Способен ли один и тот же человек заниматься наукой и сочинять симфонии? Ставить опыты и бороться за гражданские права? Писать оперы, романсы и труды по химии? Жизнь учёного и композитора Александра Бородина доказывает: истинному таланту всё по силам!
Маленький Саша был незаконнорождённым сыном грузинского князя Луки Степановича Гедианова и дочери простого военного Авдотьи Антоновой. Внебрачных детей в те годы часто скрывали, поэтому князь записал сына на имя своего камердинера – Порфирия Бородина. Из-за этого в течение 8 лет мальчик числился крепостным собственного отца, хотя Лука Степанович очень любил Сашу, а его матушка и подавно.
В 1841 году князь дал сыну вольную, купил им с матерью четырёхэтажный особняк и нанял Саше учителей: ведь гимназию мальчик не мог посещать из-за своего «тёмного» происхождения. Тогда же Саша стал заниматься музыкой: сначала освоил флейту и фортепиано, а позже и виолончель. В 9 лет он сочинил первое музыкальное произведение – польку «Элен», а в 13 написал целый концерт для флейты и фортепиано.
Как и многие одарённые люди, Саша был очень рассеян. Как-то раз на улице он оступился и свалился в открытый подвал. Прохожие недоумевали, слыша откуда-то из-под земли звуки флейты:
– Что это за подземная музыка?
Им было невдомёк, что мальчик, упав, в первую очередь решил проверить, не повредилась ли его флейта. А не переломал ли он руки и ноги, ему было не так уж важно.
Музыка не была единственной любовью Саши Бородина. С десятилетнего возраста он страстно увлекался химией.
– Сашенька, что у тебя там бурлит и грохочет? – интересовалась мама, заглядывая к сыну в комнату, напоминавшую научную лабораторию. Колбочки, трубочки, горелки, баночки с непонятными растворами. Мальчик постоянно проводил опыты и сам делал акварельные краски для рисования.
«Всем, чего мы не имеем, мы обязаны только себе!»
Он мечтал стать учёным-химиком – однако бывших крепостных в XIX веке в институты не принимали. Тогда его матушка изловчилась и немного «подправила» родословную сына, записав его купцом Третьей гильдии – и юный Бородин, сдав на отлично все экзамены, стал студентом Медико-хирургической академии.
Он блестяще учился, а его наставником был известный учёный Николай Зинин. Впрочем, ни на день Бородин не забывал о музыке: играл на инструментах, сочинял. За что Зинин не раз ему выговаривал:
– Господин Бородин, на вас я возлагаю все свои надежды, чтобы приготовить себе заместителя, а вы всё о музыке думаете!
Однако Александр не спешил расставаться с любимой «игрушкой»: да-да, именно химию он считал делом всей жизни, а музыку всего лишь забавой. По крайней мере, до некоторых пор…
В 1856 году он окончил академию и поступил на службу в Военно-сухопутный госпиталь. И однажды на дежурстве познакомился с юным офицером Модестом Мусоргским: «Я был дежурным врачом, он дежурным офицером. Комната была общая; скучно было на дежурстве обоим; экспансивны мы были оба; понятно, что мы разговорились и очень скоро сошлись».
Довольно быстро выяснилось, что оба молодых человека сочиняют музыку.
– Я стану серьёзным композитором, – заявил тогда Мусоргский.
Александр промолчал, хотя и счёл нового знакомого слишком амбициозным: «Признаюсь, заявление, что он хочет посвятить себя серьёзно музыке, сначала было встречено мною с недоверием и показалось маленьким хвастовством», – вспоминал Бородин.
Через год Александр едет в Германию, где знакомится с выдающимися учёными, которые в то же время работали там – Менделеевым, Сеченовым, Боткиным. Он ставит научные эксперименты, посещает конгрессы, а в свободное время – музыкальные вечера, открывая для себя европейских композиторов. Там же он встречает пианистку Екатерину Протопопову – свою нежно любимую будущую жену.
Кстати, именно Боткин позже познакомит Бородина с композитором Милием Балакиревым, продвигавшим идею русского национального искусства. Бородин присоединится к его кружку, в который входили уже знакомый ему Мусоргский, а также композитор Римский-Корсаков. Этот кружок станет известен как «Могучая кучка».
Балакирев убедил Бородина продолжить сочинять музыку. И Александр, несмотря на большую занятость, взялся за симфонию. Он много преподавал, занимался научными исследованиями, поэтому симфонию закончил лишь спустя пять лет. Зато какой её ждал успех! На её премьере присутствовал знаменитый композитор Ференц Лист.
– Вы сочинили прекрасную симфонию! – без обиняков заявил он учёному-музыканту, чем весьма воодушевил его.
После этого Бородин написал несколько романсов, взялся за вторую симфонию и свою главную оперу «Князь Игорь». Однако работа продвигалась медленно. Бородин проводил много времени в лаборатории и преподавал. Вторую симфонию он завершил в 1876 году. А вот оперу не успел.
В 1887 году, на Масленицу, в разгар веселья он неожиданно потерял сознание. Все подбежали к нему, пытались вернуть к жизни – но безуспешно. Сердце не выдержало, и Бородин неожиданно ушёл из жизни в возрасте 53 лет. Уже после его смерти друзья-композиторы нашли его записи и завершили оперу «Князь Игорь». Её премьера состоялась в 1890 году. Успех был оглушительным.
Музыкальных произведений Бородин оставил не так уж много – но все они были высоко оценены публикой и критиками. Его запомнили и как талантливого учёного, просветителя, поэта и как честного, неравнодушного человека.
«Музыка – это жизнь. Пока она звучит, ничто не умирает навсегда».