То, что ниже, то и смешно. Если знаешь Бога, всегда смеёшься над собой. 16.09.2016
В жизни всегда лучше общаться с людьми, подтрунивающими над тобой – эти искренни, и скорее всего – любят тебя. И надо понимать, что ты представляешь собой очень смешное, несуразное существо. Потому что несовершенное. Всё, что здесь говорится, мне не принадлежит и написано в забвении себя. Просто это Истина, как я узнал её. А я всего лишь попугай, повторяющий то, что прочитал, услышал – или почувствовал, уловил, пристально и внимательно вслушиваясь в жизнь и своё сердце. По жизни я совсем безпомощный человек, как только терпят ближние… Но всё-таки главное быть добрым и смиренным, не претендующим ни на что, ни на какую окончательную правоту – тогда, может быть, Святые и Богородица не будут очень плакать о нас. 4.12.2017
Истинный мир – внутренний, он общий, там мы обретаем Бога и друг друга. 16.09.2016
Царство Божие внутри нас. Значит, всё, что есть, что имеет отношение к Богу и Его реальности, обретается внутри нас. Всё настоящее, что явлено нам извне, и внутренне связано с нами. Наши мысли, желания, волевые решения и особенно молитвы – это объективная реальность, касающаяся мира Божиего и могущая влиять на него. Мы никогда не остаемся одни. Даже пустынники и отшельники – не одни. Наша любовь, наша молитва, наша добрая воля влияют на души других людей, влияют на отношение Самого Бога к нашему городу, нашей стране, всему роду людскому в целом. Тем более близкие и родные люди, наши родственники и сотрудники, соприхожане и любимые нами знаковые, известные люди, поэты, актеры, творцы – не могут не почувствовать нашу любовь к ним и не ответить нам ответной любовью. Блаженны не видевшие, но уверовавшие. Душа чувствует, что её любовь не может кануть в никуда. Она снова и снова молится за любимое существо, снова и снова желает ему счастья, радости, полного блаженства… И пока мы живём на этой земле, душа должна так трудиться, хотя до самой смерти может не быть никаких подтверждений действенности её молитв. Но только такая жизнь имеет смысл. И награда не минует любящее сердце, а в мире ином мы увидим, куда шли наши молитвы и что Бог сотворил по ним. 4.12.2017
Общение людей возможно лишь в благоговении пред Богом, Который посреди нас, в нас и над нами. 16.09.2016
Без благоговения к другому человеку, не просто без уважения, а именно без благоговения, его душа остается закрытой для нас, мы просто не понимаем, кто перед нами, и это может выясниться для нас только тогда, когда мы уже будем повязаны по рукам и ногам виной перед этим человеком. Святые говорят, что те, кто смиряются перед каждым человеком на своём жизненном пути, уподобляются в этом Самому Господу. «Кто по смирению делает себя рабом всякаго, тот уподобляется смирившему Себя и приявшему зрак раба». (Нил Синайский) Благоговение перед человеком раскрывает его Богоподобие. И ты начинаешь понимать тайну жизни, её огромную глубину. А если этого нет, если люди для нас просто как вещи, как объекты, которыми можно манипулировать, которых можно эксплуатировать, которыми можно пользоваться – то и мы сами становимся таким объектом и вещью в своих собственных глазах, жизнь теряет смысл, становится тупой, серой и ненужной, безысходной, скучной и неинтересной – потому что таково наказание пренебрежения другими душами, потому что на самом деле жизнь не такова, и за каждым человеком, даже если он не знает этого и не умеет соответствовать своему истинному достоинству, – величайшая святыня, ценность которой дороже всего мира – безсмертная душа, которая может и должна вмещать в себя Самого Бога. Если начать почитать окружающих тебя людей, через них начнёт раскрываться присутствие Бога в твоей жизни. Для начала же стоит потерпеть их несовершенства, их ожесточение, их горе и несчастье, чтобы однажды когда-нибудь увидеть те души, прекрасные и родные, которые сотворил Бог и привел их к тебе – чтобы ты стал счастливее и богаче. 4.12.2017
Забывая Бога, люди перестают узнавать друг друга. 16.09.2016
Всё погружается во мрак при забвении Бога. Всё оживает и расцвечивается красками, когда мысль о Боге входит в сознание. Сама память о Боге уже есть молитва и это именно та форма непрестанной молитвы, которая доступна мирянам. Мы никогда не будем рады жизни и друг другу, если не будем верить в Бога, пребывающего посреди нас. Бог – это Жизнь, это Смысл, это подлинность жизни во всех её проявлениях, это Радость, это Надежда и это Любовь. Бог – это Терпение и это Смирение. Бог – это Молитва и это Спасение. Мы должны любить друг друга, потому что есть Бог. А Он действительно есть. И когда всё это земное будет разрушено вместе с потерей тела и мы будем ждать небытия, тогда-то и обнаружится истинное бытие – что в нём имеет значение, а что нет. Все призывы к смирению и любви потому так настойчивы и постоянны, что это голос Истины, призыв из Вечности. Православие смиренно, и потому истинно. Смирение есть Истина, и потому оно проявляется любовью. Верующим людям никогда не наскучит жизнь и им всегда будет о чем поговорить друг с другом. Верующий значит верный, а неверующий быть верным не может. Чем ближе к концу, тем глубже смирение, и глубже покаяние, но и глубже темы, которые можно обсудить, не боясь их, но веря, что жизнь сильнее смерти и Бог реальнее любого разрушения. Бог сохраняет всё. После смерти будет совсем иная жизнь – с совсем другими законами… И с Богом конечно же всё будет к лучшему. Терпением вашим спасайте души ваши. Претерпевый же до конца спасется. 10.12.2017
Потому так страшно неверие, что оно сразу открывает двери ада, бездну, в которой может быть всё хуже и хуже – и так без конца. Так легко начинаются все войны, драки, ненависть и просто неприязнь, и так трудно возвращается потом доверие и любовь… И в массе своей эта жизнь совершенно безнадежна – достаточно прийти на работу, чтобы понять и ощутить своё полное безсилие что-либо изменить. Единственное, что может каждый из нас лично, – не пускать зло дальше себя, останавливать его собою, распинаясь им, терпя злое движение внутри себя и гася его… Помоги себе сам – помоги Богу помочь тебе – дотерпи до конца… Твоя душа дороже всего этого огромного мира – потому что она больше его… Не соглашайся на ложь… Не осуждай людей… Прощай их слабости… Но более всего – сосредоточься на своей душе… Какая бы ни была суета сейчас вокруг тебя, а придет время, и ты будешь лежать один и умирать – уходить прочь из этого мира, полного неправды. И каждый из нас, ребята, в таком положении. Кто-то может выносить давление мира, кого-то он расплющивает. А все мы одно – продолжение друг друга, ипостаси одного и того же существа… Важны не деньги, не уважение и статус, не карьера и даже не дело само по себе – важна Вечность, которую мы вымаливаем и выстрадываем себе каждый день. Христианство в том, чтобы уступать друг другу. Если уступим другим в этой жизни, Бог уступит нам в жизни иной, истинной – мы стяжаем свою Вечность и будем иметь дерзновение перед Богом умолить Его за всех тех людей, которым в этой жизни простили и уступили – мы увидим их души, которые заслуживают огромной любви, Богом созданную красоту, которая попала в беду, в плен ко врагу… За каждым человеком стоит эта дивная красота… Так хотелось бы спасти эту жизнь, этих людей… А другого пути нет, кроме терпения до конца. 15.12.2017
И в православной среде встречал я такую точку зрения, что душа человека сама выбирает своих родителей перед рождением на этой земле, выбирает время и страну рождения. Другие говорят, что душа творится во времени, из материала душ своих родителей, имеет своё начало, но не имеет конца. Спрашивается, как может иметь начало то, что не имеет конца? Если не будет конца, не должно быть и начала. Сознание было всегда – но что оно осознавало?.. И что оно будет осознавать за пределами этой жизни?.. Очень полезно задумываться над этими вопросами. Если к 60-ти годам человек понимает, как коротка эта жизнь, значит, в ней всё только начинается. И объяснение того, зачем нужны все эти человеческие жизни, страны и народы, а также звёзды и галактики, и есть ли иные миры и иные человечества, должно ожидать нас уже за пределами этого мира. Все эти мысли рождают огромное великодушие, терпимость к несовершенству этой жизни, способность уступить её лучшие места другим – тем, у кого не хватает сил жить иначе. Те же, кто не верит в продолжение этой жизни, на самом деле не могут поверить в реальность ада, который они называют небытием. Ведь не могут же быть бытием кошмары из снов, которыми только и может продолжиться безсмысленная и безбожная, пустая жизнь, в которой нет ни веры, ни жизни, ни любви. 17.12.2017
Христос – это Слово Божие ко всему человечеству, ко всем народам. И другие религии, и языческие философии становятся как бы аналогами Ветхого Завета для народов, исповедовавших их. Нет такого народа, которому Бог не открыл мы Свою истину. И чтобы оценить всю полноту Истины и Благодати, которые принес Господь на землю, очень полезно изучить древние языческие верования и другие современные мировые религии. Именно таков был путь святого князя Владимира, который когда-то за каждого из нас сделал исторический выбор веры и духовного пути. Так же ищут многие и в наше время – время второго крещения Руси. И я в своё время поинтересовался всеми духовными учениями и всеми путями, о которых только можно было узнать. И ничего лучше Православия не нашёл. И чтобы оценить сполна нашу святую веру, стоит узнать духовную жажду буддизма, тоску о Боге ислама, фантастические картины индуизма, мудрость античной философии, суровый язык Откровения Ветхого Завета, счастье жизни в вере протестантов, посильное благочестие и чудеса католичества… Даже оккультные книжки заставляют задуматься и понять сложность и таинственность устройство мира, его многочисленные тайны, многие из которых обычным людям могут быть приоткрыты уже не в этой жизни… Решительно не заинтересовал меня только иудаизм. И после таких исследований понимаешь, какое же счастье и какая исключительная, интимная, волшебная близость к Богу даруется в Православной Церкви, в которой люди чувствуют себя действительно как дети в доме у Отца. В доме этом нужно жить, пользоваться его благами и посильно помогать в его хозяйстве, поддержании его существования. И из дома Церкви открыта дверь в Небесный Дом в объятия Отчии. 17.12.2017
Бог призирает на смирение, а не на высокомудрствование, и Его ответ заменяет любую философию. Встреча с Богом дает ответы на все вопросы и вместо философии остаётся только молитва и ожидание новой встречи с Ним. 16.09.2016
Чудеса возможны. Они приближаются в ответ на полноту доверия к Богу и смирение перед Ним. Когда закрываются все другие двери и утешения, открывается дверь к Богу. Святые не боятся страданий и смерти, не боятся неудовольствия людей, а боятся только Бога и в ответ Бог даёт им достоверное знание о Себе. За этой жизнью стоит её Творец. Святые понимают этот язык и умеют отвечать на него молитвой и благоговением, смирением и кротостью. Когда жертвуешь всем, остаётся один Бог – и начинается глубочайшее общение с Ним. И тогда человек просто тонет в молчании – такое уже не расскажешь просто так. И вот такие люди и есть самые богатые и самые счастливые – они богаты и счастливы Богом. Но это простые люди, такие же, как и мы. Они напрямую общаются с Богом, умеют Его не огорчать, любить и доверять Ему. 18.12.2017
Надо принести себя в жертву – всё очень просто. И тогда уже не останется вопросов – а настоящий ли я, а всё ли я правильно делаю, угождаю ли я Богу – и т. д. и т. п. Всё будет ясно. Если готов умереть за друзей, за близких своих – всё, нет вопросов. Может быть, сами по себе мы и несовершенны, но в составе Божиего целого – в семье, в приходе, в Церкви Христовой мы светлы, здоровы и святы. Поменьше думать о себе, забыть это досадное недоразумение. А если побольше думать о Христе и Христовом, Божием, постепенно становишься похож на Него. И это немудрено – ведь Он же Сущий, Он тот, кто на самом деле, безусловно есть, существует, наше же существование условно и зависит от степени соединения с Ним. И когда мы забываем о себе и концентрируемся на Нём и на Ней – а Она это тоже Он – мы просто перестаём воровать бытие у Него и начинаем воздавать Ему должное. В этом пустом месте, которое раньше было мною, начинает действовать Бог. Потому мы и молимся без конца, и ненасытно читаем духовные книги, смотрим на иконы, узнаём без счёта Святых, принимаем к руководству все церковные установления как прямо Божии – мы хотим, чтобы Он был в нашей жизни и действовал. Ведь только от Него спасение. И невозможное человеку возможно только Богу. Вся надежда на Него, на Неё, на Них. И надо всей своей жизнью бежать к Ним, быстро бежать, пока светло. 20.12.2017
Жить не тужить, никому не досаждать, никого не обижать и всем моё почтение… Не приходит спасение с соблюдением, невозможно Царствие Божие за руку поймать – просто светло на душе, легко на сердце, тихо и незаметно летят дни, всё хорошо, за всё слава Богу, всем мы довольны и ни на что не жалуемся, а Бога благодарим за всё хорошее – а его так много!.. И люди вокруг все милые, добрые, хорошие – и это правда, это так и есть. Трудов много, зато сон крепок и глубок и мыслей глупых в голове меньше. Жизнь уходит, утекает, и всё ближе исход, но от этого только покойнее и яснее на душе, ведь если Бог никогда не подводил в жизни, неужели Он подведет в смерти и жизни иной?.. Чем меньше своей значимости, тем на душе легче, светлее. И старость, избавляя от разной шелухи, даёт убедиться в главном – мы существуем, и наше существование неслучайно, у него есть благая цель и высокий смысл, жизнь оказывается очень мудра. И так смешна вся суета и напыщенная серьёзность людей. Душа – как птичка. Дверца откроется – и птичка вылетит на волю, к Небу… 20.12.2017
Парадокс в том, что Никон по духу был именно протестант и обновленец, старообрядцы же отстаивали чистоту Православия на тот исторический момент, что и засвидетельствовано святостью протопопа Аввакума и боярыни Морозовой – достаточно почитать их жизнеописания, чтобы убедиться в этом. Но ведь никто не будет оспаривать святость Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского, Оптинских старцев… А Батюшка Серафим сказал одному из них, что Церковь Московского Патриархата – большой корабль, а их община – маленькая лодочка, которая не тонет лишь потому, что привязана, сама того не ведая, к большому кораблю Церкви. Что же произошло? Куда делась эта историческая правота старообрядцев? Она осталась в тех, кто сберег чистоту духа – и каждый русский человек при соприкосновении со старообрядцами чувствует что-то чрезвычайно ценное в них, ещё более русское, и ныне утраченное… Не сохранили духа те, кто ожесточился на официальную Церковь… Те, кто серьёзно изучал старообрядчество, бывал в их скитах, говорят, что их праведники не имеют никакого ожесточения по отношению к «никонианам», отзываются тепло и мягко о «большой» Церкви. Вот чего нужно беречься – духа злобы. Ошибаются те, кто хотят всё чисто механически соединить и объединить. Всё уже соединено, но не на поверхности, а на большой глубине. Опасность в расколотом сознании. Глубину можно искать и находить где угодно – куда тебя привел Господь. Если надо будет идти дальше, будет и подсказка от Господа. Я всегда внимательно и бережно относился ко всяким «духовным крайностям» – они несут в себе какой-то необходимый духовный заряд, некий жизненный витамин, нельзя им следовать, но прислушиваться и брать на вооружение то, что они говорят, полезно. В расколе не бывает правых и виноватых – виноваты обе стороны, допустившие раскол. И ближайшей реакцией на раскол стала фигура Царя Петра, по-своему чистого и даже святого человека, просто показавшего своей стране, чего она заслуживает, утратив чистоту и цельность духа. А потом, спустя два века, пришел черед и революции… Были «звоночки» перед расколом – прежде всего, споры нестяжателей и иосифлян… Можно сказать, что лукавый отомстил Святой Руси за явление ею Сергия Радонежского и созвездия его учеников… Сердце подсказывает мне, что что-то очень важное случилось в царствование Иоанна Грозного, неслучайны нынешние споры вокруг его имени… От одного историка я слышал, что существуют документы, с абсолютной точностью свидетельствующие о том, что в 17-м вере Царь Иоанн был официально признанным Церковью местночтимым московским святым… Сейчас, когда люди возвращаются к вере из состояния духовного нуля, из состояния дикарей (потому и висели по квартирам в советское время всякие страшные языческие маски – была такая мода) – есть возможность глубоко нырнуть в веру, вернуться к самым корням… И нужно постараться уврачевать все былые раны и расколы, и вернуть дух Святой Руси, а не больной Царской Российской империи, чтобы Преподобный Сергий снова благословил нас и мы одержали новую победу на святом Куликовом поле. Думаю, именно этого когда-то хотел и стремился к этому Святой Царь-Мученик Николай Александрович. 22.12.2017
Цивилизация – это власть техники, денег, комфорта; именно натиск западной цивилизации мы сейчас ощущаем на себе, с ужасом замечая разрушение нашей культуры и нашей души. Культура – это веяние вечности, власть мудрости, красоты, чести и смысла. Все наши великие поэты, писатели и мыслители жили и творили при Царе. Именно Царская власть почему-то обеспечивала расцвет культуры, её несуетность, её высшую уютность и глубину. Может быть, потому, что Царь – это Хозяин родной земли, её суверен. «Суверен (от фр. souverain – „высший“, „верховный“) – лицо, которому без каких-либо ограничительных условий и в течение неопределённого срока полностью принадлежит верховная власть в государстве.» («Википедия») Есть суверен – есть и суверенитет. Чем прочнее ощущает свою власть суверен, тем реальнее суверенитет. А нынче, сколько ни пиши, сколько ни твори – нет Царя, некому заметить тебя и тебе помочь, и нет других вариантов выживания, кроме как покупать и продавать – быть менеджером. И только когда отдашь это «кесарево» заграничному кесарю, можно подумать и о Божием – потому что и о нём страшно не подумать, помня о своей безсмертной душе. И не будет у нас подлинной, настоящей, глубокой культуры, продолжающей вековые традиции, пока не будет настоящего, не декоративного Царя, обладающего всей полнотой царской власти, сердце которого будет в руке Божией и который будет держать ответ в своей власти перед единым Богом. А пока, в отсутствие Царя, есть только Церковь, Патриарх и простой народ – только эти силы могут помочь живому человеку сохранить живую душу, творцу и поэту – сохранить творческий дар, личности – не утратить личное бытие. 22.12.2017
Математика описывает реальность падшего мира. 16.09.2016
Когда смотришь западные фильмы с заявкой на серьезную тему, всегда становится смешно и грустно, когда они с каким-то пиететом начинают показывать какие-то формулы, расчеты, как какую-то великую тайну, почти какое-то волшебство… Как минимум восемь лет своей жизни я посвятил изучению математики и физики, заразившись в детстве наивным любопытством к вопросам времени и пространства, межзвёздных просторов и безконечности Вселенной. Довольно быстро выяснилось, что всё упирается в совершенно зубодробительный математический аппарат, недоступный моему уму, и не только недоступный, но и вредный, иссушающий душу, подтачивающий её здоровые силы, как какая-то каббалистика – может быть, это и есть какое-то её подразделение. Помню бедных институтских преподавателей – постаревших высосанных мальчиков, безприютных, потерянных… Это совсем, совсем не тот путь. Нет никакой нужды «поверять алгеброй гармонию», достаточно самого действия на душу этой гармонии – это и есть единственно важное и вполне достаточное подтверждение её истинности. И тот, кто не верит своей собственной душе, тому не поможет никакая математика. 23.12.2017
Молитва – точка касания земной жизни к реальности, осевые точки жизни человека, точки отсчета по отношению к вечности. Молитва запускает Божии действия, потому что в молитве Сам Бог говорит Сам с Собой, и если она искренна, она возвещает Его волю, которая сбудется. 16.09.2016
«Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными»… А дышит-то наша собственная душа… Молитва – дело Двоих: души и Самого Бога, без Которого молитвы бы не было – настоящей, искренней… И если Бог даёт молитву, Он её и исполнит – когда Ему будет угодно, потому что молитва – соприкосновение с Божием всемогуществом. На этой земле мало чего будет – внешняя канва просто и легко предсказуема. Но вот что будет потом – ведь никто не знает. Только вера – ВИДИТ. Искренняя молитва, угодная Богу, с любовью и умилением, приводит в движение всё творение Божие – и всё исполнится. Затем и живём мы на земле, чтобы молиться. Если бы люди думали об этом, они бы поняли смысл происходящего с ними. Наши земные молитвы определяют нашу безконечную Вечность. 6.12.2017
Смысл – связь с Истиной, свобода – автономность, как бы независимость от Бога. Чтобы свобода получила смысл, её нужно направить к Богу, отдать её Ему. 16.09.2016
Господь наделил нас свободой, тем уподобив нас Самому Себе. Но подобие это неполно и лишь потенциально, пока мы не даём место в себе своему Творцу. Если Господь в нас, Его творение продолжается через нас, и се, Он творит всё новое… И это и есть смысл нашего бытия – вмещать Его в себе и тем самым продолжать Творение из ничего – из любви. Когда любовь входит в мир, кажется, что всё начинает разрушаться – но нет, это начинается творение нового, это новый центр Божиего присутствия, а рушатся старые, отжившие, закостеневшие формы. Любовь имеет право менять жизнь, она требует себе зелёную улицу жизни. И там, где есть любовь, там и продолжается Творение Божие. И всё, творимое с любовью, будет бережно сохранено Богом – дети, стихи, музыка, картины, дома и интерьеры, фильмы и спектакли, семьи и приходы – не надо сомневаться: любовь сильнее смерти и не знает смерти. И любовь это знает, а потому и не боится ничего, и это основной признак любви, как и отсутствие стыда, потому что для неё всё чисто, всё благословлено. Святые отцы говорят, что эта жизнь – поприще подвига, а будущая жизнь – место воздаяния. В этой жизни не будет наград, могут быть чудеса, но не стоит на них рассчитывать. А потому нужно беречь силы. Всё проходит, но любовь останется и возродится. Будет возвращение мгновений любви, потому что это моменты особенного Божиего присутствия. Жизнь может двигаться к какому-то расцвету любви, её яркой вспышке, которая оправдает всю твою жизнь, а потом нужно хранить верность откровению любви и просто донести её до конца – или память о ней. Если Царствие Божие началось в этой жизни, оно обязательно продолжится в жизни иной. Если окошко однажды открылось и ты увидел через него небо и солнце, значит, они ждут тебя… Подожди. Потерпи. Ты войдёшь туда навсегда. 24.12.2017
В распятии человек отдает себя Богу. А в смерти Бог человека принимает. 16.09.2016
Добровольное предание себя на распятие – вот признак духовной зрелости личности и её духовного расцвета. И каждый истинный раб Христов будет распят, потому что любовь в этом несовершенном мире не может не быть распята. Тяжело терпеть распятие, и еще тяжелее – умирание на кресте, но за смертью последует воскресение – возрождение всего самого лучшего в человеке, обновление его и забвение ветхого в нём, несовершенного, слабого и постыдного. Никакого другого духовного пути, кроме чередования распятия, умирания, смерти и воскресения, а потом опять распятия и так далее – до полного и совершенного спасения – просто не существует. Это и есть путь Христов, христианский путь – и кто без креста, тот и без Христа, а кто Христов, тот и с крестом. Нам приходится встречать очень много непонимания и даже осуждения в связи с нашими семью детьми, неизбежные трудности вызывают всплеск обвинений – никому не хочется даже отдаленно терпеть в своей жизни присутствие такого креста – а мы его несем, каждый день, и уже много лет. Но мы точно знаем, что этот путь – спасительный, и как сейчас тяжело и трудно, так потом будет светло и радостно, и уже сейчас, посреди каждодневных забот и трудов, несправедливостей и откровенной клеветы – душу посещает большая радость, любовь никуда не уходит, а делается всё глубже, детки растут и выправляются, делаются всё лучше и светлее, и вера явственно говорит сердцу, что Господь не оставит и не подведет. Не надо бояться распятия – там, в глубине этого пути, по которому не может последовать за нами ничего ложное и суетное, нас ожидает безконечная радость и окончательное избавление. 25.12.2017
Свободу знаем, а смысл пока только предугадываем – и когда он будет явлен, настанет блаженство. 16.09.2016
Свобода – основной опыт этой жизни. Трудный и тяжёлый опыт, когда буквально всё зависит от тебя. Это не пустота, а именно свобода. И важны не наши чувства, над которыми мы не властны, а свободное направление нашей воли – наш свободный выбор, помимо чувств, несмотря на чувства и вопреки им. Правильный выбор – Бог. Надеясь на этот свободный выбор, выбор любви, Бог нам и дал этот дар свободы. А точнее – веря в него. И еще точнее – зная о нём. Бог знал, что мы выберем Его, и поэтому Он дал нам свободу. Мы ничего не можем, Бог может всё. Мы созданы Его сосудами. Всё начинается тогда, когда мы выбираем Бога, и Он начинает действовать в нас. Тогда мы постепенно делаемся Царями и богами. Надо верить в это. Это и есть смысл. Он создал нас, чтобы продолжать творить через нас, ведь Он Творец. И наши желания при этом кое-что значат. А тем более любовь. Блаженство – это норма Божьей жизни, норма Божиего бытия, которое для нас стало пакибытием, но это у нас недобытие, а у Бога просто Бытие и просто Жизнь. Бог ничего не попускает просто так, но только для увеличения блага и блаженства. И дух захватывает от того, что же Он сотворит из этой сумрачной и трудной жизни, когда над бездной погибели и в бездне свободы мы выбирали Его… Ничто не может поколебать Его Реальность, Его Свет и Его Любовь. Но наша боль, и наша пронзительная искренняя молитва, наша жертва и наше терпение – всё это приводит Бога в сильнейшее умиление и как бы заставляет творить Его всё большую и большую красоту и блаженство, чтобы утешить нас и за всё воздать. Представьте себе, как бы мы утешали нашу любимую доченьку или сынка, если бы он мыкался долго-долго в чужой стране, тосковал о нас, звал нас, терпеливо нас ждал и искал, и наконец бы вернулся к нам, измученный и обезсиленный. А Бог безконечно добрее любого человека. Какое же утешение готовит Он нам за нашу верность Ему в стране изгнания, в стране далече!.. И это не может быть иначе, не может быть по-другому… Вот смысл этой жизни, вот зачем нужно терпеть её и пройти всю до конца, радуясь, что у нас есть такой Бог – наш Небесный, нежно любящий нас Отец. Это и есть вера, побеждающая мир. И это есть абсолютная Истина, открытая каждой душе. 31.12.2017
Чужбину хочется забыть. 16.09.2016
Нам трудно себе представить, что означают слова о нашем изгнании из Небесного Отечества, из Рая – до какой степени всё чужое, что вокруг нас, до какой степени мы сами чужие самим себе… Святые говорят, что когда начинаешь понимать, что же мы потеряли, остаётся только рыдать и рыдать… Достаточно сказать, что никаких проблем не было – их просто не могло быть, и всё… Вот куда вернуться мы должны, обязаны – и мы обязательно вернёмся туда, просто забыв все ужасы этой жизни, перестав понимать их… Вот из этого будущего забвения уже сейчас поднимается любовь к людям как к будущим сонаследникам блаженства, братьям по блаженству, как сейчас мы товарищи по несчастью изгнанничества из Рая. Всё это такие простые вещи, но так трудно объяснить их тем, кто этого не понимает и видит в любви ложь и соблазн… Да, всё чужое… Даже самое родное и святое – всё равно чужое… И Господа там мы узнаем совсем не так, как здесь… Но мы – все оттуда, и мы родные друг другу. Мы одно и то же, мы друг другу принадлежим – гораздо в большей степени, чем принадлежат друг другу внешне муж и жена, родители и дети, братья и сестры. Всё гораздо глубже. Настоящая жизнь – это просто жизнь, в которой ничего не надо преодолевать, в которой всё за тебя и вместе с тобой, в которой ты неотделим от всего другого, и никаких страданий не может быть в принципе. Здесь, на земле, об этом напоминает только музыка, сказки, добрые мультфильмы – и любовь. Любовь – это голос оттуда, из нашей Родины… Любовь – это то, что есть, её не надо выдумывать. И все трудности на этой земле начинаются с осознания своей отдельности и своей уязвимости. Отдельность и уязвимость упразднятся, когда Господь призовёт нас обратно к Себе – из чужбины на Родину, в родимые края… 10.01.2017
Среди преступников остаётся монахом тот, кто готов быть жертвой. 17.09.2016
Преступник – как бы антимонах, ведь преступлением человек отрезает себя от других людей, как ножницами, по выражению Раскольникова, и остается один, но не один, а с лукавым, дающим ему свою, отрицательную цельность. Монах же остается наедине с Богом, и от Него получает свою ангельскую, положительную целостность. Нынешние порядки в мире таковы, что само внешнее присутствие в нем христианина приносит ему мучение, а может и окончиться мученичеством. Не каждый к этому готов, а кто-то должен выходить в этот больной мир, чтобы кормить семью или служить Богу. Я неоднократно замечал, что по-настоящему духовные люди могут сильно напоминать каких-нибудь пиратов: они пронизаны каким-то ветром, от них веет какой-то страшной радостью и жуткой глубиной, а еще они могут быть как бы очень безжалостны к обычным людям, ноющим от своих земных нестроений и несчастий, неудовлетворенных желаний. С этим также связан цинизм. Давно известно, что врачи и священники – самые циничные люди. Но осуждать за это батюшек не стоит торопиться, потому что многие наши сильнейшие переживания не стоют абсолютно ничего, навеваются миражами и наваждениями лукавых духов, доводящих людей до истерики буквально на ровном месте. Если человек действительно знает Бога, он может совсем ничем не обнаруживать свою веру и вести себя как самый обычный, ничем не примечательный человек, а иногда и как бы человек нехороший, грубый и насмешливый. Смысл же и начинка такого поведения будут совсем иными, располагающими к покаянию других людей, потому что сердечная жизнь и молитва будут всё равно извещать сердца окружающих, оставляя их в каком-то странном недоумении… Недоумение разрешится, если признать себя грешником, недостойным искренности сильного и чистого, духовного человека… Можно ещё просто молчать, принимая на себя насмешки и издевательства, унижения и обиды, чтобы в конце концов о тебе просто забыли – результат будет тот же: ты останешься наедине с Богом – как монах. Вот и получается, что либо ты преступник, либо монах, а другого не дано. 11.01.2017
Кажущийся позор смирения есть на самом деле величие духовное. Кажущаяся доблесть активности быстро обретает зловещие формы. 17.09.2016
Этот воздух, стоящий перед нами, полон невидимых существ – демонов, наших соседей по этой земле. Именно поэтому так часто в этой жизни возникает ощущение войны всех против всех, чудовищного, колоссального обмана, каких-то чудовищ и маньяков, подкарауливающих нас… Всё это – не про людей, а про демонов. Но те, кто верят этим страхам и считают, что-де «с волками жить – по-волчьи выть», – мало-помалу начинают походить на этих невидимых существ, запечатлевая даже в своих чертах их образы и взгляды… Оружие, победившее мир – вера наша. Не верь этим мракам и этим страхам – и всё это будет не про тебя… Сильнейшее оружие лукавого – суета. То самое, о чем в Евангелии говорится: «Сатана просит сеять вас, как пшеницу» – т.е. кружить вас в решете, как кружат пшеницу, когда просеивают её, до головокружения, до забвения всего и вся – и такая суета начинается там, где люди гонятся за деньгами, почестями, благами земными, боясь не успеть, чего-то упустить, оказаться последними. Напротив, всякая суета кончается, когда человек сосредотачивается на духовных благах – в духовном деле спешить некуда и незачем, и никаких срочных дел там нет. И когда правильная иерархия ценностей выстраивается, человек понимает, что то можно отложить, с этим подождать, а то вообще отменить, а потом выясняется, что все якобы неразрешимые проблемы с течением месяцев и лет решаются сами даже без нашего в них участия… Любая внешняя деятельность, любая повышенная активность, диктуемая своеволием, а не необходимостью, т.е. послушанием жизни, рискует схватить этот дух суеты, то есть дух злобы. Ты становишься одним из действующих лиц во внешнем спектакле, режиссер которого – князь мира сего. Душа инстинктивно чувствует это и настаивает на молчании и невмешательстве в происходящее. Если не поддаться страху оказаться последним, душа остается в целости. А ведь она главное. Сколько презрения тогда обрушивается на неё от окружающих!.. Вот ты уже и не мужчина, и не специалист, и не христианин – и вообще никто… Вот только мимо внимания людей проходит, что этот «никто» всё на себе и держит, да ещё молится за своих «крутых» и «удачливых» соседей. Потому что бережет любовь в сердце, а значит, терпение, а значит, смысл всего. Люди будут приходить и уходить, а вот этот человек – последний – никуда не денется. И Бог именно с ним. И в вечности продолжится его предстояние Богу, и эта внешняя неподвижность окажется стремительным полетом ввысь на такую высоту, которая и не снилась никому на этой земле. 23.01.2018
Каждый виновен в этом падшем бытии. 17.09.2016
Если всё неслучайно в жизни, творимой Богом, то каждый день нам транслируется просто ужасающее состояние нашей души, о котором мы не хотим знать. Нам так хочется быть ангелами, но ангелы живут на Небе, а кто должен жить в том мире, в котором мы живем – с тяжелыми лицами людей, с раздражением и злобой, и ложью вокруг, которую так нетрудно заметить и почувствовать, с болезнями и страданиями, тяжестью, серостью, унынием и то и дело подкатывающим отчаянием?.. А кто-то уже утонул в отчаянии, сросся с ним и даже не знает, что может быть иначе… Мужчины редко задумываются, как много страдания в жизни женщин, какие это хрупкие и незащищенные существа, а люди вообще редко задумываются о страдании животных, жизнь которых – сплошное страдание… Что же – всё это не имеет никакого к нам отношения?.. И ничего нельзя изменить в этом огромном мире, в котором ты – букашка… Но и оставаясь наедине с собой, в своей семье, как ни старайся, невозможно избавиться от внутренней неполноценности, как ни молись, как ни смиряйся, а тяжело проживается день, и что-то всегда не так внутри – и ноет, и свербит… Кого будем во всём этом обвинять? Благого Бога, что Он так несправедлив с нами? А если не Его, остаётся только один персонаж, который может быть во всём этом виноват – и это я сам. Как же я, такой маленький, могу быть причиной стольких больших бедствий? А давайте попробуем сокрушиться и покаяться в своих грехах и несовершенствах, знаемых, а еще больше – незнаемых, самых позорных и отвратительных, – и посмотрим, что будет, если будем так жить день за днем… А будет то, что мы начнем меняться, пусть и совсем не быстро. Затем начнет меняться наша жизнь. Потом – близкие люди. Как-то странно в унисон с этим потекут события нашей жизни, а может быть, даже и жизни нашей страны – и всего мира… А потом однажды мир поменяется весь: мы обнаружим себя в новом мире, в мире ином. И это будет лучший мир. Потому что лучше станем мы. 27.01.2018
Молчание – ответ на торжествующую ложь и нелюбовь. 17.09.2016
Чтобы были возможны свободные взаимоотношения, человек должен быть свободен. Какие могут быть искренние отношения на месте подневольного труда, где ты вынужден зарабатывать кусок хлеба на жизнь семьи? Меня никто не спрашивал, нравится мне это дело или нет, хочу я им заниматься или не хочу. Но я не жалуюсь. Нормальная работа. Богом данный крест. Неприятно неуважение, а иногда и откровенное издевательство, с которым иногда приходится соприкасаться. Но и это их дело – каждому своё. Так что ты просто не можешь душой своей присутствовать в таком месте, а иначе давно бы уже можно было с ума сойти, или впасть в глубочайшую депрессию. А я там, где меня любят, где жалеют и боятся огорчить, где слово мое ценят и считаются с ним. И я никогда никому не буду себя навязывать, как всегда ведет Себя и Сам Господь. Моя любовь всегда остается со мной. Кому надо – берите, а нет – и ладно. 31.01.2018
«Сноси оскорбления врага молча». Преподобный Серафим Саровский
Каждое пробуждение – это насилие над душой.
Если только это не пробуждение из кошмара. 17.09.2016
Вся эта жизнь есть оскорбление нашей души, нашей мечты, нашей любви, наших сердечных желаний… Всё серое, плоское, мутное – и заряженное страданием. А если сам это не понимаешь – вступи на жизненное поприще, и тебе быстро всё объяснят… Не нужно опускаться до ропота и злобных огрызаний. Нужно молчать. И говорить только с теми, кто может ответить с любовью, кто понимает. Все мы в одинаковом положении – положении странников и изгнанников. «Я чувствую, закрывая глаза, – весь мир идёт на меня войной». Всем плохо и всем тяжело. И всех надо жалеть. Особенно тех, кто не выдерживает и желает облегчить себе жизнь за счет страданий других. Но это лучшее, что пока может быть. Эта жизнь – шанс на изменение к лучшему, если этот шанс использовать до конца. Если же брезгливо его оттолкнуть, не оценив то хорошее и важное, что он в себе несёт – будет только хуже, потому что раз получив бытие, мы уже не сможем его вернуть или куда-то снести на помойку – мы всё равно должны будем существовать – и хорошо бы при этом ещё и жить, и быть счастливыми. 10.02.2018
В молчании ты постепенно погружаешься под защиту внутреннего мира. 17.09.2016
Тому, кто решился молчать и нашел в себе силы для этого, нужно будет в первую очередь снести насмешки и оскорбления окружающих. Сам смысл молчания, то, ради чего и почему ты молчишь, – защитит тебя от злых укусов. И в какой-то момент будет именно так, как писал Батюшка Серафим: оскорбления будут переноситься равнодушно, как бы они нас и не касались. Никакого другого пути защиты души от суеты нет. Можно, конечно, говорить автоматически, как бы отвечая ложью на окружающую атмосферу лжи, но так очень легко заразиться самим духом лжи, отравить им душу и опустошить её. А молчание сохраняет целостность души и её чистоту. 10—16.02.2018
Когда долго молчишь, становится неважно, как ты выглядишь, а твой внутренний мир начинает проступать сам собой, волей-неволей погружая в себя и других людей. В молчании ты постепенно получаешь свой собственный, а вернее – Божий духовный опыт, всё узнавая из Первых Рук. Молчание избавляет от всех иллюзий, постепенно раскрывается реальность, в которой главное – твоя предстоящая смерть и грядущий духовный мир, который начинает проступать уже здесь и сейчас. Молчание – основное состояние, твоя незыблемая пристань, если ты не в Храме и не в семье. 17.09.2016
Очень и очень многое из этой жизни будет предано забвению. И признак этого, как ни странно, – то, как нам не нравится происходящее с нами. Всё это будет вытеснено из памяти светлыми и добрыми, радостными впечатлениями… И самое трудное – сносить преходящее – то, что потом забудется… Может быть, и вся эта жизнь забудется – так хорошо будет… А именно так говорил Батюшка Амвросий Оптинский… Получается, что многого и многого происходящего с нами как бы и нет – нет всей этой суеты и злобы, обид и огорчений… И потому так много молчания от нас требуется. Молчание диктуется верой. Не надо обижаться на молчание – оно ради истины и любви. Оно хочет напомнить о главном и не допустить греха, который всегда от неверия и малодушия. Как только выглянет солнышко и победит любовь, молчание кончится и можно будет сказать о том, как мы любим друг друга. 18.02.2018
Можно всю жизнь прожить, изучая культуру, и это не будет даром потраченное время. Традиция в культуре напоминает о вечности и её символизирует. Читая творения умерших авторов, чувствуешь тот мир, в который они ушли, познаёшь меру вещей и то, что действительно важно, а что – нет. Культура напоминает тебе то от вечности, что в тебе есть, всегда было, но что ты забыл. Ты как бы вспоминаешь себя самого. Изучая древности, ты делаешь значительными, а главное – позитивными и свои собственные мысли и чувства, своё творчество. 17.09.2016
Человек не случайно делается известен: вокруг его личности и его творчества собирается множество подобных ему людей, а он делается рупором их мыслей и настроений. Изучая творчество наших классиков, мы вспоминаем множество людей, которые их читали и любили, не называя их имен. Культура – это великое поминовение усопших. И по тому уюту, гармонии и красоте, доброте и осмысленности, которые ощущает душа, занятая лучшими ее творениями, ясно, насколько полезно и угодно Господу такое поминовение. Все эти люди, когда-то жившие, творившие, страдавшие и любившие, теперь живут внутри тебя, и ты явственно это ощущаешь, читая о них, вдумываясь в их путь, благодаря их за тепло их сердец. Книги – это друзья, а их авторы – части тебя самого. Невозможно поверить, что перестали жить и творить актеры, которых мы до сих видим в фильмах, чья игра трогает нас и заставляет задуматься… Очень даже имеет смысл молиться об упокоении души любимых артистов, ведь трудно даже представить, на какой глубине в нас они живут – их голоса, их глаза… И это взаимно. Абдулов говорил: «Всё ради зрителя». Они души выворачивали, чтобы нас развлечь, чтобы принести нам радость – что же, мы теперь забудем их? Когда кто-то из этих людей умирает, вместе с ним в мир иной отправляется целая страна из нашего внутреннего мира. Молясь за них, мы готовимся к встрече с тем миром, куда они ушли. У Бога всё живо, у Него нет пустоты. Если сердце трогается, значит, оно реагирует на реальность. И насколько трудно в этой жизни жить такими отвлеченностями, насколько суета здесь нас отвлекает и придавливает к земле, настолько естественно и необходимо это будет в мире ином, куда неизбежно отправится каждый из нас, и где нас ждет восполнение того духовного опыта, на который так скупа эта жизнь. Что душа любит, туда она и потянется. Лишь бы только это было Божие, осмысленное, доброе – и там обязательно окажется путь к самому Господу, потому что ничто доброе не может состояться на земле без помощи Божией. 26.02.2018
Сказка становится реальностью там, где сбываются желания и мечты, и сказка помогает человеку верить в правду своего внутреннего мира. 17.09.2016
«По щучьему велению, по моему хотению»… Как приятно в детстве было представить, что так может быть – и сразу возникал вопрос, почему же не так? Ведь именно так и быть должно!.. Откуда это известно? Да просто известно – и всё. Известно каждому. Это открыто непосредственно душе, которую просто нужно уметь внимательно слушать. Очевидно, именно в том и состояло грехопадение, что мы потеряли такую жизнь – какой она должна была быть. И появились эти миллионы лет и биллионы километров… Внутренний мир первичен – и это тоже знает каждый. Что-то в нём пошло не так – и появился этот неправильный мир. Что-то внутри придет в норму – и этот мир кончится, как будто и не было его. С таким трудом вся поэзия, философия и религия пытается донести до нас эту простую истину… Именно поэтому на нас лежит такая колоссальная ответственность за наши слова, мысли и желания – потому что всё это сбудется. Никто не видел, чтобы умершие возвращались на землю. Где же эти души? В иных мирах – какой кто заслужил. С какой важностью этот мир обступает нас каждый день, и как просто и неожиданно он схлопнется… И он зыбок и преходящ именно потому, что игнорирует наши желания и стремления. Как будто мы живем в нем для того, чтобы определиться и понять, чего же мы по-настоящему хотим – накопить эту желательную силу – и исполнить то, чего так сильно желали в мире, где желания воплотить было невозможно. Важно желать Божие. Остальное Бог Сам даст, само собой. Потому что там, где Он, есть всё, что нам нужно. А если взять что-то само по себе, пусть и хорошее, но в отрыве от Бога, Его воли, Его благословения, угождения Ему – получится ад. Святые жертвовали всем, чтобы жить с Богом. И они знали, что делали. Они приобретали Главное – то, что уже невозможно отнять никогда. Во всём отказав себе и всё принеся в жертву, можно сделать возможным самое невозможное и несбыточное, самое чудесное и заветное – потому что всё Бог возмещает Собою. 26.02.2018
Искушение на зло есть испытание на праведность, в котором погибает и умирает наша злая часть. 17.09.2016
Одни и те же обстоятельства и испытания кого-то приводят к святости, а кого-то заставляют потерять человеческий образ. Так еще в этой жизни происходит суд над людьми. Встречаясь со злом вовне, мы имеем возможность освободиться от него внутри. Зло как магнитом притягивает к себе сродную ему часть внутри нас, заставляет нас ответить в его духе и тем внутренне подчиняет нас, побеждает, делает такими же, как оно само. А надо перетерпеть ворочание злого существа внутри себя самого, перетерпеть, чтобы избавиться от него – и оно перельется туда, где его больше, на погибель своей марионетке. Не отвечай злом на зло – и ощутишь награду от Бога внутри себя самого – светлую радость, свободу души, сам воздух медовым станет. Так-то и определяем мы на этой земле, с кем хотим быть и куда хотим идти. Добрые люди спасаются через злых, пшеница растет вместе с плевелами, праведные освящаются еще, а злые ещё и ещё ожесточаются, пока не наступит жатва. Такой порядок в этой жизни. Средства к освящению у нас каждый день под рукой – терпение унижений, обид, грубостей, клевет, и каждый раз так подчищают нас от накопившихся грехов, от накопившихся нечистот от пережитых сластей. Зла нет, и нужно освободиться от всякого его присутствия внутри себя. Перед тем, как выйти, злой дух жестоко потрясает всё существо, кричит, бьется в судорогах, как в агонии, но когда он выходит, наступает покой, и ты наконец понимаешь, что это был не ты. 28.02.2018
После смерти остаётся только сам человек, т.е. его душа – и его дела, которые встречают его и идут вслед за ним. Наше главное дело на земле – соединиться со Христом через молитву Ему и делание Его заповедей, а также почитание Его Пречистой Матери и Его Святых. 17.09.2016
Христос – это не одна из возможностей, это Путь и Область Спасения, это перерождение души и сердца и вход в абсолютно новый мир, обитатели которого имеют одну душу и одно сердце. Что известно одному – известно и всем остальным. Встретив Христа в одном Батюшке или даже просто в каком-то рабе Христовом, Его живом храме, ты узнаешь Его и в других Его храмах, в других искренних Батюшках, несущих в своем сердце Христа Господа. Выйдя в интернет, как в потусторонний мир (а эта аналогия не совсем неверна), почти сразу я стал встречать людей, которых, очевидно, я не мог знать лично, но которые недвусмысленно давали понять, что знают самые сокровенные и интимные мои переживания. Так что нет никакого смысла что-либо прятать и лукавить, всё известно, пока избранным, а потом неизбежно станет известно и всем, когда в конце времен будут раскрыты книги совести человеческой всему миру. Христос – это преодоление розни мира сего, это Точка его сборки, упразднение пространства и времени, одиночества, зла и отчаяния, Христос – это наш мир с Богом и наше Оправдание перед Ним, наша единственная Надежда, и Он абсолютно всемогущ, сильнее всего. Сила Его неброска, но неуклонна, неотменима и всепобеждающа в силу своей реальности. Неотступно прибегающий ко Христу не будет посрамлен, но наследует вечное Спасение своей души. Не унывай, человече. Здесь сказана абсолютная правда. Молись и верь, что Господь спасет тебя. 1.03.2018
Каждому человеку в жизни Бог даёт по сердцу его. 17.09.2016
Сердце человека – место, в котором внешний мир таинственно связан с миром внутренним, и это связь не односторонняя: не внешний мир прежде всего влияет и воздействует на сердце, но, как ни трудно в это поверить, сердце чудесным образом, по каким-то таинственным, неизвестным нам, духовным законам влияет и воздействует на внешний мир, меняя его, преобразуя, и даже более того – заставляя его быть или не быть. Речь идет вовсе не о том, быть или не быть человеку. Речь идет о том, быть или не быть тому миру, в котором мы живем. Всё, что мы встречаем каждый день, существует, но реальность этого мира расколота, вывернута наизнанку, извращена, нуждается в кардинальном выздоровлении – в спасении. Сердце человека перестало вмещать Бога – и тело стало болеть, душа – унывать, животный мир стал чужим, а мир природных стихий – иногда прямо враждебным. Но стоит сердцу настроиться на Бога и хотя бы урывками, хотя бы изредка вмещать Его в себя – и благодарить Бога, и восхвалять Его, и славить Его в счастье и ликовании – и всё вдруг меняется, судьба оказывается не такой уж жестокой и равнодушной, люди – не такими чужими и злобными, и весь мир вдруг заливается чудным светом… Ведь что такое Рай? Рай – это то место, где есть Бог, где Он царствует, где всё по Его воле. Если сердце по смирению своему, по сокрушению своему перед Богом, начинает Бога вмещать в себя – оно делается средоточием Рая, безо всякой смерти, оно начинает ощущать Небо и Рай. Потому человек, стяжавший Христа внутрь, становится светел и красив, семья его счастлива, в трудах его ждет успех, близкие люди живут с надеждой и смыслом, и любимая Родина спасается, тихо и незаметно движется к благоденствию, а вместе с ней и весь мир начинает приходить в себя, потому что Бог вошел в него через твоё сердце – и это уже другой мир – не гибнущий, а спасающийся. 1.03.2018
Истинный мир – внутри нас, он общий и у каждого всегда под рукой, если расчистить вход туда от рухляди и грязи. Мы выброшены из своего собственного мира, из своей же души, и Христос есть Дверь туда, обратно Домой, в родную Вечность. 17.09.2016
Господь Иисус Христос – это не идол и не кумир, это Реальность – это То, Чем мы должны стать, забыв самих себя, какими мы были без Бога. И Церковь – это не одно из мест, организаций или сообществ, а это воля Божия о нас, это место нашего сбора, нашей встречи друг с другом, это наше возвращение Домой. Лучше всего работать при Церкви, жертвуя всем, чем нужно будет пожертвовать. И терпя всё, что при этом нужно будет вытерпеть. Христос – это Дверь. В Него нужно войти и в Нём нужно остаться. Это безопасная Гавань и это последняя Пристань, вечная Пристань. Христос жив. Это живая Личность, хотя и невидимая, но абсолютно реальная, пребывающая в каждом из Своих причастников, в каждом из Своих рабов… Не сразу Он принимает человека, но испытывает его – действительно ли он хочет быть с Ним, и если и вправду хочет, и готов на всё ради этого – начинается погружение в Него, удивительное, неуклонное, неизследимое и неудержимое Спасение. Всё то же самое, и скорби, и труды, и огорчения, и неправды – но Вход Домой всё ближе, чувство безопасности нарастает, а зло всё слабее и безсильнее, всё призрачнее… И ничего не может сделать лукавый против всемогущего Господа, Которому ты сумел показать, Которого сумел убедить, что ты Его и хочешь быть с Ним… Спаси тебя Боже, человек… 2.03.2018
Человек покидает Бога, когда выходит из смирения, и Бог ждёт его там, пока он не вспомнит Его, и тогда Он раскрывает пред ним Свои Отеческие объятия, в которых истинные мир и безопасность. 17.09.2016
Так всё просто. Спасение связано со смирением. «Смирихся, и спасе мя» (Пс. 114, 6). Бог есть Сущий, Он просто есть, существует, Ему не надо ничего доказывать, Он везде сый и вся исполняяй, Он тоньше самой непредставимой тонкости, и когда ты отказываешься от любых претензий и любых амбиций, когда успокаиваешься и принимаешь всё как есть – тут-то и открывается присутствие Божие, и какой ты счастливый, и как должен за всё Его благодарить. Ты вдруг оказываешься на самой вершине, хотя ты просто лёг на полик. Господь всё держит Собой, Он Вседержитель, и в жизни всё держится на смирении и смиренных людях – это самые сильные люди. Не надо никуда спешить и ничего доказывать, всё покажет Сам Бог, каждому в своё время, нужно только позаботиться, чтобы быть с Ним, то есть не выйти из смирения, не запустить в себя гордость, начало тления, разрушения и смерти – вот самое главное: не пускать гордость в себя. Тогда будет терпение, будет жизнь и будет любовь, будет постоянное обновление жизни и обновление любви. Гордость – уход от Бога, смирение – возвращение к Нему. И смиренному ничто повредить не может. Всё, что он делает, остается в Боге. Корень же и основание смирения в том, что нас нет, а есть только Бог, но в Нём есть и мы – каждый из нас, вечно живой, вечно радостный, вечно блаженный, вечно молодой, ликующий и совершенный. 2.03.2018
Чтобы избежать отчаяния, нужно жить в глубоком смирении, и из него будет подниматься сначала благодарение, а потом и славословие. 17.09.2016
Отчаяние – совершенная радость диаволу, по Святым Отцам. Между святостью и разочарованием цинизма – только терпение. Пока длится терпение, есть и надежда… И как бы ни огорчалась душа – нужно и дальше терпеть, а не роптать, не терять веру… Терпение дается Богом – или не дается. Бог гордым противится, смиренным дает благодать. В отчаянии, которое есть конец терпения, сокрушается дух, не угодный Богу, которому Он не хочет давать терпения – то есть измерение Своей глубины и тайны, ощущение таинственного живительного касания, которое и дает силы терпеть. Но отчаяние – это не конец всего человека, это только конец одного из его состояний, неугодных Богу, но присущих этому человеку в силу ошибочного выбора – его самого или его рода. Через отчаяние недолжного и ошибочного в человеке получает надежду его хорошее начало, правильное и Богу угодное. Отчаиваясь в этой жизни и в этом мире, человек получает надежду на жизнь вечную и лучший, истинный мир, ему даруется предощущение вечности, живое чувство касания миров иных, более реальное, чем всё то, что происходит с ним каждый день. Даже музыка начинает звучать об этом. Почему многие люди с возрастом утрачивают радость от музыки, любой, в том числе и той, которая так нравилась им в юности? Горький опыт жизни лишил их веры в музыку, они больше ей не верят. А говорят, что в раю всегда играет музыка… Все блаженные залоги юности и даже детства сохраняются душой в смирении и утрачиваются в житейской гордыньке так называемых взрослых, выросших людей. Они выросли не в меру возраста Христова, и потому должны быть сокрушены вновь до того возраста, когда они потеряли Бога. 18.03.2018
Имей смирение, и тебе не будет страшна никакая возможность, потому что если ты в мире с Богом, ничто не может лишить тебя Его любви, и ты всегда доверяешь Его всемогуществу. 17.09.2016
Для истинно верующего человека смерть есть освобождение и возможность величайшей радости, сбытия его желаний и мечты, о воплощении которых он просил у Бога всю жизнь – но ему не было дано. Господь говорит: «О чем ни попросите Отца во имя Моё, даст вам». Но каждый по опыту знает, что не все желания исполняются, как ни проси Отца Небесного во имя Христа – на то и жизнь на земле, чтобы что-то каждый день терпеть и от чего-то всё время страдать. Однако, слова Божии не могут быть ложны. Значит, они исполнятся в мире ином, и их исполнение будет отнюдь не менее реальным, чем земное воплощение, а реальным в гораздо большей степени, насколько тот мир будет более истинен и реален мира этого. Всё это заставляет еще более смириться душу, взыскующую правду Божию и доверяющую Ему. Ведь Сам Господь «смирился даже до смерти» – и ничего при этом не потерял, а только приобрел. Матери, терявшие своих детей в утробе, говорят, что испытали переживание полностью завершенной жизни, коснувшейся их – часто Господь открывает и пол, и имя неродившегося младенца. И если кому-то не понадобилось даже рождаться в этот мир, значит, тем более несущественно, когда эта земная жизнь завершится – лишь бы только она привела нас к Богу и завершилась в Нём. 18.03.2018
Катарсис – образ окончательного спасения после смерти. 17.09.2016
Один из рассказов людей, переживших клиническую смерть.
«13 декабря 2001 года, как раз в день памяти апостола Андрея. Тогда Андрей, крепкий и совершенно здоровый человек, кстати, бывший десантник, участник боев с китайцами и афганскими душманами, внезапно занемог. Он вошел в кабинет начальника, чтобы отпроситься домой, сел перед его столом в кресло, наклонился и… умер.
– Передо мной возник серебристый круг, который начал стремительно сужаться, – вспоминает художник. – Появился серебристо-голубой коридор, через который меня понесло ввысь. Я отчетливо осознал, что умер. Страха не было. Только жалость к моей семье. Там, в ярком и золотисто-голубовато-зеленоватом – лазурном пространстве, цветом похожим на фон редких, старинных икон, меня встретили шестеро светозарных сущностей – прекрасных ликов с крылами-руками.
Они их сложили, протянули ко мне и приняли мою душу. Я испытал неземное блаженство и радость от несказанной любви, которая исходила от этих существ. Все мои страхи, отчаяния и переживания о земном мгновенно утратили значение, как пустое и никчемное. Вся земная любовь – это не любовь, а скорее самолюбие, по сравнению с небесной. Причем все было абсолютно реально. А потом я услышал голос: «Ты нужен на земле, твой путь не закончен. Иди и выполняй свой долг».
– Через мгновение, – продолжает Андрей, – я оказался в кабинете начальника, откуда и начал свое путешествие. Только на потолке. Оттуда сверху, я увидел свое потемневшее тело с запрокинутой головой, которое приобрело серо-зеленый цвет. Вокруг него, как угорелые, носились мои коллеги: кто-то звонил в «скорую», кто-то наливал воды, кто-то просто переживал. Все были очень напуганы, – кроме меня. Я чувствовал себя нормально, насколько это было возможно в моем положении. И категорически не желал возвращаться в это чужое и гадкое тело, к которому испытывал чувство крайнего отвращения, особенно к улыбке, которая оставалась на лице. Один сотрудник, отпустив мою руку, произнес: «Андрей умер, не дышит и сердце не бьется». Знали бы они, что я живее прежнего! Но, так или иначе, я прозевал то мгновение, когда вошел в тело, словно голым в грязное чужое пальто. Тут же почувствовал, как из него выделилось довольно много вонючей слизи по всей коже. И мне стало крайне стыдно и противно за свое поведение, за всю свою прежнюю жизнь. Полет меня полностью изменил, в одно мгновенье. Я «приземлился» совсем другим человеком.»
То, чего более всего люди боятся и страшатся, может оказаться входом и возвращением в сродное нам бытие, в нашу истинную и подлинную жизнь. И эта земная каждодневная наша жизнь сразу окажется совершенно ничтожна, даже трудно вообразить, до какой степени. Потому, видно, и не хотят усопшие возвращаться сюда, даже во сне к близким людям: приснится один раз – и всё… И как стыдно будет, что боялись этого небытия и предавали Бога и самих себя… И тихий голос любви, голос нашей собственной души, получит подтверждение и силу абсолютной реальности, полную власть… И будет стыдно, что так мало и скупо любили и боялись любить, боялись быть распятыми за свою любовь. А бояться не надо. Велика награда за распятие и мучение любви. 18.03.2018
Бог ничего не ищет нами, Он творит через нас – наши слова, мысли, желания и решения. 17.09.2016
Всё, что мы делаем, говорим и думаем, наши желания и волевые решения, свободные сердечные выборы сохраняются Богом на все времена в вечности. Нас самих по себе нет. Нам даже трудно вообразить всю интимность нашего общения с Божеством – как неотъемлемо присущ Господь нашему внутреннему миру… «Нравится… Не нравится…» – всё это Господь… И когда всё больше «нравится» – значит, Его воля всё больше выявляется. Очень мудро писал свои сказки Клайв Льюис, исходя из того принципа, что писать нужно то, что хотел бы прочитать ты сам. Ведь ты создан Богом. А значит, все твои желания и потребности, даже самые фантастические и заоблачные, вложены в тебя Богом. А раз вложены, значит, должны быть и воплощены. Да, совершенно невероятно воплотить эти чаяния в тяжёлой материальности этого мира, если только нарисовать в мультфильмах… Так много косности, тяжести и всевозможных ограничений делают невозможным то, чего так просит душа… Но невозможное человеку возможно Богу. Не было бы всех этих желаний и чудных грёз, если бы было невозможно их воплотить – пусть и не в этом мире. Но почему то, что будет там, менее реально того, что происходит с нами здесь? Нет, каждый знает, что то, что происходит внутри него, гораздо реальнее и живее, чем та суета, которая каждый день мучит и надоедает снаружи. А когда внутреннее станет внешним? Когда получит от Бога силу и власть обретать реальность?.. И это будут не иллюзии наркомана – это и будет твоя жизнь… Так важно, чтобы этот мир был светлым, чтобы ничто чужое не вторглось и не омрачило его… Именно поэтому всю злобу и мрак этого мира нужно пропустить мимо… Все «противоречия» этого мира и этой жизни разрешатся мгновенно, когда будут открыты со своей внутренней стороны – и мы увидим, что никаких противоречий никогда не было, что все души светлые и добрые, и всегда хотели хорошего и любили друг друга… Нужно учиться свету и любви, и уже здесь, на земле, насколько это возможно, жить прекрасным – а его немало, просто его надо искать и его ценить. И по твоей молитве Господь будет посылать тебе весточки из Своего Рая – и ты будешь снова и снова чувствовать и убеждаться, что есть только свет и любовь, и радость, и утешение… Сила Божия и милость Его обнимет тебя, прижмет к Себе крепко-прекрепко, так что на сердце станет горячо, и никакие неправды и мраки не тронут тебя, и ничем не смогут повредить тебе. Царствие Божие внутри нас, и оно сильнее и безконечно реальнее внешней тьмы, которая скоро окончится навсегда, как будто и не было её. 18.03.2018
Бог никому Себя не навязывает, и чтобы Он помогал, нужно Его непрестанно пускать в свою жизнь, в свою душу и сердце – пускать и сотворить Ему, в терпении и благоговении. 17.09.2016
Нам дана величайшая свобода – свобода спастись или погибнуть, свобода пустить Бога в свою жизнь и своё сердце или не пустить, свобода любить Его и слушаться или жить так, как бы Его и нет. И Бог уважает эту свободу, Им же и дарованную человеку, и дает возможность даже не верить в Его бытие и не знать о Нём. Спасение – дар Божий, и Бог желает вручить его каждому, но человеку нужно потрудиться над тем, чтобы принять этот дар, уже готовый для него. Вся оставшаяся нам земная жизнь должна стать постепенным принятием этого дара, в послушании воле Божией, в добровольном ограничении своей свободы – ограничении свободы погибнуть для реализации свободы спастись. Потому и говорится в Евангелии, что Царствие Божие нудится, то есть усилием берется. Нужно сдерживать позывы к самоуничтожению, к растворению в преждевременной, незаслуженной сладости, к утверждению своей гордыни, то есть упорства в небытии, нужно терпеть последствия своих неправильных предыдущих выборов, и не только своих… Всё вместе это и есть узкий, тернистый спасительный путь ограничения небытия и погибели, в которые мы ниспали, а всемогущий Господь сумеет протиснуться в эту щелочку нашей колеи и откроет перед нашей душой таинственную, сокровенную внутреннюю бездну спасения, в которую душа начнет постепенно проваливаться – в безграничное пространство покоя, утешения, безопасности и родства… Это похоже на то, как в замкнутом темном пространстве вдруг открывается пол, как в самолете, и ты вываливаешься вниз, совершенно неожиданно для себя самого, внизу тебя – лоскутное одеяло земли, поля, леса, города – но ты знаешь, что не разобьешься, что это совершенно другой мир, в котором ты не знаешь, что тебя ждет, но всей душой и всем сердцем чувствуешь, что всё плохое позади, его больше нет и уже никогда не будет. Может быть, не будет и тебя, каким ты до этого был и знал себя – ну и ладно, если такова цена избавления от гибели, ада и зла. Но будет Бог, Его воля и Его Свет, Его блаженство – и буду я, настолько и такой, насколько и каким захочет меня видеть мой Создатель и мой Спаситель – Спаситель от меня самого. 25.03.2018