Часть 1 Обучение, развитие, коррекция

Выразительность движения

Движение под музыку – неотъемлемая часть пластической культуры человека, которая формируется с раннего детства, оно воспитывает у ребенка музыкальный вкус и представления о красоте. Обучение танцевальным движениям развивает у детей выразительность и эмоциональность, вырабатывает красивую осанку и элегантную походку.

Овладение элементами хореографии, народных, современных и бальных танцев повышает самооценку ребенка и уверенность в себе, учит доброжелательности, внимательности к окружающим. Танцевальные игровые импровизации обогащают детей яркими образами, создают условия для эмоциональной разрядки, развивают фантазию и воображение.

Проявления эмоциональных переживаний и намерений человека в мимике (в выражении лица, в улыбке, в движениях глаз), в пантомимике (в движениях тела, в осанке, в жестах), и в интонации речи называются выразительными движениями – по определению, данному в психологическом словаре. Выразительные движения – это своеобразный «язык» для передачи чувств, оценок, желаний: недовольства, одобрения, похвалы, гнева, презрения, просьбы, мольбы. (Кондаков И., Психологический словарь, 2000)

Определение сущности выразительности движения представлено в музыкальной, танцевальной и театральной педагогике, в художественной гимнастике, психологии, физиологии.

Понимание выразительности движения в театральной педагогике связано с именами М. М. Бахтина, К. С. Станиславского и другими деятелями культуры, которые рассматривали выразительность через эстетику мироздания.

В музыкальной педагогике выразительные движения наделяются качествами, которые необходимо воспитывать у детей: чувством ритма и пространства, темпом и точностью мышечных усилий (Н. Г. Александрова, А. Я. Арисменди, Л. Л. Бочкарев, Э. Далькроз, Г. А. Ильина и др.).

В танцевальной педагогике (Р. В. Захаров, А. М. Мессерер, и др.) выразительное движение – не только овладение определенной танцевальной формой, а в первую очередь выражение индивидуальности и свободное владение собственным телом.

В художественной гимнастике (Э. П. Аверкович, Ю. И. Смирнов, О. А. Иванова и др.) выразительность движения оценивается с позиции двигательных умений, физических качеств, координации, свидетельствующих о совершенном владении пространством и временем.

В психологических исследованиях считается, что выразительность движения осуществляется через ритмическое переживание, регуляцию своих движений и освоение новых способов невербальных коммуникаций (С. Лангер, К. Рудестам).

Именно с таким широким спектром понимания выразительности движения связано развитие самостоятельных направлений воздействия на человека средствами музыки и появления такого огромного числа разнообразных технологий (см. схему).


Схема

Технологии музыкального воздействия на основе движения



Среди всех музыкально-двигательных воздействий выделяют следующие:

1) танцевальную педагогику (хореографию) – обучение навыкам танца;

2) музыкально-ритмическую педагогику (музыкально-рит мическое воспитание) – развитие музыкальных способностей ребенка (чувства ритма, музыкального слуха, отзывчивости на музыку);

3) коррекционную музыкальную педагогику (коррекционную ритмику) – двигательный тренинг и коррекция движения, познавательных и эмоционально-волевых процессов, позволяющих исправить нарушенные навыки и автоматизировать новые;

4) музыкотерапию – помощь в решении личностных проблем человека; музыка играет вспомогательную роль, активизируя эмоции человека и усиливая процессы «проживания» и «отыгрывания» имеющихся трудностей;

5) гимнастику – тренировка человека за счет выполнения упражнений в разных темпах и характерах, музыка имеет второстепенное значение и используется только как катализатор двигательной активности.

ДОГОВАРИВАЕМСЯ!

В какой бы технике мы ни работали, цель нашего музыкально-эстетического воспитания:

✓ формирование у ребенка потребности в самовыражении через движение, танец, пение, рисунок и пр.;

✓ обучение ребенка выразительным средствам экспрессии (мимике, пантомимике, интонированию);

✓ удовольствие и радость, получаемые ребенком от любого музыкального творчества, не зависимо от результата.

Движение и обучение. Танцевальная педагогика

Человечество танцует с незапамятных времен. Уже в наскальных рисунках, созданных несколько тысяч лет тому назад, встречаются изображения пляшущих людей. А в дошедших до нас творениях живописи и скульптуры Древней Греции и Рима, Древнего Египта и Китая танцевальным сюжетам нет числа. Рядом с человеком танцующим нередко изображен человек играющий, с музыкальным инструментом в руках. Музыка и танец неразлучны, танец без музыки почти немыслим. Танцевальная музыка двухтысячелетней давности для нас, к сожалению, потеряна, однако чем ближе мы к нашей эпохе, тем сведений больше, а о танцах последних пятьсот лет нам уже многое известно. Танцевальная мода за это время неоднократно менялась. Тем более что у каждого народа есть свои пляски, у каждой общественной группы – свои танцевальные символы, у каждой эпохи – свой танец-фаворит. На балах у испанских королей танцевали медлительную павану или торжественную сарабанду, а на палубах кораблей английские матросы лихо отплясывали жигу. В украинских деревнях плясали гопак, а на улицах итальянских городов царила тарантелла.

Возникновение танцевальной культуры тесно связано с древним бытом – танцы по-своему отражают жизнь народа. «Посмотрите, – говорил Н. В. Гоголь, – народные танцы являются в разных уголках мира… Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий». Многие народные пляски произошли от трудовых движений или древних игр. Музыка каждого танца имеет свой темп, размер и только ему присущий ритмический рисунок. Для русской камаринской, итальянской тарантеллы типично быстрое, стремительное движение. А для французского менуэта, кубинского танго – движение спокойное, неторопливое. Вальс и мазурка обязательно имеют трехдольный размер, а кадриль и полька – двудольный.

Ребенок начинает реагировать на танцевальную музыку с рождения. Уже в пять-шесть месяцев можно увидеть улыбку на его мордашке, дрыганье ножками в ритм мелодии, попытки хлопать в ладоши – ребенок возбужден и обрадован.

Маленький человек первый раз приходит на занятия в музыкальный зал заниматься хореографией, смотрит на себя в большое зеркало, слышит музыку – и начинает творить. Он постепенно узнает, что танцевальная культура очень многогранна и разнообразна, что одни движения неспешны, другие порывисты, некоторые движения просты и незамысловаты, другие чрезвычайно изощренны и глубокомысленны.

Загрузка...