(Б) Помнишь разговор Пьера Безухова и Наташи Ростовой? Пьер говорит: «Ежели бы я был бы не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей».
Так вот, меня с юности занимал вопрос: почему Пьер такой, какой он есть? Дело тут не во внешности – с этим более или менее ясно. А вот как насчёт «умнейший» и «лучший»? Отчего зависят наш интеллект, нравственные качества и моральные принципы? Откуда у каждого из нас свои наклонности и амбиции, благодаря которым мы выбираем в жизни свои дороги? Как получилось, что Пьер это Пьер, а не «красивейший, умнейший и лучший человек в мире»?
(Ф) Наши читатели, зная название книги, сразу догадаются, что тут замешаны гены. Но вот в чем вопрос. Если оценить, сколько информации содержится в ДНК, то получится до смешного мало – около одного гигабайта. Это около сотни цифровых фотографий среднего качества. Учитывая, что большинство участков ДНК одинаковы у всех людей, то для уникальности личности остаются вообще несколько мегабайт. Тут еле хватает для конструирования тела, различий в форме носа и цвета волос. Неужели в ДНК ещё есть место для интеллекта, моральных и этических принципов?
Наши дороги и судьбы? В детстве я жил в Вышнем Волочке и часто беседовал с соседом Жекой. Он крепко выпивал и любил философствовать. Именно он мне вбил в голову, что надо из последних сил учиться, чтобы не стать таким же алкашом. Родители, никогда не сидевшие без дела, приучили меня работать. Плохое настроение? Иди в гараж и наводи там порядок. Отец научил меня доводить любое дело до какого-либо конца. К аккуратности меня приучил брат с его идеальным почерком и умением все проблемы разделить на части и разложить по полочкам. К авантюрным походам меня подтолкнули книги Джека Лондона. Мой научный руководитель в институте научил пренебрегать мелочами и сосредотачиваться на главном. Все это в один гигабайт не запихнёшь.
(Б) Этот гигабайт содержит достаточно информации для задания основного направления твоей жизни. Я думаю, что Жека пропагандировал трезвый образ жизни не только тебе и уверен, что результаты, в основном, были плачевные. Насчёт важности воспитания ты, конечно, прав – оно необходимо, и чем качественней, тем лучше. Вопрос в том, достигают ли усилия воспитателей той цели, которую они перед собой ставят? Послушай, какой опыт из моей жизни послужил толчком для моих последующих размышлений.
(Ф) Послушаю, но только как толчок, а не как доказательство. Один случай, как ты понимаешь, ничего не доказывает.
(Б) Как сирота войны, я с одиннадцати лет воспитывался в суворовском училище. В нашем взводе было двадцать два парня, с которыми я семь лет провёл в казарме, в гимнастическом зале и на строевом плацу. Мы носили одинаковую форму, учились у одних и тех же учителей, смотрели в клубе одни и те же фильмы. Поскольку всем нам предстояла престижная тогда военная карьера, главным в нашем образовании было воинское и патриотическое воспитание. Семь лет нам внушали одни и те же истины и настойчиво прививали одни и те же нормы поведения и морали. Из нас готовили образцовых защитников Отечества.
И что же? Когда нам исполнилось восемнадцать, оказалось, что мы такие же разные, как мальчишки в обычной школе. Среди нас были образцовые отличники и отчаянные лентяи, любители чтения книг и любители кутежей, был даже свой мелкий воришка, которого время от времени коллективно лупили. Но самое поразительное, трое из нас, в том числе и я, категорически не хотели продолжать военную карьеру. Конечно многолетняя промывка мозгов всё-таки работала, и многие ребята считали нас идиотами, которые не понимают своей удачи быть офицерами. В те годы нужно было предпринять немалые усилия, чтобы после окончания училища оказаться в гражданской жизни, где нас никто не ждал. Потом я не раз круто менял обстоятельства своей жизни, бросал достигнутое и начинал все сначала. Позднее, я понял, что эти мои кульбиты были результатом неосознанного желания достижения большей свободы выбора в моих поступках, а также жадностью к новому жизненному опыту, ранее мною неиспытанному.
(Ф) Это не чистый эксперимент. В училище пришли подростки с уже сложившимися характерами и привычками. Вспомни себя, например, в семь лет. Мы уже почти сложившиеся личности. Кто-то обожает машины, сосредоточен, а кто-то ходит за маминой юбкой и просит с ним поиграть. Третьи уже давно верховодят во дворе, гоняя малышню.
(Б) В какой-то степени я согласен, что эксперимент с моим училищем не совсем чистый. Но мне кажется, что в детских домах, где дети живут вместе с младенчества, ситуация точно такая же.
Глядя назад, я не раз думал о том, откуда этот мощный внутренний позыв, который резко менял мою судьбу вопреки обстоятельствам, принятым нормам поведения и тому, что называли тогда здравым смыслом. Уже став профессиональным биологом, я узнал, что желание большей свободы выбора и тяга к переменам являются атрибутами открытости – одного из пяти компонентов так называемой Большой Пятёрки (Big Five) – группе характеристик, которые в совокупности определяют психологический портрет личности (John and Srivastava, 1999, Ozer and Benet-Martinez, 2006).
В научной литературе последних лет я нашел ответ на вопрос: почему, несмотря на интенсивное давление общего для всех воспитания, мои одноклассники оказались такими разными, и почему только трое из 22-х выпускников нашего взвода выбрали гражданскую карьеру. Оказалось, что 40—50% ответственности за наличие у каждого из нас того или иного компонента Большой Пятёрки, то есть за особенности нашего характера и за выбор профессии, несут наши гены, а остальные 50—60% определяются воспитанием и другими внешними обстоятельствами (Bouchard and Loehlin, 2001; Vukasovic and Bratko, 2015). Таким образом, хотя усилия наших воспитателей из училища сделать из всех нас образцовых офицеров и приносили свои плоды, эффективность этих усилий была наполовину ограничена нашими индивидуальными генетическими наборами.
(Ф) О Большой Пятёрке никогда не слышал. Это набор психологических качеств личности?
(Б) Примерно так. Большая Пятерка – это принятая ведущими психологами модель, с помощью которой, как полагают, можно описать персональные психологические качества человека (Caspi et al, 2005; Ozer and Benet-Martinez, 2006). В Пятерку входят пять альтернативных пар качества личности:
– экстравертность/интровертность;
– невротизм/стабильность;
– открытость (например, к новому опыту жизни) /закрытость;
– соглашаемость/антагонизм;
– рассудительность/импульсивность.
Экстравертность
Экстраверты общительны, часто обладают чувством юмора, повышенной энергией и хорошим здоровьем. Их преобладающие ощущение – это чувство собственного благополучия и удовлетворения происходящим. Им не свойственны застенчивость в детстве и приступы депрессии во взрослом состоянии. О себе они говорят: «Конечно, я люблю быть в центре внимания» или «У меня нет проблемы в том, чтобы завязать беседу». Они обычно хорошие друзья, но совсем необязательно верные супруги. Экстраверты часто амбициозны, честолюбивы и склонны доминировать в любой группе. В политике они могут быть консерваторами или либералами, часто в зависимости от конкретных конъюнктурных соображений. Из них получаются социально активные члены общества, тамады на свадьбах и харизматические лидеры.
Их антиподы интроверты обладают, соответственно, противоположными качествами.
Невротизм
Невротизм ассоциируется с преобладанием у человека негативных эмоций, с постоянным чувством опасности, беспокойства, вины, неудовлетворённости собой и окружающим миром. Невротики эмоционально нестабильны, легко впадают в ярость или отчаяние. Они вечно не удовлетворены своими семейными или романтическими отношениями, часто впадают в депрессию и подвержены психологическим стрессам. Их постоянно беспокоят финансовая безопасность и возможные грядущие социальные и природные катаклизмы. Преступники часто бывают как раз из людей этой категории.
Эмоционально стабильные люди демонстрируют полное спокойствие в стрессовых ситуациях и обычно остаются равнодушными к различным тревожным новостям и слухам.
Рассудительность
Представители этой распространённой группы людей совершенно не склонны к криминальному поведению. Эти люди обычно очень осторожны в своих поступках и суждениях. Их цель – стабильность и уверенность в будущем. Они внимательны к деталям, часто педантичны, склонны к порядку и стараются действовать по стандартным схемам. В их сознании преобладает ощущение собственной правоты, необходимости исполнения взятых на себя обязательств и следования здравому смыслу, особенно в деловых и финансовых вопросах. Они однолюбы и обычно удовлетворены своим семейным положением. «Я люблю порядок во всем» – обычный девиз рассудительного человека. Эти люди консервативны в политике и своих привычках. Как правило, они конформисты, и поэтому почти всегда одобряют существующий общественный порядок. По той же причине они могут быть религиозны или, наоборот, являются убеждёнными атеистами. Причём то и другое часто в зависимости от текущего состояния общественного климата. Они редко бывают лидерами, но из них получаются великолепные исполнители и добросовестные работники. Поскольку они избегают риска, то они часто топят в сомнениях принятие важных решений и в результате то и дело упускают счастливый случай. Поэтому они редко достигают крупных успехов в карьере, финансовых делах или в политике.
Люди противоположного склада импульсивны и часто неоправданно поспешны в принятии решений. Поскольку их поступки бывают непредсказуемы, на них трудно бывает положиться в важном деле или при принятии долгосрочных решений.
Соглашательность
От людей рассудительных отличаются соглашатели. Главное в их характере – быть по возможности максимально доброжелательными по отношению к другим людям и избегать конфликтов. От них не услышишь злословия. Они добросердечны и вежливы. Даже если соглашатели рассержены, они стараются скрыть свои эмоции. Соглашатели являются прекрасными семьянинами и часто искренне религиозны. Большинство из них способны сопереживать неудачи и несчастья своих близких, а часто даже совсем незнакомых людей. Они очень добросовестны и некоторые из них могут быть лидерами, но они редко бывают амбициозны и честолюбивы. В политике они консерваторы и крайне редко становятся преступниками.
Их антиподы антагонисты агрессивны, упрямы, циничны и часто склонны командовать или манипулировать другими людьми. Из одних антагонистов получаются активные борцы с несправедливым, по их мнению, общественным порядком, из других – работники правоохранительных органов, профессиональные администраторы и авторитарные правители, тогда как некоторых людей этой категории их агрессивность приводит к антисоциальному поведению и преступности.
Открытость
Открытость к новому является наиболее дебатируемой категорией в Большой Пятёрке. Для людей этой категории характерна выраженная индивидуальность, впечатлительность и постоянный поиск новых впечатлений. Они склонны к размышлениям о природе окружающего мира, им свойственна креативность и выраженное эстетическое чувство. Ради удовлетворения своего любопытства они часто готовы пойти на риск. В политике им свойственен либерализм. В своих крайних проявлениях, однако, открытость может приводить к маниловщине, к потере у человека чувства реальности и к витанию в облаках собственных непродуктивных идей. Именно из людей этой группы наиболее часто получаются великолепные учёные и прекрасные артисты, а также беспочвенные мечтатели.
Антиподы открытых к новому людей живут в замкнутом мире однажды усвоенных ими догм, установок и правил. Они консервативны в своих привычках и придерживаются сугубо консервативных жизненных принципов и политических взглядов. А если они религиозны, то, как правило, они придерживаются крайне ортодоксальной позиции.
Полагают, что, действуя в ансамбле, компоненты Большой Пятёрки определяют характер человека, его моральные качества, а также его судьбу, включая стремление к образованию, успех в учёбе, выбор профессии, постоянство в романтических и семейных отношениях, наличие социального и житейского конформизма или нонконформизма и склонность к антисоциальным поступкам и преступности.
(Ф) Слушал тебя, я отмечал, куда меня надо отнести. Тут проблема: если мы с женой обсуждаем цвет плитки на кухне, то я – конформист. Но если кто-то восторгается теорией торсионных полей или гомеопатией, то ему лучше ко мне не приближаться. По утрам мой конформизм преобладает, к вечеру затухает.
(Б) Это совершенно нормальная ситуация. Психологи считают, что каждый человек принадлежит к определённой категории Большой Пятёрки, но в любом характере всегда обнаруживаются элементы нескольких категорий. В частности, экстравертность-интравертность и невротизм-стабильность являются непременными компонентами почти любой категории. Определить принадлежность испытуемого к определённой категории с указанием элементов других категорий можно с помощью набора специальных тестов и вопросников. Это почти всегда удаётся даже в том случае, если испытуемый пытается скрыть какие-то стороны своего характера. Заключение психолога может выглядеть примерно так: «Данный испытуемый относится, к категории соглашателей с элементами невротизма». Изредка, правда, встречаются личности, у которых не удаётся определить принадлежность к определённой категории, поскольку в их характер крайне неустойчив и проявляет признаки, характерные сразу для нескольких категорий.
(Ф) Похоже, что я та самая личность. Если выкинуть меня из списка испытуемых, то, пользуясь тестами для определения принадлежности к той или иной категории Пятёрки, можно собрать правильный кабинет министров, а работодатель может формировать отличный творческий коллектив. Но тут широкое поле деятельности для манипуляций и злоупотреблений.
(Б) Лучше создавать творческий коллектив на основе рекомендаций независимых психологов, чем собирать рабочую группу из лично преданных начальнику посредственностей или рекомендованных по телефонному звонку знакомых.
(Ф) А куда тогда девать невротиков с агрессивными наклонностями? Ведь их тогда никто брать не будет, а среди них бывают очень талантливые люди. Ты слегка размечтался, вряд ли это будет возможно в обозримое время. Но в принципе я соглашусь, что имеет смысл знать свой собственный психологический портрет и портрет своих сотрудников.
(Б) Раскрытие персональных психологических характеристик рассматривается в цивилизованных странах, как вмешательство в личную жизнь человека и как возможность использования этих данных для криминальных или политических целей.
Кроме того, знание собственной принадлежности к определённой категории Большой Пятёрки может иметь самые негативные последствия. Скажем, некий человек получает по почте уведомление, что согласно последнему психологическому тесту он относится к категории интровертных невротиков со склонностью к импульсивному поведению, и что совокупность этих его качеств на 75% определяется полученными от родителей генами. Что делает такой человек? Он подходит к зеркалу и, глядя на своё лицо, грустно говорит: «Какое удручающее зрелище, а поскольку это в генах, с этим уже ничего не поделаешь», а затем этот человек открывает окно на седьмом этаже и прыгает.
(Ф) Да, до практического использования пока далеко. Давай о теории. У меня три вопроса:
– есть ли разница между мужчинами и женщинами?
– в каком возрасте формируется наша принадлежность к категории?
– меняются ли наши характерные черты со временем?
(Б) Никакой разницы между мужчинами и женщинами в их принадлежности к той или иной категории Большой Пятёрки не обнаружено. Что касается зависимости от возраста, то полагают, что психологическая структура личности начинает формироваться в раннем детстве и заканчивается в юношеском возрасте (Ozer and Benet-Martinez, 2006).
В дальнейшем разные категории Пятёрки ведут себя по-разному. С возрастом люди делаются более «соглашательными», рассудительными и лучше контролируют свои эмоции. Иными словами, человек достигает того, что называют психологической зрелостью. Те, у кого зрелость наступает раньше, имеют больше шансов достигнуть благополучия в жизни, успеха работе и даже иметь лучшее здоровье, поскольку раньше начинают о нём заботиться. Проявление атрибутов такой категории, как открытость человека к новому, с возрастом скорее снижается. В среднем пик возрастных изменений достигается примерно к 60-ти годам. Затем наступает плато, которые сменятся постепенным «стиранием» определённых компонентов индивидуальности. Полагают, что внешние события и обстоятельства могут оказывать кратковременные влияния на эту динамику, в то время как общая тенденция возрастных изменений, особенно наступление возрастного «регресса», в основном контролируются генетическими факторами.
Таким образом, гены оказывают существенное влияние как на наши характеры, так и на возрастные изменения нашей психики.
(Ф) Так, с психологией немного разобрались. Можно, конечно, поговорить о темпераментах, но, я думаю, все слышали о холериках, сангвиниках, флегматиках и меланхоликах. Ты скажешь, что и тут замешаны гены. Давай поговорим о генах и их влиянии на характер и судьбы людей более серьёзно.
(Ф) Влияние генов на характер и привычки интересует не только учёных-теоретиков. Если в «девичьей» комнате девушки постоянный бардак, то наивно надеяться, что после замужества что-то изменится. Возможны, конечно, приступы желания навести порядок. Несколько часов работы, все блестит, сверкает. Но уже через три дня на письменном столе догнивает огрызок яблока, одежда разбросана по всем креслам, а в банке сметаны растёт пушистая плесень. Любовь помогает не обращать на это внимание. Мужчины редко заморачиваются такими пустяками. Но если ты минималист и аккуратист, да ещё и невротик, то надо трижды подумать перед походом в ЗАГС с такой девушкой.
Другой пример – «маменькины» сынки. У меня много знакомых, которых именно так воспитывали: гладили им рубашки и брюки, создавали идеальные условия для занятий, на кухню их приглашали только, когда был накрыт стол. Но потом, к моему изумлению, эти ребята в дальних многодневных походах спокойно выполняли тяжёлую и грязную работу, а в своих семьях они спокойно брали на себя большую часть домашних дел.
Виноваты гены, не так ли? Что говорят серьёзные исследования?
(Б) Ты зачем девушек обидел? В твоём первом примере я бы заменил слово «девушка» на «парень». Так будет ближе к жизни.
(Ф) Ты прав. Я прошу у женщин прощения и прошу перечитать мой пример с заменой пола главного героя.
(Б) В течение долгого времени полагали, что практически невозможно определить какие именно гены влияют на такой сложный признак, как психологическая структура личности. Между тем, применение современных методов анализа ассоциаций между вариациями в структуре генома человека и проявлением того или иного признака (Genome-wide association study, GWAS) позволило найти чёткую корреляцию между изменениями в структуре отдельных генов и принадлежностью человека той или иной категории Большой Пятёрки (de Moor et al, 2012).
Недавние исследования показали, что вариации всего в шести участках генома отвечают за формирование того или иного психологического портрета личности (Lo et al, 2017). Было обнаружено, что за экстравертный характер отвечают вариации в двух из этих шести участков, а невротизм связан с вариациями в двух других участках.
Больше того, этот подход позволил выявить генетическую связь между отдельными категориями Пятёрки и некоторыми психическими расстройствами. Например, генетическая конституция людей, принадлежащих к категории «открытость» (артистизм, эстетическое видение мира, интеллектуальная любознательность, и т.д.) имеет значительные черты сходства с генетической структурой пациентов с маниакально-депрессивным психозом и шизофренией, а генетическая структура невротизма имеет сходство генетическими отклонениями у больных аутизмом или у людей, страдающих глубокой депрессией.
(Ф) Я сейчас налью ложку дёгтя в бочку мёда. Надо быть осторожным в формулировках. Ведь реально найдена только корреляция, связь между структурой генов и свойствами психики. Корреляция не всегда означает влияние. Например, можно найти корреляцию между лунными затмениями и видами на урожай. Или убедиться, что все акции компаний, в названии которых есть две буквы «а», растут, когда остальные падают. Надо искать глубинные связи, истинные причины, механизмы влияния. Или ставить эксперименты. В твоём случае меня бы убедило, если после химической коррекции нескольких генов невротик стал человеком со стабильной психикой. И ещё убедиться, что если у нормального человека химически изменить эти гены, то он станет невротиком. Понимаю, что пока это мечты. Я просто призываю к осторожному отношению к научным результатам.
(Б) Совершенно согласен. А коррекция генов скоро перестанет быть мечтой, но это тема отдельного разговора.
(Ф) Пока сделаем вывод, что влияние генов на наши характеры огромно. Мы в капкане нашего генома, но и воспитание с образованием имеют какое-то значение
Если честно, поверить в это трудно. Трудолюбие, настойчивость, пьянство, немотивированная агрессивность – это все от генов или влияния среды? Вспомни великих мыслителей и педагогов: Джон Локк, Жан-Жак Руссо, Песталоцци, Ушинский, Зигмунд Фрейд – они все полагали, что сознание и психика человека при его рождении представляют собой «чистую доску» (tabula rasa), на которой воспитание, знания и личный опыт записывают представления о реалиях окружающего мира. Все это формирует личность человека и выбор жизненной стратегии.
Хотелось, чтобы это было правдой. Пусть просвещение даёт надежду миру, который катится в пропасть.
(Б) Знаешь, чем отличается беседа биолога с небиологом о биологии от беседы физика с нефизиком о физике? Обычный человек не имеет никакой определённой позиции относительно правильности законов квантовой механики и не станет оспаривать принцип неопределённости Гейзенберга на том основании, что этот принцип не согласуется с его жизненным опытом. Между тем, почти у каждого человека есть своё устойчивое мнение относительно похожести или непохожести детей на родителей и относительно причин, влияющих на особенности поведения человека и на его здоровье.
Смысл типичного возражения примерно таков: «Если быть негодяем или приличным человеком определяется генами, а гены приходят к нам от родителей, почему же тогда у приличных родителей то и дело появляются дети-негодяи или дети-преступники?» И тут же даётся готовый ответ: «Ясно, что гены тут не причём. Просто в этой семье родители упустили ребёнка, он попал в дурную компанию, и вот вам результат». Попробуй возразить! Скажут, что знают такие-то и такие-то случаи: «А вот у наших соседей…». Или сошлются на какую-нибудь статью в газете или на очередные телевизионные дебаты.
А уж о медицине и говорить нечего: каждый знает от чего у него вдруг заболел живот – съел чего-нибудь. А о методах лечения можно спросить у бабули из соседней квартиры или прочесть в интернете. Тут и учиться нечему, потому что всем и так всё известно. Попробуй спроси десять случайных людей на улице, что они думают о кварках. Может быть один что-нибудь и скажет. Но скорее все посмотрят на тебя, как на идиота. А вот спроси, что делать, если болит зуб? Обязательно получишь десять разных единственно правильных советов.
(Ф) Кто бы спорил! Я сам в блогах борюсь с невежеством. Это, правда, напоминает борьбу Дон Кихота с ветряными мельницами. Или войну с драконом, у которого вырастает три головы взамен срубленной.
Но я рад, что наш психологический портрет только на 50% зависит от генов. У нас есть шанс что-то исправить в нас самих или в наших детях, но я сейчас подумал, что в нашей судьбе, кроме генов и воспитания, большую роль играет случай…
(Б) Случай и удача тоже зависят от генов. Ты знаешь, как выглядит бог удачи?
(Ф) Греческий бог Кайрос?
(Б) Он самый. Его изображение можно увидеть на барельефе, который висит на стене в греческом зале Эрмитажа. У Кайроса за спиной крылья, обут он в крылатые сандалии, в руках держит весы. Существенная деталь, это его лысая голова, на которой есть только кустик волос над лбом. Так вот, Кайрос, то есть наша удача, все время летает вокруг нас, и счастливый случай не упускает тот, кто может схватить стремительного Кайроса за хохолок. Это удаётся не каждому. Большинство людей или не замечают свой счастливый случай, или не успевает схватить вихор Кайроса. Весы символизируют справедливость судьбы, посылающей удачу тому, кто её заслужил. Таким образом, счастливчики – это люди, чьи гены вместе с воспитанием позволяют увидеть среди хаоса жизни подвернувшийся счастливый случай и принять правильное решение.
(Ф) Да, удача летает. Но далеко от моего любимого дивана. Про удачу у меня своя теория. Удача может прийти ко всем, но мы можем увеличить вероятность её появления. Хочешь сделать открытие? Ставь эксперименты, которые до тебя никто не ставил. Хочешь выиграть на бирже? Покупай акции тогда, когда они упали вместе с рынком. Хочешь найти клад? Не копайся на своём огороде, а езжай на какой-нибудь остров в Карибском море. Кайрос любит тех, кто немного думает перед тем, как взять в руки лопату. А способность подумать – да, тут без генов не обошлось.
Вот только хорошие гены – это тоже везение, удача? Кто в этом случае поймал Кайроса за хохолок?
(Б) Увы, пока никакого способа нет. Сочетание генов, которые мы получаем от родителей – это совершенно случайный результат многих событий. То есть распределение между детьми родительских генов – это тот же Кайрос, но без хохолка. Мы потом поговорим, как перемешиваются гены отца и матери, почему братья и сестры могут быть совершенно разными. Есть, правда, некоторый шанс избежать откровенно дурных генных сочетаний путём выбора правильной «колоды» генов. Я имею ввиду выбор в браке партнёра, у которого в родословной нет невротизма, преступности, алкоголизма… Но кто сейчас анализирует родословные? Да и любовь зла.
(Ф) При определении характера и судьбы человека всех интересует не только генетика, но и условия, в которых вырос ребёнок. Скажем, если человек запойный алкаш, то скорее всего его дети вырастут пьяницами, потому что они привыкли наблюдать пьянство, как «нормальное поведение» человека. Исключений, конечно, масса. Не будем о них. А если папаша «зашился», то дети, родившиеся после такого героического поступка, могут вырасти нормальными. Это при условии, конечно, что гены алкогольной зависимости им не передались.
(Б) Генетика говорит, что приобретённые признаки не наследуются, и вероятность того, что дети этого алкаша будут пьяницы или нет, не зависит от того, бросил он пить или нет.
(Ф) Да, наследование приобретённых признаков – это интереснейший вопрос. И правильный выбор момента зачатия будущего ребёнка – тоже близкая по смыслу к этому вопросу и очень обсуждаемая тема. Помнишь историю из Библии про Иакова и Лавана?
Иаков служил у Лавана пастухом и надул его при расчёте: он попросил в качестве платы отдать ему пятнистых овец. Тот согласился. Тогда Иаков взял свежие прутья и нарезал на них белые полоски. Когда спаривались крепкие овцы, он укладывал перед их глазами пёстрые прутья, а когда спаривались слабые или больные овцы, прутьев не было вовсе или были гладкие прутья. В результате, крепкие овцы, родители которых смотрели на пятнистые прутья, давали пятнистое и крепкое потомство, которое досталось Иакову. Соответственно, у слабых ягнят, родители которых не смотрели на пятнистые прутья, при спаривании полос не было. Такие ягнята остались у Лавана.
Если немного отвлечься, то скажу, что эта библейская история была мне долго непонятна. Я как-то перечитал Библию глазами скептика. Все чудеса я рассматривал как поучительные притчи. Например, исцеление слепого – это прозрение человека, понимание его места и места Бога в мире. Неудачное, а потом удачное, хождение Петра по воде – это о том, что истинная вера помогает творить чудеса. Но история о Иакове и Лаване долго не давалась. Решил, что это притча о том, что умный человек всегда найдёт способ накопления начального капитала.
Кстати, о моменте зачатия. Есть поверие, что если женщина перед зачатием смотрит на марширующих солдат, то родится мальчик. И ещё мне рассказывали, что если мужчина во время зачатия спокоен, то родится мальчик. Это так, шутка.
(Б) Историю о том, как Иаков надул Лавана я рассказывал моим студентам на лекциях по генетике – спасибо, что напомнил. Я сам слышал истории, про влияние поведения родителей на потомство и про наследование приобретённых признаков. По моему опыту, большинство людей искренне верят, что если вести здоровый образ жизни, то и будущие дети будут более здоровыми. Так хотелось бы, и так думали очень долго и мыслители, и учёные-биологи. Когда стало ясно, что современный мир не такой, каким он был миллионы лет назад, Жан-Батист Ламарк объяснил эволюцию животных и растений как раз наследованием приобретённых признаков. Да и сейчас многим родителям хотелось бы, чтобы они могли передать детям при их рождении, скажем, сильные мышцы, которые они натренировали, или навыки, которым научились. Не получается.