ЧАСТЬ III Искусство музыки и танца в Древней Индии

Глава 1 Танцевальное искусство ранней цивилизации на реке Инд

Период расцвета цивилизации, существовавшей в долине реки Инд, составляет от 2500 до 1500 г. до н. э. Благодаря открытию цивилизации Инд история индийской цивилизации может быть прослежена до 3000 г. до н. э. Цивилизация Инд относится к одной из самых древних в мире.

Среди археологических памятников этой древней цивилизации было обнаружено большое количество небольших керамических статуэток, таких как Богиня-мать реки Инд, а также большое количество хорошо сохранившихся конических каменных колонн и каменных колец (абстрактные образы мужских и женских половых органов). Всё это свидетельствует о том, что коренные народы реки Инд поддерживают репродуктивный культ. Культ воспроизводства – это традиционный образ мышления человечества и широко распространённое колдовство, которое особенно глубоко укоренилось в культуре земледелия коренных народов реки Инд.

«Богиня-мать реки Инд» (фото 3-1)

Керамические куклы богини реки Инд, высотой около 10 см, простые по форме, они выглядят напыщенно, гротескно, стиль их исполнения не спутаешь ни с каким другим. В них прослеживаются черты первобытного народного творчества. Своеобразный головной убор имеет веерообразную форму, он возвышается, возможно, изображая пучки зерна. Богиня-мать в основном обнажена, с пышными грудями и ягодицами, носит драгоценные украшения: серьги, ожерелья, браслеты и ремни. Широкое разнообразие богатых драгоценностей – отличительные черты богини Инда и всех богинь танцев более поздних времён. Это отражает эстетический вкус индийцев, которые любят сложные украшения, а также означает, что богиня танцев плодовита.

«Танцующий мужской стан» (фото 3-2)



Фото 3-1

Каменные мужские фигурки, обнаруженные в древнем городе цивилизации Инда, были идолами поклонения мужскому воспроизводству. Скульптура из тёмно-серого известняка «Танцующий мужской стан», обнаруженная на раскопках древнего города Хараппа, возможно, один из идолов репродуктивного поклонения. Статуэтки Хараппа обычно бывают сборные: лепятся отдельно головы, туловища и конечности, а затем собираются вместе. У этой танцующей фигурки остались только туловище, шея, плечи и верхняя часть ног, на шее и плечах имеются выемки. Археологи предполагают, что отверстия в паху были сделаны для выпирающих мужских органов. Всё туловище поддерживается правой ногой, наклонённые плечи, слегка втянутая грудная клетка и живот, а также приподнятая левая нога – всё это застывший фрагмент динамичного танца. Основываясь на таких элементах, как танцевальная поза и демонстрация мужских органов, учёные в настоящее время предполагают, что эта статуэтка может быть прототипом бога танца, великого бога, который правил воспроизводством и разрушением в последующих верованиях индуизма.

«Мужской стан» (фото 3-3)

Другая танцевальная скульптура из красновато-коричневого песчаника «Мужской торс», найденная в руинах третьего-четвёртого этажей амбара Харапа, также является идолом репродуктивного поклонения. Оставшийся торс танцевальной фигурки имеет гнёзда на шее и плечах, а круглые углубления перед плечами имеют неизвестное назначение. Вертикальная форма спереди мускулистая, пухлая, с широкой грудью и выступающим животом. Утончённо изображённые рельефы и реалистичная текстура кожи сравнимы с элементами древнегреческого реалистичного искусства.

«Танцующая девушка» (фото 3-4)



Фото 3-2 Фото 3-3 Фото 3-4

Одна из бронзовых статуэток «Танцовщица», найденная в Мохенжо-Даро, является одним из доказательств того, что цивилизация долины реки Инд вступила в бронзовый век. Эта обнажённая танцовщица с медными глазами, с более плоским носом, с выступом челюсти, толстыми нижними губами является типичным изображением представительницы местного населения. Её волосы завязаны узлом, на шее – ожерелье, на правой руке – небольшое число браслетов, на левой – браслет. Голова её слегка наклонена, правая рука согнута и опущена, левая держит барабан как инструмент (возможно, чашу), правая нога немного согнута, левая поднята, как будто под звуки чисто звенящего браслета или музыкального инструмента она танцует легко и красиво. Предполагается, что эта обнажённая танцовщица в третьем тысячелетии до нашей эры, возможно, была танцовщицей, проводившей обряд богослужения, её предок, скорее всего, был связан с индуистским храмом.

Глава 2 Танцевальное искусство ранней индийской династии

1. Танцы во времена

династии Маурьев

Династия Маурьев (примерно с 321 по 185 гг. до н. э.) создала первую обширную объединённую империю в истории Индии. Архитектура и скульптуры династии Маурьев унаследовали традиции местной индийской культуры, впитали в себя влияние персидского искусства и создали беспрецедентные великолепные шедевры.

Скульптуры танцующих фигур империи Маурьев в основном состоят из скульптур Якша и Якшини, обе вырезаны из песчаника, у некоторых скульптур на поверхности есть «Полировка Маурьев». Если скульптуры животных на каменных столбах Ашоки представляют систему придворного искусства династии Маурьев, то танцующие статуи Якши и Якшини отражают традицию народного искусства Индии даже в большей степени, чем каменные столбы. Танцевальные статуи из песчаника рождались из резьбы по дереву, следы этого очевидны. Танцевальная статуя Якшини династии Маурьев имеет характеристики типичного древнего танцевального искусства. Форма древняя, простая, она строго поддерживает прямую фронтальную позу. Статуя Якшини обычно обнажена, на верхней части тела подчёркнуто обозначен большой живот (что указывает на пранаяму йоги или позу бога богатства); нижняя часть тела обёрнута поясной тканью, причём оба конца пояса свисают между ног.

«Якшини» (фото 3-5)



Фото 3-5

Это вертикальная статуя, запечатлевшая фрагмент танца Якши. Поверхность не отполирована, поэтому значительно выветрилась, поза передаёт силу и мощь, она полна героического духа фехтовальщика. Этот вид танца Якши в стиле Вуфу похож на прототип самых ранних статуй Будды в Матхуре. Статуя Якшини, созданная в период династии Маурьев, также представляет собой архаичный стиль, а преувеличенная форма и богатый декор – уникальные характеристики индийского искусства. Статуя Якшини, как правило, обнажена, с круглой, высокой, выпуклой грудью, необычно пухлыми ягодицами, прозрачной марлевой юбкой на талии и различными украшениями по всему телу.

«Якшини из Дидарганджа» (фото 3-6)

Эта танцевальная статуя создана немного позже и считается сокровищницей танцевальных скульптур эпохи династии Маурьев. Возможно, она использовалась в качестве статуи божества-хранителя у ворот дворца. Якшини приняла вертикальную позу, её обнажённая верхняя часть тела слегка наклонена вперёд, а правая рука держит длинный венчик. У неё пухлое, величавое лицо, загадочная улыбка в уголке рта, огромная бусина на лбу и густые длинные волосы, собранные в изящный пучок за головой. Форма всего тела проста, торжественна, полна, пропорции преувеличены: круглая полусферическая грудь, необычайно тонкая талия, очень пухлые ягодицы и бёдра образуют женственный изгиб. Поверхность песчаника Чунар сильно отполирована, создаётся впечатление, что всё тело было покрыто слоем яркого масла, добавляющего гладкости мясистой поверхности статуи. Ювелирные аксессуары, такие как головные уборы, серьги, ожерелья, заклёпки, ремни, контрастируют с пухлостью тела, рук и ног. В этой статуе женского танца Дхаганджи Яоча воплощена форма красоты женского тела, соответствующая зарождающемуся индийскому художественному стандарту.

2. Танцы во времена династии

Сунданес

По сравнению с придворным искусством династии Маурьев, танцевальное искусство сунданской эпохи в большей степени является исконным народным искусством Индии. Самобытность и народность – две основные характеристики сунданского искусства. И хотя искусство танца павлина, например, находится под сильным влиянием иностранного искусства, такого как персидское или эллинистическое, искусство сунданского танца, в целом также смешано с некоторыми элементами искусства других стран, всё-таки в большей степени унаследовало местные традиции со времён цивилизации Инда и основано на культуре коренных жителей.



Фото 3-6

На поверхности углового столба (высота столба около 2,15 метра), где ворота, блокирующие волны Бархута, соединяются с забором, высечены рельефные статуи божеств-хранителей такого же размера, большинство, из которых – это Якши и Якшини (в соответствии с индийскими народными репродуктивными верованиями). Эти репродуктивные духи были помещены на столбы ворот башни, чтобы защитить буддийское святилище, сделать его процветающим и благословить добрых мужчин и женщин, которые вошли в ограду ворот башни для паломничества. Форма этих статуй из красного песчаника (II в. до н. э.) выполнена в типичном индийском древнем стиле, подчёркивающем типичность лица, миндалевидные большие глаза, цилиндрическое, вертикальное и лишённое динамики тело.

«Стоящая статуя Якши» (фото 3-7)

Это типичная индийская статуя древнего танца. Форма танцующих статуй проста и наивна, как народная резьба по дереву. Тело плоское, цилиндрическое, конечности тупо повёрнутые, с острыми краями и углами. Выражение лица невыразительное, большие миндалевидные глаза открыты. Платок имеет изысканный узор и в верхней части свёрнут в шар (этот вид платка с мячом обычно используется для всех мужских фигур, вырезанных в Бархуте. Серьги, воротники, нарукавники, браслеты и ремни также тонко выполнены. Складки поясной ткани образуют сплошной узор. Скульптор не видел перспективу, поэтому неестественно прижал руки к груди, при этом ступни были разведены в стороны. Якши стоит на спине слонёнка, олицетворяющего естественную способность к воспроизводству. Всё указывает на то, что это дух Шангди, который поклоняется воспроизводству.

Загрузка...