Белая ворона
Бить баклуши
В бирюльки играть
Гоголем ходить
Горе луковое
Довести до белого каления
Иерихонская труба
Косая сажень в плечах
Лезть на рожон
Начинать с азов
Остолбенеть
С гулькин нос
Сесть в лужу
Засучив рукава. Спустя рукава
Точить лясы
♦ Какого человека называют белой вороной?[1]
Того, кто своим внешним видом, манерой поведения, речью или родом занятий резко отличается от окружающих. Впервые это выражение появилось в поэме древнеримского поэта Ювенала, которому принадлежат такие строки:
В самом деле, белая ворона – очень редкая птица. Оперенье обыкновенных ворон весьма скромное и незаметное – серое с черным. Но в животном мире порой как редкое исключение встречаются животные, окрашенные в белый цвет. Их называют альбиносами. В организмах таких животных не хватает красящего вещества.
Послушайте сказку.
– Ребята! Завтра мы с вами займемся уборкой территории школы! – сказала учительница Ольга Сергеевна. – Оденьтесь по-спортивному, не забудьте взять какие-нибудь старенькие перчатки, чтобы удобно было работать: прошлогоднюю листву сгребать, мусор убирать.
Таня пришла домой и призадумалась. Как одеться на завтрашний субботник? Девочке очень хотелось помодничать в новенькой голубой курточке, которую ей недавно подарила мама. Ведь придет Витя, а девочке хотелось, чтобы он обратил на нее внимание. Или все-таки надеть старенькую джинсовку, а в голубой куртке придти в следующий раз?
Утром она выглянула в окно и увидела, что на улице солнечно и ясно.
«Надену все-таки новую курточку! Постараюсь работать аккуратно и не испачкаю ее», – подумала Таня.
Она завязала голубые бантики, надела красивые джинсы и яркую курточку. Покрутилась перед зеркалом и решила, что к ее наряду подойдут только новенькие замшевые туфельки.
– Таня! Ты почему такая нарядная, словно не на субботник пришла, а на праздник? – удивилась подруга Вера. – Лучше было бы надеть что-нибудь другое, а то запачкаешь новую курточку!
– Я хотела старенькую джинсовку достать с антресолей, но не нашла ее! – соврала девочка.
Ребята взяли грабли, метелки и стали собирать листья в большую кучу и подметать дорожки. Таня чувствовала себя неловко: боялась испачкаться.
– Красиво, конечно, – заметил Миша, пробегая с тачкой, полной листвы. – Но выглядишь ты, Танюша, как белая ворона!
Девочке стало обидно. Ей хотелось работать со всеми, бегать, возить тачку, шутить, но из-за новой куртки приходилось стоять в стороне.
Надо вам сказать, что посмотреть, как дружно трудятся ребята в саду, прилетела ворона. Да не простая, а белая! Она спряталась в дупло старого дерева, и ее никто не заметил.
Ворона внимательно наблюдала за тем, как идет уборка, и увидела, что Таня грустит.
Уж кто-кто, а эта птица прекрасно знала, как неприятно оказаться белой вороной среди других, обыкновенных ворон! А так как она была не просто белой вороной, а вороной-волшебницей, то тихонько прошептала заклинание и, о чудо, на Тане оказались старенький джинсовый костюмчик и кроссовки.
Таня удивленно оглядела себя и, честно говоря, очень обрадовалась. В старом, видавшем виды костюме ей было очень удобно.
Девочка тут же схватила стоявшие рядом грабли и стала сгребать листву.
– Вот и молодец, что переоделась! – похвалила Таню Ольга Сергеевна. Тут и Витя подошел, и дети стали дружно грузить листву на тачку.
♦ Вопросы
1. Что организовала учительница с детьми?
2. Чем должны были заниматься дети?
3. Как оделась на субботник Таня?
4. Удобно ли ей было работать в нарядной одежде?
5. Можно ли назвать Таню белой вороной? Объясните это выражение.
6. Кто помог Тане и дал ей рабочую одежду?
Бить баклуши – значит делать несерьезное, неважное дело. Это выражение пришло к нам из русской старины.
♦ Что такое баклуши?
Это липовые или осиновые чурбачки. Их кололи (били) подмастерья, чтобы потом мастера-ложкари вырезали из них ложки.
В давние времена посуда на Руси была деревянной. Из дерева вырезали миски, кружки, ложки, подносы и даже кубки для меда и вина. Но работа по изготовлению домашней утвари считалась легкой. Ею могли заниматься и старики, и подростки. А пахать землю плугами[4], бороновать ее бороной[5] – с этим могли справиться лишь сильные и выносливые мужчины.
Но вырезать домашнюю утварь на самом деле было не так уж просто. Здесь требовались сноровка и мастерство. А вот бить баклуши в старину считалось делом несерьезным, чуть ли не образцом безделья.
Послушайте стихотворение.
Отчего, скажи, Ванюша,
Ты сегодня бил баклуши?
Разве мало важных дел?
– Я их сделать не успел!
Утром я журнал листал,
Выпил кока-колу,
К сожаленью, опоздал
На уроки в школу.
На диване, в холодке
Мух считал на потолке,
А потом я задремал
И до вечера проспал.
Целый день Ванюша
Нынче бил баклуши!
Послушайте сказку.
Пошел однажды Ваня в лес за грибами. Ходил-ходил, набрал полное лукошко грибов, да и заблудился! Стемнело в лесу. Мальчик устал, есть захотел, а дорогу к дому никак не может найти.
Вдруг видит – стоит в лесной чащобе маленькая избушка, вся мхом поросла, а в окошке огонек светится.
Ваня взошел на крылечко и постучался в дверь. Отворил дверь Старичок-Лесовичок. Увидел Ваню, обрадовался!
– Заходи, мальчик, заходи! Гостем моим будешь!
Ваня вошел в избушку, а там чисто, уютно, под потолком травы душистые целебные сушатся.
Старичок накормил Ваню, напоил чаем с липовым медом. Потом и спрашивает его:
– Что же ты такой маленький, в лесу ночью один бродишь?
– Да заблудился я! Никак не могу дорогу домой отыскать!
– А ты поживи у меня немного, помоги мне ложки деревянные вырезать, баклуши бить, тогда я тебя домой и отведу. Согласен?
– Согласен! – обрадовался Ваня. – А что делать-то надо?
– Да дело простое – баклуши бить! – отвечает Старичок-Лесовичок. – Знаешь ли ты, что такое баклуши бить?
– Знаю! Значит ничего не делать! – выпалил Ваня.
– Да нет! – говорит Старичок. – Баклуши бить – значит колоть на чурбачки липовые поленца. Утром я тебе покажу, как это делается! А сейчас, сынок, спать ложись!
Улегся Ваня на лавку и сразу же уснул.
А утром Старичок-Лесовичок принес липовое полено, дал Ване топорик и показал, как из него чурбачки делать.
Ване работа понравилась! Стук-стук топориком – и чурбачок готов! Набил он много чурбачков, а Старичок из них вырезал красивые ложки. Одну деревянную ложку Ване на память подарил. А потом проводил мальчика в деревню.
♦ Вопросы
1. Куда Ваня пошел за грибами?
2. Что увидел Ваня в лесу, когда стемнело?
3. Кто жил в избушке?
4. Как Старичок-Лесовичок принял мальчика?
5. Что он ему предложил?
6. Что означает выражение бить баклуши?
7. Что показал Старичок-Лесовичок Ване?
8. Научился ли Ваня бить баклуши?
9. Проводил ли Старичок-Лесовичок Ваню домой?
Крылатое выражение в бирюльки играть означает заниматься пустяками, ерундой, отодвигать в сторону важные, нужные и серьезные дела.
Бирюльки – слово славянское. Оно происходит от слова «брать».
♦ Что же такое бирюльки?
Это выточенные из дерева крошечные вещички – чашечки, ложечки, самоварчики, сахарницы. Порой изобретательные мастера-бирюлечники делали из дерева малюсенькие украшения – ожерелья, колечки, сердечки, бусинки. Казалось, они предназначены для крошечных фей!
Некоторые мастера специализировались на музыкальных инструментах – гуслях, балалайках, дудочках, свирелях.
♦ Как играть в бирюльки?
В старину в бирюльки играли так: мелкие вещички складывали в одинаковые кучки по числу играющих, и каждый участник с помощью специального крючка пытался вытащить один из предметов, не потревожив остальные.
Эта игра требовала терпения, внимания, точных движений, хорошей координации.
В настоящее время установлено, что именно мелкие движения рук способствуют развитию левого полушария мозга, связанного с речью и логическим мышлением.
Так что игра в бирюльки не такое уж пустое занятие: в ней есть своя польза!
Послушайте стихотворения.
Подарили мне бирюльки –
Чашки, блюдечки, кастрюльки,
Как бирюлечки милы,
Только очень уж малы!
Подарили мне бирюльки –
Ожерелье и висюльки,
Золоченые сердечки
И точеные колечки.
Как бирюлечки милы,
Только очень уж малы!
Подарили мне бирюльки –
Птички – воробьи и гульки.
Как бирюлечки милы,
Только очень уж малы!
Все бирюльки с ноготок –
Ты поймай их на крючок!
Я задачу не решила,
Не прочла стихотворенье,
Кукле юбочку я сшила,
После чай пила с вареньем.
Я в альбоме рисовала
Голубых цветов букет
И на лепестках гадала:
Спросят в школе или нет?
Мама мне сказала строго:
«У тебя заданий много,
Прекращай играть в бирюльки –
Ты ведь не младенец в люльке!
Порешай-ка уравненья
И учи стихотворенье!»
Послушайте сказку.
Зимой в деревне скучно. Смеркается[6] рано, дома до самых окошек снегом завалены. В избе горит лучина[7], и взрослые занимаются разными делами: папа чинит лошадиную сбрую[8], мама и старшая сестра шьют и вышивают, дедушка вытачивает деревянную домашнюю утварь[9]. Младшенькие Маша и Ваня забрались на теплую печку и слушают бабушкину сказку про Ивана царевича и Серого Волка, про Кощея Бессмертного и Василису Прекрасную. Но скоро старенькую бабушку сморил сон, она задремала.
Брат и сестра слезли с печи и устроились на лавке рядом с дедушкой.
– Дедуля! Сделай нам какую-нибудь игрушку, а то нам скучно! – попросил Ванюша.
– Что ж! Пожалуй, сделаю вам бирюльки! – сказал дедушка и выточил из дерева разные мелкие вещицы: вазочку, колечко, бусики, чашечку.
– Какие малюсенькие! – воскликнула Маша. – С ноготок! А как с ними играть?
– Вот этого я не знаю! Попробуйте сами придумать!
Думали дети, думали, но ничего придумать не смогли.
Сидят, перебирают бирюльки, а что с ними делать – не знают.
В это время вылезла из-под печки мышка-норушка и говорит:
– Угостите меня кашкой, а я вас научу в бирюльки играть!
Маша насыпала в блюдечко несколько крупинок гречневой кашки, поела мышка и сказала:
– Сложите-ка ваши бирюльки в одну кучку!
Дети сложили бирюльки. Мышка согнула хвостик крючком, раз! И ловко вытащила одну игрушку!
– Вот так и играют в бирюльки, – объяснила она. – Крючочком из кучки бирюльку вытаскивают, стараясь другие не задеть. Кто больше вытащит, тот и выиграл, – сказала мышка и спряталась в норку.
Дети попросили дедушку сделать крючочки и начали играть в бирюльки. Сразу им веселее стало!
♦ Вопросы
1. Почему зимой в деревне скучно?
2. Чем занимаются взрослые в деревне зимой?
3. Какие игрушки дедушка сделал детям, чтобы они не скучали?
4. Бирюльки – это большие игрушки или маленькие?
5. Кто научил детей играть в бирюльки?
6. Что дети попросили сделать дедушку, чтобы играть в бирюльки?
Гоголь – это дикая утка. У нее нарядное красивое оперение. По берегу утка ходит важно, вперевалочку, выпятив вперед грудь и гордо откинув голову назад.
Крылатое выражение ходить гоголем означает важничать, воображать.
Когда о ком-то говорят, что он ходит гоголем, имеют в виду, что человек держится важно, надменно, гордо.
Послушайте стихотворение.
Ходит Ваня гоголем,
Нарядился щеголем.
Все на нем, как на подбор:
Сапоги, рубашка,
В русых волосах пробор,
Новая фуражка.
Девицы на улице
Ванечкой любуются!
Только Оленька сказала:
«Ишь какой воображала!»
Послушайте сказку.
Витя – мальчик скромный, послушный. Но сегодня его не узнать! Ходит важно, вперевалочку, подбородок задрал, грудь выпятил.
Даже нянечка Нина Ивановна удивилась, увидев Витю.
– Витек! Я тебя не узнала! Ходишь гоголем!
– Меня сегодня Анна Анатольевна дежурным назначила! Я за все отвечаю! – объяснил Витя.
Перед завтраком он поправил салфетки в вазочках, помог нянечке расставить на столиках чашки, тарелки, разложить ложки.
– Молодец, Витя! – похвалила мальчика воспитательница.
– Таня! Ты руки не помыла! – сделал Витя замечание самой озорной и непоседливой девочке.
– Чего ты пристал? Помыла – не помыла! У меня руки чистые! Я их дома утром мыла.
– Дома – это одно дело, а перед едой руки всегда нужно мыть с мылом, – назидательно произнес Витя. – Я сегодня дежурный, у меня все должно быть в порядке. Ну-ка, марш мыть руки! – строго приказал мальчик.
Оле он сделал замечание, что у той небрежная прическа, Мишу пожурил[10] за грязную сменную обувь.
– Ишь! Какой воображала! – заметил Сережа. – Всех учит, всем замечания делает, а сам-то, между прочим, тоже руки не помыл перед завтраком.
– Я дежурный! – ответил Витя. – Мне сегодня все можно! Я ваш начальник!
– Что-то ты, Витя, уж больно заважничал! – заметила воспитательница. – Гоголем ходишь!
– Быть дежурным – значит задания выполнять, а не воображать из себя начальника! – согласилась с ней и Нина Ивановна.
Когда дети позавтракали и разошлись играть, в столовую мягкой поступью вошел кот, пушистый, голубовато-серый.
Он подошел к Вите и стал ласково тереться об его ногу, а потом скромно попросил:
– Витя! Ты обо мне забыл, не налил мне молочка в блюдце! Мне все дежурные всегда молочка наливают, а я им помогаю за порядком следить!
Вите стало стыдно! Забыл покормить общего любимца Пушка! Вместо того чтобы воображать и важничать, нужно о друзьях подумать!
Мальчик побежал к поварам и попросил налить в одно блюдечко теплого молока, а в другое – сметаны.
– Мур-мур-мур, – замурлыкал довольный Пушок. – Спасибо, Витя, спасибо!
А Витя задумался: «Почему меня несколько раз с каким-то гоголем сравнили?»
♦ Вопросы
1. Кем назначили Витю в детском саду?
2. Почему он ходил такой важный?
3. Что означает выражение ходить гоголем?
4. Как вел себя Витя, когда дежурил?
5. Кого он забыл покормить?
6. Кому Витя налил молоко?
7. О чем задумался мальчик?
Что это за горе такое – луковое? Когда мы режем или трем на терке луковицу, из глаз невольно текут слезы. Их так и называют – слезы луковые. Ведь в луковице содержатся едкие летучие вещества, которые раздражают слизистую оболочку глаз, и из глаз текут слезы.
Послушайте стихотворение.
Если мелко режем лук,
По доске ножом «стук-стук!»,
То защиплет нам глаза –
Набежит на них слеза.
Слезы потекут ручьем,
Мы заплачем. Но о чем?
Мы заплачем не от боли.
Не от горя уж тем более.
Вызвал слезы не недуг,
А обычный едкий лук!
Но это ведь не значит, что мы плачем от горя! В переносном смысле под луковым горем мы понимаем мелкие печали, ничтожные неприятности или огорчения, не заслуживающие слез.
Послушайте стихотворение.
Обидели Ванечку –
Не дали ему пряничка.
Наш Ванюша глазки трет,
Понапрасну слезы льет.
Успокоим Ванечку –
Дадим ему пряничка.
– Это горюшко твое –
Горе луковое!
Это горюшко пустое
Ни слезиночки не стоит!
Послушайте сказку.
Утром Настя сидела за кухонным столом и собиралась пить сладкий чай с пирожком. Пирожок был необыкновенно вкусный! Вчера бабушка напекла целое блюдо таких пирожков – с мясом, капустой, рисом и вареньем.
Вечером родители вернулись домой усталые, голодные и мгновенно проглотили аппетитные пирожки. Остался на блюде всего один пирожок – с мясом. Вот им-то девочка и собиралась позавтракать. Да не тут-то было! Только Настя поднесла пирожок ко рту и хотела откусить кусочек, как громко зазвонил телефон. Девочка от неожиданности уронила пирожок на пол. Надо вам сказать, что в это время под столом на коврике уютно устроился щенок Ролик. Он не просил у Насти подачки, но все же надеялся, что и ему, может быть, что-то перепадет. Когда щенок увидел, что прямо у его носа, откуда ни возьмись, появился пирожок, то тут же, ни минуты не раздумывая, проглотил его!
– А-а-а! – громко заревела Настя, и из ее глаз посыпались круглые, как горошины, слезы. – Я пирог уронила, а Ролик его съел! С чем я теперь буду чай пить? – сквозь слезы бормотала девочка.
На кухне на гвозде висела большая плетеная корзинка, полная крупных золотистых луковиц. Самая большая Луковица услышала Настин плач и негромко спросила девочку:
– Что случилось, малышка? Почему ты плачешь?
– Я, я… – Настя остолбенела на мгновение от неожиданности. – Я плачу потому, что Ролик съел пирог! А ты кто? – спросила она.
– Я волшебная Луковица. Хочешь рассмотреть меня получше, тогда подойди к корзинке с луком и сразу заметишь меня, – сказала Луковица.
Настя тут же перестала плакать, залезла на табуретку и заглянула в корзинку с луком.
Волшебную Луковицу девочка узнала сразу – она была совсем круглая, в золотом плаще, заколотом изумрудной заколкой, и с веселым, улыбающимся лицом. Девочка взяла Луковицу в руку и почувствовала, какая она теплая.
– Ну, так почему же ты плакала? – снова спросила Луковица.
Настя ей объяснила.
– Пустяки! – важно сказала волшебная Луковица. – Стоит ли огорчаться из-за таких мелочей? – продолжала она. – Да еще и слезы понапрасну лить! Горе твое не настоящее, а луковое! Это уж ты поверь мне, старой Луковице-волшебнице!
– Почему луковое? – удивилась Настя. Она никогда не слышала такого выражения.
– Да потому, что когда лук режут, у людей слезы из глаз текут. Не от горя-печали-кручины, а просто от запаха лука. Вот и говорят – горе луковое, значит пустячное, ерундовое, ненастоящее. Вместо того, чтобы реветь, ты порадуйся, что Ролику лакомый кусочек достался!
– Да я и радуюсь, – неуверенно сказала девочка.
А волшебная Луковица продолжала:
– Сделай себе бутерброд с сыром, попей чай и иди гулять. А меня положи на место, в корзинку с луком. Я тебе еще пригожусь!
♦ Вопросы
1. Кто напек блюдо вкусных пирожков?
2. Кто съел последний пирожок?
3. Почему заплакала Настя?
4. Что сказала ей волшебная Луковица, которая лежала в корзине?
5. Как вы понимаете выражение горе луковое?
Крылатое выражение довести до белого каления пришло к нам от кузнецов-мастеров.
Кузнецы в специальных печах-горнах раскаляют металл, чтобы он сделался мягким и пластичным. Тогда из него можно ковать различные изделия, причем порой достаточно сложной формы – решетки для садов и парков с затейливым рисунком, ворота и двери домов, перила мостов. В деревенской кузнице изготавливают и подковы для лошадей.
При разной температуре раскаленный металл имеет разный цвет. Сначала при нагревании он становится красным, потом темно-красным, затем желтым, и, наконец, белым. Кузнецы говорят, что довели металл до белого каления, то есть до самой высокой температуры.
Крылатое выражение довести до белого каления означает, что человек доведен до крайней степени раздражения и гнева, не способен сдерживать свои эмоции, и они могут в любой момент выплеснуться наружу.
Послушайте стихотворение.
Я укрылась одеялом
И тихонько задремала,
Вдруг услышала сквозь сон
Тонкий комариный звон.
Я зажгла настольный свет –
Комара в помине нет.
Погасила свет – опять
Надо мной он стал летать!
У меня от утомления
Сделался под утро жар –
Так до белого каления
Ты довел меня, комар!
Послушайте сказку.
Жил-был обыкновенный водопроводный Кран. Его открывали утром, умывались, мыли руки под струей его воды и опять закрывали.
Крану же очень хотелось, чтобы его хвалили, о нем говорили, словом, тщеславный[11] Кран мечтал быть в центре внимания всей семьи!
Но как этого добиться? Кран не знал. Тогда он спросил старенькую Форточку:
– Послушайте, уважаемая Форточка, как вам удалось так сделать, что о вас то и дело говорят? Только и слышно: «Федя! Закрой форточку, а то дует!», «Машенька! Приоткрой-ка, пожалуйста, форточку, а то очень душно стало в комнате!» или «Андрюша, нужно починить шпингалет на форточке!..»
– О, это очень просто! – ответила Форточка. – Вот вы – Кран. Вас открывают и закрывают. Работаете вы хорошо, исправно, не подтекаете. Поэтому и говорить о вас нечего! А вы, дорогой Кран, попробуйте начать немножко подтекать. Вот так: кап-кап! И тогда, уверяю, о вас заговорят!
Кран решил воспользоваться советом умудренной жизнью Форточки и начал понемножку подкапывать. Капля за каплей: кап-кап!
Больше всего времени в ванной комнате проводила мама. Она то стирала белье, то развешивала его, то мыла раковину или ванну.
Непрерывный стук капель о раковину стал ее понемногу раздражать.
– Что это такое? – подумала мама. – Почему кран подкапывает, нужно закрыть его поплотнее! – решила она и завернула ручку сильнее.
Но это не помогло: из Крана продолжали падать одна за одной тяжелые капли.
Вечером мама попросила старшего сына Андрея посмотреть Кран. Андрей покрутил ручку, немного подумал и решил, на следующий деть сходить в хозяйственный магазин, купить нужные детали и попробовать починить Кран.
Целый вечер вся семья только и говорила, что о подтекающем Кране. Мама жаловалась, что у нее разболелась голова от постоянного звука подающих капель, она стала нервной и раздражительной.
На другой день Андрей попытался починить Кран, но ничего не вышло: он стал подтекать еще сильнее, уже не кап-кап, а кап-кап-кап! А потом вода из Крана и вовсе полилась тонкой струйкой!
В квартире только и слышалось: кран, кран, кран! Бабушка сказала:
– Кран срочно нужно починить, вон сколько воды зря уходит!
Папа предложил вызвать из ЖЭКа мастера-водопроводчика, Андрей посоветовал временно перекрыть воду в квартире, а мама жаловалась всем подругам по телефону, что Кран довел ее до белого каления!
А Крану только того и нужно было! Теперь все о нем говорили. «Наконец-то я стал знаменит!» – с гордостью думал он.
На другой день пришел мастер-водопроводчик. Он осмотрел Кран и вынес свой вердикт:
– Кран старый и ржавый, его пора заменить новым!
– О, пожалуйста, замените его! – жалобно попросила мама. – Этот ужасный Кран довел меня до белого каления! Я уже сплю по ночам плохо – мне все время слышится: «Кап-кап-кап!»
Мастер вынул из чемоданчика с инструментами новенький блестящий кран и установил его, а старый снял и выкинул в мусорное ведро.
– Теперь вы можете успокоиться, этот кран вас до белого каления не доведет! – пообещал водопроводчик маме.
♦ Вопросы
1. Что хотел водопроводный Кран?
2. Кого называют тщеславным?
3. Что посоветовала Крану старая Форточка?
4. Что стал делать Кран?
5. Кого раздражал подтекающий кран?
6. Кто пытался починить Кран?
7. Кого предложил вызвать папа?
8. Добился ли Кран того, чего хотел?
9. Как водопроводчик поступил с Краном?
Крылатое выражение иерихонская труба мы употребляем, когда хотим сказать, что у кого-то очень громкий, оглушающий, трубный голос. Это выражение связано с древними событиями, описанными в Библии. В одном из библейских мифов рассказывается о том, как евреи, выйдя из египетского плена, отправились в Палестину. На пути их стоял богатый торговый город Иерихон, окруженный мощными неприступными стенами.
Евреям предстояло взять этот город. Возглавлял еврейское войско смелый воин Гедеон. Зная, что войско его невелико, он обратился с молитвой к Всевышнему. Господь повелел Гедеону отделить триста воинов и дать каждому из них в одну руку трубу, а в другую – горящий факел. Подойдя к Иерихону, воины осадили город и затрубили в священные трубы. Звук их был таким сильным, что неприступные стены города пали сами собой! Благодаря этому чуду Иерихон был взят.
Послушайте стихотворение.
В нашей речке рыба есть.
Нам с тобой ее не счесть!
Где густые камыши –
Вьются шустрые ерши.
Возле зарослей хвощей
Можно наловить лещей.
Там, где ряска и трава,
Ходит косяком плотва.
Над корягой, под кустом
Тетя-щука бьет хвостом.
С удочкой сижу и слышу
Очень громкий голос Миши.
Он по берегу идет,
Песню звонкую поет.
Кажется, гудит: «Бу-Бу!»
В иерихонскую трубу.
Попросил я друга Мишу:
– Пой, пожалуйста, потише!
Возле зарослей хвощей
Распугаешь всех лещей!
В глубину уйдут ерши –
Озорные малыши.
Щука спрячется под мост,
Не заметишь даже хвост!
Ты не пой: «Бу-Бу! Ду-ду!» –
Без улова я уйду!
Скажут люди: «Вот так-так!
Ты у нас плохой рыбак!»
Послушайте рассказ.
Недавно у Сережи родилась маленькая сестричка Катюша. Когда мама укладывала ее спать днем, она всех домашних просила:
– Пожалуйста, говорите потише: малышка спит.
Однажды Сережа прибежал с улицы и прямо с порога громко закричал:
– Мама! Я видел сейчас настоящего дятла на березе!
– Сережа! Что ты так кричишь? Катюшу разбудишь! У тебя не голос, а труба иерихонская!
– Нет у меня никакой хохонской трубы! – обиделся он.
– Не хохонской, а иерихонской, – тихо засмеялась мама.
– Мама! А что такое иерихонская труба? – шепотом спросил мальчик.
– Давным-давно это случилось! Был такой город Иерихон, его окружали мощные стены. Неприятели не могли сокрушить их и захватить город. Но однажды стены пали от звуков священных труб! С тех пор эти трубы зовутся иерихонскими, а человека, который говорит слишком громким голосом, называют «иерихонская труба», – объяснила мама.
– Теперь понятно! – сказал Сережа тихо.
В это время кто-то позвонил в дверь и щенок Ролик громко залаял: «Гав-гав-гав!»
– Ишь, голос какой громкий, словно труба иерихонская! Ну-ка, лай потише! А то Катеньку разбудишь! – пожурил Ролика Сережа.
♦ Вопросы
1. Кто родился в семье в Сережи?
2. Почему мама просила всех говорить потише?
3. Почему мама сравнила голос Сережи с иерихонской трубой?
4. Что такое иерихонская труба?
Выражение косая сажень в плечах мы употребляем, когда говорим о широкоплечем человеке могучего телосложения, высокого роста.
Другими словами, если мы скажем кому-то: «У него косая сажень в плечах», значит, речь идет о богатыре, великане.
♦ Откуда же появилось это крылатое выражение?
В старину, когда люди еще не знали такой универсальной единицы измерения, как метр, они использовали для измерения части собственного тела. Ведь производить измерения людям приходилось и в древности. Например, при постройке крестьянской избы или княжеского терема нужно было мерять бревна или при покупке ткани отмерять определенную длину.
Меры длины, связанные с человеческим телом, были маленькими и большими. Самая малая – вершок. Это расстояние от кончика указательного пальца до первой косточки. Есть такая потешка:
Баба Ненила
Рыбу ловила,
Сама с вершок –
Голова с горшок.
Поймала карася,
Вот и сказка вся!
Пядь – тоже старинная мера длины. Это расстояние между раздвинутыми большим и указательным пальцами.
Локоть – мера длины побольше – от локтевого сгиба до кончика вытянутого указательного пальца.
Сажень – более крупная единица измерения. Это расстояние между концами пальцев широко расставленных рук взрослого мужчины.
Косая сажень – самая большая на Руси старинная мера длины – от большого пальца ноги до конца пальцев вытянутой вверх противоположной руки.
Теперь вы знаете, что такое косая сажень и что означает крылатое выражение косая сажень в плечах.
Вспомним картину замечательного русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Три могучих богатыря на сильных конях стерегут покой русской земли.
Послушайте стихотворение.
Вечерняя тает заря,
Клубятся над степью тучи.
Три грозных богатыря
Коней оседлали могучих.
Старший – Илья-богатырь,
Косая сажень в плечах.
За ним бездонная ширь
Неба в закатных лучах.
С ним рядом – его друзья
Добрыня и юный Алеша.
Два сказочных богатыря,
Два преданных друга хороших.
От силы жестокой вражьей
Народ берегут они.
Бессонно стоят на страже
Родимой русской земли.
Послушайте сказку.
Давно это было. Жила в селе молодая пара – муж Василий и жена Василиса. Василий поле пахал, хлеб растил. Василиса – искусная мастерица, пряла, ткала, шила да вышивала. А летом они в лес по грибы, по ягоды ходили.
Раз пошла Василиса в лес, набрала полный туесок[12] малины. А день-то выдался жаркий, душный. Приморило молодицу. Прилегла она на травушку, на зеленую муравушку, да и задремала.
А когда проснулась, видит – туесок-то пустой! Ни одной ягодки не осталось.
«Кто же всю ягоду съел?» – подумала Василиса.
Оглянулась она по сторонам и заметила Старичка-Лесовичка. Сам махонький, в лапоточки обут, белая рубашка красным поясом подпоясана.
Сидит Старичок на пеньке, ножками болтает да в бороду посмеивается.
– Здравствуй, дедушка! – вежливо поздоровалась Василиса.
– Здравствуй, красавица! Ты уж на меня, старого, не серчай! Это я твою малину съел. Уж больно ягода-то хороша! Сладкая да сочная!
– Что ты, что ты, дедушка! – замахала руками Василиса. – Съел, ну и на здоровье. А я еще малины наберу, ее тут видимо-невидимо!
– Хорошо, коли так! – говорит Старичок. – За твою доброту и ласку я тебя хочу наградить. Ступай за мной. Увидишь, что будет.
Пошла Василиса следом за Старичком-Лесовичком и оказалась на зеленой поляне. Посреди поляны ключ студеной водой играл, в солнечных лучах разноцветными огоньками переливался.
– Испей-ка, дочка, водицы ключевой! Вода это не простая, а волшебная, заговоренная.
Какая молодица
Выпьет этой водицы,
У той богатырь родится! – прошептал старик.
Василиса поклонилась, зачерпнула пригоршню ледяной прозрачной воды и выпила ее.
– Ох и вкусная вода! Будто мед сладкая! – похвалила Василиса воду.
– Скоро, девица-красавица, родится у тебя сын, вырастет он богатырем, всем на удивление. Назови его Иваном. А люди дадут ему прозвище «Косая сажень». Будет ему счастье во всем!
Сказал так Старичок и исчез, будто его и не бывало вовсе. А Василиса набрала малины и домой вернулась.
Прошло время. Родился у Василисы сын – умный и пригожий. Назвали его Иваном. Рос мальчик не по дням, а по часам. Отец с матерью и не заметили, как превратился Иван в настоящего богатыря: плечи широкие, грудь колесом[13], руки сильные, глаза ясные, характер добрый.
Отцу с матерью он и помощник, и утешенье, и отрада[14]! Все от мала до велика любили Иванушку. Прозвали в селе юного богатыря Иван Косая сажень.
Как-то раз говорит Иван родителям:
– Отпустите меня, матушка и батюшка, на все четыре стороны: хочу людей посмотреть, себя показать, счастья попытать!
– Что ж! Иди! – согласились те.
Пошел Иван в стольный град, пришел на поклон к Царю-батюшке и говорит ему:
– Хочу, Царь-батюшка, тебе верой и правдой служить! Землю русскую от врагов защищать!
Царь обрадовался, когда увидел Ивана Косую сажень. Этакий могучий богатырь!
– Что ж, служи! Пусть тебя в царскую дружину[15] зачислят.
Стал Иван Царю-батюшке служить. Как приедут к тому послы да гости заморские, так Царь велит привести Ивана. Едва войдет он в царские палаты, гости так и ахнут. Не видали отродясь они таких богатырей! Ростом он под потолок, плечи – косая сажень.
Дадут молодцу подкову, он ее играючи согнет, железный прут узлом завяжет, тяжелый сундук одной рукой поднимет.
– Это мой самый младший богатырь, есть в моем войске и постарше, посильнее, да те на охоту ушли! – добавлял Царь.
– Пожалуй, с этим царством-государством лучше дружбу водить, чем ссориться! – перешептываются послы. – Вон какие воины могучие в царской дружине!
Между тем соседнему царю Филиппу полюбилась царская дочь – Марья. Послал он сватов, а Марья-царевна им отвечает:
– Пусть Филипп могучего богатыря на битву выставит! Если тот богатырь нашего Ивана победит, так и быть, выйду за Филиппа замуж!
Делать нечего! Надо богатыря искать. Призвал царь Филипп Волшебника и спрашивает того, как быть, где богатыря найти?
– Дам я тебе богатыря, какого на белом свете не бывало! Он выше дерева стоячего, крепче горы каменной. Никто его не победит!
Достал Волшебник из мешка сафьяновую шкатулку, вынул из нее крошечного человечка и посадил себе на ладонь.