Спросил монах одного весьма почитаемого старца:
– Отче, лучше ли приобретать мне славу от людей, чем бесчестие?
Старец отвечал:
– Да, и я хочу приобретать себе славу, если она духовна и угодна Богу.
– Как же это может быть? – не отставал инок.
– Если я сделаю доброе дело и за это буду прославляться у других, то всегда могу осудить помысел мой, говоря, что я недостоин такой славы. А бесчестие бывает от худых дел – и как же я могу успокоить сердце мое, когда совершаю худые дела и все люди соблазняются обо мне? Итак, лучше делать добро и славиться, чем делать зло и получать бесчестие.
Рассказывали о некоем отце Иоанне, что велик он был в добрых делах. Когда приближался он к смерти и спокойно и радостно отходил ко Господу, его окружила братия. Иноки просили оставить им в наследство какое-нибудь краткое и спасительное наставление, как достигнуть совершенства во Христе.
В ответ на это авва, вздохнув, сказал:
– Я никогда не творил своей воли и никого не учил тому, чего прежде не исполнил сам.
Авва Диадох не раз говорил о пользе молчания:
– Как в бане часто отворяемые двери скоро выпускают жар вон, так и в человеческой душе, когда празднословит человек, теряет душа его теплоту через дверь язычную. Хорошо уместное молчание, оно есть мать мудрейших мыслей.
Спросили раз у мудрого старца:
– Как жить, чтобы спастись?
Старец ответил:
– Что сам ненавидишь, того не делай и другому. Если не любишь, когда на тебя клевещут, то и сам ни на кого не клевещи; если не любишь, когда тебя поносят, то и сам никого не поноси. Не любишь, когда тебя унижают, обижают, похищают твою собственность, – и сам того не совершай. Кто может исполнить это слово, тому его достаточно ко спасению.
Авва Исаия так объяснял необходимость воздерживаться от празднословия:
– Люби более молчать, чем говорить, ибо молчание собирает сокровище, а говорливость расточает.
Авве Иакову задали как-то вопрос:
– В чем необходимость для христианина страха Божия?
Авва сказал:
– Как светильник, поставленный в темной комнате, освещает ее, так и страх Божий – когда вселяется в сердце человека, просвещает и научает всем добродетелям и заповедям.
К мудрому старцу часто приходили молодые иноки со своими вопросами. Однажды его спросили:
– Что значит аще кто имать веру, яко зерно горушно (Мф. 17:20)?
Старец ответил так:
– Когда садовник, подготовив землю, закладывает в нее семя, оно ищет в земле благоприятные условия. Найдя, пускает корни, а потом возносит вверх стебель и ветви, так что обитают на нем птицы небесные. Так же и человек: если, очистив сердце свое, он примет слово Божие и останется в нем, вознося благие помыслы, пребудут в том христианине заповеди Божии.
Авва Иперехий был известен глубиной своей веры. Многие приступали к нему с вопросами об истинной мудрости, отношении к ближнему и пути спасения.
– Поистине мудр тот, кто не словом поучает, но назидает делом. Хорошо есть мясо и пить вино и не съедать плоти брата, клевеща на него. Змий нашептывал Еве, и она лишилась Рая. Подобен ему бывает наговаривающий на ближнего: он губит душу слушающего, не спасая и своей, – отвечал авва.
Один юноша пожаловался старцу, что его часто одолевают греховные помыслы.