Часть 1. Отсутствие взаимоотношений – это проблема и мужчины, и женщины

Глава 1. Что случилось с нашим браком?

Суть понятия «первородный грех» заключается в том, что мы берем свое начало из грешного мира, который навязывает нам свой образ жизни. Каждый из нас склонен делать себя центром Вселенной.

Фредерик Бучнер

Вот какие высказывания я услышал недавно от четырех разных людей, каждый из которых несчастлив в браке.


Жена А: «Все, это предел, я больше так не могу. Я должна наконец позаботиться и о себе. Я совершенно несчастна в браке».

Муж Б: «Двадцать шесть лет без взаимности! С меня достаточно. Если бы она хоть раз страстно прикоснулась ко мне и проявила желание доставить мне удовольствие, я смог бы остаться с ней».

Жена В: «Я просто больше не чувствую себя живой. Мне кажется, я мертва во всех отношениях. Он думает, что смысл моего существования – это обеспечить его едой, сексом и чистыми рубашками. Я должна вырваться из этого замкнутого круга».

Муж Г: «Не знаю почему, но теперь жизнь значит для меня не так уж много. Я люблю свою жену, но не так, как раньше. Искры больше нет. Все выглядит таким скучным. В жизни должно быть что-то большее».


Никто не станет спорить с тем, что этим людям нанесены душевные травмы. Каждый из них действительно чувствует боль. Они испытывают злость, страх, пустоту, разочарование и иногда отчаяние. Большинство людей в таком состоянии будут пытаться любым путем избавиться от боли и немедленно оказать помощь своим израненным сердцам.

Многие консультанты согласятся с этим. Главное, что нужно этим людям, скажут они, – это исцелить раны. Им необходимо улучшить представление о себе; выявить, какие внутриличностные силы препятствуют свободному проявлению их индивидуальности; побороть привычки зависимого поведения. Специалисты стремятся помочь людям установить между ними и окружающими барьеры, которые защитили бы их от негативного влияния и обеспечили бы им достаточно места для личностного роста. Существуют тысячи методов, способных помочь людям лучше относиться к себе.

Но вглядитесь: существует кое-что, почти незаметное на первый взгляд и при этом настолько очевидное, что мы можем легко это пропустить. Четыре человека рассматривают свои душевные травмы как самую важную проблему. Они в первую очередь заботятся о себе.

Каждый из них без какого-либо смущения настаивает на немедленном решении первостепенной задачи своего благополучия. Остальное может и имеет значение, но не более, чем собственное счастье и личное удовлетворение.

После беседы с этими мужчинами и женщинами стало ясно, что никто из них не относился к своему эгоцентризму как к серьезной проблеме. Когда каждый задумывался об этой преданности себе, она казалась им естественной, как дыхание, и полностью оправданной.

Что же не так с этими мужьями и женами, а также с бесчисленным множеством подобных им людей, которые знают ничтожно мало о том, какую радость должен приносить брак? Является ли урон, наносимый личности плохими взаимоотношениями, сутью проблемы? Можно ли считать этих людей израненными жертвами, нуждающимися в исцелении? Или та проблема, которая находится глубоко внутри, намного серьезнее, чем любые нанесенные им раны? Является ли эгоизм, который они проявляют, только нездоровым и неестественным, или, быть может, разрушительным и греховным?

Существует, конечно, разумный эгоизм. Заказывая обед в ресторане, я выбираю пищу, которую мне хотелось бы съесть. Таким образом, я забочусь о себе. Выбирая блюда, которые мне не нравятся (например, бобы или сладкий картофель), я демонстрирую не зрелое самоотречение, а отсутствие понимания разумного образа жизни. Нет ничего плохого в том, что ради собственной пользы мы стараемся удовлетворить свои пристрастия в еде. Точно так же желание выбрать спутника жизни, который нам нравился бы, не является эгоистичным. Поступать иначе – просто глупо.

Желание блага для себя не является греховным само по себе, наоборот, это естественно и присуще человеку. Бог дал нам все, даже наше собственное существование. Он хочет, чтобы мы хорошо заботились о том, что нам дано. Но когда мы помещаем себя в центр Вселенной, на то место, которое принадлежит Богу, мы безоговорочно впадаем в грех. Фактически, это и есть определение греха.

Когда эгоизм становится основной стратегией нашей жизни, когда мы тратим всю свою энергию в первую очередь на служение себе, а не другим, тогда мы демонстрируем греховный эгоцентризм. И эта форма эгоизма является гораздо более серьезной и опасной по сравнению с душевными ранами, нанесенными нам другими.

Но мало кто замечает свой эгоизм, а если и замечает, то не задумывается над этим. Гораздо чаще эгоцентризм одобряется обществом: «Если сам не позаботишься о себе, кто еще позаботится?.. Ты не должен (должна) терпеть подобное к себе отношение!.. Чтобы с полной отдачей служить другим, нужно в первую очередь научиться заботиться о себе…»

Все взаимоотношения, даже самые лучшие, проходят через тяжелые периоды разочарования. И когда с нами обращаются несправедливо, наша решительность вновь обрести душевный покой, хотя бы частично, выглядит разумной и поэтому оправданной. Нет ничего более естественного, особенно в случае душевной раны, полученной в результате несправедливого отношения со стороны окружающих, чем желание рассматривать собственное благополучие как конечную цель.

Итак, люди изранены и люди эгоцентричны. Мы должны решить, какая из этих двух проблем важнее.

Душевные раны мужчин по содержанию сильно отличаются от душевных ран женщин. В браке мужчины чаще жалуются на разочарование в сексуальной жизни, в то время как женщины в основном страдают от недостатка эмоциональных переживаний. Различия, подобные этим, должны быть изучены и приняты во внимание, чтобы супруги могли больше дать друг другу. Но ни мужчина, ни женщина не имеют природной склонности жертвовать собой ради другого. Те, кто правомерно настаивает на равенстве полов, должны начать с утверждения, что мужчина и женщина одинаково грешны и поэтому равно озабочены удовлетворением собственных интересов. Какими бы ни были наши сходные черты и наши различия, мужчина и женщина находятся в цепях эгоцентричного подхода к жизни. Эти цепи могут быть уничтожены только в результате постоянной работы с прощающим и милосердным Богом.

Мы не сможем пойти по пути развития успешного брака до тех пор, пока не поймем, что восстановление нарушенного чувства собственного достоинства и исцеление душевных ран не являются первостепенными задачами. В первую очередь, необходимо разобраться с хитрой, всеобъемлющей, упорной преданностью своему «я».

Эгоцентризм – это убийца. Это смертельно опасный преступник, которого нужно винить за плохие взаимоотношения в семьях. Непонимание в общении, проблемы несдержанности, нездоровые реакции на прошлые семейные проблемы, отношения зависимости и личная несовместимость – все это берет начало в глубинах эгоцентризма (за исключением медицинских проблем).

Прежде чем приступить к разговору о восстановлении брака и к обсуждению различий между мужчинами и женщинами, прежде чем залечивать свои душевные раны, мы должны разобраться с нашей общей проблемой – эгоцентризмом. Иначе говоря, мы должны стать людьми, сконцентрированными на окружающих.

Два вида мышления

В христианских кругах существуют два известных подхода к построению взаимоотношений. Несмотря на различия, есть и сходство в этих подходах, а именно: каждый из них уводит нас от решения основной проблемы – нашего эгоцентризма. Первый подход утверждает, что страдание является настолько немыслимым насилием над чувством собственного достоинства, что ничто не имеет большего значения, чем исцеление душевных ран и восстановление индивидуальности. Израненность считается гораздо более серьезной проблемой, чем эгоцентризм.

Второй подход представляет обиженным людям библейские стандарты таким образом, что это ведет их не к Иисусу Христу и к отречению от себя, а к разочарованию, в результате чего они грешат или впадают в гордыню. Сторонники этого подхода считают эгоцентризм вопиющим грехом, которого можно избежать лишь с помощью увещеваний и выговоров. Они восстают против греха в любом его проявлении и при этом демонстрируют полную нечувствительность к людской боли и страданиям.

Представители первого подхода считают раны, полученные при несправедливом обращении, намного более серьезной проблемой, чем эгоцентризм. Представители второго, в своем непреклонном требовании делать то, что правильно, с презрением игнорируют душевную боль. Ни гуманисты, считающие самосовершенствование центром всей жизни, ни фарисеи, в своей праведности навязывающие буквальное исполнение закона, не в состоянии помочь людям вернуть радость супружеских взаимоотношений.


Самосовершенствование

Рассмотрим советы, которые защитники первого подхода, где саморазвитие является ключевым моментом, могут дать четырем обиженным, обращенным к себе супругам, о которых речь шла в начале этой главы.


Ответ жене А: «Давайте исследуем вашу боль и посмотрим, что можно сделать, чтобы избавиться от нее».

Ответ мужу Б: «Не думаю, что вам внезапно захотелось взаимности после столь долгой совместной жизни. Возможно, ваша бурная реакция на холодность жены отражает ваше глубокое чувство неуверенности в себе, с которым мы должны поработать».

Ответ жене В: «Конечно, вы не просто повар, партнер по сексу и прачка. Может быть, вы боитесь стать той, кем являетесь на самом деле, считая, что вас не поймут. Возможно, если вы научитесь развивать ранее отвергаемые стороны своей личности, муж увидит в вас нечто большее, чем домработницу. Даже если этого и не случится, вы все равно станете более счастливой».

Ответ мужу Г: «Скорее всего, вы боитесь новых начинаний. Ваша скука может быть результатом низкой самооценки, которая удерживает вас от попытки рискнуть и попробовать что-нибудь новое. Это касается как вашей жены, так и вашего бизнеса».


Эти ответы отражают идею о том, что пустое, ограниченное, глупое «я» является сутью проблемы. Самосовершенствование же решит все проблемы. Бог рассматривается как источник жизненной энергии, как избавитель, способный разорвать цепи самоограничения и, тем самым, обеспечить полное выражение нашей человеческой сущности. Рассуждая подобным образом, мы получаем возможность раскрыть свой потенциал при помощи креста, при этом спокойно реагируя на отвержение со стороны других. Смерть Христа становится бальзамом для ран и платформой для построения собственной индивидуальности, вместо того чтобы быть основанием для прощения грехов.

Эгоцентризм сам по себе отодвигается на второй план. Самосовершенствование и свобода, которая приходит, когда люди чувствуют себя полными жизни, представляются основными потребностями. Как большинство неверных идей, эта, возможно, развивалась как реакция на противоположное, но настолько же неверное учение, которое также не решает реальной проблемы эгоцентризма.


Нравственные ограничения

В консервативных кругах христианство слишком часто превращалось в безрадостный морализм, в набор обязательств, которые необходимо выполнять, чтобы продемонстрировать обновленное сердце. В отличие от тех, кто придерживается первого подхода, который представляет христианство как шанс стать живой личностью, представители второго подхода обычно говорят об обязанностях и заповедях. Моралисты ответили бы четырем разочарованным супругам следующим образом.


Ответ жене А: «Конечно, с таким сложным человеком, как ваш муж, жить очень тяжело, но этого требует от вас Бог. А Он никогда не повелевает чего-либо, не дав при этом облегчения».

Ответ мужу Б: «Если жена не любит вас, то вам, конечно, очень трудно, но это не оправдывает вашего желания оставить ее».

Ответ жене В: «Очень жаль, что вы чувствуете себя использованной и опустошенной. Но ваша обязанность как жены – это повиновение мужу. И ощущение того, что вы выполняете заповедь Божью, послужит вам утешением».

Ответ мужу Г: «Есть ли в ваших отношениях искра, или нет, Бог повелевает вам любить свою жену. Помните, любовь – это не чувство. Любить свою жену – значит быть добрым по отношению к ней. Делайте то, чего требует любовь».


Несмотря на то что в этих ответах содержится немало правильного и полезного, они также являются образцами законнического мышления, убивающего всякую радость и выражающегося в чем-то вроде: «Ты не волен наслаждаться Божьей благодатью до тех пор, пока не сможешь своим поведением подтвердить, что посвятил себя Ему».

Законничество считает выполнение заповедей более важным, чем ответ на призыв Господа следовать за Ним. Таким образом, получается, что Господь умер на кресте ради того, чтобы мы могли быть законопослушными. Нам предоставляется список правил, выработанных руководством церкви, которое не видит в людях израненных, плачущих, чувствующих одиночество личностей, переживших, быть может, нелегкое детство.

Для законников такие слова, как аутентичность и индивидуальность, значат не так уж много. Вместо этого к месту и не к месту используются слова власть и послушание, чтобы принудить людей к строгому соблюдению навязанных стандартов; соответствие этим стандартам рассматривается как безгрешная жизнь. Святость правильно понимается как проблема более важная, чем самовыражение, но неверно определяется как «совершение правильных дел» вместо «любви к Богу и окружающим».

Люди, измеряющие святость исключительно внешними проявлениями, оставляют мало места вопросу о том, что может находиться внутри. Страсть и радость исключаются, благодать затушевывается, в то время как библейские стандарты преподносятся таким образом, что их исполнение помогает заработать Божье принятие.

Вместо того чтобы принимать людей, приходящих к Богу, как личностей, которые были прощены и призваны к содержательной и полноценной жизни, законники пытаются поместить их в определенные рамки. Те, кто вписывается в рамки закона (есть ли вообще такие?), чувствуют гордость. Те, кто выпадает за рамки, удивляются, почему они не могут быть такими духовными, как все остальные.

В холодном климате законничества, когда проповеди напоминают шлепки, не трудно понять полное принятие идеи о свободе, которая означает шанс стать живым, восстановить внутренние разрушения, честно встретиться с проблемами и попробовать их решить. О свободе, которая побуждает вас думать о том, кто вы такой, чего вы хотите, которая помогает вам проявить таланты и чувства, высказать собственные суждения. Переход от жестких шлепков к ложному одобрению приветствуется многими. Самосовершенствование естественно воспринимается как более привлекательная ценность, нежели давящая нравственность.

Непоправимый ущерб, нанесенный браку

Слепое следование строгим правилам и исполнение ограниченных ролей является основой консервативного христианства, преклоняющегося перед моралью. Христианство, ставящее исполнение закона во главу угла, нанесло непоправимый ущерб браку.

Во имя подчинения жены переносят все мыслимые и немыслимые формы оскорблений со стороны мужей. Они думают, что Бог повелевает им терпеливо сносить побои. Они соглашаются на сексуальный контакт даже тогда, когда меньше всего этого хотят, чтобы избежать Божьего осуждения и презрения мужа.

Многие женщины прожили всю свою жизнь в узких рамках требований морали, которые четко обозначили круг того, что женщина должна делать и чего не должна. Часто женщины даже не подозревают, что большинство этих требований порождены мужским эгоизмом, а не библейским учением. В результате жизнь для этих женщин теряет всякий смысл и перестает приносить радость. Христианство, ориентирующееся на исполнение определенного набора правил в браке, не переносит даже упоминания о свободе, особенно если речь идет о свободе для женщин, которой они должны обладать наравне с мужчинами.

Очень часто (к сожалению, чаще, чем можно себе представить) мужчины пользовались библейскими принципами и «положением главы» для того, чтобы подавлять своих жен, во многих случаях в буквальном смысле обращаясь с ними хуже, чем хозяин обращается с собакой. Положение главы (принцип, описанный в Библии в Еф. 5) традиционно понимается в том смысле, что муж должен держать лидерство дома и в церкви. Но Библия нигде не указывает на то, что женщина должна удовлетворять любое греховное желание своего мужа. Должна ли жена «нестись» с чашкой кофе, когда был дан «сигнал»? Большинству мужчин даже не приходит в голову прислушаться к совету жены и последовать ему, если он разумный. В таком случае, они плохо понимают, в чем заключается лидерство, а что является обыкновенным высокомерием.

Преклонение перед моралью и исполнением закона также нанесло непоправимый ущерб мужчинам, но в другом смысле. Мужья часто «ломаются» под тяжкой ношей неправильного понимания своей роли в семье. Они считают, что плохо обеспечивают семью, так как недостаточно мудры для этого. Иногда эти поверженные мужчины обращаются к порнографии, измене, впадают в депрессию или становятся работоголиками. Эти защитные механизмы применяются ими для того, чтобы избавиться от тяжкой ноши главы семьи, которая становится для них непосильной. Измена – это, конечно, грех. Также как и попытка на время забыться с ее помощью. Но не менее греховно требование соответствовать ложным стандартам. Состояние таких мужчин может быть настолько плачевным, что любой метод, приносящий избавление, покажется им правильным.

Нам необходимо новое мышление

Если консервативное христианство, основанное на слепом преклонении перед моралью и исполнением закона, наносит только вред, – значит нам необходимо новое мышление. Хотя это новое мышление настолько же старо, как и сама Библия. Нам следует не просто быть нравственными, чтобы понять истинную сущность греха. Нам нужно понять, как проявляется наша преданность своему «я», когда события или люди оставляют глубокие раны в нашей душе. Нам необходимо осознать, какими методами мы пользуемся, чтобы сохранить собственную целостность, когда окружающий мир пытается ее разрушить. Мы должны обратить внимание, как именно мы реагируем на оскорбления (тем более, когда нам кажется, что Бог вроде бы и не собирается нас защищать). Важнее всего, как мы проявляем (и проявляем ли) гнев и ярость, которые возникают у нас в такие моменты. Да, мы должны с состраданием и особой заботой относиться к своим душевным ранам. Но в то же самое время мы должны уметь распознать более серьезную проблему, основную проблему всего человечества – проявление эгоцентризма.

Позвольте мне привести пример, иллюстрирующий вышесказанное. Я был приглашен в церковь в Питсбурге, чтобы проповедовать о построении успешных взаимоотношений в семье. По окончании первой лекции ко мне подошла женщина в коричневых обтягивающих брюках и яркой блузке.

«Д-р Крабб, мне очень понравилось все, что вы сказали о построении прочных взаимоотношений между мужчиной и женщиной, – сказала она. – Но не поможете ли вы мне разобраться с одной серьезной проблемой? Дело в том, что как бы хорошо кто-то ко мне ни относился, я никогда не перестаю сомневаться, что действительно нравлюсь этому человеку. Я все время думаю о том, что он может измениться и предать меня в любой момент».

Я спросил, есть ли у нее какие-либо догадки, почему она реагирует на любые взаимоотношения таким образом? В ответ она рассказала мне трагическую историю.

Эта женщина воспитывалась родителями, которых я могу назвать не иначе, как извергами. Начиная с пятилетнего возраста и до десяти лет, отец продавал ее хозяину дома в обмен на бесплатное проживание. Каждый раз, когда отец тащил ее в дом хозяина, зная, что его дочь подвергнется извращенным сексуальным действиям, он выражал ей свою любовь и благодарность, потому что она «помогала» обеспечивать семью.

Пока я оправлялся от шока, вызванного услышанной историей, она рассказала мне о другом происшествии.

Когда ей было всего три года, она обнаружила в полу своей комнаты, расположенной на втором этаже, решетку вентиляционной трубы. Через решетку был виден первый этаж, и если девочка ложилась на пол и смотрела в отверстие трубы, то могла, оставаясь незамеченной, наблюдать за тем, что происходит в гостиной.

За несколько дней до Рождества она воспользовалась своим открытием, чтобы посмотреть, как в гостиной родители заворачивают рождественские подарки. Она была настолько счастлива и возбуждена, мечтая увидеть новые игрушки, кукол или хорошую одежду, что, к сожалению, не заметила, как мать покинула комнату.

Вдруг она услышала шаги позади себя, а затем увидела: мать стоит в ее комнате и наблюдает за ней. Вместо того чтобы порадоваться вместе с дочерью, поднять ее с пола и с любовью объяснить, что нужно дождаться Санта Клауса, который придет через несколько дней и принесет подарки, мать впала в ярость. Она вытащила решетку вентиляционного отверстия, схватила девочку и запихнула ее туда. Поставив решетку на место, мать оставила там ребенка на три дня.

Услышав эти ужасные истории, я подумал: хорошо бы родители этой женщины оказались в пределах досягаемости. Мне хотелось наказать их, сделать им больно, избить их. Даже сейчас, когда пишу эти строки, я не осуждаю себя за это желание.

Эта женщина была не виновата, что в детстве оказалась жертвой такого ужасного обращения. Конечно, по отношению к ней нужно было проявить одобрение, сострадание и безусловное принятие.

Но когда она продолжила рассказывать о трудностях, которые испытывала во взаимоотношениях с людьми, стало ясно кое-что еще. Помимо осознания злого отношения родителей и восстановления разрушенного чувства собственного достоинства, ей требовалось совершить один важный шаг.

После того как мы поговорили обо всех ужасах ее детства, я спросил:

– Возможно, это прозвучит странно, но мне интересно, можете ли вы преклониться пред Богом и помолиться Ему?

– Нет, – сказала она быстро, – я помню, как молилась Богу, сидя в вентиляционной трубе, и просила у Него смерти. Думаю, тогда я молилась впервые. А Он не пришел мне на помощь. Как я могу молиться Богу, не защитившему маленькую девочку от подобного насилия?

Загрузка...