Примечания

1

«Musurgia Universalis» (1650) – «Универсальная музургия, или Великое искусство созвучий и диссонансов».

2

См. список литературы в оригинальном издании Fritz Stege «Musik. Magie. Mystik». – St. Goar (Deutschland): Изд-во «Der Leuchter. Otto Reichl Verlag», 1964/2010. Также с ним можно ознакомиться на сайте издательства: www.reichl-verlag.de.

3

Курзал Висбадена – центр проведения национальных и международных конгрессов, конференций, выставок и культурных мероприятий, центр висбаденской курортной жизни.

4

Хорал – здесь: религиозное многоголосое песнопение.

5

Коло́к – деревянный или металлический стерженек для натяжения при настройке струн музыкальных инструментов.

6

Ср. с этим «Монохорд мира» Роберта Фладда (см. иллюстрацию на вклейке). (Монохорд – общее название однострунных музыкальных инструментов.)

7

Список литературы см. в оригинальном издании Stege F. Musik, Magie, Mystik. – Remagen: St. Goar: Der Leuchter, Otto Reichl Verlag, 1961. – 323 p.

8

Суфи – люди, предпочитающие Бога всему. А в ответ Бог предпочитает их всем. (Саррадж)

9

Прима – здесь: первый или основной звук гаммы, а также основной звук трезвучия.

10

Рецептивно – здесь: пассивно.

11

Систола – сокращение предсердий и желудочков сердца, при котором кровь нагнетается в артерии. Диастола – расслабление отделов сердца, наступающее после систолы.

12

Полиритмия – использование в музыкальном произведении нескольких ритмов одновременно.

13

Таттва – в индуистской метафизике – изначальная субстанция, первоэлемент.

14

Собр. соч. под ред. Гризебаха, т. II.

15

Первое обстоятельное практическое введение в теорию музыки содержится в двух томах работы Анни фон Ланге «Человек, музыка и космос» (Фрейбург: Брейсгау: Изд-во «Новалис», 1956). Оно ведет к переориентации музыкального слуха, звуков и их констелляций (взаимного расположения и взаимодействия) с космических позиций на антропософской основе. Этот богатый мыслями, столь же содержательный, как и интересный, труд следует рекомендовать в качестве практического дополнения к моим научным изысканиям.

16

Фермата – знак в нотном письме, обозначающий продление ноты или паузы.

17

Синкопа – здесь: смещение ритмической опоры (акцента) с сильной доли такта на слабую.

18

Ключ – здесь: знак, указывающий местоположение ноты (т. е. высотной позиции) на нотном стане. Относительно этой, ключевой, ноты рассчитываются все остальные ноты.

19

Каденция – здесь: 1) гармонический или мелодический оборот, завершающий музыкальное построение; 2) виртуозное исполнительское соло.

20

Модуляция – важнейшая категория гармонии (звуковысотной структуры), переход из одной тональности в другую.

21

Цезура – здесь: пауза в музыкальной мелодии.

22

Гармония – здесь: объединение звуков в созвучие и их закономерное последование.

23

Тремоло – многократное быстрое повторение одного звука или последования из нескольких звуков.

24

Sic – так, именно таким образом (употребляется после того слова, которое автор желает особенно подчеркнуть).

25

Кимвры (лат. Cimbri) – древнегерманское племя, знаменитое своим упорством и мужеством в борьбе с римлянами за свою свободу.

Загрузка...