Обладающее славными историческими традициями искусство мозаики в своей сути – не просто определенная техника. Это процесс, заключающийся в сочетании небольших кусочков различных материалов с разными формами и размерами, в ходе которого рождаются мозаичные композиции удивительной красоты. Природа мозаичного искусства позволяет экспериментировать с различными материалами и бесчисленным множеством рисунков.
Техника создания миниатюр из яичной скорлупы, реализованных в стиле мозаики кракле, уходит своими корнями в глубокую древность, отстоящую от дня сегодняшнего на многие тысячелетия. По всей вероятности, их следует искать в той эпохе, когда на всех землях, окружавших Средиземноморье, морскими окатышами мостили полы и дорожки, укладывая их на напольное мозаичное ложе так, чтобы над его поверхностью возвышалась лишь их меньшая часть. Нужный орнамент получали, вставляя в набор и колотые камни рядом с целой галькой.
Красоту и естественность придавали мозаичной живописи тон и ширина промежуточных швов между элементами, которые порой превращались в узкие щели. Со временем мозаичные швы, составляющие линии-гравюры набора, превратились в самостоятельный элемент декора. Именно здесь следует искать истоки техники, предполагающей декорировать предметы путем создания узора из тонких трещинок на поверхности предмета, создающих эффект старины.
Главный материал для создания современного варианта этого вида мозаики заложен в самом ее названии. Мозаике из яичной скорлупы в отличие от классической свойственны легкость и доступность исполнения. Здесь яичная скорлупа обладает определенным преимуществом, обеспечивая утонченность мозаичной структуры и позволяя инкрустировать предметы декора, не утяжеляя их.
Яичная скорлупа – один из самых древних декоративных поделочных материалов. Она хороша в качестве исходного декора, так как обладает большой твердостью, приближаясь по этому показателю к мрамору, – ее с трудом можно оцарапать ножом. В то же время скорлупа хорошо поддается шлифовке и полировке, приобретая после обработки приятный мягкий блеск.
Именно мягкость блеска и прихотливая сетка кракелюров придают необычность и уникальность каждому изделию из этого материала. Кроме того, мозаика в технике кракле прочна и долговечна и позволяет воссоздать нежный узор из тонких трещинок на картоне, пластике или дереве.
Одновременно яичная скорлупа превратилась в своеобразный символ хрупкости. Однако хрупкость этого материала доставляет немало хлопот при выполнении мозаичного набора и вынуждает мастера принимать особые меры предосторожности, быть максимально осмотрительным и бережным.
Непревзойденный образец русской мозаики – облицовка малахитом и ляпис-лазурью колонн Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.
Мозаику из яичной скорлупы можно считать относительно недорогим видом творчества – это практически безотходное производство. Самый существенный и необходимый элемент, которым следует запастись при занятиях со скорлупой, – это известная доля терпения.
Усидчивость и кропотливый труд превращают заурядную скорлупку от яиц в элегантный компонент декора. Если работа выполнена аккуратно, а самые незначительные детали мозаичного набора проработаны тщательно, то поделки из этого материала ничуть не уступят покупным сувенирам. В наше время настенная мозаичная композиция из яичной скорлупы или предмет домашнего декора, украшенный фрагментом в этой технике, способны стать прекрасным дополнением любого интерьера.
Яичная скорлупа – подлинное «сокровище», которое стоит накапливать. Это доступный материал для поделок, имеющийся в каждом доме в предостаточном количестве. Если выбрать своим увлечением этот вид творчества и начать сбор яичной скорлупы, то за сравнительно короткий промежуток времени можно набрать довольно много этого оригинального и дешевого сырья.
Для работы можно использовать как чисто белую скорлупу, так и всевозможных оттенков бежевого цвета, скорлупки от перепелиных или даже страусиных яиц. Однако, собирая материал для дальнейшей работы, нужно сразу расстаться с теми кусочками, на которых напечатан штамп. Дело в том, что эту краску очень трудно удалить, а оказавшись на видном месте, она испортит вид мозаичного панно.
Для занятий мозаикой из яичной скорлупы на профессиональном уровне следует брать только скорлупу от сырых яиц. Прошедшая тепловую обработку скорлупа обычно теряет свою удивительную твердость, а ее поверхность становится немного рыхлой, поэтому она не столь пригодна для дальнейшей работы.
В качестве материала для детских мозаичных работ можно использовать любую скорлупу: от сырых или вареных яиц, неокрашенную или цветную, что осталась от пасхальных яиц.
Приступая к созданию интересного мозаичного произведения из скорлупы, следует тщательно подготовить материал к работе.
При подготовке скорлупок исключительно от сырых яиц, их нужно как следует отмыть от белка в холодной воде. Затем аккуратно снять пленки с внутренней стороны и опустить скорлупки на 2–3 мин в 5 %-й раствор пищевой соды. После чего тщательно вымыть их в проточной воде и хорошо обсушить – скорлупки должны быть совершенно сухими.
Для защиты подготовленной скорлупы от ненужных разломов нужно принять некоторые меры предосторожности. Например, покрыть ее с двух сторон тонким слоем какого-либо эластичного клея. Тогда их можно будет резать ножницами, правда, края при нарезке станут слегка крошиться. Несложно избежать подобной неприятности, если не просто промазать скорлупу клеем, а наклеить ее на тонкую бумагу.
Ту скорлупу, которая в дальнейшем будет использована в работах с эффектом кракелюра, не нужно очищать от пленки, а только вымыть и хорошенько просушить. Затем расстелить тонкий лист цветной бумаги на дощечке с ровной поверхностью, промазать внутреннюю поверхность каждой скорлупки тонким слоем клея ПВА, разложить их выпуклой стороной вверх на этом листе, бережно, но, твердо прижимая рукой, чтобы они расправились. Раскладывая скорлупки, желательно рассортировать заготовки по цвету: наклеивать на один лист только белоснежные скорлупки, на второй – скорлупки желтоватых тонов, на третий лист – розовато-коричневые, на четвертый – пятнистые, от перепелиных яиц.
Изначальное разделение заготовок по цветам и оттенкам существенно облегчит задачу при выполнении мозаичного набора. Разложив на листе бумаги необходимое число скорлупок, нужно прижать их сверху второй ровной дощечкой (рис. 1).
Рисунок 1. Обработка яичной скорлупы для получения эффекта кракелюра:
а) промазывание клеем ПВА;
б) укладка для прессования
Через минуту верхнюю дощечку снимают и с усилием проглаживают каждую скорлупку деревянной гладилкой – палочкой с ровным срезом.
Вместо гладилки можно использовать стеку для лепки. Во время проглаживания отдельные куски скорлупы разделятся на более мелкие части, которые будут плотно прилегать к бумаге. После этой операции надо сверху уложить на скорлупки дощечку и придавить набор тяжелым грузом (рис. 2).
Рисунок 2. Обработка скорлупок для получения эффекта, кракелюра: а) проглаживание; б) укладка под пресс
Теперь нужно подождать примерно 2–3 мин, пока клей прочно схватится. После чего цветную бумагу вместе с наклеенной на нее скорлупой необходимо смазать тонким слоем предварительно сваренного мучного или крахмального клейстера. Затем смазанную клейстером поверхность накрывают в защитных целях листом папиросной или любой тонкой бумаги. Для этого можно использовать любую бумагу, которая легко размокает от воды. Укладывая бумагу на клейстер, надо тщательно разгладить ее ладонями.
Иногда под полупрозрачной бумагой и высохшим слоем клея трудно различить цвет заготовленного сырья, поэтому в качестве метки на каждый заклеенный лист нужно наклеить маленький кусочек скорлупки нужного оттенка. Это поможет избежать проблем с выбором цвета заготовок, скрытых под бумагой. Набор следует вновь накрыть сверху дощечкой и положить тяжелый груз. Оставить заготовку на несколько часов до полного высыхания клея (рис. 3).
Рисунок 3. Намазывание клейстера и укладка защитного листа бумаги:
а) промазка клейстером;
б) наложение груза
Подготовленная таким способом скорлупа обладает многими преимуществами. Во-первых, набор с наклеенной скорлупой можно хранить в течение очень долгого времени, сложив в жесткую папку из плотного картона. Во-вторых, на защитный лист бумаги можно нанести карандашом контуры отдельных деталей будущего изображения, а затем вырезать деталь заготовки из листа обычными ножницами. Через защитный слой папиросной или любой тонкой бумаги можно отлично различить силуэты скорлупы, наклеенной на яркую цветную или темную бумагу. Этот эффект дает возможность правильно ориентироваться при раскрое заготовок, если нарисовать на них контуры мозаичных элементов (рис. 4).
Рисунок 4. Эффект кракелюр
Если предполагается укладывать заготовки, используя обычную мозаичную кладку, то иногда яичную скорлупу заранее измельчают до нужных размеров в зависимости от требований будущего рисунка. Для чего скорлупки кладут между листами бумаги (можно использовать даже исписанные тетрадные листы). Затем поверх бумаги полегоньку, без особого нажима начинают прокатывать деревянную скалку для теста или стеклянную бутылку. Только не стоит чересчур сильно измельчать скорлупу, тогда она может превратиться в мелкозернистую массу.
Наиболее известные античные мозаики – «Битва Александра с Дарием» и «Уличные музыканты» (в Неаполе), огромная мозаика «Пол из Пренесты» (Палестрины) с изображением долины реки Нил, «Голуби на чаше» (в Риме).
Конечно, сильно измельченную скорлупу можно использовать для выполнения поделок насыпным методом, но она уже не сгодится для мозаичных работ. Не добавят рисунку точности и слишком крупные куски скорлупы, но их нужно аккуратно измельчить при помощи пинцета уже в процессе работы.
С внешней стороны скорлупки нужно заблаговременно окрасить в цвета, используемые в композиции. Существует немало различных способов окраски и применяемых красителей. Так, некоторые мастера используют красители для шерстяных тканей, которые позволяют добиться при крашении множества оттенков, варьируя количество красящего порошка или смешивая цвета. Кто-то берет различные пищевые красители, которыми красят яйца на Пасху.
Для более сложных мозаичных работ из яичной скорлупы лучше выбрать жидкие быстросохнущие акриловые краски, полуакриловые краски и акриловые краски с перламутром. Все они ровно ложатся и быстро сохнут.
В некоторых случаях используют колер различных цветов, который, как и акриловые краски, можно приобрести в магазине строительных материалов. Краски надо наносить кистью на поверхность скорлупок или опускать их в красящий раствор. Для чего налить воду в пластмассовые стаканчики и растворить в них понемногу красок различных цветов. Измельченную скорлупу раскладывают по стаканчикам и перемешивают. Далее необходимо подождать, пока скорлупа приобретет нужный оттенок, затем разложить скорлупки, чтобы они просохли, и материал для мозаики готов.
Для детских работ можно взять уже окрашенную скорлупу от пасхальных яиц или раскрасить ее самостоятельно краской из баллончика.
Измельченные окрашенные скорлупки удобнее разложить по цветам в баночки из прозрачного стекла, чтобы не тратить драгоценное время на поиски скорлупок нужного тона.
При отделке мозаикой некоторых изделий можно использовать белую неокрашенную скорлупу, а потом покрасить уже готовую мозаику из нее на изделии краской-спреем из баллончика.
Различные пищевые красители, которыми красят яйца на Пасху, выпускают в жидкой форме, в виде порошка и таблеток. Эти красители для яиц просты в употреблении, нужно лишь соблюдать рекомендации инструкции, которая обычно прилагается к каждой упаковке.
Красители для шерстяных тканей фабричного производства обычно выпускают в виде порошка. Можно использовать натуральные краски из самостоятельно заготовленных растений. Для этого их нужно высушить на открытом воздухе в тени, закрепив на растянутых веревках или полотне. Высушенный растительный материал надо равномерно и по возможности мелко измельчить.
Затем измельченный материал нужно подвергнуть выщелачиванию, т. е. прокипятить в дождевой, речной или дистиллированной воде с добавлением соды. Это поможет более полному извлечению красок. Если вода будет выкипать, следует добавить свежую до полного выщелачивания материала – вода не должна больше окрашиваться. Затем отвар кипятят до выпаривания, чтобы получить более густую краску, дают ему отстояться и фильтруют через сито, предварительно положив на него кусочек полотна.
Используя различные части растений, можно получить разные краски. Так, у крушины красящее вещество находится в коре, которая в свежем виде дает желтую окраску, а в сухом – коричневую.
Первая каменная церковь Киевской Руси – Десятинная церковь в Киеве. Она имела напольную мозаику из мрамора и порфира.
Красящее вещество содержат листья и молодая кора березы, которые нужно собирать в начале лета. Из листьев можно получить ярко-желтую краску, а из коры – желтоватую.
С помощью травы полыни несложно окрасить скорлупу в соломенный и палевый цвета, но если добавить к краске квасцы, то получится лимонный цвет.
Для получения синих красок можно использовать листья вайды (синило, синиль, фарбовник), которая растет в средней полосе России, ягоды ежевики, цветы герани лесной и траву шалфея лугового.
Хороший зеленый цвет дают листья бузины и листья щавеля, стебли хвоща болотного и ягоды бирючины.
Спелые ягоды бузины, трава душицы, молодые ветки и листья крушины до цветения, корни марены красильной, выкопанные также до цветения, дают красную краску.
Коричневую краску можно получить из сухой коры крушины, из листьев, молодых ветвей и коры ольхи черной, корня щавеля конского, выкопанного осенью.
Серую краску можно получить из коры ели, ракитника, травы барвинка и листьев толокнянки.
Для сложных мозаичных работ из яичной скорлупы предпочтительнее использовать жидкие быстросохнущие акриловые краски. Они ровно ложатся и быстро сохнут, дают яркие чистые цвета, легко смешиваются, обладают очень хорошей укрывистостью. При высыхании образуют эластичную несмываемую пленку. Этими красками покрывают разнообразные поверхности: бумагу, холст, ткань, дерево, пластик. Причем можно приобрести всего несколько базовых цветов и затем, смешивая их, получить любые необходимые для работы оттенки. Желательно использовать краски одной фирмы, так как при смешивании они не дадут непредсказуемого результата.