, силы ада, которым ты встал поперек горла со «своим Богом», желанием рая и любви. И изнутри тебя им отвечает такой же демон, желая всех убить, ворочаясь в тебе болезненно и чувствительно для тебя. Ты будешь страдать, пока не смиришься, и тогда только наступит покой. Ты перестанешь быть для них «своим», тебя перестанут задевать их слова и действия, всё это вообще станет не про тебя. И останется только жалеть этих людей и молиться об их спасении от тех самых демонов, которые проступают через них, власть которым они дали над собою.
Остерегайтесь шуток и неосторожных слов в обращении друг с другом. Это оговаривание и пустословие может обратиться в привычку. Преподобный Никон Оптинский
Правильно сказал Ницше о том, что человек, привыкший к иронии и высмеиванию людей, становится похож на собаку, которая вместе с укусами научилась ещё и смеяться. Те злые слова, которые мы не осмеливаемся сказать напрямую, мы говорим под видом шутки, и даже под видом сочувствия и любви. Пока на сердце раздражение, гнев и злоба, лучше молчать – хоть годы и десятилетия молчать. И это будет подвиг любви, несогласия со злобой, стучащейся в твоё сердце, пытающейся каждый день вломиться в него. А если не выдержишь и встрянешь, ответишь – всё, ты действующее лицо в этой комедии, и будет очень трудно выйти из этого болота, снова восстановить плотину и ввести в берега злобу.
Прощенья просить трудно тому, кто горд. Диавол тоже не умеет и не любит просить прощения. Преподобный Анатолий Оптинский
Те, кто сделал по-настоящему больно, редко когда просят прощения. Нет, они ещё делают виноватыми нас самих… Просто теряешься перед этой клеветой, когда поверх одной раны, только начинающей заживать, наносят другую, свежую… Нет предела человеческой жестокости… Нет – нет предела жестокости диавола, которому предали свою душу эти несчастные… И что их ждёт? Нет большей горечи, ужаса и безысходности, чем ощущения души, уже не связанной узами плоти, которую демоны ведут в ад… Тут уже не до шуток… Эти не шутят… Зная, что так будет, лучше заранее им простить… Не надо, Господи… Прости им, приведи к покаянию, и пусть этот ужас не произойдёт с ними…
Смысл и польза переживаемого по большей части познаётся впоследствии. Преподобный Никон Оптинский
Медленно и постепенно Господь выстраивает нашу жизнь. Основание этого строительства – наше согласие с Его волей, наше послушание Ему. Всё сделает Господь, и сделает так хорошо, как не можем мы это себе представить, но только в своё время, в Божьи же сроки, через скорби и испытания, и обязательно через кризис, то есть суд. Пройдёт двадцать лет, мы оглянемся – и многое поймём. Пройдёт сорок лет – мы поймём ещё больше. Но только в мире ином нам откроется в полноте смысл пережитого на этой земле. Смысл – в приближении к Раю, в воссоединении с блаженным райским бытием, исполненным любви и захватывающего смысла. Всякое веяние любви и блаженства оправдывает любые испытания и скорби, придаёт им смысл. Наши страдания наполняют нашу потустороннюю копилку. И вклад будет многократно увеличен Самим Богом. Не надо бояться страдать, если ты хочешь быть с Богом. Бояться надо только ожесточения. В этой жизни Господь символически показывает достижение нами Божиего смысла, Божией цели. В мире ином это окажется единственно важным и существенным. То, что для этого мира ничтожная малость – сокровенность нашего сердца, нашей души, – то для мира истинного всё, последняя ценность и оправдание всех усилий, слёз, воплей боли и отчаяния. Всё будет, если будем с Богом. Всё будет спасено. И вера в это должна давать силы в терпении этих лет и этих десятилетий. Не мы победим. Господь победит – в нас и через нас.
Мир душевный имей, а терпеть – терпи, и за себя, и за других. Терпение, по слову святого Григория Синаита, и в буре тишина. Преподобный Амвросий Оптинский
Терпение подаёт только Господь и подаёт любящему сердцу. Терпение гордыни не есть терпение, а есть демонизация, антитерпение. Пост и молитва, таинства и богослужения, чтение духовных книг и совершение добрых дел – всё ради терпения, которое есть путь спасения нашей души, путь к вожделенной цели. Если не могут терпеть другие – нужно терпеть их и за них, спасая и их, и себя. Терпение состоит в том, чтобы не срываться в злобу, в гнев, чтобы хранить любовь. А где любовь, там и Бог. Вся эта внешняя жизнь – против нашей шерсти, всё раздражает, ожесточает, наводит уныние и отчаяние. Это есть изгнание из рая, выброшенность вовне из блаженных внутренних миров, из нашей музыки, из наших мультиков и фильмов, из поэзии и искусства, из святости и радостно-ликующего забвения всего. Если есть терпение, значит, есть связь с раем. Он никуда не подевался, он как был, так и есть. И мы живы только весточками оттуда. Наше изгнание никак не поколебало Божий порядок вещей. Когда вернёмся туда, поймём, что всегда были там, никуда не уходили, и что не было никакого изгнания. Не было никакой жизни на земле. Не было боли, страдания и мрака. Ничего этого не было – и нет. Нет никакой жизни на земле, материальной и временной. Есть нечто совсем другое. Что? Рай, блаженство, тайна терпения святых. Безконечное утешение, без конца и края, подобное светлому безкрайнему небу с заходящим солнцем над синим безкрайним морем. И полный покой. И мы прийдём к этому и поймём, что это правда. Что некуда спешить. И что напрасны были все терзания. И что никуда не уходила любовь.
Господь почивает в простых сердцах. Золото везде видно и везде проглянет, несмотря даже на угловатость, а другой, как ни кудрявься, всё золотом не будет. Преподобный Амвросий Оптинский
Золото – это смирение. И молчание – золото. Золото духовное – это любовь и благодать. Живо и просто это бывает у деток, у младенчиков, ещё не осознавших себя. Но уже и у них – капризики. «Не мы такие, а жизнь такая»… Нет, жизнь такая, потому что такие мы, такими были наши отцы, деды, прадеды, пращуры и праотцы. Изменись сам – и изменится жизнь. Победи капризы своей души, смирись с жизнью, которую ты заслуживаешь, поблагодари Господа за то, что есть у тебя – ведь так много хорошего! – и жизнь изменится, ты почувствуешь, что нет больше войны, а наступил с Богом мир. Ты смирился. И страдания кончились. Смирение – это и есть православие, это и есть истина, и это есть Христос. Глубина смирения – глубина обладания истиной. Всё проходит, люди мечутся, как тени, а у смиренного ничего не меняется – перед ним тот же самый Псалтирь, то же Евангелие и молитвослов, тот же самый годичный богослужебный животворящий круг, удерживающий нас от всякого зла в соединении с Богом. И благословенно это постоянство, в котором вечная молодость души, всегдашнее обновление сил, сохранение и вечная новизна любви, веры, радости.
Любящих Меня Я люблю, и ищущие Меня найдут Меня. Притч. 8, 17
Ищите Господа и непрестанно ищите Его. В самом этом поиске Он непрестанно будет с вами в сокровенности ваших сердец. Если мы Его ищем, значит Он нам нужен, значит, мы любим Его. Где Господь, там спасение, там победа над смертью, там рай. Отвергнув себя и любовь к себе, поставив на место себя Господа Иисуса Христа, мы прийдём к цели и полноте нашей жизни. Недалеко Господь, а внутри нас самих. Всё благое в нас не наше, а Его присутствие в нас. Если не присваивать его себе, а смиренно служить ему и исполнять свои благие помыслы и намерения, не почитая это за что-либо высокое и заслуживающее похвалы и награды, сохраним и преумножим благое в себе, то есть приблизимся ко Господу и Его спасению. И однажды встретим Его лицом к лицу, как образ встречается со своим Праобразом. И увидим, познаем такую любовь, о которой и не подозревали и мечтать не смели и не могли. Да будет сие, Господи!
Что пища для здорового тела, то искушения для мужественной души. Преподобный Нил Синайский
Либо страдание, либо пустота. В испытаниях посылается и молитва. Только не надо теряться. То, что об Истине знает один из миллиона, нисколько не умаляет саму Истину. Когда тяжело, тогда и ждут от нас молитвы, и сразу отвечают на неё. И трудности становятся школой роста, и через боль душа растёт. Хотя очень трудно бывает любить своих учителей, или по-другому – врачей, то есть тех, кто эту боль тебе причиняют…
«Чем ночь темней, тем ярче звёзды». «То, что нас не убивает, делает нас сильней». «Темнее всего перед самым рассветом». «Чем глубже скорбь, тем ближе Бог». А ещё святые говорят, что будущее веселие будет по мере пережитых скорбей. Чем больше отстрадает душа, тем большее получит блаженство. И уже на земле в трудных, стеснённых и мучительных обстоятельствах душа получает от Бога утешение духовное. И когда тяжелее всего – тогда душа и растет. И когда силы человеческие кончаются, тогда и приходит помощь Божия. И получается, что все предшествующие испытания, казавшиеся невыносимыми, были дорогой к Богообщению, к познанию Бога и вступлению с Ним в союз. Так безстрастно смотрит на нас из иного, лучшего мира Божие всевидящее око, зная, для чего и зачем попускаются нам наши жизненные испытания, страдания и скорби, зная и то, какие награды и дары готовятся потом за это душе… И лучше сказать, не безстрастно, а любовно, с участием и состраданием, но и с радостью за нас, за тот результат, который пока не виден для нас, но который уже сейчас виден Богу.