Очередь из фанатов Хабиба растянулась на двести метров. В основном это старшеклассники и студенты, кто-то даже с родителями. Время – апрель 2016 года, место – московский ТЦ «Метрополис», где в магазине Reebok Хабиб Нурмагомедов должен встретиться с поклонниками. Сам магазин уже забит битком – люди на взводе и в предвкушении.
До знаменитого боя Хабиба с Конором Макгрегором еще два с лишним года. Перед автограф-сессией Нурмагомедов общается с журналистами в подсобке размером с пенал. Мне он рассказывает, что важнее боя с Конором для него пояс UFC – самого престижного промоушена боев смешанного стиля. Разговор перебивает шум фанатов: «Они начали отсчитывать время, когда Хабиб должен выйти», – говорят мне, пока я закрываю дверь подсобки.
Организаторы из Reebok недооценили популярность бойца – здесь нет ни микрофона, ни металлических перегородок, ни дополнительной охраны. Когда Хабиб проходит в торговый зал, на него тут же накидываются счастливые фанаты с телефонами. За несколько секунд образуется свалка, и Нурмагомедова уводят. Фанаты залезают на стеллажи, манекены падают лицом вниз. В толпе нет злости и остервенелости, никто ни с кем не дерется. Ребята буянят от избытка энергии и ощущения, что их никто не остановит. Поэтому вещи исчезают с прилавков, а металлодетекторы на выходе пищат не переставая. Вопреки стереотипу, что за Нурмагомедова болеют в основном парни из Средней Азии и с Кавказа, в толпе немало славянских лиц; попадаются и девушки.
Это был особенный день. Когда я начинал увлекаться ММА, бои в клетке казались окружающим слишком экзотичными и чрезмерно жестокими. А тут я впервые увидел, как ММА вызывают такой ажиотаж и эмоции, причем не на спортивной арене, а в обычном торговом центре – веское указание, что некогда маргинальный спорт перешел в разряд любимого народного развлечения. Видео разгрома на автограф-сессии в ТЦ «Метрополис» станет вирусным и соберет сотни тысяч просмотров в соцсетях. «Фанаты обезумели и разнесли магазин на куски. Вот как они любят Хабиба», – напишет президент UFC Дэйна Уайт, самый влиятельный человек в мире ММА.
Но это будет потом, а пока я смотрю, как бесчинствуют фанаты Хабиба. Через 40 минут после начала веселья охранники вежливо оттесняют их к выходу. Со второй попытки медленно опускаются жалюзи, закрывающие вход. Сквозь прорези видны продавцы с обескураженными лицами. На улице я встречаю новых поклонников ММА, которые продолжают идти в «Метрополис».
– Уже уехал, – говорят счастливцы с пачками подписанных плакатов в руках.
– Поделись одним, по-братски.
Самый влиятельный бойцовский спорт последних 20 лет – это ММА, они же mixed martial arts, они же смешанные единоборства. При этом нельзя сказать, что сегодня мы наблюдаем пик классических ММА. Главная звезда спорта, Конор Макгрегор, за последние семь лет выиграл лишь раз. В профи-боксе по-прежнему самые большие гонорары, а эффект новизны на рубеже 2010‐х и 2020‐х вызывали то поединки блогеров, то бои на голых кулаках. Только все это вряд ли было бы возможным без крупнейшего ММА-промоушена Ultimate Fighting Championship, или UFC.
Конор Макгрегор, регулярно влипающий в алкогольные и секс-скандалы, все равно остается звездой первой величины. Будучи бойцом ММА, он поучаствовал в боксерском бою, ставшим вторым по кассовым сборам от продаж платных трансляций – против Флойда Мэйвезера в 2017 году[20]. Бойцами на голых кулаках в США становятся экс-звезды UFC, они же дерутся с самым известным блогером-боксером Джейком Полом. Потому что UFC лучше всех умеет создавать звезд в боевых видах спорта. UFC – крупнейшая бойцовская корпорации в мире, у которой почти 600 бойцов на контракте, а ивенты проходят по три-четыре раза в месяц. У промоушена есть своя антидопинговая программа, продакшн-студия Apex в Вегасе, откуда можно транслировать небольшие турниры, стриминг-сервис и UFC Performance Institute, который называют одним из главных центров спортивной науки в мире. В UFC PI любой действующий боец промоушена может бесплатно тренироваться, питаться и проходить восстановительные процедуры.
При этом первый ивент UFC, состоявшийся 12 ноября 1993 года в Денвере, Колорадо, задумывался как разовая акция. Это был турнир на вылет между восемью бойцами разных стилей, среди которых были кикбоксер, боксер и сумоист. Победитель определялся в тот же вечер. Главным вдохновителем турнира стал бразилец Хорион Грейси, продвигающий в США семейный бизнес – бразильское джиу-джитсу, или БДД. Суть БДД – в умении бороться на земле, то есть в партере, и применять болевые и удушающие приемы. Члены многочисленной семьи Грейси преподавали в Бразилии и состязались с представителями других единоборств, чтобы доказать преимущество джиу-джитсу – в том числе на турнирах «без правил» или Vale Tudo, что по-португальски значит «все дозволено». Постепенно Грейси расселялись по миру и распространяли БДД дальше. У Хориона, который осел в Калифорнии, хватало учеников из Голливуда и креативной индустрии. Вместе с партнерами он решил провести свою версию Vale Tudo в США.
Рекламщик Арт Дэйви предложил идею состязания между мастерами разных единоборств и придумал продавать турнир по системе платных трансляций (pay-per-view или PPV). Идея такого турнира уже была разогрета фильмами типа «Кровавого спорта» и вечными спорами о том, кто сильнее – борец или боксер, каратист или перекачанный громила. Сценарист Джон Милиус – ученик Хориона, режиссер «Конана-варвара» со Шварценеггером и автор фразы «обожаю запах напалма по утрам» из «Апокалипсиса сегодня» – предложил запирать бойцов в октагоне. Восьмиугольная конструкция, обтянутая металлической сеткой, выглядела брутально и при этом была безопасной для боев с бросками: через канаты ринга можно было бы выскользнуть и упасть, а из октагона – нет.
Правил было немного: нельзя кусаться и выдавливать глаза. Лимитов времени и судей не было, как и допинг-тестов. Бои продолжались до нокаута, сдачи или белого полотенца из угла[21]. Все бойцы подписывали отказ от претензий в случае травм и смерти. Колорадо выбрали, потому что в этом штате не было атлетической комиссии, которые в США санкционируют профи-бои. Победитель получал пятьдесят тысяч долларов. Разница в весе между бойцами иногда достигала восьмидесяти пяти килограммов, зубы вылетали, а кулаки без перчаток тут же ломались.
Турнир выиграл спец по БДД и младший брат Хориона 26-летний Хойс – худощавый и не выглядевший особо опасным на фоне мачо-бойцов. Хойс легко удушил[22] двоих оппонентов, а профи-боксер так боялся получить перелом, что сдался еще до приемов. UFC продал 86 тыс. PPV – это был хит. В США тогда мало знали о грэпплинге и болевых с удушающими, поэтому БДД изменило представление о единоборствах. Джиу-джитсу вошло в моду и остается актуальным до сих пор, а сделанный на ощупь турнир оказался чем-то гораздо бóльшим, чем рекламный ролик одного боевого искусства. «Они изобрели смешанные единоборства, не подозревая об этом», – много лет спустя скажет президент UFC Дэйна Уайт.
Организаторы продолжили проводить турниры исходя из логики столкновения разных техник и школ. Во всем мире были одновременно популярны несколько видов единоборств, поэтому появление таких боев было закономерным: за три недели до UFC похожее мероприятие прошло в Японии. Сам термин «бои без правил» быстро устарел, хотя еще долго оставался в ходу. Правила в UFC обновлялись практически после каждого турнира. Совсем без правил бои становились или слишком опасными, или слишком скучными. Так, например, прошел бой Хойса Грейси и Кена Шемрока на UFC 5 – бойцы уныло лежали в партере, пытаясь поймать друг друга на болевой или удушающий прием. Поединок остановили, когда кончилось время трансляции. Поскольку судей не было, пришлось объявлять ничью.
Грейси не были заинтересованы в эволюции правил и покинули UFC, а промоушен возглавил Боб Мейровиц – хозяин компании Semaphore Entertainment Group, производящей комедийный и музыкальный контент для PPV. Джиу-джитсу без эффекта неожиданности времен первого турнира стало просто одним из инструментов в арсенале разных бойцов.
В 1990‐е в «бои без правил» приходили всё более сильные спортсмены, а борьба, распространенная в американских школах и университетах, оказались практически идеальной базой для нового вида спорта, как, впрочем, и самбо, популярное в России[23]. Акцент от противостояния разных стилей смещался к схваткам бойцов, комбинирующих навыки. Ударники учились защищаться от проходов в ноги, борцы – драться в стойке. Вместо «боев без правил» в обиход входил термин «смешанные единоборства», или ММА.
Новый тип боев привлекал отчаянных ребят и «неудачников» из профильных видов спорта. Историк ММА Джонатан Сноуден описывает UFC девяностых как «дикую тусовку с наркотиками, стероидами, стриптизершами и постоянным пьянством»[24]. Владельцы UFC хвастались брутальностью своего детища, что помогало с быстрой раскруткой, но вредило облику промоушена на длинной дистанции.
Политик-республиканец и будущий кандидат в президенты США Джон Маккейн назвал происходящее в UFC «человеческими петушиными боями». Он добился запрета ММА-боев в 36 штатах и вынудил крупных кабельных операторов перестать транслировать бои UFC. Потенциальная аудитория промоушена сократилась примерно с 30 млн до 5 млн домовладений, что для компании, зарабатывающей с PPV, было близким к краху. Топовые бойцы уезжали в Японию, где лучше платили, пока хозяева UFC судились за право проводить турниры и устраивали ивенты в штатах, в которых либо еще не запретили ММА, либо не было атлетических комиссий. В основном это были небольшие помещения в захолустных местах, а UFC 15 прошел в шатре на парковке рядом с небольшим казино. Сам Маккейн не особенно вникал в то, с чем борется – например, ругал UFC за отсутствие рефери, хотя они работали на всех боях. Борьба с насилием в массовой культуре в девяностые была способом заработать политические очки, чего бы это ни касалось: шок-рокеров, компьютерных игр или единоборств.
Боссы UFC пытались договариваться с атлетическими комиссиями и продолжали смягчать правила. Вместо турниров на вылет вечера стали состоять из отдельных боев, появились весовые категории, перчатки и судьи. В 2001 году появились общие для США правила ММА, бои пришли в близкий к современному вид, но борьба за легализацию подвела UFC очень близко к банкротству. Тогда в игру вступил Дэйна Уайт.
Родившийся в 1969 году Дэйна Уайт до 2001 года был второстепенным персонажем из мира бокса и ММА. В середине 1990‐х он владел боксерским залом в Бостоне, но сбежал в Лас-Вегас после конфликта с местными гангстерами. В Вегасе Дэйна подрабатывал тренером по боксу у друзей-миллиардеров[25], братьев Лоренцо и Фрэнка Фертитта, которые владели сетью казино Station. Лоренцо к тому же работал в Атлетической комиссии Невады, и в том числе с ним владельцы UFC обсуждали разрешение проводить бои ММА в штате. ММА тогда не легализовали, но братья с Уайтом увлеклись бразильским джиу-джитсу, а Дэйна стал менеджером нескольких бойцов. Узнав, что промоушен продается, он предложил братьям Фертитта его купить.
Умирающий UFC они приобрели за $2 млн, а материнской компанией стала созданная братьями Zuffa[26], где Уайт получил 9 %. Дэйна с его агрессивным напором и даром убеждать стал президентом и фронтменом промоушена. Уайт и Фертитта собрали новую команду, добились разрешения ММА в Вегасе, столице профи-боев США, и вернули UFC на кабельное ТВ. Но главное – они стали позиционировать UFC не как месиво свирепых маргиналов, а «самый быстроразвивающийся вид спорта в мире», понятный вне зависимости от культурных различий и вобравший лучшие элементы различных единоборств[27], а своих бойцов – как спортсменов экстра-класса, которые тренируются в нескольких дисциплинах сразу и идут в спорт после окончания университета или колледжа. Новые чемпионы действительно были сильнее и универсальнее звезд 1990‐х, только никто не хотел смотреть их бои. За пять лет с новыми владельцами UFC потерял $44 млн.
Боем, который спас промоушен от разорения, Дэйна Уайт называл поединок Форреста Гриффина против Стефана Боннара в 2005 году в финале реалити-шоу The Ultimate Fighter. Zuffa заплатила за его производство $10 млн. Сюжет TUF был прост – 16 бойцов живут в одном доме, тренируются и проводят между собой турнир на вылет, а победитель получает контракт с UFC. Зрители за сезон знакомились с бойцами, а финалисты (и будущие близкие друзья) кроваво зарубились в надежде получить работу мечты. С небольшим перевесом выиграл Форрест, но Уайт дал обоим одинаковые контракты[28]. Бой привел в ММА новую аудиторию, а шоу пережило более 30 сезонов и стало важной частью UFC. С одной стороны, оно показывало, из чего состоит спорт: весогонки, тренировки, работа тренеров, бои и нокауты. С другой, демонстрировало его изнанку – пьянки, пранки, драки, скандалы, слезы и прочие приметы реалити-шоу. Но, что самое главное – TUF стал поставщиком новых персонажей, сильных бойцов и чемпионов UFC.
Быстрая реакция UFC на тренды стала отличительной чертой промоушена. Еще в нулевые бойцов приучили смотреть бои коллег и активно о них высказываться. С приходом соцсетей объясняли, как вести твиттер, который стал основной соцсетью для мира боев, и премировали за прирост подписчиков. Подписав контракт, бойцы UFC передают компании права на свое изображение – его компания перепродает производителям видеоигр. За десять лет UFC стал экосистемой, где общий бренд важнее отдельных звезд. Уайт и Фертитта уделяли повышенное внимание стилю и подаче: благодаря антуражу и качественному продакшену даже проходные бои выглядели здóрово. Для большей зрелищности владельцы UFC влияли на правила: например, при пассивности в партере рефери стал поднимать бойцов в стойку, а главные бои вечера проходили в формате пяти раундов вне зависимости от того, чемпионские они или нет. Установку, что зрелищный бой важнее победы, закрепили системой бонусов. Если в боксе обычно платят фиксированный гонорар, то по итогам каждого ивента UFC бойцам стали давать бонусы не только за победы, но и за лучшее выступление вечера, нокаут, победу приемом. Бонус за лучший бой вечера получают оба участника. И хотя в UFC любили подсвечивать неприязнь между бойцами, за принципиальные нарушения дисциплины наказывали серьезно. Например, Ренато Собрала, который продолжал душить оппонента даже после потери сознания, Уайт уволил из UFC со скандалом и навсегда.
В двадцать первом веке ММА и бокс сошлись в полноценной схватке за аудиторию. Популярность ММА можно объяснить тем, что их проще и интереснее смотреть неподготовленному зрителю. В боксе же веселой дикости, которой хватало еще в 1990‐е, стало меньше, да и сам он как спорт за десятилетия развития порядком бюрократизировался.
В ММА, например, чемпионские пояса дают промоушены – UFC, PFL, Fight Nights, а весовых категорий в том же UFC девять. В боксе есть отдельно промоутеры и отдельно чемпионские федерации, которые учреждают мировые титулы. Легитимными и равноправными считаются четыре версии – WBC, WBA, IBF, WBO[29]. Умножьте их на 18 общепризнанных весовых категорий и посмотри́те, как взорвется мозг человека со стороны. Понять, кто где сильнейший боец, незнатоку довольно сложно. Цена поражения из-за высоких гонораров и других факторов выше (а значит больше осторожных и скучных боев), поединки лучших бойцов фанаты ждут по пять лет. Чтобы понимать, почему кто-то с кем-то не дерется годами, надо ориентироваться в промоутерах, контрактах с медиаплатформами и в подковерных играх, поэтому хардкорные фанаты бокса не только смотрят нокауты, но и зарываются в кафкианские нюансы местной бюрократии.
На этом фоне UFC пылал драйвом и хулиганским обаянием спортивного стартапа. Бойцы выходили в клетку в футболках с черепами, в рингсайде[30] сидели порнозвезды, компанией управлял энергичный и активно твиттящий скандалист Уайт, а комментировал поединки Джо Роган, который в 2010‐е станет главным подкастером мира. В то же время одним из главных лиц бокса оставался перешагнувший восьмой десяток промоутер Боб Арум, который когда-то организовывал бои Мохаммеду Али.
Правил в современных «боях без правил» не меньше, чем в боксе. История смешанных единоборств – это в принципе история развития и появления новых правил. В своем современном воплощении ММА – тонкий и многогранный вид спорта, успех в котором зависит не только от мастерства в одном из единоборств, но и от универсальности, – умения миксовать техники и переходить от одной к другой.
Бой в ММА может идти в стойке и в партере. Стойка – когда бойцы находятся на ногах. Партер – когда они на полу. Промежуточной позицией можно считать клинч, когда бойцы плотно прижаты и используют захваты руками. В клинче можно и бороться, и бить. Перевод из стойки в партер называют тейкдауном. В стойке боец может бить руками, ногами, коленями и локтями.
Фолов в современных ММА немало. В том числе нельзя бить в пах, в затылок, в область позвоночного столба, в горло. Запрещены удары головой, заламывание пальцев, хватание за волосы, укусы. Как и в боксе, бойцы надевают капу – протектор для зубов. Еще здесь тоже есть перчатки, только полегче боксерских[31] и с открытыми пальцами – чтобы было удобно бороться и держать оппонента, в том числе во время проведения приемов.
Важным моментом для ММА стало появление весовых категорий. В UFC их сейчас восемь для мужчин и четыре для женщин. Это позволяет встречаться соперникам более-менее одних габаритов, а стиль ведения поединка как боксеров, так и бойцов ММА сильно меняется в зависимости от веса – у легковесов больше действий и выше скорость, тяжеловесы не такие пластичные и быстрые, зато цепляют физической мощью, а смотреть, как падают в нокаут очень большие парни, зрителей по-прежнему заводит сильнее всего.
В ММА, если боец оказывается на полу, бой продолжается, что может смутить новых зрителей – здесь бьют лежачих. При этом в современных ММА лежачего нельзя бить коленями и ногами по голове (лишь в корпус и в ноги), а сам лежачий может обороняться, встать или атаковать сам. Есть виртуозы, которые опасно бьют из положения лежа, но чаще партер используют для применения болевых и удушающих приемов. Многие приемы в бразильском джиу-джитсу придуманы именно для работы на спине, и нередко сильные грэпплеры стараются побыстрее оказаться в партере и даже симулируют нокдауны, чтобы заманить оппонента в выгодную для себя плоскость боя. Один из самых эффектных примеров показал Фабрисио Вердум, когда он вроде как упал под ударами Федора Емельяненко, но, лежа на спине, поймал последнего на хитрый прием «рычаг локтя в треугольнике»: Вердум ухватил ногами шею нависающего над ним Емельяненко и заломал ему руку под неестественным углом, вынуждая Федора сдаться. Чтобы прервать победную серию россиянина из 27 боев, Вердуму понадобилось 69 секунд.
В боксе, если человек упал от удара, рефери отсчитывает нокдаун (от англ. knock down). Если боец встал на счет «десять» или раньше, то бой продолжается. Если не встал – это нокаут (от англ. knock out). Если боец встал, но рефери считает, что драться дальше опасно для здоровья, то это технический нокаут. Поражение техническим нокаутом засчитывают, если боец или его секунданты подают знак сдачи, либо если бой остановлен по рекомендации врача или при наличии серьезной травмы, полученной в результате разрешенных действий оппонента – например, если из-за гематомы глаз бойца полностью закрыт и он не видит удары.
В ММА также можно выиграть нокаутом или техническим нокаутом, но нокдауны не отсчитывают. Победу болевыми или удушающими приемами называют сабмишен[32]. Боец, который попался на прием, может постучать ладонью по оппоненту или по канвасу[33] или сдаться вербально (например, крикнуть «стоп»). Опытные бойцы до последнего терпят и стараются вырваться, поэтому при удушающих люди порой теряют сознание или «засыпают». А при добивании в партере действует правило активной защиты[34] – если рефери видит, что боец просто принимает удары, закрывшись руками, то останавливает бой и засчитывает победу техническим нокаутом. Таким образом, бой можно выиграть нокаутом, техническим нокаутом, сабмишеном (в ММА) и по очкам. Очки считают, если бой прошел все запланированные раунды.
В ММА формат боя – три раунда по пять минут в обычных боях и пять по пять в чемпионских. Как и в боксе, за боем следят трое судей – их называют боковыми, они сидят с разных сторон клетки или ринга. И в ММА, и в боксе раунды оценивают по десятибалльной шкале. Победитель получает 10, проигравший 9, и счет выглядит как 10:9. В ММА судьи оценивают эффективность ударов и борьбы, агрессию[35], контроль клетки или ринга. В боксе – оценивают раунд на основании количества нанесенных точных ударов, эффективной агрессии, контроля ринга и защиты.
В боксе, если в раунде был нокдаун, выставляют 10:8, два нокдауна – 10:7. При сильной доминации одного из бойцов счет может составлять 10:8. Рефери может снять очко за нарушение правил, а если нарушения систематические – дисквалифицировать спортсмена и засчитать ему поражение. Ни в боксе, ни в ММА не выставляют счет ниже 10:7, а раунды могут быть и ничейными. Очки, выставленные за каждый раунд, после боя суммируют[36].
Судей и в боксе, и в ММА нередко ругают за некомпетентность или ангажированность. Это отдельная и обширная тема. Стоит лишь сказать, что судейская работа сложная, в ней всегда есть элемент интерпретации, и каждый из трех судей может видеть бой по-своему. Надо понимать, что бой у ринга или клетки и бой даже из третьего ряда могут смотреться совсем по-разному, и эта картинка всегда будет отличаться от той, что зритель видит на экране. «Не оставляй решение в руках судей», – одна из частых фраз Дэйны Уайта[37]. Рефери следит за исполнением правил, здоровьем бойцов и принимает решение об остановке боя. Чтобы оценить состояние бойца, он может вызвать в клетку врача. Рефери часто и хвалят, и ругают. Но общее мнение – лучше остановить бой чуть раньше, чем дать бойцу получить лишние повреждения.
Правила ММА, о которых идет речь, приняты в 2000 году в США. С тех пор они не раз дополнялись и используются с разными вариациями в других странах, в том числе и в России. В Азии вообще и в Японии в частности правила ММА развивались параллельно и довольно сильно отличались. Например, в японском промоушене Pride, который был сильнейшей ММА-организацией 2000‐х, нельзя было бить локтями, но можно – ногами и коленями по голове лежачего, а первый раунд шел 10 минут.
Разнообразие техник делает ММА более динамичными, чем бокс. Бокс – не менее многогранный и хитрый спорт, но в сочетание борьбы, грэпплинга и ударов руками и ногами на базовом уровне вникнуть легче, чем в нюансы бокса, где бьют только руками, а ноги используют, чтобы контролировать пространство. В ММА в рамках одного раунда можно увидеть и размены ударами, и борьбу, и грэпплинг. А способов закончить бой больше – как и разных экзотических техник и приемов. В ММА можно увидеть и нокауты от ударов коленом в прыжке, и удары с разворота – кулаком (бэкфист), локтем или ногой. Или, например, «летящий рычаг локтя», когда великий чемпион Деметриус Джонсон с прогибом бросил оппонента и прямо в воздухе поймал его руку на классический болевой прием, грозящий переломом конечности[38].
Все это делает ММА более непредсказуемыми, интуитивно понятными и быстрее цепляет нового зрителя. Удары локтями чаще секут кожу, поэтому ММА – более кровавый спорт, чем бокс. А когда боец попадается на прием, можно увидеть боль. В боксе такие ситуации бывают нечасто, только если при ударах в печень. За счет легких перчаток бои сильнее напоминают драку, а сам формат ММА лучше заточен под современные медиа. Три или пять раундов по пять минут – это короче, чем топовые и чемпионские поединки в боксе, которые идут по десять и двенадцать трехминутных раундов соответственно[39]. Зритель может буквально на пальцах прикинуть, кто победил в трех- или пятираундовом бою. Конечно, везде бывают скучные поединки, но в ММА они короче, потому проходят быстрее.
В 2000‐е и 2010‐е дружелюбность формата накладывалась на быстрый прогресс индустрии. Сюда приходили всё более сильные спортсмены и тренеры, которые все лучше и лучше адаптировались к правилам смешанных единоборств.
Сначала в ММА переходили спортсмены, которым не удалось раскрыться в своих базовых дисциплинах. Постепенно людей, которые планировали строить свою профессиональную карьеру именно здесь, становилось все больше. Отец и тренер Хабиба Нурмагомедова хотел, чтобы он выступал в дзюдо, но сам Хабиб уговорил его на ММА. Есть и бойцы, для которых ММА были первым единоборством.
В итоге смешанные единоборства заняли свою нишу и где-то потеснили бокс, но не смогли его «победить». И то и другое – бои, и нельзя сказать, что один из них круче другого. И в боксе, и в ММА есть своя красота и сложность. В боксе последней больше – за счет запутанности индустрии и накопленных традиций. Сложнее понять и происходящее на ринге, хотя, казалось бы, все должно быть наоборот. Сложность боксерского боя – как простая проза большого писателя. Опытный читатель понимает: чтобы добиться такой лаконичности, нужно особенное мастерство.
«Во-первых, в боксе больше платят – рассказывает мне журналист Вадим Тихомиров. – Например, Флойд Мэйвезер заработал миллиард долларов, чего в спорте добились единицы. Во-вторых, есть ощущение максимальной отточенности одно узкоспециализированного навыка. Бойцы ММА – это часто ребята, которые боксируют, борются и так далее на уровне КМС. А бокс – во многом один конкретный навык: бить руками, и он доведен до искусства, до высокоинтеллектуального уровня. Плюс традиции бокса, которые дают важный флер и красивый эффект – у ММА еще нет такой культуры и легенд вроде Мохаммеда Али».
Дэйна Уайт стал одной из главных звезд UFC. Просто его бои проходили в другой плоскости: Уайт добивался легализации UFC в новых штатах, выходил на рынки в новых странах, заключал контракты с крупными партнерами. Параллельно Дэйна вел реалити-шоу TUF, троллил промоутеров-конкурентов, наказывал и защищал своих бойцов и увлекательно рассуждал о поединках. Как и большинство промоутеров боев, его не раз ловили на несоответствии фактам.
Хороший промоутер не может не быть манипулятором в стиле «Государя» Макиавелли. Причем промоутер обычно манипулирует как бойцами (потому что если они не будут соглашаться на его условия, промоушен разорится), так и зрителями (ведь если промоутер не убеждает людей смотреть его ивенты, крах также неизбежен). «Моя работа – продавать вам бои, – говорит Дэйна. – Моя работа сделать так, чтобы вы не пошли куда-нибудь с женой в субботу вечером… Моя работа – заставить вас остаться дома и посмотреть UFC»[40]. Поэтому промоутеры постоянно преувеличивают значимость своих ивентов, преуменьшают свои провалы, выгораживают своих звезд и выставляют в невыгодном свете неугодных бойцов, журналистов или конкурентов[41]. Эффективный Уайт в бойцовском бизнесе стал образцом для подражания. Также он показал себя человеком, который умеет не только строить свой бизнес, но и безжалостно разрушать чужой.
В 2000‐х, пока Уайт и братья Фертитта вели свою борьбу за выживание, лидером ММА стал японский промоушен Pride Fighting Championship. В каждой стране мир боев принимает свои формы. Если в UFC за референс взяли бокс и двигались к профи-спорту, то японские ММА росли из рестлинга. Бои проходили на белоснежном ринге, предварялись карнавальными выходами бойцов и собирали огромные стадионы, которые тогда и не снились боссам UFC. Правила отличались от американских ММА. Поединки были не такими кровавыми (удары локтями запрещались), но зато, как уже было сказано, здесь можно было бить лежачего ногами и коленями по голове. Бойцов тестировали на наркотики, но в контракте было прописано, что прием стероидов не запрещен, поэтому в Pride было больше участников с гипертрофированной мускулатурой.
Pride тогда лидировал по гонорарам, и здесь дрались лучшие бойцы со всего мира – японцы, бразильцы, американцы и россияне. Именно тут мировой звездой стал Федор Емельяненко, самбист из Старого Оскола, которого многие до сих пор считают лучшим тяжеловесом в истории ММА. Победная серия некрупного и слегка пузатого Федора продолжалась 10 лет – он побеждал амбалов больше себя, выбирался из безнадежных ситуаций, одинаково хорошо боролся и бил.
Отдельным жанром японских промоушенов (особенно в Pride и в кикбоксерском К-1) стали фрик-бои. Целью был эффект «вау, я правда эту вижу?»: между собой сталкивались люди либо очень разных габаритов, либо уровня навыков. Хойс Грейси быстро поймал на болевой прием сумоиста Акебоно, который был тяжелее почти на 140 килограммов. Чемпион Pride в тяжелом весе Антонио Родриго Ногейра зарубился с американским футболистом Бобом Саппом, который только что не светился от стероидов и весил 170 килограммов (Ногейра – 104 килограмма). При всей внешней комичности бились там по-настоящему – Ногейра победил Саппа ценой сломанных лицевых костей.
В Японии два фрик-боя провел и Федор Емельяненко (183 сантиметра / около 105 килограммов) – забил за 26 секунд темнокожего бразильца Зулузиньо, который весил 154 килограмма, и поймал на рычаг локтя корейца Хон Ман Чоя по прозвищу «Техно Голиаф» (рост – 219 сантиметров). Эти два оппонента не были топовыми бойцами, но победы Федора над ними вспоминают не реже куда более значимых боев. Из-за разницы в габаритах они смотрятся как кадры из мультфильма или компьютерной игры. Артем Тарасов говорил, что на бой с Дациком его вдохновил именно поединок Федора с двухметровым корейцем.
Промоушен может казаться непотопляемым и масштабным (совместный ивент Pride и K-1 в 2002 году собрал больше 90 тыс. зрителей), но один из главных вопросов с любыми боями – «кто реально контролирует эту организацию»? В случае с Pride за кулисами стояли якудза, – причем власть переходила от одной группировки к другой[42]. По словам историка ММА Джонатана Сноудена[43], роль якудза в японской индустрии развлечений в принципе не была тайной, но связь промоушена и местных ОПГ стала слишком явной для японских представлений о приличиях, а сопутствующие истории – слишком неприглядными. Например, смерть президента Pride в 2003 году официально считалась самоубийством, но ходили слухи, что в этом замешаны якудза. В итоге Fuji, ключевой ТВ-партнер, разорвал с промоушеном контракт, что грозило для него разорением. В мае 2007‐го набиравший тогда обороты UFC купил Pride. Сделку оценивали в районе $70 млн[44]. Уайт говорил, что Pride и UFC будут существовать параллельно, но уже через пять месяцев японский промоушен закрыли. Большинство топов Pride перешло в UFC – теперь промоушен точно стал местом, где собрано большинство сильнейших бойцов мира. Федор Емельяненко, у которого не было с Pride эксклюзивного контракта, остался свободным агентом[45], а вопрос, подпишется ли он в UFC, станет одной из главных интриг в мире ММА на десять с лишним лет.
Японские ММА на закрытии Pride не закончились, но настолько масштабных промоушенов в стране так и не появилось. В мире профи-боев жесть и спорт всегда сосуществуют, а вся индустрия развивается циклично – в разные периоды доминирует то одно, то другое направление. В конце 2000‐х более ориентированная на спорт модель ММА от UFC явно побеждала. Впрочем, Уайт и Zuffa в принципе не рассматривали сотрудничество ни с какими альтернативными моделями ММА, даже более близкими. В 2011–2013 годах владельцы UFC сначала купят, а потом закроют Strikeforce – их главного конкурента на американском рынке. Лучшие бойцы оттуда снова перейдут в UFC.
В России 1990‐х бои UFC смотрели в записи на видеокассетах, а ММА-поединки начали проходить здесь с 1995 года[46]. Правда, практически до 2010‐х годов они были мало кому интересны – забавный парадокс, учитывая, что главным бойцом ММА 2000‐х в мире считался Федор Емельяненко. Его встречали толпы поклонников в Японии, среди его американских фанатов был Майк Тайсон, но на родине, кроме любителей единоборств, про Емельяненко мало кто слышал. По телевизору поединки Федора не показывали, а до расцвета ютуба заинтересовать массовую аудиторию новым видом спорта было сложно. Еще в России на боях сложно зарабатывать, потому что здесь не прижилась система PPV – люди не привыкли платить за контент. Тем не менее попыток увлечь аудиторию поединками смешанного стиля было много.
Питерский бизнесмен Вадим Финкельштейн, в 1990‐е переехавший в Голландию, увлекся там ММА, а промоушен М-1 создал, чтобы рекламировать свой энергетический напиток Red Devil. Еще в Голландии Финкельштейн увидел, что аудитории боев и энергетиков сильно пересекаются – наблюдение, верное и поныне. С 1997 года Вадим регулярно проводил ММА-ивенты в России: он терял на них деньги, но зато зарабатывал на продажах напитка. В 2003‐м Финкельштейн стал менеджером Федора Емельяненко, но даже с таким активом дела шли туго. «Журналисты советской закалки говорили, что это вообще не спорт, раз там ногами по голове бьют, и просили больше не звонить», – вспоминает пиарщица Наталья Буланова, которая пришла в М-1 продвигать энергетик, но до сих пор занимается боями. Финкельштейн не сдавался и за свой счет показывал на НТВ бои Федора и других топов Pride. На покупку прав и производство программы для канала у него ушло $480 тыс. за два года[47].
В 2007 году Емельяненко впервые за шесть лет выступил в России, и тут выяснилось, что в число редких российских фанатов Федора входит мастер спорта по дзюдо и самбо Владимир Путин. На турнире в Санкт-Петербурге рядом с Путиным сидели Жан-Клод ван Дамм и Сильвио Берлускони. «Тогда будто отмашку дали, что теперь можно писать про ММА и про Федора, а Вадиму стало легче продвигать свои бои», – вспоминает Буланова. Причем появление Путина заметили не только в Санкт-Петербурге. Дональд Трамп в 2008–2009 годах поучаствует в организации двух поединков Федора в США. Трамп известен любовью к боям, и его впечатлил статус бойца, на которого ходит ВВП.
Фамилии Путина и Трампа частично объясняют, почему бизнесмены берутся за организацию или финансирование боев. Да, на этом сложно заработать, зато из просто человека с деньгами ты становишься спортивным амбассадором, который делает что-то значимое и вращается в бескомпромиссно мужском, полном азарта мире, а еще так можно завести новые связи, полезные для бизнеса. Например, одним из инвесторов М-1 был бизнесмен Сергей Матвиенко, сын председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко. В 2009‐м Дэйна Уайт прилетит на остров Кюрасао в Карибском море на встречу с ним, Финкельштейном и Емельяненко. Дэйна предложит не только подписать Федора в UFC, но и купить М-1 целиком. Сумма, по словам Уайта, была аномально большой, но последнее слово оставалась за Матвиенко. Бизнесмен в ответ на предложение Уайта лишь рассмеялся, и сделка не состоялась[48].
В 2010‐е бои станут показывать по ТВ, появится сразу несколько заметных промоушенов, а в 2012‐м Минспорта признает ММА официальным видом спорта в стране. Федор станет президентом Союза ММА России, поработает помощником министра и наконец-то превратится в звезду у себя на родине. Правда, к этому моменту спортивная карьера Емельяненко будет уже на спаде. Поражений и невыразительных поединков станет больше, но они всё равно будут крупными событиями, выходящими за рамки спорта.
Постепенно вокруг ММА в России сложилась фанатская база, где, как и во всякой субкультуре, выработался свой сленг. Слабых, часто проигрывающих бойцов называют «мешками». Спортсменов, которые за счет побед над ними выстраивают свои рéкорды (то есть послужные списки) – «мешкобоями». Бойца, который лезет в борьбу, чтобы избежать обострения – «яйценюхом». Лежать в партере на оппоненте без атакующих действий – «одеялить». Досрочные победы называют «финишными» – отсюда «он его финишировал» в значении «победил нокаутом или приемом». Иногда говорят «удосрочил» (от «досрочной победы») или «засабмитил» – в значении «выиграл болевым или удушающим приемом».
Еще российский бойцовский сленг сильно пересекается с уличным языком, описывающим конфликты. Быть активным по отношению к своей цели и отстаивать свою позицию – «газовать». Газовать можно и на тренировках, и на кого-то. «Давать заднюю» – сдаваться, отступать и забирать свои слова назад. Пустомель и людей, не отвечающих за слова, называют «воздуханами». А процесс выдавания пустых обещаний – «гонять воздух». Удар исподтишка (на улице, во время спора и так далее), часто сбоку или со спины, называется «нежданом» или «нежданчиком». Скандалы с шумом, оскорблениями, а иногда и c переходом на обмен пощечинами, ударами или в массовую драку – «кипиши». И тут интересно, что сленг быстро стал если не официальным, то близким к языковой норме. «Он его выиграл», говорит большинство деятелей индустрии, включая многих менеджеров, промоутеров и даже редакторов новостных сайтов; часто встречается и «крайний бой», – из массового суеверия, что последний бой может оказаться последним в жизни.
Как и в остальных странах, в России индустрия боев отражает характерные черты местной реальности. Здесь лет двадцать мало кто хотел платить за билеты. А фанаты до сих пор очень токсичны по поводу промахов российских бойцов и промоутеров. Среди российских бойцов ММА и боксеров много родноверов. В ММА благодаря сильной традиции борьбы множество уроженцев Кавказа, а аудитория проецирует на них региональные стереотипы. Если в США среди чемпионов ММА хватает плейбоев и королей вечеринок, то в России самые громкие бойцы-спикеры часто придерживаются строго консервативных взглядов. Большинство проектов в боксе и в ММА – дотационные, поэтому их обычно позиционируют как социальные и много говорят про пример для молодежи. Впрочем, самыми узнаваемыми бойцами зачастую становятся не лучшие спортсмены, а те, кто попадает в криминальную хронику.
Помимо Вячеслава Дацика, которого обвиняли в поджоге церкви, ярким героем темной стороны российских боев станет младший брат Федора, Александр «АЕ» Емельяненко. Не такой успешный в боях, зато остроумный, харизматичный и с проблемами из-за алкоголя, постоянно попадающими в новости. Несмотря на набитые на коленях и груди звезды, церковь с куполами и надпись на ногах «пойдете за правдой – сотретесь до жопы», Александр будет несколько лет отрицать, что сидел в тюрьме. «Звезды на коленях, – скажет АЕ журналистке Марии Командной, – просто как катафоты на велосипеде, чтобы все видели». Александра будут любить примерно как стихи Есенина про Москву кабацкую, – он сорвет несколько своих поединков, поучаствует во множестве алкогольных скандалов, громко поссорится со старшим братом, а в 2014–2016 годах отсидит за изнасилование собственной домработницы. Сам он вину так и не признает[49].
В середине 2010‐х UFC проводил уже по 40 турниров в год в разных странах, обгоняя конкурентов по количеству ивентов и уровню собранных у себя бойцов. В 2013 году в UFC появятся две звезды, которые станут регулярно продавать миллионы платных просмотров и помогут промоушену выйти за пределы профильной аудитории.
Первая девушка-чемпионка UFC Ронда Раузи в 2016 году попадет в топ-100 самых влиятельных людей по версии Time и задаст такую моду на женские ММА, что уже через пару лет в UFC появятся спортсменки сильнее нее. В том же 2016 году Ронда уйдет из боев после двух поражений.
Более успешным на длинной дистанции оказался ирландец Конор Макгрегор. До UFC Конор жил на пособие по безработице, но с дебюта в промоушене начал себя вести так, будто он уже великий боец. Он предложил аудитории мета-сюжет – получится ли у него стать тем, кем он себя объявил? За скандальным и обаятельным ирландцем будут следить и фанаты, и хейтеры. К 2016 году Конор станет чемпионом UFC в двух весах и первым из бойцов ММА попадет в рейтинг самых высокооплачиваемых спортсменов от Forbes. Еще Макгрегор закрепит за собой статус главного трештокера поколения и породит моду на тщательно одетых скандалистов.
Конор стал звездой массовой культуры и привел в ММА новую аудиторию – его знают даже люди, которые не смотрят бои. У него 47,5 млн подписчиков в инстаграме[50], он рекламировал Reebok и Burger King и запустил собственный бренд виски – Proper 12, за продажу которого в 2021‐м получит вместе с партнерами $600 млн[51]. Еще он единственный боец, которому UFC разрешил провести профи-поединок на стороне – против величайшего боксера современности Флойда Мэйвезера. Бой проходил по правилам бокса, и спортивная интрига была минимальной, но поединок выстрелил как медийное столкновение двух крупнейших звезд боев. Конор проиграл, но один только его гарантированный гонорар без процентов и спонсорских выплат составил $30 млн. Сам Макгрегор позже говорил, что в общей сложности заработал $100 млн.
Восхождение Конора проходило на фоне масштабных изменений в UFC. Из дерзкого и гибкого стартапа времен 2000‐х промоушен превращался в большую и мощную корпорацию. В 2015 году у UFC появилась единая униформа от Reebok и глобальная антидопинговая программа совместно с Антидопинговым агентством США (USADA), которой не было ни у одного ММА-промоушена мира. Если до этого бойцов проверяли на допинг после боя, то теперь их местоположение отслеживается, а инспекторы могут приехать в любое время без предупреждения. За провалы допинг-тестов штрафуют и дисквалифицируют, а на использовании запрещенных препаратов попадались даже люди с репутацией величайших чемпионов UFC[52].
В 2015 году промоушен покажет максимальную выручку – $609 млн, и в следующем году Zuffa продаст его за $4,025 млрд. Покупателем стала группа компаний WME-IMG (в 2017 году ее переименуют в Endeavor) – гигант индустрии развлечений со штаб-квартирой в Беверли-Хиллз и большим влиянием в Голливуде. Endeavor оказывает агентские услуги деятелям кино, музыки и спорта уровня Квентина Тарантино, Марии Шараповой, а еще лигам NHL и NFL. Сам Дэйна получил от сделки $148 млн, но остался президентом компании[53]. Будущие экстренные ситуации типа пандемии покажут, что как промоутер он по-прежнему лучший, но в новом UFC он будет уже больше похож на обычного CEO крупной компании.
Сюжет с легализацией ММА исчерпал себя, процессы масштабировались, и UFC перестал скупать конкурентов. В США у UFC был явно отстающий конкурент Bellator MMA, в Азии доминирует сингапурский ONE Championship, но именно UFC собрал у себя лучших бойцов мира и явно превосходит остальных по медийной мощи и способности создавать на потоке звезд. С 2019 года трансляциями UFC станет заниматься медиаконгломерат ESPN Inc (принадлежащий Disney и Hearst Communications), который заплатит за пятилетнюю сделку $1,5 млрд. Лидер ММА-индустрии будет все теснее связан с крупнейшими корпорациями планеты.
Россияне в принципе всегда были заметны на мировой арене – в 1995‐м турнир UFC 6 выигрывал Олег Тактаров, а в 2000‐е величайшим бойцом ММА считался Федор Емельяненко. В 2010‐е их будет становиться все больше и больше. Семь россиян станут чемпионами Bellator (самый знаменитый из них – Александр Шлеменко, одно из главных лиц российских ММА), но следующим шагом станет триумф Хабиба Нурмагомедова – он первым из россиян в двадцать первом веке выиграет титул чемпиона UFC. Это самое престижное звание в современных ММА. Как это было с Федором, большой славы на родине бойцы добьются только после успеха за рубежом.
В России рождаются отличные бойцы, занятия единоборствами не выходят из моды, а люди в 2010‐е полюбили смотреть поединки по ТВ. Однако профи-бои при этом так и не превратились в индустрию, которая приносит прибыль. Любовь зрителей к единоборствам не переходит в заполненные стадионы, как в США или в Великобритании. А промоутеры и инвесторы боев в России часто и вовсе не пытаются сделать из них бизнес.
В 2010‐е бокс и ММА в России переживали свой расцвет, пока в них вкладывались очень большие деньги. Например, в 2013 году промоушен «Легенда» проведет в Москве два турнира стоимостью по $1,3–1,8 млн каждый. В том же году в Москве пройдет долгожданный боксерский бой Кличко – Поветкин. За право его организовать девелопер Андрей Рябинский заплатил $23,3 млн, которые составили гонорарный фонд поединка. Траты на проведение боя Рябинский разделит с «Роснефтью», Поветкин проиграет, но «Мир бокса», который спонсировал бой, на три года станет главным боксерским промоушеном страны[54].
А в 2016–2018 годах в стране одновременно будут действовать пять крупных ММА-промоушенов – время мечты, что ММА станет нашим большим национальным спортом. Предпосылки для этого действительно были – в России сильны традиции и престиж борьбы и самбо, идеальных для базы в ММА, а за промоушенами стояли влиятельные люди. У промоушена М-1 сменилось несколько инвесторов, но второе дыхание открылось в 2015 году после финансирования от нефтяной группы компаний «Новый Поток». Уральский RCC (ММА, бокс, кикбоксинг) финансирует глава «Русской медной компании» миллиардер Игорь Алтушкин; главная цель проекта – сделать Екатеринбург столицей единоборств России. Чеченский WFCA (World Fighting Championship Akhmat) работал при поддержке Рамзана Кадырова, который стал одной из самых влиятельных персон в российских ММА. Поддерживаемый им клуб «Ахмат» представляли не только местные бойцы, но и персонажи калибра экс-чемпиона UFC бразильца Фабрисио Вердума. В Грозный приезжали звезды бокса и ММА из США и Европы, а любимые бойцы Кадырова получают в подарок «Мерседесы».
Самыми яркими промоушенами-антиподами были чеченский ACB и московский Fight Nights. В чисто спортивном ACB были самые свирепые бойцы, злые и конкурентные бои, но не было ринг-герлз и шоу-элементов. На вопрос о финансировании глава промоушена Майрбек Хасиев отвечал: «Аллах дает»[55]. Хасиев мог отменить судейское решение, впечатлял властной харизмой и хлесткими фразами: его целью как промоутера было «переломить хребет UFC»[56]. Кроме России АСВ проводил ивенты в Японии, Англии, Швеции, Мексике, Германии, Бразилии, Австралии и по уровню боев реально был близок к заявленному статусу ММА-промоушена № 2 в мире. Впечатлились даже приезжавшие комментировать на англоязычную аудиторию топы UFC и работавшие здесь американские рефери. Правда, кроме фанатов ММА промоушеном, где доминировали бойцы с Кавказа и в принципе не особо медийные ребята, в России интересовались немногие, а отличные бои нередко проходили при полупустых залах[57].
Fight Nights привлекал более широкую аудиторию концепцией вечера боев как светского мероприятия. Поединки перемежались музыкальными номерами и театрализованными шоу-выходами, а в рингсайде могли сидеть и Дмитрий Песков, и Ольга Бузова. Сооснователь и президент Fight Nights Камил Гаджиев[58] уже лет пятнадцать остается одним из самых креативных умов в российских боях, который между делом придумал поп-ММА до поп-ММА: наряду с профи на вечерах Fight Nights выступали парикмахеры, музыканты и журналисты, хотя в 2010‐е интерес к таким боям был умеренным.
Контрольный пакет Fight Nights на тот момент принадлежал миллиардеру и главе группы компаний «Сумма» Зиявудину Магомедову. При нем прошел самый пышный турнир Fight Nights[59] (бюджет составил $5 млн) – в 2016 году, на питерской «Сибур Арене». В главном бою постаревший Федор Емельяненко еле-еле и спорно победил бразильца-середняка Фабио Мальдонадо, но благодаря драматизму бой стал мгновенной классикой российских ММА. Параллельно Магомедов финансировал команду бойцов Eagles, которую возглавили Хабиб Нурмагомедов со своим отцом и тренером Абдулманапом. Примечательно, что дорогостоящие операции после травм Хабибу и гонорар в $1 млн Федору за поединок с Мальдонадо фактически оплачивал тот же человек, который контролировал реконструкцию Большого театра и владел 25 % акций Новороссийского морского торгового порта.
Мир российских боев был одновременно роскошным и убыточным. Если учитывать комбинацию бокса и ММА, то Россия, возможно, в тот момент входила в топ-5 «боевых» стран мира. Правда, все эти проекты в принципе не могли окупиться и напоминали своей грандиозностью и оторванностью от реальной жизни праздник потлач у индейцев, когда устроитель раздаривал циновки, рабов и бусы, чтобы повысить свой социальный статус, а иногда и уничтожал, чтобы показать свое могущество. А массовая аудитория этот расцвет вряд ли осознавала. Об отдельных событиях, вроде схватки Емельяненко – Мальдонадо, говорили много. Но чтобы осознать то время как «великую эпоху» российских боев, надо было быть плотно погруженным в контекст. Скажем, в 2013 году в Москве давал мастер-класс главный кандидат на звание величайшего бойца ММА Джон Джонс. Правда, UFC тогда еще даже не показывали по российскому ТВ, и о нем слышали немногие. А интерес к боям самим по себе был невысок. Даже на Хабиба крупные неспортивные СМИ обратили внимание уже после того, как от него начали фанатеть Снуп Догг и Ди Каприо.
Все это время российские бои подпитывала мечта, что это станет бизнесом, а Москва превратится в одну из боевых столиц мира, как Лас-Вегас или Лондон. В 2018 году это ощущение прорыва и подъема вышло на пик. О том, что прямо сейчас в боях происходит что-то неординарное, стало понятно и широкой аудитории.
Для фаната или знатока мир профи-боев – разветвленная структура, по сложности не уступающая мультивселенной Marvel.
Если коротко, то есть бойцы и промоутеры/промоушены, которые и устраивают ивенты с боями. Промоушены подписывают контракты с бойцами, часто эксклюзивные. Промоутером может считаться и парень, который проводит по турниру в год, и гигантская корпорация типа UFC. Из других крупных мировых ММА-организаций стоит выделить сингапурский ONE Championship и американский PFL, – в 2023 году он приобрел американский же Bellator, который годами считался ММА-промоушеном № 2 в мире. Самые заметные российские ММА-промоушены – ACA, AMC Fight Nights и RCC[60]. В промоушенах могут работать множество людей (юристы, продакшн и так далее), но отдельно стоит отметить матчмейкера – одну из самых влиятельных ролей в бойцовском бизнесе. Матчмейкер находит бойцов, составляет пары под бои так, чтобы получались интересные поединки, и договаривается об условиях со сторонами. Часто на логику составления пар влияют бизнес-задачи – например, устроить звезде, которая возвращается после поражения, простой, но зрелищный бой. Или за несколько поединков довести перспективного бойца до титульного боя.