По поводу происхождения мумие до сих пор нет единого мнения.
Древние авторы, в частности, считали, что это производное пчел. Например, Бируни в своей «Минералогии» пишет: «…Пчелы запечатывают свой мед и детку черным воском с острым специфическим запахом. Это лекарство от ушибов и ран, оно дорогое и редкое и называется по-персидски „мумие“… Мумие – это горная смола, в некоторых отношениях соответствующая амбре и ароматическим смолам, возможно также, что мумие – загустевшая моча горных козлов, мочащихся при гоне в одно и то же место…»
В XII веке Муххаммад Хусейн Аляви описывал, что в месте многолетней добычи мумие образовывалась глубокая яма. Ее прикрывали большим камнем, который могли сдвинуть лишь 50–60 человек. Раз в году яму открывали, и человек, спускавшийся в нее, собирал мумие, накопившееся в виде тонкой пленки на воде, собравшейся в яме. Оно накапливалось в виде чешуек на стенках колодца, на камнях на его дне. Камни извлекали и кипятили в воде, а потом застывшее мумие снимали с ее поверхности.
Однако сейчас хорошо известно, что мумие хорошо растворимо в воде, следовательно, оно не может «застывать на ее поверхности в виде пленки».
Некоторые ученые Востока полагали, что мумие образуется из паров, которые поднимаются из недр земли по трещинам горных скал и застывают под действием низкой температуры окружающего воздуха. Другие – что мумие является горным воском. В частности, А. Беруни пишет: «Мумие – асфальт, горная смола». Авиценна также называл мумие горным воском – озокеритом. «У горного воска – писал он, – та же сила, что и у твердых и жидких битумов, смешанных вместе, но только он полезнее».
В одной фармакопее восточной медицины описано, что в древние времена трупы мумифицировали, обрабатывая их мумие, медом, смолами и другими веществами. Они сохранялись многие века. Иногда трупы вымывались разливами рек – такие мумифицированные трупы равноценны минеральному мумие…
Возможно, исходя из этой теории, немецкий ученый Блаунт в XVI веке считал, что существует только «человеческое» мумие, получаемое из забальзамированных человеческих трупов.
Не меньший разнобой по этому вопросу продолжается и по сей день. Вот выдержки лишь из некоторых современных гипотез по поводу происхождения мумие.
«Чудо-эликсир образуется в зоне высокогорных арчевников, в тех местах, где благоприятное сочетание природных факторов позволяет воде увлекать по трещинам плоды арчи, ее иглы, смолу и смешивать с микроэлементами, находящимися в известняке. В дальнейшем происходит цементирование и консервирование целебной смеси в единое полуминеральное вещество».
«После многолетних наблюдений и исследований мы пришли к выводу, что мумие – не что иное, как органическое вещество, продукт переработки растений травоядными животными. В жаркие летние дни масса, оставшаяся на месте ночлега и кормежки грызунов, расплавляется, и часть ее, обогащаясь микроэлементами, попадает в горные полости, где как бы консервируется, образуя иногда настоящие сталактиты».
Другой автор еще более категоричен: «Мумие – не таинственное природное образование, оно продукт тех явлений, которые связаны с брожением навоза (помета и мочи) диких и домашних животных, проживающих в горах и пользующихся пещерами, нишами и козырьками скалистых склонов как местом отдыха и укрытия от дождя, снега, жары. Конечно, врачам рекомендовать в качестве лекарства мумие, как продукт навозной жижи из помета и мочи коз и других животных, неприятно, но предполагать в наш век, что мумие является продуктом каких-то таинственных природных явлений, считаю совершенно неправильным».
«По моему, мумие – это ископаемый мед с примесью пчелиного яда от 0,5 до 2 процентов, – утверждает автор другой гипотезы. – Во всяком случае, оно сочетает в себе лечебные свойства того и другого. Спросят: как мед мог образоваться под пластами горных пород на большой высоте в горах, где нет ни растений, ни пчел? Но кто осмелится утверждать, что районы находок мумие всегда находились на такой высоте?
В прошлом большая часть территории Средней Азии была дном моря. Среди моря было множество островов, на которых благоухала жизнь. Много тысяч лет назад территория Средней Азии поднялась за очень короткий промежуток времени. Земная кора растрескалась. Миллионы семей диких пчел, селившихся в расщелинах, пещерах, в дуплах больших деревьев, очутились под завалом. Древесина и останки насекомых превратились в неузнаваемые вещества. Ведь мед, как и нефть, без доступа воздуха не разлагается».