В пору моего студенчества и обучения на философском факультете у меня в руках оказалась книга Александра Меня – одного очень известного российского богослова и священника. Книга была посвящена объединению всех религий. Однако, экуменизм (так называется идея единства всех религиозных учений) не поощрялся тогда и мало поощряется сейчас среди официального христианства. Мне же очень хочется во всем искать и находить то, что объединяет разных людей, а не разъединяет их. Ибо настойчивый поиск и педалирование этих различий приводит к раздору и войне. Всегда находится «лучший», за ним, естественно «худший», выстраивается система «свой – чужой» и звучит клич: «Ату!»
Тем не менее, если не перенимать истины из чужих уст, а кропотливо и заинтересованно изучать их в первоисточниках, то в глаза бросается как раз уникальное и универсальное единство духовных истин, которые красной нитью проходят через все мировые религии и учения.
Именно эти мысли пришли мне в голову, когда я вдруг, при написании статьи по нумерологии и философии числа, наткнулась на один из древних текстов, который приписывается Пифагору. Тому, о котором современные поколения знают только в связи со школьной теоремой, и который на самом деле был одним из самых мистических и глубоких философов древности.
«Нет ничего нового под Солнцем», – эта мысль приходила мне, когда я читала в его текстах о бессмертии души, о божественной любви, о преодолении страстей и пути добродетели. Безусловно, эти тексты относят к более позднему времени и называют компиляцией основных идей пифагорейской школы, сделанной учениками Пифагора. Но ценность и актуальность их также велика, как и в нынешние времена.
Да не сомкнет тихий сон твои отягченные вежды,
Раньше чем трижды не вспомнишь дневные свои ты поступки.
Как беспристрастный судья их разбери, вопрошая:
«Доброго что совершил я? Из должного что не исполнил?»
Так проверяй по порядку все, что с утра и до ночи Сделал ты в день – и за все, что содеяно было дурного, Строго себя обличай, веселясь на добро и удачу.
Пользуйся сим наставленьем; думай над ним непрестанно
И постарайся к нему навсегда привязаться всем сердцем, Ибо советы мои тебя к совершенству приблизят.
В этом клянусь тебе Тем, Кто вложил в нашу душу Тетраду,
Символ божественной сущности и добродетели высшей;
Прекрасный совет – научиться рефлексировать, то есть осознавать свои действия, мысли и поступки. Оценивать прошедший день с точки зрения реализованных планов, намечать планы на следующий день. Анализировать, что не получилось и почему. Навык невероятно бесценный, потому что начинаешь видеть впустую потраченное время, хаотичность организации собственной работы, отсутствие жизненного или более локального вектора. Привыкаешь спрашивать результат с себя (и дальше об этом просто гениально будет у Пифагора), а не с кого-то. То, что было непонятным нечто, а по сути твоя собственная жизнь, как стихийный процесс, начинает обретать план, стратегию, направление. Отсюда же выстраиваются цели и способы их достижения. Безусловно, у Пифагора это еще и про нравственность и личный рост – сделал ли ты сегодня что-то хорошее, помог ли кому-то?
Но принимаясь за дело, прежде к богам обратися
С жаркой молитвой, дабы с помощью их ты окончил
Дело свое; а когда на пути ты своем укрепишься,
Все о бессмертных богах ты узнаешь, а также о людях,
О разделеньи существ; о Том, Кто в Себе их содержит,
Цепью единой скрепляя, а также о том, что Природа
Мира сего однородна и в Вечном мертвого нет вещества. Это познав, ты надеждой тщетной себя не обманешь, — Все тебе будет открыто.
Будем ли мы вспоминать знаменитую цитату Никола Тесла о том, что мир целиком состоит из электромагнитного излучения, или вспомним об атомах, которые, как универсальные строительные кирпичики, составляют основу любого вещества, рассуждать современными терминами о вакууме или о теории струн – так или иначе мы будем говорить о том, что в основе мира лежат единые процессы – химические и физические. И нет такого места во вселенной, где бы мы не могли наблюдать происходящие микропроцессы на уровне атомов. В этом смысле в мире совершенно нет мертвого вещества.
Будешь ты знать еще то, что люди свои все несчастья
Сами своею виной на себя навлекают в безумьи
И выбирают свободно каждый свои испытанья. Горе несчастным! В своем ослепленье безумном не видят Люди, что в их глубине таится желанное счастье.
Очень немного меж нами тех, что усилием могут
Сбросить несчастье с себя, ибо их рок ослепляет:
Словно колеса они катятся с гор, за собою
Горестей бремя влача и раздоров, что с ними родятся, Их управляя судьбой незаметно до самой кончины.
Этот кусочек можно смело ставить заставкой к любому психологическому тренингу, описанию идей буддизма или анализу библейских заповедей. Источник всех страданий человека – его неуемные желания, которым он все время потворствует, не умея держать их в узде. Когда-то, услышав такую фразу, я кривила губы и спрашивала: «Что же теперь, мне перестать хотеть?» Со временем понимаешь, что есть разница между желанием и страстью. Желанием человек может управлять сам, а страсть – управляет человеком. И он именно «катится с горы», потому что не знает – как – и не умеет остановить этот процесс. Была бы рефлексия… Но до нее тоже нужно созреть. Именно в этом смысле буддизм говорит о страстях, как источнике любого страдания человека, и именно поэтому основные библейские заповеди стараются нас оберечь от тех же самых страстей, с которыми потом совершенно не понятно, что делать. И это отсутствие осознания того, что ты движешься по жизни не сам, а тебя тащат за шиворот твои минутные (именно порой минутные – как у ребенка, который срочно хочет получить то, что только что увидел) желания Пифагор и называет ослепленностью. А счастье (как вам обязательно будет твердить каждый психолог) находится внутри самого человека. И это гениальная мысль. Как удивительно видеть ее в те времена. Невозможно сделать кого-то счастливым или ждать, что кто-то сделает счастливым вас.
Счастье вырастает только внутри. Но об этом поговорим в другом месте.
Вместо того, чтоб искать ссоры, где только возможно, Люди должны бы ее избегать, уступая без спора.
Отче Зевес всемогущий! Ты один в силах избавить Род весь людской от несчастья, Демона им показавши, Что ослепляет их очи. Все же не должен надежду
Ты покидать на спасенье, ибо божественен корень Рода людского и тайны Природа ему открывает.
«Божественен корень рода людского» – чем вам не «создан по образу и подобию Божию»?
Если же в них ты проникнешь, то скоро окончить ты сможешь
То, что тебе предписал я. Так излечив свою душу,
Будешь вполне ты свободен от этих работ над собою.
Но воздержися от мяса, оно помешает природе
При очищеньи твоем. Если же хочешь избавить Душу свою от земного, то руководствуйся свыше
Данным тебе пониманьем. Пусть оно правит судьбою!
После того как очистишь душу свою совершенно,
Станешь ты богом бессмертным, смерть раздавившим стопою.
перевод Е.П.Казначевой
И вот он – залог бессмертия – выход из колеса перерождений (а Пифагор очень много говорил о перерождении души и рассказывал о том, что помнит свои прежние воплощения) – это усмирение своих страстей, которое дает в итоге истинную свободу.
Про свободу еще подробнее и интереснее, но уже в ракурсе современности, в следующей главе.