Тоника – тональный центр и начальная нота диатонической гаммы.
Тональная система отсчета, или гамма – система отношений между музыкальными звуками, генерирующая тональную иерархию. Эта иерархия основана на уровнях притяжения тонов гаммы к тонике. Тональная система отсчета являет собой мысленную схему для считывания мелодических рисунков.
Тон — музыкальный звук в иерархии тональных отношений.
Тональное притяжение – уровень воспринимаемого напряжения.
Тональное силовое поле – система отношений между тонами, произведенная разными уровнями тонального притяжения к тонике. Силы тонального поля формируют мелодические объекты (например, мелодию) и поддерживают их целостность.
Тональность – система тональных отношений в пространстве трезвучий. На этой системе держится наша способность навигации тонального пространства музыки.
Полутон – музыкальный интервал, образованный при звучании двух ближайших клавиш на рояле, например, ми-фа или ре#-ми.
Терция — мелодический интервал из трех ступеней, например, фа-ля. Терция может быть большой (два тона) или малой (полтора тона).
Тоническое трезвучие – комбинация из двух терций, построенная на тонике. Тоническое тре-звучие может быть или в мажоре (большая терция плюс малая терция), или в миноре (малая терция плюс большая терция).
Тональное пространство — абстрактное пространство музыкальных звуков, объясняемое формулой из трех трезвучий: на тонике (ступень I), на субдоминанте (ступень IV) и на доминанте (ступень V). Эта формула – I, IV, V, I – определяет синтаксис той обычной музыки, что мы слушаем сегодня.
Диатоническая гамма – набор из тонов и полутонов, расположенных согласно формуле мажорной или минорной гаммы.
Хроматическая гамма – набор из 12 полутонов, заполняющих интервал октавы.
Обертоновая серия (обертоновый ряд) – последовательность призвуков, возникающих при колебании и следующих за фундаментальным (основным) тоном.
Модальность восприятия — тип ощущений, например модальность слуха и модальность зрения.
Полифоническая музыка – «разговор» между несколькими мелодическими линиями, обсуждающими данную мелодическую тему.
Темперированная гамма – система настройки клавишных инструментов, позволяющая композиторам свободу перехода в разные тональности в пределах той же самой музыкальной композиции
Модуляция – переориентация тональной системы отсчета на другой центр (тонику).
Форма соната-аллегро – музыкальная структура с развитой драматургией, основанной на отношениях между несколькими музыкальными темами, контрастными по характеру. Зрелая форма сонаты-аллегро напоминает литературную форму романа благодаря тому, что развитие основных тем создает структурные арки и добавляет «толщину времени».
Стрела времени — образ обычного времени, направленного как стрела вперед, то есть асимметричного благодаря причинно-следственной связи.
Хронотоп – время-пространство от греческих хронос (время) и топос (место). Пространство музыки образовано двумя основными измерениями: стрелой времени и пространством тональных отношений. Вместе эти два измерения определяют тональный хронотоп, то есть конфигурацию тонального пространства-времени.