«Человек рода он», как определил мужчину Даль, встречает XXI век с белым флагом капитуляции в руках. Это напоминает размахивание кальсонами.
Ликуй, феминистка! На Западе женское движение, приобретя уставные формы идеологии, разрушило половую «империю зла». Прощай, главенствующий статус! Цивилизованный мужчина отступил по всем направлениям…»
Автор утверждает: Современные российские мужчины морально и психологически полностью дезориентированы. Из-под мужского трона выбиты все точки опоры. Традиционные мужские роли не принимаются женщинами. К новым ролям не готовы ни те, ни другие. Конфликт полов движется к своему апогею, он разрушителен как для каждого человека, так и для общества в целом.
Из практики.
В кресле напротив меня сидит расстроенная женщина. Переживает по поводу проблем в отношениях с мужем. Разбираем ситуацию, пытаемся понять чувства обоих супругов. И вдруг женщина спрашивает: «Вы думаете, он понимает? Он может что-то чувствовать?» А у меня перед глазами возникает картинка: люди сидят за обеденным столом, разговаривают. Рядом – большая умная собака. Кто-то произносит слово «гулять». И собака, реагируя на заветное слово, характерно наклоняет голову. Люди в восторге: «Надо же! Понимает!»
Мужчинам отказано в чувствах, понимании женщины, страхе и совести. Поэтому его необходимо «воспитать», сделать из него человека.
Есть жесткий трафарет, каким мужчина должен быть. И масса печатных изданий, рассказывающих, как этого добиться.
Итак, начнем с первой «неприятности» – маскулинности. Прямой перевод этого слова – мужественность. Однако в русском языке мужественность означает, в первую очередь, храбрость, стойкость, выносливость, силу духа и тела, способность рисковать жизнью и даже отдать ее «за други своя». Когда мы говорим «мужественный человек», то возникает портрет сильного, могучего духом и телом, отважного мужчины. Мужественная женщина – это стойкая в беде, выносливая и сильная. То есть слово «мужественность», в отличие от «маскулиности», несет в себе определение заведомо положительных качеств человека, которые могут не быть привязаны к полу.
Маскулинность, так же как и феминность, означает состояние пола в целом, мужского или женского. Маскулинная женщина – это мужеподобная женщина, а вовсе не мужественная.
Настоящий мужчина, исходя из определения маскулинности, это некий несокрушимый богатырь, который обладает двумя свойствами, традиционно отличающими его от женщины: сексуальной силой и разумом. Настоящий мужчина, по классическому определению, брутален, принимает жесткие решения, к женщине относится несколько снисходительно, покровительственно. Казалось бы, мечта, а не мужчина: «настоящий полковник»! Но не тут-то было. Современная жизнь позволила женщинам конкурировать с мужчинами и в открытой сексуальности, и в разумности, и в силе, и даже в брутальности.
Все-таки главным качеством мужчины оставалось геройство, самоотверженность, готовность совершить подвиг, отдав жизнь за Родину, за друга. Самопожертвование не обязательно подразумевало защиту страны от внешних врагов. Хотя внешний враг незримо присутствовал всегда. Были и другие «битвы»: за урожай, за выполнение плана, за повышение и укрепление, достижение и победы… на всех фронтах мирной жизни.
Мужественность в России имеет смертельный ореол. О смертельном ореоле» советской мужественности писали многие исследователи этой темы. Самые интересные и полные из них принадлежат перу Ж. Черновой, И. Кона, Е. Здравомысловой, А. Темкиной. Так, Игорь Кон в книге «Мужчина в меняющемся мире» пишет: «…на страницах российских газет и в 1990-е годы наиболее положительные мужские персонажи обычно бывают уже погибшими, обреченными или жертвующими собой». Мы еще вернемся к теме летального аспекта мужественности, когда будем говорить о взрослении мужчины, превращении его из мальчика и отрока в мужчину.
В последние годы во всем мире, а у нас в силу самого драматического столетия за всю историю, тем более, происходили процессы феминизации общества.
Мне всегда казалось нелепым феминистское движение в нашей стране. Женщинам еще в начале прошлого века общество и власть позволили таскать шпалы, трудиться на великих стройках, рисковать жизнью и здоровьем, работать в любой сфере производства. Здесь мы были впереди планеты всей. Общеизвестный факт, что в конце восьмидесятых годов прошлого столетия девять из десяти женщин учились или работали.
Не хочу углубляться в статистику или подробно описывать недавнюю социальную жизнь. Это не социологическое исследование. Но не могу пройти мимо одного важного факта: управления семейным бюджетом.
Как ни крути, но создание и распределение материальных ценностей является основой любого сообщества, в том числе и семьи. И это все о лидирующей роли мужчины, его маскулиности. В семьях всего каких-то двадцать пять лет назад было естественным и считалось правильным, что мужчина отдавал женщине всю зарплату, делая себе «заначки» из премиальных или сверхурочных денег. Во многих семьях жена каждое утро выдавала мужу деньги на обед, рубль-два. Именно женщина решала, какие покупки и когда делать, куда ехать отдыхать, в какую школу отправлять детей. Хоть такая традиция и порождала анекдоты, однако сильного протеста не вызывала. Отсюда и вечный спор на тему «кто в доме хозяин».
Мужчина был ограничен не только в распределении материальных благ, но и в их «добыче». И это, пожалуй, один из важнейших факторов, породивших психологию иждивенчества, актуальную и сейчас. Даже если мужчина готов был работать двадцать четыре часа в сутки, чтобы обеспечить семью, улучшить материальное положение, поменять квартиру, купить дачу и автомобиль, то у него все равно ничего бы не получилось. В зарплатах по каждой профессии был установлен свой «потолок»: в доску расшибешься – получишь не денежную премию, а именные часы и грамоту. Будет тебе почет и уважение, а вот денег все равно не будет. Если повезет, то поставят «на очередь» приобретения автомобиля. Лет на десять… Про квартиру и говорить не приходилось, если у тебя жилая площадь превышала норму постановки на учет хотя бы на десять квадратных сантиметров. Да и потом, не было самого понятия «купить». Говорили: «получил, дали, предоставили». О товарах народного потребления – «достать, добыть, дают, выбросили». Заработанные деньги в просторечье назывались «получкой».
Язык – самый чувствительный орган в теле социума. Именно он отражает реальную жизнь людей, а не лозунги и цифры. Слышите в этой лексике мелодию бессилия и зависимости от тех, кто «дает» и «предоставляет»? Народ моментально перепел в частушку пропагандистские стихи из немецкой листовки времен Великой Отечественной:
«Слева – молот, справа – серп,
Это наш советский герб.
Хочешь – жни, а хочешь – куй,
Все равно получишь х…».
Как в такой ситуации отвечать за семью, как ее содержать? Упирайся, не упирайся – результат один. У мужчин опускались руки, рождалось чувство безнадежности и пассивности. Они чувствовали: от них мало что зависит, все в руках других людей; захотят – дадут.
Это порождало безответственность. Не поверхностный пофигизм типа «не буду мыть посуду». А ту, глубинную, при которой необходимо адаптироваться к общесоциальной ситуации и не рыпаться. Пресловутую инфантильность взрослых мальчиков. Скажу даже – иждивенческое сознание. Несколько поколений мужчин выросли с ощущением «низкого потолка» и «узкого коридора». Социальные лифты работали только через партийно-профсоюзную дверь, да и то с ограничениями: «не больше, чем положено». Рассчитывать на себя, думать, что сможешь, работая без устали, обеспечить семье лучшую жизнь – не приходилось. От мужчины зависело не много.
Но мужественность в первую очередь подразумевает независимость, энергию, смелость, инициативу и ответственность. Необходимо было найти механизмы адаптации исконно мужских свойств к предлагаемым жизненным обстоятельствам. И они, естественно, нашлись.
Чувство нереализованности и психологическое подавление маскулинного лидерства частично компенсировались почетом и уважением на предприятии, а накопленная агрессивность выплескивалась в семье, в частной жизни. Как правило, это выливалось в бытовые драки, грубые мужские компании, тиранию жен и детей.
Думаю, почти у каждого из людей старшего поколения есть знакомая семья, где глава семьи – домашний тиран для своих, и милейший человек для посторонних. Покладистость и покорность в социуме компенсировались жесткостью, доходящей до жестокости, в семье. И соседи, и сослуживцы завидовали женщине: «Какой у тебя замечательный муж!» Критерии «хорошего мужа» того времени – «Не пьет, не бьет».
Выученная социальная беспомощность имела и оборотную сторону, уже связанную с властью женщины в семье. Мужчины, будучи ограниченны в выборе, отказывались от личной независимости и ответственности, убегали в мир мальчишества, в инфантильность, социальную и бытовую. Они делегировали социальную ответственность начальнику, а семейную – жене.
Женщинам ничего не оставалось, как взвалить на себя весь груз заботы и ответственности и за воспитание детей, и за семейное благополучие. Так что феминизм победил в нашей стране не потому, что за него боролись, а потому, что другого выхода не было! «Я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик».
Есть еще один любопытный момент, касающийся сексуального аспекта маскулиности. Все мы в школе читали мифы Древней Греции, воспринимая их как сказки. Однако в них есть и психологический подтекст. Система древних мифологических представлений индоевропейской культуры, к которой мы имеем непосредственное отношение, породила и общее бессознательное. О чем я? О символах, которые действуют на психику человека сильнее, чем слова, поскольку имеют более древнее происхождение. Так вот, серп является символом первой кастрации мужчины. Бог Кронос по настоянию своей матери Геи оскопил своего отца Урана. Серп – не только древний символ земледелия, в нашем бессознательном он до сих пор существует как орудие кастрации. Часто мужчины – а иногда и женщины, – говорят о неприятном и неожиданном событии: «Как серпом по яйцам». А теперь представьте себе, как под этим символом жилось мужчинам почти семьдесят лет существования СССР. Наложите этот «пустячок» на описанное выше состояние подавленной маскулиности – и получите психологический портрет мужчины, чья молодость пришлась на советское время.
Режет фаллос острый серп —
это был советский герб.
Символы кастрации
несли на демонстрации.
А потом грянули лихие девяностые. И когда весь цивилизованный мир позволил мужчине следовать по пути интеллектуальной маскулинности, наши мужчины ринулись, со всей накопленной агрессией, реализовывать то, что подавляли и вытесняли десятилетиями – в разгул брутальности. Потому они и «лихие», эти годы, что героем стал бесстрашный, бравирующий силой и беспредельностью в отношениях с «чужими», склонный к насилию, живущий «по понятиям», грубый мужчина. А женщинам предоставили почетное право одеть и накормить страну. Именно женщины ринулись с сумками «смерть аэрофлоту» за яркой одеждой, и именно они раскладывали на клеенке на больших площадях Москвы мясо, сметану, овощи. Кто помнит, тот поймет, о чем я говорю!
В идеальной семье жена не знает, откуда берутся деньги, а муж понятия не имеет, куда они деваются!
Вот что написал нам Илья, 32 года, Урал
«Взрослел я до 11 лет в социуме, с определенными ценностями и пониманием «места» мужчины, в обществе. В период с 11 до 16 лет, когда важна моральная поддержка родителей, мои, да и родители многих ребят «из народа» оказались, вместе со своими ценностями, стажами, трудовыми медалями, на «свалке» истории, трясясь за кусок хлеба на новом рынке. Им было не до нашего становления с точки зрения мужественности и будущей успешности; кормили, и на том низкий им поклон. Социальный страх и неуверенность передался и нам, в частности, мне. Разделение в младших классах на гимназистов и ребят – «неудачников» с тройками по математике, без права достойного отношения со стороны учителей, я испытал на собственной шкуре. Плюс массово нас, молодых парней, захлестнул алкоголь, а кого и «наркота». Помню чувство унижения от мизерных зарплаты от «новых русских», после техникумов и институтов.
«Настоящесть» мужчине придают понятный и весомый авторитет и заслуги предков, любящие друг друга родители, уравновешенная семейная обстановка в детстве, признание права на самореализацию, профессионалы-наставники в деле. Какая у меня и мне подобных, а нас тысячи, мужественность? Максимум – воспоминания о мордобоях, кто сколько девок (простите!) «помял» и т. п. Страхи и комплексы! И так от 19 до 25 лет. И вот тут наличие разума и страх остаться ни с чем, начинают расшевеливать мотивацию к вялым попыткам «под занавес» что-то сделать. Я и многие из моих товарищей в 30–36 лет бросили курить, «заливать». Велосипед, бокс и т. п. Но финансовых успехов, социальной значимости ноль. И это меня лично жутко раздражает. Какие тут любовь, дети, свадьбы? Мне стыдно жить так. Почитайте Комсомольскую правду за июнь 2011 года. Несколько человек из преступной группы собирала «дань» с офицеров военно-морской базы. Всей базы! Разделяю мнение Ксюши Собчак: многие из российских мужчин – и я в том числе, – аморфное говно!»
Страшное письмо, и я благодарна Илье за мужество это осознать и написать об этом. История недавних лет наложила свою печать на сознание поколения. А следующие поколение – дети своих родителей.
По образному выражению Виктора Ерофеева, «мужчина состоит из свободы, чести, гипертрофированного эгоизма и чувств. У русских первое отняли, второе потерялось, третье отмерло, четвертое – кисель с пузырями».
Так что же происходит сейчас, в наши дни? На мой взгляд, в начале XXI века реанимировалась мечта о «настоящем мужчине», больше соответствующая представлениям периода патриархата, то есть еще досоветского времени.
Обычно на вопрос женщинам: «Каким должен быть настоящий мужчина?» следует ответ: «Добытчиком, опорой и защитником», перечисляется традиционный набор маскулинных свойств. Когда начинаем разбираться, что это значит, то понимаем: ни одна из этих ролей большинство женщин не устраивает. Но и ничего нового женщины перечислить не могут. Очень редко звучит слово «партнер», не все психологически к этому готовы.
Добытчик означает кормилец. А кормильца и добытчика следует слушаться, ему надо подчиняться и соблюдать, в перовую очередь, именно его интересы. Устал – отменяем поход в ресторан, плохое настроение – ходим на цыпочках, решил с друзьями на рыбалку поехать – собираем сумку, недоволен занятостью жены на работе – меняем работу…
Звучит еще одно пожелание – чтобы муж был опорой. Тоже непонятно: куда падаем, откуда состояние неустойчивости? А если требуется опора, то кто поддержит самого мужчину? Может быть, под этим расхожим словом имеется в виду надежность в сложных жизненных ситуациях, например, когда женщина беременна или ухаживает за младенцем? Скорее всего, да. Но ведь и мужчина ждет от женщины надежности, поддержки, когда он слаб и беспомощен.
Следующим женским запросом выступает желание, чтобы муж был главой семьи, принимал решения, возглавлял все важные жизненные процессы. Но главе придется подчиняться, принимать те решения, которые могут показаться жене неразумными или неправильными. А глава есть глава, хочешь, не хочешь, а придется выполнять и подчиняться.
С таким положением вещей современная женщина не согласна. Слова, описывающие «настоящего мужчину», уже не соответствуют реальному женскому запросу. Старый порядок распределения «он – добытчик и голова всему, а она – хранительница очага», современную российскую женщину не устраивает. Мир и женский запрос давно поменялись, остались лишь слова. Хочет женщина чего-то другого, и сама не знает, чего…
Недавно в Интернете была опубликована «Анкета идеального мужчины с точки зрения женщины» По-моему, попали в точку.
1. Я богат, у меня нет бывшей жены, детей от первых браков и прочих родственников. А еще я миллиардер.
2. Я очень щедрый. Мне не жалко потратить пару десятков тысяч баксов на двадцать пятую шубу для Тебя.
3. Я очень люблю животных. Меня умиляет, когда они грызут и царапают мои вещи, гадят в мои лучшие туфли и сжирают важные рабочие документы.
4. Я уважаю маленькие женские слабости. Меня вводят в экстаз двухчасовые разговоры по телефону, постоянный шопинг и инет-флиртинг.
5. Я никогда не разбрасываю свои носки где попало, слежу за своим внешним видом (маникюр, эпиляция в зоне носовых пазух, бровей и лобка), не храплю ночью.
6. Верен до невозмутимости, так как чувство непоколебимого кобелизма мне чуждо.
7. Я готов жениться! Прямо сейчас. Ради того чтобы взвалить на себя груз семейной ответственности вкупе с вашими детьми и милейшими родственниками, я готов активно достать все звезды с неба!
8. Я буду любить Твою маму. Всегда!
9. Не употребляю алкоголь, даже слабоалкогольные коктейльчики, а уж тем более пивасик и прочую дрянь, не смотрю футбол, хоккей и вообще не смотрю спортивные передачи по причине стойкой непереносимости. Обожаю мексиканские сериалы!
10. Не хожу в баню с друзьями, дабы не тратиться на проституток, тем самым берегу семейный бюджет и здоровье, на рыбалку тоже не хожу, по тем же причинам.
11. Посиделки с друзьями в гараже не одобряю и никогда в них не участвую. И вообще, у меня нет друзей, так как жену я люблю до такой степени, что друзья мне ни к чему!
12. Я высок, атлетически сложен, красив, как голливудский актер. Сексуальный темперамент позволяет мне быть порнозвездой мирового масштаба, однако в силу природной скромности и верности не участвую в подобных мероприятиях.
13. Мне не важно, как Ты выглядишь. Ибо в женщине главное – это ее внутренние душевные качества.
14. Готовлю, мою посуду, стираю, глажу сам. Это мои любимейшие занятия. Также мечтаю отводить и забирать наших будущих детей в садик и из садика, а потом в школу и из школы, и таскаться по родительским собраниям.
15. Я говорю комплименты по сто пятьдесят восемь раз на дню, а клянусь в неземной любви до гробовой доски и того чаще, и всегда делаю это искренне и от души. Я – по натуре однолюб. Усю жизню ждал тока тебя!
16. У меня есть конечно же и свои маленькие недостатки – это ночной голод, который побуждает меня опустошать холодильник, и секс по телефону, но исключительно, дабы не потерять мастерство. Но по причине моих бесчисленных достоинств такие пустячки, я считаю, простительны».
Шутка удалась, хотя бы потому, что отражает полное непонимание наших претензий друг к другу: мы не успеваем за быстро меняющимся миром.
Сергей, 30 лет
«Наверное, еще с юношеских лет у меня сложилось стойкое ощущение того, что женщинам нужны не мужчины с их – как бы пафосно это ни звучало – внутренним миром, плюсами и минусами, светлыми и темными сторонами, а эдакие кентавры. Сверху до пояса красивые (не уродливые), умные (не дураки), успешные (перспективные), с великолепным чувством юмора и прочее… А снизу от пояса – просто жеребцы, и больше ничто. Но на самом деле, перефразируя братьев Стругацких, скажу: трудно быть мужчиной, и всегда, похоже, было трудно. А в нынешнее время особенно. Очень много потреблятства с обеих сторон, и мало, а то и вовсе нет, глубины в отношениях. И ведь страшно, что многие мужчины и женщины даже не стремятся строить отношения. Потому что это очень сложно, и потому что мы очень разные, и потому что это требует значительных душевных и эмоциональных затрат. Конечно, ведь гораздо проще встретиться на нейтральной полосе, понежничать, посмеяться, провести время вместе, а потом разбежаться по домам. А потом мы, мужчины, слышим в свой адрес слова: «Да все они одинаковые и им только одно и надо». А женщины слышат еще более четкое: «Да им только деньги и нужны». Не могу однозначно сказать, что значит быть «настоящим мужчиной», но совершенно точно знаю: порой это трудно. Мы живые люди и нуждаемся в эмоциональной, и не только, поддержке не меньше, чем женщины, и не всегда это получаем».
Хорошее слово – «равенство», да только между мужчиной и женщиной оно сеет конфликты, а порой и вражду. И все потому, что есть у мужчины одна штучка, которой нет у женщины. А потому и равенство получается каким-то натужным и долго баланс не выдерживает. И имя этой штучке – фаллический комплекс. И он самым непосредственным образом связан с маскулинностью, более того, определяет ее. Именно здесь, на мой взгляд, скрывается причина кризиса маскулиности.
И если с критериями и поражением маскулинности все более или менее понятно, то что такое фаллический комплекс?
Фаллос (не путать с пенисом!) – символ мужских побед, силы, завоеваний и жизнестойкости. С тех пор как человечеству для выживания понадобилась физическая сила и агрессивная выносливость, культ фаллоса стал повсеместным. Это утверждение мужской власти, мужской силы жизни… И, как любой символ, оказывает огромное влияние на психологию мужчины.
Для мужчины его первичный половой признак является и центром мужской вселенной, и причиной вечного беспокойства. Еще совсем маленькие мальчишки, собираясь вместе, обязательно будут писать – «кто дальше». Кто дальше, кто больше, у кого лучше, у кого мощнее…
Вот команда: враз мочиться;
Все товарищи в кружок!
У кого сильней струится
И упруже хоботок.
Мужчины конкурируют всегда. Во взрослой жизни речь идет уже о машинах, спортивных достижениях, охотничьих ружьях, сигарах, телефонах, рыболовных снастях… Да мало ли поводов у мужчины померяться чем-нибудь! И так от рождения и до глубокой старости. Соревновательность и потребность в достижениях – вот основные черты фаллического комплекса, «ахиллесова пята» мужчины. И сопровождает эти черты неизменная спутница – тревога: получится ли?
Когда мужчины рассказывают о размерах своего члена – рыбаки просто отдыхают…
В мирное время, кода доказывать свои бойцовские качества приходится на фоне спокойной жизни, критериями жизненного успеха становятся не столько доблесть и мужество, сколько финансовое и социальное преуспевание. Всем известен российский «джентльменский набор» критериев успешности: дорогая машина, просторное и престижное жилье, хорошая должность или высокий социальный статус, финансовое благополучие. А если к этому еще прилагается любовница – фотомодель, то результат достигнут. Именно таков современный «настоящий мужчина». Именно такими общество принимает их особенно охотно. Новое представление мужчин о самих себе толкает их к бесконечному бегу за успехом. Более того, им необходимо восхищение и признание, доходящее до степени восторга. И это неизменно приводит мужчин к стрессу, разочарованию, кризису достижения. Они утрачивают смысл жизни – а приобретают пустоту и тоску. И тоска связана с самым большим мужским страхом – не соответствовать общественно значимой роли.
Фаллический культ – одна из древнейших систем верований, широко распространенная по всему миру во всех странах эллинского и римского мира небольшие каменные или глиняные фаллосы были амулетами, которым приписывалась чудодейственная сила: прогонять дурные влияния и чары. Фаллосы носили на шее, вешали над входами в дома и комнаты, выставляли в садах и на полях для их охраны. В славянской языческой культуре поклонение фаллосу являлось важнейшей частью ритуалов плодородия.
А знаете ли Вы, что распространенный обычай выставлять кукиш обидчику или человеку с дурным глазом начался с фаллического культа? Изображение фаллоса, символом которого и является кукиш, в прежнее время считалось охраной от злых духов и чар. До сих пор на юге Италии новорожденным мальчикам и девочкам вешают на шею маленькие фаллосы. Взрослые итальянцы, чтобы обезопасить себя от сглаза, хватаются прилюдно за причинные места.
Когда мужчины встречаются, то они сразу же оценивают друг друга по критерию успешности, начинают конкурировать, определять себя и другого по шкале «победитель – проигравший». И вся атрибутика успешной жизни, по сути, является компенсацией огромного страха проиграть, не соответствовать образу. Мужчина не может допустить мысли о своем бессилии, и уж тем более признать, что он боится этого. Признаться в собственном страхе – значит перестать чувствовать себя настоящим мужчиной.
Вот такое «чертово колесо» крутит современного мужчину, не позволяет ему остановиться и пересмотреть свои ценности. Вот тогда ему помогают личностные кризисы, которые случаются регулярно.
Физиология мужчины формирует его отношение к жизни, его психологию. У мужчины все снаружи, он весь на виду. И если его мужская уверенность в себе подорвана, то спрятаться и замаскироваться ему негде! Только уйти в оборону, замкнуться, и агрессивно отвечать на любой запрос снаружи. Психологами замечено, что проблемы с мужским здоровьем влекут за собой целый ворох других проблем, касающихся отношений в семье, социального статуса. И кризисы, и любовницы, и беспросветная тоска – все это производные мужского фаллического комплекса. Так что эректильная дисфункция – это не только вопрос медицины, это, если хотите, серьезная социальная проблема, касающаяся женщин в первую очередь.
И еще один важный момент для мужчины: его сексуальная сила испокон веку определялась количеством детей. Так было тысячелетиями. А последние сто лет все поменялось, сексуальность и деторождение больше не связаны друг с другом. Значимой стала просто сексуальность! А поскольку прямое проявление сексуальности в обществе считается оскорбительным и неприличным, то она искренне маскируется под жажду романтической любви. Особенно остро жаждут романтической любви сорока- и пятидесятилетние отцы семейств. А это грозит жизненной катастрофой.
Так что же произошло? Почему с такой космической скоростью, за каких-то жалких шесть-семь десятков лет изменились роли мужчин и женщин, существовавшие тысячелетиями? Почему из-под трона мужской, практически безусловной власти, выбиты все опоры? Тенденции наметились в конце XIX века, но решающий момент наступил в 60-х годах двадцатого века, и имя ему – противозачаточная таблетка.
Прежде силу мужчины, его статус подтверждало количество детей. Более того, контроль над деторождением был мужской прерогативой. Мужчина худо-бедно но мог реализовать желанное отцовство или не реализовывать его, не теряя своей сексуальности. И в этом вопросе ему верой и правдой служил презерватив, древнейшее средство контрацепции.
– Знаешь, я тут один тест проходила. По его результатам получается, что ты будешь жить со мной вечно.
– Что за тест?
– На беременность.
Самые древние упоминания о презервативе относятся, приблизительно к 3000 году до нашей эры. По легенде, критский царь Минос был вынужден изобрести столь ценный предмет после того, как его супруга Пасифая, наслышавшаяся об изменах мужа, наложила на него заклятие: каждый раз во время близости с неизвестной дамой из царственного изменщика изливался поток ядовитых змей и скорпионов, до смерти кусавших несчастную соблазненную. Естественно, что с распространением слуха о необычных физиологических особенностях царя количество желавших переспать с ним стремительно уменьшалось. Тогда, отчаявшийся от безысходности, царь решил попробовать секс, предварительно введя мочевой пузырь козла в лоно очередной своей избранницы. Эксперимент окончился удачно: дама осталась в живых, человечество обогатилось новым изобретением, а ревнивая супруга царя так ни о чем и не узнала.
Вслед за древними греками эстафету предохранения при помощи презерватива подхватили древние египтяне. Историки встречали изображения египетских мужчин с соответствующими изделиями на половом члене. Есть версия, что первый презерватив был кожаным, и носил его фараон Тутанхамон (данное изделие находится в музее в Каире). Неизвестно, было ли это украшением или на самом деле использовалось как средство контрацепции: нет сомнений в том, что египтяне были весьма плодовиты, в то же время некоторые древние презервативы были украшены драгоценными камнями. Возможно, что так египетские мужчины просто мерялись членами.
Известно также, что кондомами пользовались древние римляне. Они были первыми, кто поставил производство презервативов на поток: римские легионеры получали определённое количество высушенных овечьих кишок, когда отправлялись в дальние походы.
В продаже презервативы появились в 1712 году в Утрехте, во время конференции, посвященной подписанию договора о завершении войны за испанское наследство. Используемый в контрацептивных целях в шикарных борделях и «адюльтерных альковах», презерватив вскоре стал символом незаконного секса, окруженный ореолом греховности. Дурная слава этого профилактического средства привела к возникновению эвфемизмов: «английский редингот», «французское письмо».
В Венеции распространение презервативов, «небольших изделий из белой кожи, наподобие перчаток с тесемками», было запрещено из опасения, что нечестные люди будут их распространять среди девушек, защищая их от беременности и склоняя таким образом к проституции. Презервативы в то время применяли нечасто: многие считали, что это «от опасности защищает как паутина, а от удовольствия ограждает как броня». Кроме того, они были дорогими, поскольку их производство было очень трудоемким. До открытия процесса вулканизации резины в 1840 году презервативы изготавливались из слепой кишки овцы.
В лондонском музее экспонируется один из самых древних презервативов. Антикварному противозачаточному средству 350 лет. Оно сделано из кишки животного и перед использованием должно было вымачиваться в молоке для смягчения. Этот интересный экземпляр был найден во время раскопок в одном из замков. Тем не менее сами англичане пытаются откреститься от столь заманчивой славы и приписывают возникновение названия французскому городу, также называющемуся Кондом. Французы, кстати, не сильно протестуют против открытия в городе со столь интригующим названием музея противозачаточных средств.
Прорывом в производстве презервативов послужил открытый в XIX веке процесс вулканизации резины. Именно тогда выпуск презервативов стал дешевым и быстрым, что позволило сделать их товаром массового потребления. Первый резиновый кондом был создан в 1885 году. Он был мало похож на своих «современников» и имел продольные швы. Позднее с появлением других материалов (латекса) и более совершенных производственных процессов презерватив стал более надежным. Греховное приспособление было запрещено упоминать даже в энциклопедиях и словарях. Массовое производство презервативов началось с 20-х годов XX столетия.
В Советском Союзе презервативы производили на Баковском заводе резиновых изделий, причем производство начали при прямом патронаже Лаврентия Берии. Тут оно называлось «изделие номер два», поскольку изделием номер один в продукции завода считался противогаз.
Победное шествие презерватива как символа мужской власти над самым важным процессом в жизни человечества – приростом населения, – закончилось в 1960 году, когда в США официально разрешили производство и продажу гормонального контрацептива. Автором противозачаточных таблеток была ученая-биолог Кэтрин Декстер Мак Кормик из Нью-Йорка. Изобретение надежных контрацептивов решило многовековую проблему предохранения от нежеланной беременности. И это была революция! Женщина приобрела свободу, которая в конечном счете изменила соотношение ролей мужчины и женщины, сломав одну из ножек трона мужской власти. Трон пошатнулся, но не упал. Но последствия оказались весьма тяжелыми. Женщина стала сама решать, когда и от кого ей рожать детей. Для женщин это событие стало решающим в дальнейшем продвижении к социальной и финансовой независимости. Что касается нашей страны, то в 1957 году в Советском Союзе официально разрешили аборты.
С тех пор мужчина лишился последней возможности воздействовать на женщину. Теперь женщина могла тайком принимать таблетки, а забеременев, сама решить, рожать ребенка или нет. Мужчина повлиять на ее решение практически не может. Таким образом, мы можем на полных основаниях утверждать, что сегодня в России мужчина не может реализовать свое право на отцовство.
Артём, 32 года.
«Мужским воспитанием интересуюсь около трех лет. Считаю, что общество матриархально. Вот смотрите: приходит ко мне в гости знакомая – ей тридцать один год, до этого мы встречались пару лет назад, в основном для секса. И говорит, мол, я хочу, чтоб ты стал биологическим отцом моего ребенка. И больше мне от тебя ничего не нужно. Это что значит – я нужен только как донор спермы? Как человек – нет?»
Сама по себе эта ситуация весьма показательна. В мире происходят серьезнейшие изменения, которые не только описываются статистически, но и проходят «трактором» по традициям, а значит, и по психологии каждого отдельного мужчины.
Одним из важнейших мужских «дел» в этой жизни традиционно считалось отцовство, а также регулирование количества детей в семье. В былые времена родить ребенка без мужа было крайне рискованно: прокормить сложно, да и общество осудит. Теперь это вполне реально: женщины рожают «для себя». Все бы хорошо, да только как при этом чувствует себя мужчина, никого не интересует. Мужчине в подобных ситуациях отказывают в чувствах, его дело маленькое: сделал ребенка, и свободен. А речь, между прочим, идет о будущем человеке, которому в определенном возрасте станет жизненно необходимо знать, кто его отец. Да и самому «донору» все-таки не безразлично, как живет и кем становится его родное дитя.
Письмо Артема, на мой взгляд, является ярким комментарием к тезису, что мужчин мы себе представляем «картонными», лишенными чувств и глубоких переживаний. Они – функциональный пол; современная наука и медицина скоро научатся замещать мужскую функцию в вопросах деторождения.
Впрочем, о роли отца в жизни мужчины мы еще поговорим.
Освобождение женщины от нежеланной и незапланированной беременности позволило ей активно включиться в социальную и экономическую жизнь. Куда она и ринулась с чисто женской гибкостью, рациональностью и энергией. Женщина – очень сильное существо!
Результаты воспоследовали незамедлительно. Мужчина утратил еще одну свою ипостась: кормильца и добытчика. Процесс прошел не за один день. Самые серьезные результаты мы видим сейчас. Женщины преуспели в конкуренции с мужчинами, стали достаточно зарабатывать, чтобы содержать себя и детей. А мужчин поставили в тупик. Роль лидера и создателя материальных благ тает на глазах. И что остается? Либо конкурировать с женщиной, либо привыкать к новым ролям. Мужчина всегда и во все времена конкурировал с мужчиной, а женщина с женщиной. Оружие оттачивалось со времен Адама и Евы. Теперь же противником в мужском пространстве стала женщина. Это пугает и вызывает агрессию. У мужчин нет другого инструмента, исторически он пока еще не отрос. Из-под трона маскулинности выбита еще одна ножка!
– Скажите, мадам, а нет ли в вашей семье случаев мания величия?
– Есть, доктор, есть! Мой муж иногда заявляет, что он глава семьи!
Андрей, 38 лет
«Моя история банальна. Я не понимаю, почему на меня так подействовало то, что время от времени случается со многими. Может быть, я такой слабый один? Ощущение, что рушится жизнь, что впереди уже ничего хорошего не будет.
Полтора года назад я потерял работу, развалилась фирма, в которой проработал 11 лет. Занимал руководящую должность, в подчинении было 25 человек. Свой кабинет, хорошая машина. Жена тоже неплохо зарабатывала. Меня все устраивало. А теперь жена содержит всю семью. Да и зарабатывает она сейчас достаточно, чтобы наш образ жизни не менялся. Но дома начались конфликты. Она считает, что мне надо хвататься за любую работу. Друзья периодически что-то предлагают. Но все не то! Всё с очень большим понижением. И я застрял. Не могу после одиннадцати лет работы руководителем идти на маленькую должность со значительно меньшей зарплатой. И перед семьей стыдно, и решиться не могу. В общем, тупик!»
Вячеслав, 26 лет
«С моей девушкой мы работаем вместе в одной крупной компании. Пришли туда почти одновременно. Я влюбился с первого взгляда, ухаживал, добивался ее внимания. И у нас сложились отношения, последние полгода мы живем вместе. Но есть одна большая проблема. Дома мы все время говорим о работе, часто ссоримся. Дело в том, что моя девушка успешно делает карьеру, значительно опережает меня. Недавно руководство решало, кто поедет на стажировку в Америку. И совершенно неожиданно для меня стажировку предложили ей. Я был очень удивлен, ведь квалификация у нас практически одинаковая, стаж работы тоже. Я часто помогал ей в работе, когда она испытывала трудности, советовал, а иногда даже выполнял кое-что за нее. И вдруг такое!
А потом до меня дошло: ведь она же очень симпатичная, улыбчивая, с красивой фигурой. Думаю, что здесь дело не в рабочих качествах. Наверняка, шеф имеет на нее виды, а может, все уже и состоялось. Красивой женщине легче сделать карьеру, для этого не обязательно быть умной. Для меня это невыносимо. Мы каждый день ссоримся. Я так жить не могу, меня замучили ревность и сомнения. Я думаю о том, что мне проще будет расстаться с ней, чем каждый день страдать. Но я ведь ее люблю! Не вижу никакого выхода!»
Казалось бы, что общего у этих двух жизненных ситуаций? Возраст разный, жизненный опыт тоже отличается, да и переживания не схожи. Однако объединяет этих мужчин общая проблема: изменение социального статуса.
Андрей построил карьеру, создал семью и чувствовал, что успешно выполняет свое мужское предназначение. Жена тоже работала, но, судя по письму, именно Андрей был главой семьи, «добытчиком». И вдруг ситуация изменилась, как и роли в семье.
И дело здесь не в том, кто в доме хозяин, и даже не в том, что доход семьи стал меньше. Андрей перестал чувствовать себя победителем и тяжело переживает это, несмотря на реальные жизненные обстоятельства, которые в целом не очень сильно изменились. Понижение статуса в мужской культуре воспринимается особенно остро.
Традиционное распределение ролей нарушено, женщина «надела брюки» и начала исполнять мужскую роль. Причем успешно. У мужчины уплывает почва из-под ног, он начинает терять свою самоидентификацию. Идти на понижение – значит расписаться в своей несостоятельности, стать лузером. А еще страшнее мужчине – оказаться «проигравшим» в своей мужской компании, среди знакомых, которые еще совсем недавно уважали его и признавали равным себе.
У Вячеслава ситуация похожа, но к ней примешивается ревность и недоверие. В его картине мира деловые качества у женщины не могут быть лучше, чем у мужчины. Это бьет по его самолюбию и опять-таки по представлениям о ролях мужчины и женщины в паре. Вплоть до того, что Вячеславу становится легче расстаться с любимой женщиной, чем допустить ее превосходство.
Перепуганный человек либо бьет, либо бежит. Вячеслав реализует в своих фантазиях обе этих врожденных реакции. Объясняет успех женщины через ее внешние данные, практически обвиняя в том, что она делает карьеру через постель. И в то же время готов уйти, лишь бы не мучить себя.
Оба мужчины должны определиться с дальнейшей стратегией. Либо принять то, что традиционные роли людей в современном мире стремительно меняются, и необходимо проявить гибкость, чтобы сохранить отношения. Либо остаться на прежних агрессивных и разрушительных позициях.
Агрессия Андрея направлена на него самого, и, следовательно, он будет разрушать себя самоедством, чувством вины и депрессивными состояниями. Что может привести к бегству из реальности. А уж что это будет – алкоголь, виртуальная реальность или депрессия, – не так важно.
Агрессия Вячеслава направлена на «коварную обидчицу». И если он не поймет, какие именно из его чувств задеты, то разрушит отношения с девушкой. А в худшем случае начнет «воевать с женщинами», «мстить» им и «наказывать» их, перестанет доверять им, станет считать их существами низшего порядка. Что, конечно, не будет способствовать гармоничным отношениям с противоположным полом.
Когда мы рассуждаем о социальных процессах, нам кажется, что они происходят где-то далеко и никак не касаются нас самих. Однако линия разлома пересекает практически каждую жизнь.
Сейчас конкуренция между полами обострилась донельзя. Я знаю нескольких женщин, которые скрывают успехи на работе от своих мужей, дабы не разрушить семейное благополучие. Каков же должен быть страх мужчины от потери своей роли, что женщины вынуждены прятаться от них, лишь бы не сломать!
Мы можем справиться только одним способом: пересмотреть патриархальные отношения и традиционные представления о роли женщины и мужчины. Причем именно на индивидуальном уровне, в своей личной жизни. Не воевать за удовлетворение амбиций, навязанных обществом, не класть жизнь на то, чтобы соответствовать чему-то и кому-то, а действовать так, как подходит лично нам.
Мы потихоньку подобрались к самой болезненной теме: роли защитника. Слава Богу, мировых войн сейчас нет. Немногие из мужчин воюют или учатся воевать. Однако женщины по-прежнему уважают мужчин-защитников. Но от кого и где им защищать своих женщин? В жилконторе от чиновника-садиста? На работе от начальника-самодура или от коллеги-конкурента? Дома от дурака-соседа? Мелковато будет для мужского самоопределения!
Неотъемлемые качества мужественности сегодня не востребованы. Не могут же все быть военными, спасателями и пожарными! Вот и возникают заменители, столь популярные в наше время: охота, жесткие виды спорта.
Более того, грезя о «настоящем полковнике», женщины предпочитают своих сыновей в армию не отправлять. А поскольку воспитание мальчиков у нас в основном женское, то мечты о сильном мужчине превращаются в иллюзию, которую трудно воплотить. Вот так из-под трона выбивается еще одна ножка.
Тимур, Казань
«Настоящий мужчина, наверное, тот, кто умеет трезво оценить ситуацию вокруг и найти оптимальный выход из сложившихся проблем. Постоянно прогрессировать, каждый день, который может чётко расставить жизненные приоритеты и чётко следовать им, как бы ни звучало это банально. Но «настоящий мужчина» должен помогать тем, кому это действительно требуется, должен обустроить и защитить свой дом, свою женщину и детей. А разговоры про то, что «настоящий мужчина» должен иметь высшее образование, классную «тачку», красиво одеваться, мне кажутся ерундой! Мне 27 лет, отслужил в армии два года, закончил строительный университет, не женат, детей тоже пока что нет. У меня вполне нормальная работа».
Возможность распоряжаться своей жизнью, финансовая независимость, конкуренция женщины с мужчиной по всем важнейшим направлениям жизни убили последнюю мужскую надежду: быть главой семьи. Король без власти, без рычагов управления, без поклонения подданных? Качающийся трон повелителя завис в воздухе без всякой опоры. Остаются на выбор: либо агрессия, либо бегство. Происходит то и другое. Но чаще всего мужчины капитулируют.
Психиатр спрашивает пациента:
– Итак, из-за чего же у вас началась депрессия?
– Моя бывшая жена познакомилась с моей нынешней женой. Сначала они немного поругались, но потом помирились и вдвоем избили мою будущую жену.
А дальше я предоставлю слово самим мужчинам, которые захотели рассказать, что значит для них «быть мужчиной» в современном мире.
Вот отчаянное письмо без подписи:
«Я к своей работе прошел через тернистый путь: закончил юрфак МГУ, при устройстве на работу познакомился с керамистами и ушел в фарфор. И вот 20 лет этим и живу. Мы вымираем, те люди, которые работают руками (в частности – реставраторы). Мы спиваемся, становимся бессемейными, уникальные специалисты не нужны своим семьям: мы долго работаем и мало зарабатываем. От меня ушла жена – мы много лет проработали вместе. Работы много – денег мало. Рухнуло все. Моя жизнь полностью связана с моей работой. Что делать не знаю, пить уже не могу».
Мужчина от женщины отличается тем, что когда он устал, ему почему-то не хочется об этом рассказать.
Алексей, 25 лет
«Вообще для меня словосочетание «настоящий мужчина» – большая загадка. Очевидно, бывают ненастоящие мужчины?
Так вот для меня это способ задать для человека некий идеал, а проще говоря – набор стереотипов: нужно быть сильным, зарабатывать кучу денег, из них 99 % тратить на жену или любовницу, ездить на крутой тачке, быть качком, слегка небритым, и прочая чушь. Я убежден, что каждый человек может быть таким, каким хочет. Важно не мешать окружающим – любым, – чувствовать себя нормально».
1. В современном обществе мужчина стремительно теряет полоролевую идентификацию. Каким должен быть мужчина, что он ждет от жизни и от женщины? Мы – только в начале пути поиска ответов на эти вопросы.
2. Стремление к культуре унисекс приводит к тяжелым последствиям как мужчин, так и женщин.
3. Мужчины утратили основные качества маскулиности, поэтому им в удел остается роль романтического любовника и источника наслаждения для женщины.
4. В войне полов мужчины потерпели сокрушительное поражение, женщины победили. Но это пиррова победа.
5. Задача сегодняшнего и завтрашнего дня – найти новые формы партнерства, устраивающие обе половины человечества. Совсем другие, пока не известные нам.
Женщина – это то, что остается от девушки.
Мужчина – это то, что не всегда получается из мальчика.
Автор утверждает: мужчинами не рождаются, ими становятся. Женские страхи и недоверие, женская власть, культура унисекс создают непреодолимые препятствия для превращения мальчика в мужчину. Если так будет продолжаться и дальше, то мужчин просто не будет. Настоящий мужчина появляется только там, где ему позволяют быть таковым.
Вы когда-нибудь слышали фразу: «Да будь ты женщиной»? Мне тоже не доводилось. Как-то язык не поворачивается такое сказать. Зато восклицание: «Да будь ты мужиком!» – звучит весьма часто и никого не удивляет. Эти слова, как правило, адресованы мужчине, в чем-то не дотягивающим до загадочного идеала. Какой он, «настоящий», мы с вами так до конца и не выяснили. Все свелось к женской присказке: «Знаете, чем настоящие мужчины отличаются от обычных? От обычных голова болит, а от настоящих – кружится!» Пожалуй, это самое емкое из предложенных определений. А призыв стать мужчиной все звучит и звучит. И мы интуитивно понимаем, что в этих словах есть какой-то сакральный смысл.