© Богданова Н., 2016
© ООО «Книжкин Дом», верстка, 2016
© ООО «Издательство АСТ»
Авва Агафон сказал: «Гневливый человек, даже если бы мертвого воскресил, не будет угоден Богу».
Авва Ор говорил: «Какая бы ни постигла тебя скорбь, не обвиняй в ней никого, кроме себя, и говори: это случилось со мною за грехи мои».
Авва Пимен сказал: «Усиленно домогающийся любви человеческой, лишается любви Божией». Не хорошо всем нравиться, – ибо сказано: «Горе вам, когда о вас будут хорошо говорить все люди».
Ад – есть тьма неведения, покрывающая разумную тварь после потери ею созерцания Бога.
Ад есть нескончаемое мучение, есть непроницаемая светом тьма, и безотрадная геенна, есть неусыпающий червь, немолчный плач, непрестанный скрежет, неисцельная скорбь, есть нелицеприятный судия, беспощадные служители, есть горький и вечный плач.
Ад и тамошние муки всяк представляет так, как желает, но каковы они, никто решительно не знает.
Ангелы всюду здесь присутствуют, и особенно в доме Божием предстоят Царю, и все исполнено этих бесплотных сил.
Ангелы не нуждаются, потому что они существовали уже раньше сотворения мира. Что они действительно старше мира – послушай, что Бог говорит Иову: егда сотворены быша звезды, восхвалиша мя гласом велиим вси Ангелы Мои.
Ангелы не терпят изменения. Нет между ними ни отрока, ни юноши, ни старца, но в каком состоянии сотворены в начале, в том они остаются и состав их сохраняется чистым и неизменным.
Ангелы не только защищают, но и руководят верующих, чтобы они не преткнулись.
Ангелы, будучи служителями любви и мира, радуются о нашем покаянии и преуспеянии в добродетели, почему стараются наполнять нас духовными созерцаниями и содействуют нам во всяком добре.
Ангелы, сии бестелесные существа, не пребывают без преуспеяния, но всегда приемлют славу к славе и разум к разуму.
Ангелы, соблюдшие свой чин, свободны и пасть, но не захотят этого по причине обилия благ, вкушенных ими от покорности воле Божией.
Антихрист будет логичным, справедливым, естественным последствием общего нравственного и духовного направления человеков.
Бдение есть погашение плотских разжжений, избавление от сновидений, исполнение очей слезами, умягчение сердца, хранение помыслов укрощение злых духов, обуздание языка, прогнание мечтаний.
Бдение завистливого вполне вредоносно; неусыпность его – самое позорное и бесславное приобретение.
Бдение напечатлевает в нас боголюбивые помыслы, производит в нас отвращение от мирской суетности и научает отдалять от себя вредное.
Бдение, отягощавшее вежди твои, своим мановением оправдает тебя на Суде.
Бдения совершай с рассуждением, не отказывая телу в необходимом покое, но со смирением и разумно проходи благочестивый подвиг, чтобы от излишнего бдения не помрачилась душа твоя и вовсе не оставила начатого поприща.
Бдительный инок есть ловец помыслов, могущий удобно их усматривать и уловлять в тишине ночи.
Бегай же необученных владеть языком, сеятелей раздоров и мятущихся внутри и вовне.
Бедному бедность не может быть препятствием к милостыне по причине его душевного богатства.
Бедность – великое стяжание для тех, которые мудро переносят ее; это сокровище некрадомое, жезл несокрушимый, приобретение неоскудеваемое, убежище безопасное.
Бедность есть мать любомудрия, и это каждый день открывается на опыте. Сколько бедных гораздо благоразумнее и мудрее богатых, и даже здоровее телом, так как бедность правильно устрояет их тело и душу.
Бедность для многих кажется злом, но на самом деле она не такова, а напротив, если кто внимателен и любомудр, она служит даже к истреблению зла.
Бедность – не добро, но доброе пользование бедностью – добро.
Бедность нисколько не служит препятствием к гостеприимству.
Бедность, если угодно, может доставить нам гораздо больше, чем богатство поводов к удовольствию. Почему? Потому что она свободна от забот, ненависти, вражды, зависти, браней и бесчисленных зол.
Бедный, как человек свободный есть лев, дышащий огнем, имеет душу отважную и, отрешившись от всего, легко делает все, что может принести пользу церквам, хотя бы нужно было обличить, хотя бы укорить, хотя бы потерпеть множество бедствий для Христа.
Бедный, почивающий в недрах Авраама, удостоился похвалы не за то, что был беден, но за то, что с благодарением переносил бедность.
Бедный, свободный от роскоши, невоздержания и беспечности, употребляя все время на рукоделия и праведные труды от этого приобретает в душе великое любомудрие.
Бедствия у всех людей происходят от них самих, от собственной их вины, когда они своими делами и поступками сами отвергают добро и сами себя подвергают наказаниям.
Бедствия, когда окружают нас со всех сторон, заставляют быть бдительными; и если мы внимательны, то не терпим от них никакого вреда.
Без Бога и самому собой невозможно человеку освободиться и от борьбы с помыслами; возможно же противиться помыслам и не услаждаться ими.
Без болезни сердечной никто не получает дарования различать помыслы.
Без млека не отдоится дитя, и без бесстрастия не возликует душа.
Безмолвие есть отсечение всего злого. Если же оно и четыре добродетели: долготерпение, смиренномудрие, бдение, воздержание – присоединит к молитве, то нет лучшего пособия и кратчайшего пути к бесстрастию.
Безмолвная зависть может стать стрелою.
Бесстрастие есть мирное состояние души, в котором она неудободвижна на зло.
Бесстрастие есть неподвижность души на худое, но ее можно получить только с помощью благодати Христовой.
Бесстрастие есть совершенное познание Бога, какое мы можем иметь после Ангелов…
Бесстрастие есть та любовь, которую Господь Иисус учил всех иметь.
Бесстрастие имеет душа не та, которая не пленяется вещами, но та, которая и при воспоминании о них пребывает невозмущаемою.
Бесстрастие не в том одном состоит, чтобы не ощущать страстей, но и в том, чтобы не принимать их в себя.
Бесстрастие не имеет врагов, не боится падения, чуждо неверия, безопасно от возмущений, не имеет пожелания какой-либо вещи.
Бесстрастие установляется памятью Божиею.
Бесстрастием я называю не удаление от греха делом, ибо это есть воздержание; но то, если кто пресек совершенно исхождение из сердца самых помышлений страстных, что называется и чистотою сердца.
Бесстрастию свойственно истинное рассуждение, по коему все делается правою мерою.
Бесчеловечный наш враг и наставник блуда внушает, что Бог человеколюбив и что Он скорое прощение подает сей страсти, как естественной.
Блага духовные да будут предметом наших особенных забот, потому что когда есть блага духовные, не бывает никакого вреда от неимения благ телесных.
Блага земные мира сего суть препоны, кои не допускают нас возлюбить Бога и благоугодить Ему.
Благоговение производит мирное состояние, а мирное состояние рождает бесстрастие.
Благодарение – есть свидетельство о возлюблении Бога.
Благодарение Бога имеет свое особенное свойство: рождает и усиливает веру, приближает к Богу.
Благодарение за прискорбное происходит от души благородной и сильно преданной Богу. Таковые молитвы приятны Богу, а другим Он не внемлет…
Благодарением вводится в душу чудное спокойствие, вводится радость, несмотря на то, что отовсюду окружают скорби.
Благодарность – великое сокровище, великое богатство, непобедимое благо и крепкое оружие.
Благодарность Богу и добрая жизнь есть угодный Богу плод от человека.
Благодарность ничего Богу не прибавляет, между тем нас приближает к Нему.
Благодарность тогда бывает совершенною, когда мы исполняем то, что служит к славе Божией, и когда избегаем того, от чего мы освободились.
Благодарю Господа и за то, что дается, и за то, что не дается.
Благодарю Тебя, Владыко, за то, что я страдаю более неправедно. Если же праведно, то да будет мне (это), Христе, во искупление грехов и во очищение от бесчисленных прегрешений моих.
Благодеяния приносят выгоду и пользу не столько принимающим, сколько подающим, так как доставляют им дерзновение пред Богом.
Благоустроим наш язык и воздержим его от всякого злословия, чтобы, очистившись от грехов, мы могли приобрести благоволение свыше и сподобиться человеколюбия Божия.
Благотворительности не забывайте, и милость Божия осенит вас.
Блажен, кто на земле был бесстрастен, как Ангел, чтоб в оный день возрадоваться с Ангелами.
Блажен, кто не дал в себе места сомнению о Боге, кто не впал в малодушие при виде настоящего, но ожидает чаемого; кто о Создавшем нас не возымел недоверчивой мысли.
Блажен, кто, вместо всех стяжаний, приобрел Христа, у кого одно стяжание – крест, который и несет он высоко.
Блажен, у кого помышление всегда о Боге, кто удержался от всего мирского и с Ним одним пребывал в беседе ведения своего.
Блаженна смиренная душа; любит ее Господь. Выше всех во смирении Божия Матерь, и за то ублажают Ее все роды на земле и служат Ей все силы небесные; и сию Матерь Свою дал нам Господь в заступление и помощь.
Блаженна та жизнь, в которой уста беззакония, как некий источник грязи, навсегда заградятся и человеческой жизни не будут уже осквернять зловонием!
Блаженство поставляй не в обильной трапезе, не в веселом пении, не в текущем отовсюду богатстве, но в довольстве малым, в том, чтобы не иметь недостатка в необходимом: первое делает душу рабою, а последнее – царицей.
Близок конец, да готовится ленивый к понесению наказания.
Блуд – не брак, и даже не начало брака. Посему если возможно, чтоб вступившие в связь блудно, разлучались, то это всего лучше; если же они всемерно желают жить вместе, то пусть понесут наказание, но и получат дозволение, чтоб не было чего худшего.
Блуд делает людей бесчестными, нищими, смешными и презренными у всех людей, – делает то, что свойственно делать врагам; а часто он ввергал в болезни и опасности; многие же и погибли от блудниц.
Блуд находит пособника себе в свойстве тела Где блуд, там обитает диавол.
Блудник, который слагает вину на блудницу, что она побудила его ко греху, не меньшему за это подвергается осуждению.
Блудница любить не умеет, а только коварствует, в ее лобзании – яд, в устах – губительная отрава.
Блудом и прелюбодеянием называется не только грех в рассуждении тела, но и всякий грех, особенно же беззаконие в рассуждении Божества.
Блуждание помыслов – это болезнь, хотя всеобщая и повсюдная, но не естественная, а нажитая нами произвольно.
Бог больше любит нас, чем может любить отец, мать или друг, или кто-либо другой, и даже больше, чем мы сами можем любить себя.
Бог вначале создал человека царем всего земного, и не только земного, но и того, что находится под кровом небесным: ибо и солнце, и луна, и звезды созданы для человека.
Бог дал людям слово «любовь», чтобы они называли этим словом свое отношение к Нему. Когда люди, злоупотребив этим словом, называют им свое отношение к земному, оно теряет свой смысл.
Бог дал нам и дар слова, и руки, и ноги, и крепость телесную, и ум, и разумение, чтобы все это употребляли мы для собственного нашего спасения и для пользы ближнего.
Бог для того ввел нас в мир, чтобы мы, благоугождая ему добрыми делами, соделывались наследниками Царствия Небесного.
Бог и человеческое естество создал причастным всякого блага, могущим мысленно созерцать ликования Ангелов славы, Господств, Силы, Начала, Власти, Свет неприступный, Славу пресветлую.
Бог из одного Адама произрастил весь род (человеческий), поставив его чрез то в совершенную невозможность разъединиться или разделиться.
Бог испытывал Авраама, то есть, посылал ему скорби, для его же пользы; не для того, чтобы узнать каков он, ведь Бог и без того знает все, но чтобы дать ему повод сделать свою веру совершенной.
Бог не для того нам дал его, чтобы мы злословили, чтобы поносили, чтобы клеветали друг на друга, но чтобы прославляли Бога, чтобы говорили то, что благодать внушает слушателю, что служит к назиданию, к пользе.
Бог не нам, но диаволу и ангелам его назначил мучения, мы же сами великими своими пороками делаем себя наследниками страшных сих мук; и что угрожало лютому змию, то будем добровольно терпеть мы, человеки.
Бог не только сотворил нас из ничего, но, по благодати Слова, даровал нам и жизнь по Богу.
Бог от начала сотворил два мира, видимый и невидимый, и царя над видимым, который носит в себе характеристические черты обоих миров – одного в своей видимой части, а другого в части мысленной – в душе и теле.
Бог очистит прегрешения твои, если сам ты всегда будешь недоволен собой и будешь изменяться, пока не достигнешь совершенства.
Бог повелел, чтобы вышние силы служили пребывающему долу по причине достоинства образа, которым облечен этот последний.
Бог попускает умножаться бедствиям не для того, чтобы потопить нас, но чтобы сделать нас более опытными и яснее показать Свою силу.
Бог почтил человека, во-первых, тем, что сотворил по образу (своему); во-вторых, тем, что дал нам начальство не в награду за труды, но как чистый дар Своего человеколюбия; в-третьих, тем, что это начальство сделал для нас прирожденным.
Бог сделал тебя богатым, чтобы ты помогал нуждающимся, чтобы искуплял свои грехи спасением других; дал тебе деньги не для того, чтобы ты запирал их на свою погибель, а чтобы расточал для своего спасения.
Бог силен прекратить все бедствия, но пока не увидит совершившегося обращения, не прекращает скорбей.
Бог создал докторов и лекарства. Пользование ими не значит выступление из порядков Божиих.
Бог создал человека свободным, почтив его умом и мудростию, положив пред очами его жизнь и смерть, так что если пожелает по свободе идти путем жизни, то будет жить вечно, если же по злому произволению пойдет путем смерти, то вечно будет мучиться.
Бог сотворил человека не для того, чтобы он погиб, но чтобы шествовал к нетлению, так что и тогда, когда Он допустил смерть, допустил ее с тою мыслию, чтобы ты вразумлялся этим наказанием и, сделавшись лучшим, мог опять достигать бессмертия.
Бог сотворил человека с достаточными силами избирать добродетель и избегать зла.
Бог ценит дела по намерениям их. Ибо сказано: «даст тебе Господь по сердцу твоему». … Поэтому кто хочет что-нибудь сделать, но не может, тот считается перед Богом, знающим намерения сердец наших, как сделавший. Это касается как добрых дел, так и злых.
Бог, соделавшись человеком, соединился с людьми и, приобщившись человечества, преподал всем верующим в Него и показывающим веру от дел причастие Божества Своего.
Бог, явившийся нам во плоти, по учению благочестивого предания, невещественен, невидим, несложен, был и есть неограничен и беспределен, вездесущ и всю тварь проницает, но в том, что являлось людям, был зрим в человеческом облике.