Введение

Мышление. Процесс познания себя и окружающего мира есть результат многогранности человеческого разума. На протяжении длительной истории мышлению уделяли особое внимание. Современная когнитивная наука пытается создать парадигму самого развитого человеческого инструмента – мозга, определить границы его мощности и возможностей. Мозг человека и мышление рассматриваются через призму исторического процесса, так как все события имеют свою причинно-следственную связь, цель, приоритеты и бесконечные возможности. Мышление, как сложный процесс нашей умственной деятельности, ежедневно вносит свою лепту в историю человечества, исходя из этого выкристаллизовывается важность и актуальность исследования этой области. Фраза известного автора полицейской хроники и участника Французской буржуазной революции: «Всё новое – это хорошо забытое старое» – обязывает нас вернуться к единому источнику методологии исследования наук и вооружиться всеми возможными ресурсами в решении современных проблем, таких как влияние мышления на революции, восстания и мировые воины, взаимосвязь мышления и развития общества, уровень развития мышления и качественное психоэмоциональное состояние человека, влияние религии на мышление и др.

Головной мозг является самой сложной динамической мыслительной системой в современном мире. Для исследования мышления человека используются всевозможные методы, в том числе и логика. Принято считать, что логика ненаучна, но она же есть и неустранимое требование всех наук[1]. Логика определяется как наука о правилах мышления[2]. Как известно, без мышления невозможен ни один вид целенаправленной человеческой деятельности, где понимание, осознание и умение решать задачи являются основными рычагами развитого мышления. В этой сложной мыслительной системе логичность есть не что иное, как часть разумного опыта[3].

Общепринято, что философия рассматривает мышление как высшую форму отражения действительности, а психология, в свою очередь, акцентирует внимание на сам психический процесс, который базируется на понимании и осознании человеком в первую очередь себя самого. Эту взаимосвязь исследуют нейролингвисты, изучающие мышление человека через призму когнитивных механизмов языка. Что, в свою очередь, позволяет воссоздать картину мышления человека в разных исторических этапах его развития.

В современных исследованиях появились такие термины, как нейропсихология, нейролингвистика, нейротеология, нейробиология и др. Аргументы учёных об использовании приставки «нейро» есть не что иное, как попытка объяснить те или иные проблемы психологии, биологии и других наук с опорой на работу мозга, его понимании, восприятии, осознании, опыте. Современная историческая наука требует расширения границ классических методов исследования, выхода за рамки исторической науки, при этом придерживаясь критического мышления и поиска истины.

Сегодня отсутствуют методы исследования исторического процесса через призму мышления человека и работы мозга. К примеру, ветеранов войны интервьюировали тысячи раз, что использовалось при написании тысяч книг и создании сотен фильмов по военной тематике. Но ни разу не были использованы данные функциональной магнитно-резонансной томографии для определения гемодинамических реакций с дальнейшим описанием изменений в головном мозге, что могло бы привнести новые объективные данные о сопереживании, о сформировавшихся фобиях, об оценочно-критических компетенциях, уровня объективности и исторической достоверности. Проведение интервью с ветеранами войны, при участии специалистов различных дисциплин.

В данной работе вы ознакомитесь с некоторыми идеями о влиянии мышления на историю человечества. Так как история есть наука о бесконечности человеческих деяний, невозможно описать все исторические события и личности в одной книге. В этом и нет необходимости, ведь история не «автоматический процесс», а, как считал Гегель, «результат действий отдельных людей», каждый из которых стремится реализовать собственные интересы[4], разница есть только в методах (не)достижения. При этом, независимо от человеческого жизненного пути и амбиций, мир, не созданный им, «будет всегда находиться в движении и изменении» (Гераклит)[5].

Во второй половине XX века группа голландских исследователей во главе с профессором Ф. Ширманном выдвинула тезис об исторической изменчивости, или «нефиксированности» мозга в процессе его научного осмысления, который стал отправной точкой на пути поисков критических размышлений о нейробиологии морали. «Идея мозга – была, есть и будет производной от разных контекстов ее использования в разных исторических и социальных сообществах, что превращает феномен мозга в многоликий и “случайный” объект, привязанный ко времени и месту его изучения»[6]. Этот тезис позволил на современном этапе рассматривать эволюцию человеческого мозга (на нейрофизиологическом уровне) с точки зрения эволюции морали, а в конечном счете – с позиций эволюции, развития и совершенствования общественного устройства.

Познать себя – значит понять своё предназначение в этом мире, найти своё достойное и уникальное место в нём. Для этого человек всегда стремился понять и изучить окружающий мир. Увидеть себя со стороны и осознать своё место в большом «человеческом улье», где некоторые стремятся занять место королевы-матки, а другие, наоборот, отсюда и принцип «подчиненности» и «главенства», зависящий от мышления человека, его приоритетов и связи с религией (смирение, подчинение и др.). От этого зависит и образ самой истории, являющейся мыслительным плодом. По Эпикуру, у человека есть выбор «прожить незаметно», но есть важное задание для каждого из нас – найти самого себя и понять своё предназначение.

Ratio[7] есть то, что не объяснить простыми словами, так как он является сложнейшим нескончаемым исследовательским материалом. Общая картина разума – не что иное, как общая картина народного духа во всех его проявлениях: от зарождения, расцвета и заката до свободы, рабства и циклически «воскрешающейся» свободы, и с точностью наоборот. Как писал Платон, «мир идей можно познать только разумом», поэтому попытка понять наш разум и его влияние на ход истории не теряет своей актуальности и сегодня[8].

Априори известно, что его величество человек пишет историю. От него зависит, насколько она будет счастливой или трагичной; будет восприниматься рабство как наказание Бога, или человек будет стремиться к свободе мышления, независимо от исторического периода, идеологии и так называемых культурно-религиозных ценностей. Шеллинг указывал на то, что ход истории случаен и в ней бесконечно царит хаос[9]. История, в которой разум играет основную роль, имеет повторяющиеся события и схожие личности. В этом заключается важность объяснения мышления человека на протяжении всей истории: от ежедневного познания окружающего мира человекообразной обезьяной до создания искусственного интеллекта. Не обольщайтесь! Граница между человекообразной обезьяной и современным человеком расплывается. Сегодня сложно провести грань между современным человеком и искусственным интеллектом, где разум одного из двух представленных субъектов в скором будущем ответит на вопрос, кому пальму первенства, а кому статус подчиненного. Будет ли наделён робот способностью осознавать принцип свободы воли? Будет ли у робота психика, которую также называют душой? Sub rosa[10], или, как писал Фейербах, «то, что не познаем мы, познают наши предки»? Важно то, что наш разум – это несоизмеримое количество прошлых событий, настоящих деяний и будущих возможностей.

В XXI веке мы можем объяснить практически всё: не только то, что нас окружает на Земле, но и определить количество кислорода и температуру на Марсе. Активная работа по реализации идеи создания города-миллионика на Марсе заставляет прислушиваться внимательнее к амбициям нашего разума, дабы не навредить себе. Идолизация «современного Иешуа» – Илона Маска, который наделён теми же качествами, что и первый революционер-идеолог Иисус (влияние на массы, амбиции, уходящие за рамки понимания, а также искреннее общение и желание создать новый мир на новой земле). История повторяется. Люди находятся в бесконечных поисках новой, улучшенной жизни, а также в поисках ярких, амбициозных личностей.

Человеческий разум – это наша конечная остановка в попытке объяснения не только того, что нас окружает, но и того, что есть в нас самих, чем мы долгое время пренебрегаем, обвиняя других в наших неудачах и отсутствии мотивации созидать. Мы в силе найти источник жизни на других планетах, но до сих пор не можем ответить на простой вопрос: какова наша роль на этой земле?

Нашему конструктивному тезису о том, что «мышление – есть двигатель общественного прогресса», сопричастен и тезис, который родился из исторической канвы, о том, что «не думающими людьми легче управлять». Эти слова, начиная еще с глубокой древности, декларировали в разных формах многие великие политические деятели и мыслители. В 604 году до н. э. китайский философ Лао Цзы писал: «Когда народ много знает, им трудно управлять»[11]. С феминистской и гендерной точки зрения можно трактовать фразу Наполеона Бонапарта: «У народа, как и у женщины, есть только одно право: быть управляемым». С другой стороны, ему же принадлежит фраза: «Для того, чтобы народ обрёл истинную свободу, надобно, чтобы управляемые были мудрецами, а управляющие – богами»[12]. И что немаловажно, именно Наполеон, который подарил многим народам конституционные права и прорывные для своего времени идеи общественного устройства, говорил: «Только те, которые хотят обманывать народ и управлять им, могут держать его в невежестве»[13]. Величие народа, как известно, не в его численности, а в его умственном развитие и нравственном уровне (В. Гюго)[14].

В разное время исследованием мозга, мышления в исторической ретроспективе занимались такие исследователи и авторы научных и научно-популярных трудов, как Д. Иглмен («Мозг. Ваша личная история»)[15], С. Джуан («История мозга. 1640 фактов»)[16], Л. Коэн («Удивительные истории о мозге, или рекорды памяти коноплянки»)[17], А. Тетиор («Детерминант истории человечества – древний эмоциональный мозг. Determinant of mankinds history – ancient emotinal brain: Этиологические аспекты истории»)[18], И. Бреслав («Мозг – речь – языки человечества: История появления и развития языков в связи с эволюцией мозга»)[19], Д. Смейл («О глубинной истории и мозге»)[20] и многие другие.

В настоящее время в нашем распоряжении находятся обобщающие труды о связи истории, мозга, мышления и разума таких авторов, как B. Stetka[21], Т. Джексон[22], С. Фингер[23], Э. Викенс[24] и др.

Однако институциональное научное системное изучение взаимовлияния мозговой деятельности и мышления, с одной стороны, и с другой – исторического прогресса до сих пор не имеет ярких примеров в мировой исследовательской практике. Все названные выше работы, как научного, так и научно-популярного характера, сосредоточиваются в основном либо на медицинских аспектах исследования головного мозга и мышления в разные исторические эпохи, либо, наоборот, гораздо большее внимание уделяют собственно истории человечества, не рассматривая в конечном ключе смену общественных парадигм сквозь призму эволюции мыслительного потенциала социума.

Погружаясь глубже в историографию и содержание научных работ по данной проблематике, мы понимаем, что оказываемся в плену бинарных оппозиций. С одной стороны, позиция рассмотрения именно человеческого, сквозь призму исторического прогресса, стала занимать центральное место в исследовательском пространстве. С другой стороны, обратная субъектно-объектная постановка проблемы, при которой бы сам исторический прогресс и развитие общества рассматривались сквозь призму мозга и мышления, еще не стала заметной и значимой.

Поэтому в данной работе мы хотели бы восполнить пробел в современном научном и познавательном пространстве и попытаться ответить на вопросы о том, какое место занимал человеческий разум в историческом процессе, закономерно ли, что при различных подходах изучения истории общества, мыслительную деятельность вообще не рассматривают как какой-то важный фактор? Наконец, позволяет ли накопление опыта, знание истории и апробирование прошлыми поколениями общественных экспериментов (социализм, авторитаризм, революции, ошибочные и рискованные реформы и т. д.) способствовать сквозь призму мыслительной деятельности и совершенствования разума, прогрессу общества и не повторять ошибок, которыми своими горькими плодами уже научила нас история?

В предлагаемой работе автором сделан глубокий и разносторонний анализ данного комплекса проблем, который предполагает рассмотрение мозга и мышления в мировой истории с разных позиций: со стороны развития ума и одновременно общественного прогресса, со стороны исследования головного мозга, и наконец, со стороны взаимоотношения мозга и власти. В структуре книги три главы, которые разделены на девятнадцать параграфов.

Первая глава «Мозг и мышление в исторической ретроспективе» раскрывает всемирную историю взглядов на мозг, общественных отношений, связанных с мышлением и разумом, а также развития человеческой цивилизации, которое стало возможным именно благодаря мозгу и умственной деятельности. Здесь рассматриваются следующие исторические эпохи: доисторический период и первобытное искусство как признак мышления; Античность и первые представления о мозге и мышлении; Средние века, оказавшиеся между развитием мышления и искусства; новое время, связанное с революцией разума, а также исследованиями мышления и мозга в современной истории.

Вторая глава «Мозг и мышление как часть социокультурного пространства современного мира» включает такие части, как «Гендерный мозг», «Мозг и религия», «Мышление и проблема ценностей», «Мифы и легенды о мозге», «Конфликт поколений как результат «незрелости» мышления», «Суицидальное мышление», а также «Разум и обратная сторона современного прогресса».

Третья глава «Мозг, наука и власть в мировой истории» рассматривает сложный клубок противоречий между наукой о мозге и представителями научного сообщества и власти, которые в разные времена по-разному относились к просвещенным и думающим людям, в широком смысле – к интеллигенции, а в узком смысле – к ученым. В этой главе присутствуют следующие разделы: «Мозг и власть: соотношение понятий», «Исследование мозга и мышления сквозь призму мировой истории», «Европейский образ мысли и его эволюция», «Проблема умов Европы и Америки», «Ум и власть в СССР и России» и важный гендерный аспект отношения власти к уму, который раскрывается в параграфе «Женский ум и власть». Заключительная часть – следствие неосторожного, запретительного и антигуманного отношения властей к думающим людям, которая озаглавлена «Проблема “утечки мозгов”».

Разумеется, на страницах одной книги невозможно дать исчерпывающие ответы на столь сложную тему, которая, возможно, является ключевой во всем историческом процессе и может поставить под сомнение многие аспекты существующей парадигмы исторического знания. Однако мы попытались дать многоаспектное рассмотрение проблемы, с постановкой новых вопросов и указанием проблемных областей в сфере знания для новых ученых, которые будут заниматься данной тематикой.

Загрузка...