По всей Украине новый, 1943 год начался в жестоких боях с немецкими оккупантами и их прислужниками. Фашисты на борьбу с партизанами бросили целые отборные соединения вооруженных до зубов головорезов спецназначения.
Это была глубоко продуманная массовая карательная экспедиция против украинского и белорусского народов. Горели деревни. Вражеская авиация бомбила мирные селения, гитлеровцы со своими прислужниками врывались в села, расстреливали всех и каждого, сжигали в хатах детей, дедов и старушек.
Жители искали укрытия в лесах. Росли отряды, бригады. Каждый хотел мстить проклятым фашистам.
Фашистскими людоедами была введена позорная система средневековья – «заложников». За каждого убитого партизанами немецкого солдата расстреливалось по десять заложников.
Накануне карательной экспедиции каждому фашистскому солдату была роздана особая памятка
«Помни и выполняй, – гласила она, – у тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны, уничтожь в себе жалость и сострадание, убивай всякого русского, советского, будь перед тобой старик или женщина, мальчик или девочка, убивай. Этим ты спасёшь себя от гибели, обеспечишь будущее своей семьи, и прославишься навеки!»
Однако никакие чудовищные меры гитлеровских палачей и их пособников-бандитов, не смогли подавить волю к борьбе у советских партизан. Мужество, мужество и ещё раз мужество – вот что отличало юных партизан и подпольщиков.
Вот небольшая выдержка из предсмертной записки юного подпольщика и партизана Ивана Шилова, уроженца г. Гомеля. «Дорогие мои родители и братья! – писал Иван Шилов из тюрьмы, когда по доносу изменников попал в лапы гитлеровцев, «Я сейчас нахожусь в тюрьме. Обвинения предъявляют очень веские, придется проститься с жизнью. Ну что же делать? Не я первый и не я, видимо, последний. Знайте, что я умираю, любя вас, мои дорогие родные товарищи, любя свою Родину…»
И Шилову, и его другу Бородину обещали сохранить жизнь, если они скажут, где размещается партизанский лагерь. Они отказались и погибли мучительной смертью. Им было по 15—16 лет.
С этой предсмертной запиской я и мои бывшие сослуживцы по Брестскому пограничному отряду были ознакомлены на одном из слетов мастеров и отличников пограничной службы, Первым секретарем ЦК партии Белоруссии Петром Мироновичем Машеровым. Россоны были захвачены гитлеровцами на месяц раньше, чем Гомель, почти в самом начале войны. Под руководством подпольных партийных, комсомольских организаций здесь с первых дней оккупации создается широкое подполье, в которое входит много молодежи. Одним из руководителей комсомольского подполья стал бывший учитель Россовской средней школы П. М. Машеров.
Эта подпольная организация вела агитационно-массовую работу, собирала оружие, готовила базу для будущего партизанского отряда. Такой отряд и был создан весной 1942 г. Члены этого отряда помогали бойцам и командирам Красной Армии выходить из окружения, обеспечивали их продуктами и выделяли надежных проводников. Так они выручили 28 советских командиров и около 700 бойцов, переправив их за линию фронта. О юных партизанах написано много. Я привожу эти и другие примеры, чтобы еще раз подчеркнуть, что даже попав в самые сложные обстоятельства, они проявляли инициативу, организованность смелость, мужество, отвагу и вели борьбу с врагом до победы: Более 200 тыс. партизан было награждено орденами и медалями. Многим партизанам и их отважным командирам, руководителям было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Одному из первых руководителей партизанского движения было присвоено это высокое звание Петру Мироновичу Машерову. Юные партизаны бок о бок наравне со своими старшими товарищами сражались за Родину, проявляя при этом мужество и героизм. Многие из них такие, как и их старшие боевые побратимы были удостоены многими правительственными наградами, а Леня Голиков, Валя Котик, Марат Козей, Володя Дубинин, Зина Портнова, Саша Мокрыгин, Николай Иванов были удостоены звания Героя Советского Союза.
В основном среди юных защитников Родины были подростки (мальчишки и девчонки) в возрасте от 12 до 16 лет. Другую часть осиротевших, обездоленных детей-подростков приютила наша Красная Армия. Война со своими коррозиями, в определенном тяжелом аспекте добралась и до детей. Дети с оружием в руках, дети на фронте. Сыновья и дочери полков, юнги на военных кораблях, воспитанники в воинских частях, госпитальные санитары и т. д. их никто не посылал на войну. Они убегали из дома, встречали воинскую часть и умоляли: «Возьмите, товарищ командир!» Их, осиротевших, подбирали солдаты на дорогах войны, находили в сожженных домах и подвалах, оборванных, голодных и брали с собой. Их старались уберечь, о них заботились, их любили. Но как уберечь на войне? Прикоснувшись сердцем к горю, мукам, которые принесли на нашу землю фашистские варвары, дети хотели мстить, хотели вместе со взрослыми защищать Родину, вместе бить врагов, победить их.
Но, восхищаясь патриотизмом маленьких солдат великой войны, война вместе с тем забирала у них дом, родных и близких, отнимала годы детства, учебы, оставляла рубцы не только на теле, но и на ранимых детских сердцах, врезалась кровавым следом в память, часто лишала жизни.
Итак, другую часть осиротевших обездоленных детей – подростков приютила Красная Армия.