Часть I Хотите быть мультипотенциалом? Добро пожаловать в клан!

1 В вас нет ничего плохого

– Эмили?..

Я подняла глаза от меню в кафе. Передо мной стояла преподавательница актерского мастерства, у которой я занималась подростком. Прошли годы с тех пор, как я в последний раз ее видела. Мы обнялись, немного поболтали, обменялись новостями, она рассказала мне о том, как идут дела в ее театральной школе.

– А ты теперь чем занимаешься? – наконец спросила она.

– Осенью начинаю учиться в юридической школе, – с удовольствием ответила я.

С тех пор как годом раньше я пошла на подготовительный курс юридической школы, такие вещи, как контракты и имущественное право, совершенно по-ботански очаровали меня. Эти системы казались мне абсолютно новым способом мировоззрения.

Реакция оказалась не такой, на какую я рассчитывала. На ее лице материализовалось странное выражение, она чуть склонила голову набок:

– Хм… А я думала, что ты будешь снимать кино.

Мое сердце упало. Вот она – моя проблема, выраженная одним-единственным предложением.

«Я-то думала, ты будешь снимать кино».

Это случилось почти десятилетие назад. Мне было двадцать три года, и я постепенно начинала замечать за собой следование некоему шаблону. Я ныряла в новую сферу, полностью погружалась в нее, с жадностью поглощала каждую кроху информации, до которой только могла дотянуться, и делала пару проектов, пылая настоящей страстью. Но через несколько месяцев (или лет) мой интерес по непонятным причинам начинал слабеть и я переключалась на какое-нибудь другое, новое и волнующее дело, после чего цикл повторялся. Всякий раз, стоило мне достигнуть довольно высокого профессионального уровня, как включалась скука. И разумеется, как раз в этот момент люди смотрели на меня и говорили: «Ух ты, Эмили, это у тебя классно получается! Ты, похоже, нашла свое настоящее призвание, верно?»

Э-э… Здравствуй, Вина. Здравствуй, Стыд.

Этот способ бытия в мире – увлечься чем-то новым, нырнуть в него, освоить навыки и затем полностью утратить интерес – доставлял мне немало хлопот. Полагая, что склонность метаться между дисциплинами – моя уникальная особенность, я ощущала тотальное одиночество. Мои сверстники определили для себя еще не всё, но все они явно находились на линейной траектории к чему-то определенному. Мой же путь, напротив, представлял собой хаотичную мешанину зигзагов: музыка, изобразительное искусство, веб-дизайн, кинематография, юриспруденция…

Когда моя бывшая учительница актерского мастерства сказала мне с явной растерянностью и разочарованием, что она ДУМАЛА, ЧТО Я БУДУ СНИМАТЬ КИНО, я почувствовала, как прямо лицом впаялась в Истину: я не способна ни одно дело довести до конца. Это был очень неприятный момент ясности.

Миллионы вопросов завертелись у меня в голове.

Найду ли я когда-нибудь свое Дело?

И есть ли оно, это Дело, у меня?

Если моим призванием не стало ни одно из тех Дел, которые я пробовала прежде, будет ли им следующее?

Удовлетворюсь ли я когда-нибудь одной работой больше чем на пару лет или каждая профессия будет со временем терять для меня свой блеск?

И самый больной вопрос из всех: «Если я должна порхать между сферами, чтобы оставаться счастливой, достигну ли я чего-нибудь вообще?»

Мне стало страшно: что, если я по сути являюсь человеком, который не способен брать на себя обязательства или доводить дело до конца? Я была уверена: что-то во мне плохо и неправильно.

Можно было отмести эти мысли как несущественные, списав их на мой возраст и незрелость. Множество людей сказали бы мне на это: «Вот ветер в голове». Но я точно знала, вопросом «Зачем я здесь?» задаются все люди всех возрастов. Ощущение такого рода растерянности, касающейся не только карьеры, но и самой идентичности, может быть каким угодно, только не пустопорожним.

Оно парализует.

Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

Помните, как вам в детстве задавали вопрос, кем вы хотите быть, когда вырастете? Что вы чувствовали? Мысленно возвращаясь в пяти-шестилетний возраст, я не могу вспомнить точного ответа. Зато помню, что было после того, как я отвечала: лицо взрослого, задавшего вопрос, освещалось выражением одобрения и гордости. Это было приятно – объявлять миру некую свою идентичность. Мир (по крайней мере, мой маленький мирок) меня одобрял.

Что-то случается со многими из нас, когда мы становимся старше. Слова «кем ты хочешь быть, когда вырастешь?» из забавной попытки помечтать эволюционируют в более серьезный вопрос, вызывающий растущую тревожность. На нас начинает давить необходимость дать правдивый ответ – весомый и обремененный последствиями, такой, за который с нас потом спросят. Мы чувствуем, что окружающие пытаются понять, во что мы превращаемся, чего от нас ждать на самом деле, – а нам хочется такого же одобрения, какое мы получали в детстве, когда объявляли о своем желании стать клоунами или космонавтами.

Да, мы хотим всего этого, но нам не нравится быть загнанными в угол неверным выбором. В то время как внешние силы подгоняют нас «выбрать специализацию», «опереться на свои сильные стороны» и «найти свою нишу», мы силимся понять, кто мы такие, собственно, есть и какое значение будет иметь наша жизнь. Это сплошной хаос внешнего и внутреннего прессинга, переплетенного с экзистенциальным смятением и спутанной идентичностью. И этот хаос не ограничивается периодом отрочества. У многих из нас он продолжается всю жизнь.

Миф о единственном истинном призвании

Одна из причин, по которым вопрос «кем ты хочешь быть?» обладает способностью сеять хаос в наших сердцах и сдвигать набок психику, заключается в том, что он подразумевает необходимость быть чем-то одним.

Велика вероятность, что, если ваш пятилетний малыш оттарабанит список из десяти разных будущих «Я», взрослый, задавший вопрос, скажет в ответ: «Ну, а все-таки? Ты же не можешь быть всем сразу?!» А когда мы достигнем подросткового возраста, ответы типа «я буду морским биологом, художником по текстилю и журналистом!» люди будут встречать с еще меньшей толерантностью. Это делается исподволь, но мы можем перевести вопрос «Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?» следующим образом: «В этой жизни тебе дозволена только одна идентичность, так какую же ты выбираешь?»

Что, страшно? Если ставить вопрос таким образом, неудивительно, что он вызывает нервную дрожь.

Мысль о том, что мы должны выбрать единственный путь и идти по нему до смерти, подкрепляется большинством жизненных контекстов.

Мейнстрим-литература о профессиях и консультанты по профориентации предлагают нам тесты, чтобы помочь свести множество вариантов выбора карьеры к одному, идеально с нами совместимому.

Колледжи и университеты устроены по принципу выбора специализации.

Работодатели требуют от соискателей объясниться, если мы вдруг обладаем навыками в сторонних сферах, намекая тем самым, что нам не хватает способностей или сосредоточенности.

Мы получаем от близких и средств массовой информации зловещие предупреждения о том, как опасно быть пустозвонами, «летунами», дилетантами во всем, мастерами ни в чем. Жизнь специалиста изображается как единственный путь к успеху и до крайности романтизируется в нашей культуре.

Все мы наслышаны о врачах, которые всю жизнь знали, что хотят быть врачами, или о писателях, которые написали свой первый роман в десятилетнем возрасте. Этих людей прославляют как сияющие примеры для всех нас. Но, хотя такие люди существуют и я не хочу сказать о них ничего плохого, многие из нас попросту не вписываются в эту модель. Под влиянием социальных сигналов и психологической обработки мы учимся верить в романтическое представление о Единственном Истинном Призвании – идею о том, что у каждого из нас есть одно великое дело, которое нам суждено делать в своей жизни, НАШЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ.

Что происходит, если вы не вписываетесь в эту схему? Скажем, вас интересуют несколько профессий, в которых есть многое, чем вы бы не прочь заняться. Окружающие ждут, пока вы определитесь, а вы не готовы утвердиться на единственном карьерном пути. Вас одолевают тревоги из-за того, что вы до сих пор не в курсе своего Единственного Истинного Призвания, а это значит страшное – что в вашей жизни отсутствует Цель.

Бесцельно прожитая жизнь – слышите, как это звучит?

На самом деле нет, не отсутствует.

На самом деле у вашей способности переключаться с дела на дело, жадно поглощать знания, приобретать опыт и примеривать на себя каждый раз новые идентичности есть название…

Вы – мультипотенциал

Читая, вы то и дело кивали головой? Спешу вас обрадовать! Вероятно, вы – мультипотенциал: человек со множеством интересов и творческих устремлений, а значит – возможностей.

Если вы впервые столкнулись с этим словом, оно может показаться вам неудобоваримым – язык сломаешь. Попробуйте разбить его на две части и медленно произнести их вслух: мульти – потенциал. И еще раз: мульти – потенциал. Все не так плохо, верно? Ну, в любом случае, если слово «мультипотенциал» по-прежнему вызывает у вас затруднения или кажется неподходящим термином, есть и другие варианты. Вот наиболее распространенные обозначения для человека того типа, о котором мы говорим:

•. Мультипотенциал: человек с множеством интересов и творческих устремлений.

•. Энциклопедист: человек, который много знает о множестве разных вещей, или человек энциклопедических знаний.

•. Человек эпохи Возрождения: человек, который многим интересуется и много знает о многих вещах.

•. Мастер на все руки: тот, кто может на приемлемом уровне выполнять разнообразные задачи; человек разносторонний.

•. Универсал: человек, чьи навыки, интересы или привычки широко варьируются или не специализированы.

•. Человек-сканер: живо интересующийся множеством не связанных между собой областей (это слово запустила в обиход Барбара Шер в своей прекрасной книге «Отказываюсь выбирать!» (Refuse to Choose!)).

•. Пластилиновый (прил.), пластичный: способный воплощать разные идентичности и достойно выполнять ряд разных задач.

Все эти синонимы имеют небольшие различия в значении. Мультипотенциал и сканер подчеркивают драйв и любознательность, в то время как энциклопедист и человек эпохи Возрождения акцентируют внимание на накопленных знаниях. Эти термины имеют исторические коннотации – пробуждают в памяти имена Леонардо да Винчи и Бенджамина Франклина.

Мастер на все руки указывает скорее на навыки, чем знание, а универсал подразумевает человека с широкими, но неглубокими знаниями. Эти различия тонки. В конечном итоге, какое бы слово вы для себя ни выбрали, главное, чтобы оно ощущалось как правильное. Используйте тот термин (или термины), которые вызывают у вас наибольший отклик, не используйте вообще никаких терминов или изобретите собственный.

Какой именно вы мультипотенциал?

Не существует одного-единственного способа быть мультипотенциалом. У одних из нас в работе с десяток проектов одновременно, другие предпочитают нырять в одну сферу на месяцы или годы, сосредоточиваясь исключительно на ней, пока не переключатся на совершенно новую область. Интересы мультипотенциала могут возникать одновременно (несколько интересов на одном и том же временном отрезке), строго последовательно (один интерес на одном временном отрезке) или в любом ином варианте между этими крайностями.


Чтобы определить собственное место в этом спектре, задумайтесь о своих прежних интересах, проектах и местах работы.

Замечаете какие-нибудь паттерны?

Склонны ли вы интересоваться разными темами одновременно или предпочитаете плотно фокусироваться на какой-то одной, а потом переходить к следующей?

Сколько проектов вы можете вести одновременно, а сколько для вас уже «слишком много»?

Возможно, ваша пропускная способность к одновременной разработке проектов подобна кухонной плите: у вас стоят четыре кастрюли на четырех конфорках, две из них кипят вовсю, а остальные побулькивают на заднем плане?

А может быть, ваша метафорическая «плита» больше напоминает промышленную кухню в ресторане – с грилем и бесконечным рядом проектов, кипящих одновременно?

А может быть, наоборот, у вас горит походный костерок, который выдает по одному великолепному и неповторимому блюду за раз?

Большинство из нас на самом деле находятся где-то между крайностями «одновременно-последовательного» спектра. В разные моменты нашей жизни мы двигаемся по нему в ту или иную сторону. Если вы понятия не имеете, где ваше место на этой оси, не пугайтесь и не нервничайте! Мы разберемся с этим вместе. Одни наши интересы оказываются мимолетными, а другие не покидают нас никогда. Они могут временно поблекнуть, но разгораться с новой силой годы спустя. Не имеет значения, как именно вы реализуете свои многообразные интересы и увлечения. Все варианты жизни мультипотенциала имеют равное право на существование.

ОДНОВРЕМЕННО

(много проектов на одном временном отрезке)

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО

(один проект на одном временном отрезке)

Путевой маршрут мультипотенциала (это не прямая линия)

Нас учили, что каждый вектор интересов ведет в одном направлении к связанной с ним карьере.

Скажем в старших классах вы интересовались естественными науками. По окончании школы вы можете изучать биологию в колледже, окончить подготовительные медицинские курсы, поступить в медицинскую школу, окончить ординатуру, а потом стать врачом. Со временем вы можете выбрать частную практику, преподавание или заняться исследованиями, но вообще принято считать, что бывший студент-медик будет пользоваться приобретенными навыками в связанной карьере – карьере врача.

Сказанное верно и для других сфер деятельности. Студент архитектурного факультета станет архитектором, а студент-музыкант – музыкантом-исполнителем или учителем музыки). От студента инженерного факультета ждут, что он будет инженером. Каждая из этих сфер предполагает в конце вертикальной траектории связанную с ней карьеру.[2]

Специалист может выбрать одну из этих траекторий и пойти прямо по ней к связанной карьере, но мультипотенциалы – дело иное. Мы движемся и вертикально, и латерально. Мы применяем полученные навыки за пределами связанной с ними карьеры, в других дисциплинах необычными способами.

Приведу в качестве примера мой собственный путь (см. рис. на стр 26). Музыка, изобразительное искусство, кино и юриспруденция – вот четыре области, которыми я занималась либо профессионально, либо академически/теоретически. Рассмотрим вертикальную траекторию каждой сферы.

В теории я могла бы пойти прямо по любой из этих траекторий. Клянусь, я и пыталась, но просто не смогла этого сделать!

Та еще путаница, правда?

Я не жалею о том, что занималась каждой из этих сфер, хотя так и не стала ни профессиональным музыкантом, ни веб-дизайнером, ни кинематографистом, ни юристом. Узнавать интересное – процесс по самой своей природе радостный, и я обнаружила, что навыки, приобретенные таким образом, оказываются полезными в самых разных областях деятельности. Юридическое образование помогает излагать мысли убедительнее – навык, который я использую всякий раз, когда пишу блог, заполняю анкету или составляю деловое предложение.

Годы, которые я провела, погруженная в жизнь музыкального театра, научили меня хорошо работать в команде, что я ежедневно использую в своем бизнесе. Игра в группе также подарила мне ценный исполнительский опыт, который годы спустя помог мне в публичных выступлениях.

Подготовка в области веб-дизайна позволяет мне создавать сайты для любого из моих проектов или эффективно общаться с дизайнером, если я предпочитаю такового нанять. И ничто лучше создания короткометражных фильмов не подготовит вас к сложностям планирования мероприятий и работе с разными, в том числе сложными, личностями.

Большинство моих «прошлых жизней» приносят мне пользу реально и на практике. Я действительно время от времени применяю свои навыки так, как того от меня ожидают, – например, создаю вебсайт для клиента или получаю гонорар за то, что исполняю музыкальные произведения. Но чаще эти умения используются латерально, в тех ситуациях, где они могут усилить друг друга.

Можете вспомнить моменты, когда вы применяли свои навыки неожиданными способами? Например, умение играть на фортепиано помогло вам быстрее научиться набирать текст?

Или, может быть, прежняя работа с животными сделала вас более тонко чувствующим учителем?

Чувствуете логику? Наши пути могут казаться постороннему взгляду случайными или хаотичными, но часто они намного практичнее, чем мы думаем.

Жизнь мультипотенциала в мире специалистов

Быть мультипотенциалом – чудесно, а принимать свои многочисленные увлечения – круто. Однако психологический склад личности, подразумевающий такой дар, представляет для его носителя определенные трудности. Вызывают трудности у мультипотенциалов три главные сферы: работа, продуктивность и самооценка.

Работа

Поиск постоянной и одновременно интересной работы может стать для нас одним из величайших испытаний. Сделав открытие о своей мультипотенциальности, многие с облегчением обнаруживают, что с них внезапно свалилось многолетнее бремя тревог и растерянности. Однако вслед за этим, как правило, приходит большой и зловещий вопрос: «Я – мультипотенциал, отлично! Но как мне теперь, черт возьми, зарабатывать на жизнь?»

Мысль о том, чтобы заниматься до скончания века одним и тем же, может заставить нас просыпаться в холодном поту. Но финансовая нестабильность – следствие регулярного «дезертирства с корабля» – способна пугать еще больше.

Есть ли альтернатива этим двум крайностям?

Есть ли способ сделать так, чтобы эта самая мультипотенциальность заработала?

В следущих главах мы встретимся с мультипотенциалами, которые одновременно и счастливы, и материально обеспечены. Мы узнаем о том, как они структурируют трудовую деятельность, чтобы поддерживать свою мультипотенциальность. Мы узнаем, как вы можете сделать то же самое.

Продуктивность

Продуктивность остается камнем преткновения для большинства людей, но тем из нас, кто занимается одновременно множеством проектов, жизненно важно разработать собственную, индивидуальную систему продуктивности.

Как фокусироваться на нескольких проектах одновременно и при этом развивать их все?

Как справляться со всякой внутренней дрянью (прокрастинацией, сомнениями в себе, подавленностью и хронической проверкой электронной почты), которая не дает двигаться вперед? В главе 8 мы рассмотрим инструменты, которые помогут вам выбрать, на чем сфокусироваться, решить, как структурировать ваше время, и узнать, не пора ли сменить направление. Мы также обсудим методы преодоления прокрастинации и вхождения в «поток».

Самооценка

Современный мир не всегда дружественно относится к мультипотенциалам. В результате многие из нас растут с чувством сомнения, низкой самооценкой и другими проблемами психического здоровья. Мультипотенциальность у подростков связана с депрессией, тревожностью, подавленностью и чувством вины из-за неспособности сделать выбор.[3]

Эти чувства могут перейти с нами и во взрослую жизнь, причиняя немало боли и не давая реализовывать наш потенциал. В главе 9 мы займемся этими вопросами, рассмотрев наиболее распространенные комплексы:

•. Чувства вины и стыда (при переходе из одной области в другую).

•. Снова и снова повторяющийся «дискомфорт новичка».

•. Страх не быть лучшим.

•. Синдром самозванца.

•. Внешняя критика.

•. Страшный вопрос: «Кто ты по профессии?»

Мы обсудим все эти трудности – работу, продуктивность и самооценку – в подробностях. Пока мы будем это делать, вы начнете выстраивать собственный персонализированный план действия. Вооружившись информацией из этой книги, вы, надеюсь, начнете создавать жизнь, которая позволит вам стать самым лучшим мультипотенциалом, каким вы только способны стать. Вы узнаете, как быть в полной мере собой и строить такую карьеру, которая согласуется с вашим индивидуальным внутренним устройством. Я надеюсь на это не только ради вашего личного счастья, но и для того, чтобы мы, остальные, могли получать пользу от результатов замечательной работы.

Истина в том, что у вашей ненасытной любознательности есть веская причина: мультипотенциал – это человек, который будет творить революции, создавать новое, решать сложные многомерные задачи, делать жизнь людей лучше на свой лад. Как бы ни сложилась ваша судьба, вы не можете реализовать ее, если будете душить свой потенциал мультипотенциальности. Вы должны принять ее и использовать.

2 Мультипотенциалы – кто они: бездельники или новаторы?

Вы, вероятно, знакомы с распространенным мнением о людях, которые занимаются многими разными делами: мол, мы – бездельники, чья неспособность вкладываться во что-то одно является нашим фатальным недостатком. Почти в каждом языке, от арабского до корейского, есть своя версия выражения: «И швец, и жнец, и на дуде игрец» с его оборотной, подразумеваемой стороной: «НИ швец, НИ жнец, НИ на дуде…».

Английский вариант – jack-of-all-trades, master of none – как раз и означает «подмастерье во всем, мастер ни в чем».

Испанская фраза «Quien mucho abarca poco aprieta» значит: «Кто за многое берется, у того слабая хватка».

По-литовски «Devyni amatai, dešimtas badas» значит что-то вроде: «Когда у тебя девять ремесел, десятое – голод».

Вьетнамская пословица «Một nghề cho chín còn hơn chín nghề» проникает в самую суть осуждения: «Быть мастером в одном деле лучше, чем посредственностью в девяти».

Но действительно ли мультипотенциалы – вечные посредственности в работе?

Действительно ли мы – необученные, неопытные дилетанты, что отрицательно сказывается и на нашем финансовом положении? Давайте подробно рассмотрим аргумент о «подмастерье на все руки» и проверим, как он подтверждается на практике. Рассмотрим наиболее распространенные аргументы.

«Заниматься множеством дел значит быть посредственностью во всех»

Этот аргумент вроде бы логически обоснован с математической точки зрения: если человек А вкладывает десять тысяч часов[4] в изучение одного-единственного ремесла, а человек Б тратит 25 тысяч часов на обучение четырем разным ремеслам, значит, человек Б обречен быть менее «умелым» (т. е. более посредственным) в любой отдельно взятой сфере, верно? Но этот аргумент основан на мысли о том, что навык – единственное качество, которое имеет значение. Я же хочу возразить, что креативность, изобретательность и увлеченность не менее значимы.

Обязательно ли человек, у которого за спиной десятилетия занятий музыкой, сочиняет более красивые (или хотя бы приносящие больше прибыли) произведения, чем музыкант, чей опыт составляет всего пару лет?

Всегда ли опытный школьный учитель действует эффективнее учителя-новичка, который только-только начал свою карьеру, зато кипит энтузиазмом и увлеченностью своей работой?

В обоих этих случаях правильный ответ – «нет».

Да, опыт имеет значение, но это не единственный фактор, определяющий будущий успех, удовлетворенность карьерой или вклад человека в общество.

Нужны и специалисты, и универсалы – но они могут быть задействованы в разных областях

На определенных должностях высокий уровень технического мастерства значит больше, чем в других. Хирург-кардиолог – профессия высокоспециализированная не без причины. Не знаю, как вы, но я бы предпочла, чтобы мое сердце оперировал специалист! С другой стороны, когда речь идет о лечении хронических проблем со здоровьем, я больше заинтересована в работе с практиком, который менее специализирован, зато хорошо разбирается в совместной работе разных систем организма. Мне потребовалось немало времени, чтобы найти своего нынешнего доктора. Он сертифицированный натуропат, лицензированный акупунктурист и практик функциональной медицины. Это означает, что в его распоряжении имеются разные методы. Имея дело с какой-то проблемой здоровья, он предлагает лечение, которое «одно лечит, но и другое не калечит». В одних случаях оно включает применение рецептурных препаратов, в других – ограничивается травами или переменами в диете. Такой подход годится не для всех, но в моем случае он работает.

Однако, как я уже сказала, если мне когда-нибудь понадобится операция на сердце, можете быть уверены, что я попрошу своего дока рекомендовать мне специалиста (и совершенно убеждена, что он с радостью мне его даст).

Быть не самым лучшим – это не то же самое, что быть посредственностью

Между экстра-классом и серой посредственностью находится множество промежуточных состояний. Более точным, хоть и менее лаконичным, выражением для описания мультипотенциала могло бы стать определение: «Подмастерье во всем – мастер кое в чем». Можно великолепно справляться со своей работой, будучи достаточно профессиональным в конкретной области и сочетая этот навык с креативностью и увлеченностью. Мы можем быть даже экспертами!

Мультипотенциалы сами определяют категории своего профессионализма

Взгляните на свою домашнюю библиотеку или историю своего библиотечного формуляра. Велика вероятность, что вы читаете книги не только по какой-то одной теме (математика, музыка, политика, философия и т. д.). Вероятно, вы также любите книги, в заглавиях которых сплавлены воедино несколько тем.

Просматривая прямо сейчас свой книжный стеллаж, я вижу книги, посвященные взаимоотношениям между дисциплинами. Например, архитектура и психология, математика и краски, философия пешей ходьбы. Я также вижу книги, взламывающие границы жанров – например, мемуары в стихах и юмористическую книжку о проблеме тревожности. Такие книги могут писать только мультипотенциалы. В то время как специалисты добиваются совершенства в одной сфере, мультипотенциалы работают на их пересечениях. Это позволяет нам достигать глубокого уровня знаний о взаимоотношениях между различными областями знаний.

Суперспособности мультипотенциалов

Интересный вопрос: как мультипотенциалам найти достойное применение своим сильным сторонам? Если вы похожи на моих знакомых мультипотенциалов, то вас слишком долго терзают опасения. Пора забыть о пренебрежительной риторике и рассмотреть альтернативную гипотезу о том, что мультипотенциалы – это неверно понятые «воротилы» и «матерые человечища». У нас, возможно, имеется собственный набор сильных сторон – ваши индивидуальные суперспособности! Давайте взглянем на пять вещей, которые удаются мультипотенциалам особенно хорошо, и познакомимся с людьми, нашедшими своим суперспособностям хорошее применение.

Загрузка...