Музыкант на сцене – центр внимания, объект восхищения, но в то же время он может подвергнуться и строгой критике. Музыкант выходит на публику, и реальность меняется: смолкают все разговоры, перешептывания, люди отвлекаются от посторонних мыслей, сосредотачиваются на исполнителе. Вот как выглядит вживую тот артист, который улыбался с афиши! Оправдает ли он ожидания? Слушатели расслабляются, готовятся внимать музыке и получать эстетическое удовольствие. Не придется ли пожалеть, что потратили вечер зря, музыкант оказался скучным, а исполнение – невнятным и сухим?
Что чувствует сам музыкант, когда выходит на сцену? Примерно то же самое – получится ли сегодня выступить ярко и эмоционально? Удастся ли раскрыть замысел произведения, впечатлить слушателей, получить наслаждение от своего исполнения?
До выступления на сцене музыкант проходит долгий путь: от выбора программы до подготовки к концерту. Работа над произведением должна быть многогранной, кропотливой, она занимает много времени и включает в себя множество аспектов, Начинается все с теоретического знакомства с произведением, когда учитель рассказывает ученику об авторе, эпохе и музыкальном направлении, которое было основным во время создания работы, о жанре, форме, стилистических особенностях и характере композиций. Далее следует чтение с листа, заучивание наизусть, работа над техническими сложностями, над драматическим развитием произведения, которое диктует динамический план и отклонения в темпе, Когда все выучено и проработано в нужном темпе, с правильными динамическими нюансами, штрихами, агогикой, наступает этап подготовки к выступлению на концерте.
Почему этот этап работы важен, почему им нельзя пренебрегать?
Инструментальное исполнительство, в отличие от других видов творчества, временное искусство, Художник пишет картину и потом преподносит публике готовый вариант. Ее можно рассмотреть в любое время, Законченное полотно можно выставлять сегодня, завтра, через месяц, ее не нужно создавать заново. То же можно сказать о пространственных видах искусства, скульптуре или архитектуре. Композитор же сначала продумывает только концепцию будущего произведения, Затем следуют многочисленные проигрывания за инструментом и основная работа внутренним слухом, которая нужна для создания многоголосной фактуры, непрекращающийся анализ замысла и уже проделанной работы направлен на создание новой пьесы. В итоге композитор записывает произведение нотами, Чтобы представить эту работу слушателю, пьесу нужно исполнить на музыкальном инструменте соло, в ансамбле или оркестре.
Да, пьеса уже создана автором, но, чтобы она ожила и предстала перед слушателем, нужна работа исполнителя, который воссоздает ее во времени здесь и сейчас, перед аудиторией. Чтобы снова услышать произведение, понадобится новое живое исполнение, Каждый раз оно будет звучать уже немного по-другому, с новой эмоциональной силой, с чуть изменившимися динамическими нюансами, с новым содержанием, Даже отклонения в темпе будут отличаться от исполненных ранее, На все это влияют физическое и эмоциональное состояние музыканта во время исполнения.
«Я выхожу на сцену, чтобы наслаждаться. Иногда я чувствую себя самым лучшим, но чаще недоволен тем, как я играю», – говорил в интервью Пако Де Лусиа, известный испанский гитарист. Неподдельные чувства, погружение в новое для себя состояние, напряжение, «исполнительский нерв», кураж – именно это мы, как слушатели, больше всего ценим в живом концертном исполнении, Да, у нас есть записи многих прекрасных музыкантов, которые можно включать в любое удобное время, но когда мы узнаем о предстоящем выступлении того самого исполнителя, которого уважаем, любим и часто слушаем на YouTube или в аудиозаписи, то стараемся непременно попасть на концерт.
Ценность живого концерта для слушателей неоспорима, Не менее важна она и для самого исполнителя. Для чего мы хотим представить произведение в зале? Для того чтобы поделиться красотой, которую отыскали в пьесе, чтобы погрузить слушателей в атмосферу, в эмоциональное состояние, которое захватило и воодушевило нас самих, передать чувства, которые испытали при работе с конкретным произведением, получить эмоциональный отклик зрительного зала на прекрасное исполнение, Единение со слушателем – вот чего хотел бы в идеале достичь музыкант. Блестящее, уверенное и эмоциональное выступление на сцене ценится как слушателем, так и самим исполнителем, К такому выходу необходимо готовиться.
Умение владеть на сцене своими эмоциями и своим физическим состоянием нужно воспитывать с самого начала исполнительской деятельности. Путь артиста часто начинается с решения о поступлении в музыкальную школу, Ребенок видит выступления музыкантов по телевидению, в интернете, возможно, родители занимаются его эстетическим развитием и берут с собой на концерты, Ребенку нравится музыка, нравится музыкант, который приносит в дар людям красивую мелодию и делится настроением пьесы с публикой, посредством музыки проводит слушателя по всем уголкам души – от лирической нежности до бурных сильных чувств в эмоционально напряженных произведениях, Ребенок с восторгом следит за реакцией публики: аплодисменты, вызов артиста на бис, эмоциональная отдача публики, Это кружит ему голову, И он впервые задумывается: а не попробовать ли ему самому тоже стать музыкантом?
Каждый из большой группы детей, пришедшей на приемные экзамены в музыкальную школу, хочет осуществить смелую мечту – попробовать стать артистом, Умение подать себя с выгодной стороны, публично показать свои способности понадобится начинающему музыканту уже в самом начале творческого пути – прямо там, на вступительных экзаменах, Дальше его ждут академические концерты, технические зачеты, экзамены, концерты (концерты класса для родителей, общешкольные, городские), возможно, участие в конкурсах, Путь исполнителя невозможно представить без выступлений. Даже экзамены и зачеты не обходятся без выхода на сцену. Ученик-музыкант не может написать письменно ответ на заданную тему и спокойно сдать тетрадь на проверку, как в школе. Он должен показать перед комиссией все, что разучил в классе с преподавателем и во время домашних занятий. Музыканту нужно воссоздать пьесу на сцене, здесь и сейчас, и другого шанса переиграть не будет, Умение удачно и блестяще выступать, справляться с волнением необходимо даже тем ребятам, которые избегают участия в конкурсах и концертах, Открытая форма экзаменов в музыкальной школе не оставляет шансов тихо «отсидеться» и заниматься исключительно работой в кабинете.
Бывает, что желание стать музыкантом посещает и взрослых людей, Они решают самостоятельно заняться изучением, выбирают из множества инструментов тот, на который откликнулась душа. Как правило, такие начинающие артисты не планируют сделать музыку своей профессией, зачастую у них уже выбран карьерный путь, Однако и им пригодится умение ярко и качественно подготовить свое выступление, когда придет время сыграть выученную пьесу перед семьей или компанией друзей, Каждый музыкант сталкивается в своей работе с этим важным этапом подготовки к концертной деятельности. Некоторые уделяют этому вопросу слишком мало внимания. Большая же часть музыкантов постоянно ищет новые способы успешного преодоления сценического волнения, Как свести к минимуму неизбежные потери в качестве исполнения во время концерта?
В этой книге я хочу поделиться методами, которые помогут развить и закрепить навыки уверенного и яркого выступления на сцене, Двадцать лет работы учителем в классе классической гитары в музыкальной школе помогли мне изучить страх и волнение перед концертом, физическую скованность и иные трудности, В книге приводятся эффективные способы, которые мне приходилось применять в педагогической практике, Каждый метод проиллюстрирован примером из работы с учениками или из моих личных выступлений.
На сцене неподготовленный исполнитель может столкнуться с множеством психологических и физиологических нюансов, которые могут помешать хорошему выступлению, Методы, о которых вы прочтете далее, могут помочь выступать более уверенно, без волнения, эффектно, эмоционально и выразительно, Я работала с гитаристами-солистами, с гитарными ансамблями, а также с эстрадно-джазовым ансамблем, в который входили саксофонист, пианист, гитаристы, ударники, скрипачка и виолончелист, Способы подготовки к концертному выступлению, о которых пойдет речь далее, были использованы в работе с ними, С большой долей вероятности этот опыт позволяет судить, что данные методы будут уместны при подготовке исполнителей на разных инструментах, Разумеется, это не исключает индивидуальных требований, характерных для каждого отдельного инструмента, Эти методы можно использовать в сочетании, можно обращаться лишь к некоторым, Пусть каждый из вас найдет среди них наиболее подходящие вашим потребностям в красивом и благородном деле воспитания юных музыкантов!
Мария Матох
Психологические и физиологические трудности, с которыми может столкнуться музыкант на сцене, и способы их успешного преодоления