Пять суток ушло у Бога на создание неба и земли. И после каждого трудового дня Он удовлетворенно произносил: «Это хорошо».
На шестой день Создатель решил увенчать свое творение разумным существом. Землю и небо Он создал Словом Своим, человека же пожелал смастерить собственноручно.
– Создадим человека, – произнес Он вслух, словно советуясь с ангелами.
Небожители всполошились.
– Господи, не делай этого, ибо я предчувствую, что человек станет сосудом лжи, – взмолился ангел Правды.
– Властитель вселенной, не будет в нем согласия, – высказался ангел Мира.
– Век его будет короток из-за склонности к греху и полон страданий, – предрек ангел Праведности.
– Я же почти уверен, что он будет творить добро, – возразил ангел Надежды.
– Повелитель, а какова сущность человека, которого Ты хочешь создать? – поинтересовался ангел Смирения.
– Я наделю его разумом, и будет человек Моим наместником на земле. В чем-то он превзойдет даже вас, – изрек Бог.
– В чем же? – вопросили в один голос смущенные ангелы.
– Да в том, что каждый из вас наделен способностью выполнять лишь одно Мое поручение, человеку же Я дам право свободного выбора. Итак, решено! Приступим к работе!
Для лепки рук и ног человека Вс-вышний набрал землю со всех частей света. Для туловища Он взял горсть земли вавилонской, а для головы – Эрец-Исраэль. И положил весь стройматериал на горе Мория. Затем черпнул воды из океана и вылепил фигуру.
Но вдруг задумался, каким путем вдохнуть в нее жизнь.
Через рот? Однако человек может избрать путь злословия.
Через глаза? Но они могут стать завидущими.
Через уши? – Но они могут слышать богохульные речи.
Пожалуй, лучше всего через ноздри. Они будут очищать тело от загрязнённого воздуха.
И сказал Вс-вышний: сделаем человека в образе нашем, по подобию нашему.
По божественному образу сотворил Он его, мужчиной и женщиной сотворил…
Символическое использование в Торе привычных языку образов вызвано тем, что все в этом мире берет свое начало в Превечном и имеет свой прообраз в высших мирах. Поэтому оправдано употребление слов, обозначающих предметы и понятия материального мира, в качестве символов Б-жественных проявлений, являющихся источником этих предметов и понятий.
Особое место занимают в этой символике названия частей человеческого тела и т. д., ибо человек создан Вс-вышним «по образу и подобию Его», и существует соответствие между строением человеческого тела, строением его души и строением высших миров.
Согласно книге видного знатока кабалы Михаила Лайтмана Древо жизни – схематическое представление строения мира. Это композиция 10 сфирот. В нём различаются правая и левая стороны, мужское и женское начала.
1 – Кетер – корона
2 – Хохма – мудрость
3 – Бина – понимание
4 – Хесед – милосердие
5 – Гвура – строгость, суд
6 – Тиферет – красота
7 – Нецах – вечность
8 – Ход – слава
9 – Йесод – основа
10 – Малхут – царство
Как вы назовете вон тех животных, что пощипывают травку? – спросил Господь.
Ангелы недоуменно переглянулись.
– А ты? – обратился Он к человеку.
– Этот лев, вон тот конь, а что неподалеку осел, – не раздумывая наделил их именами человек.
– Почему ты так их назвал?
– Лев – «арье», царь зверей, для его имени я воспользовался буквами имени Твоего, царя Вселенной, Конь «сус» несётся ликуя по полям, а на дарованном Тобой языке «сас» это ликование Осел «хамор» склонен к грубым земным радостям, приземленность же – «хамрион».
– А себя как ты назовешь?
– Мне подойдет имя Адам – землянин, ибо сотворен я из земли, «адама».
Ну, а Меня как наречешь?
– Адонай, Ты господин – «адон» Вселенной.
– Адонай! Этим именем назвал меня первый человек, – повторил Бог, обернувшись к ангелам.
Затем Он посмотрел по сторонам, куда бы выбросить оставшуюся глину, отходы производства. Но передумал и спросил человека, не хочет ли тот, чтобы Адонай слепил ему что-нибудь на быструю руку.
– Слепи мне счастье, – нашелся Адам.
Бог посмотрел на хитреца исподлобья, ухмыльнулся и протянул искателю счастья кусок глины.
– На тебе материал, слепи себе счастье сам.
С тех пор человек стал творцом собственного счастья.
В Торе мы наблюдаем нестыковку. Дважды по-разному рассказывается история создания человека. Первый вариант сообщает:
И СОТВОРИЛ БОГ ЧЕЛОВЕКА В ОБРАЗЕ ЕГО: ПО БОЖЕСТВЕННОМУ ОБРАЗУ СОТВОРИЛ ОН ЕГО; МУЖЧИНОЙ И ЖЕНЩИНОЙ ОН СОТВОРИЛ людей. /28/ И БЛАГОСЛОВИЛ ИХ БОГ И СКАЗАЛ ИМ БОГ: «ПЛОДИТЕСЬ И РАЗМНОЖАЙТЕСЬ И НАПОЛНЯЙТЕ ЗЕМЛЮ, И ОВЛАДЕВАЙТЕ ЕЮ».
Слово «человек» употребляется здесь в собирательном значении. Тора без экивоков говорит о парности всех созданий, в том числе и людей.
В следующей главе Тора возвращается к истории создания человека, однако в другом варианте.
И сказал Господь Бог: «Нехорошо человеку быть одному, сделаю ему помощника под стать ему».
ТОГДА НАВЕЛ ГОСПОДЬ БОГ ГЛУБОКИЙ СОН НА ЧЕЛОВЕКА, И когда ТОТ УСНУЛ, то ВЗЯЛ ОДНУ ИЗ ЧАСТЕЙ тела человека, А ПЛОТЬ на том месте ЗАМКНУЛ. /22/ И СОЗДАЛ ГОСПОДЬ БОГ ИЗ ТОЙ ЧАСТИ, КОТОРУЮ Он ВЗЯЛ ИЗ тела ЧЕЛОВЕКА, ЖЕНЩИНУ, И ПРИВЕЛ ЕЕ К ЧЕЛОВЕКУ. /23/ И СКАЗАЛ ЧЕЛОВЕК: «НА ЭТОТ РАЗ – это КОСТЬ ОТ КОСТИ МОЕЙ И ПЛОТЬ ОТ ПЛОТИ МОЕЙ! ПУСТЬ ОНА ЗОВЕТСЯ "ЖЕНА" (иша), ИБО ОТ МУЖА (иш) ВЗЯТА ОНА».
ОДНУ ИЗ ЧАСТЕЙ. Ивритское слово цэла может означать и «ребро», и «грань», «сторона» Отсюда известная ошибка. Неправильное понимание значения этого слова в контексте данного отрывка привело к ошибке в толковании текста Торы: многие переводчики, как известно, поняли это место так, что женщина была создана из ребра мужчины. Согласно Устному учению, изначально муж и жена были сотворены соединёнными.
Краткое отступление. В «Диалогах» Платона говорится, что в древности существовали Андрогинны, люди о двух полах – мужском и женском.
Зевс решил разделить каждого андрогина пополам. После этого рассечения каждая половина с вожделением устремилась к другой своей половинке. И если одна не находила свою прежнюю половину, то выискивала себе любую другую, сплеталась с ней независимо от того попадалась ли ей женская или мужская половина. В результате ошибки появились гомосексуалисты и лесбиянки.
Несколько поколений учёных мужей бились над разгадкой этой раздвоенности и пришли к выводу, что Бог дважды создавал женщину. Хава была второй женой Адама. Первой же была Лилит, созданная одновременно с Адамом из этого же теста.
Не успели новобрачные отойти ко сну, как начали ссориться.
– Я не лягу внизу, – заявила первая в мире феминистка.
– А я не лягу под тебя, только наверху, – ответил мачо.
– Мы оба равны, оба созданы Богом из праха. Я не намерена покоряться тебе, исполнять твои прихоти, – заупрямилась Лилит.
– Ошибаешься, женушка, я создан по образу Вс-вышнего и не могу унизиться до твоего уровня. Ты создана мне в помощники, будь любезна исполняй свои обязанности, слишком высоко задрала нос! – настаивал на своём Адам.
– Пусть нас рассудит Создатель, у меня тоже есть права человека, – решительно сказала первая жена Адама, спрыгнула с брачного ложа и помчалась к Творцу.
Милосердный терпеливо выслушал захлёбывающуюся в слезах строптивицу и по доброте душевной открыл ей своё истинное имя, дескать, в случае нужды произнеси его, это будет тебе палочкой-выручалочкой при всех ударах судьбы. Лилит встрепенулась, ободрилась и тут же воспользовалась удачным исходом свидания с Яхве. Произнеся имя Бога, она навсегда покинула Адама и поселилась в пещере на берегу Красного моря.
Здесь она завела шуры-муры с Сатаном, занималась сексом с демонами и породила много тысяч детей за довольно короткий период времени. Мир наполнился демонами. Так Лилит стала называться Матерью Демонов.
Новоиспечённый вдовец Адам почувствовала себя обездоленным. Одинокая жизнь даже в Эденском саду показалась ему скучной, безрадостной. И обратился он к Создателю с мольбой вернуть ему беглянку.
– О, Владыка Вселенной, женщина, которую Ты дал мне, ушла от меня, покинула, обрекла на бесцельное шатание по раю.
Яхве согласился с претензией Адама и послал к Лилит трёх ангелов.
– Если она согласится вернуться, то всё будет хорошо, – молвил Бог, – если же откажется, то будет терять ежедневно по сто детей.
Микеланджело Буонарроти. Фреска в Сикстинской Капелле.
Лилит изображена наполовину как женщина, наполовину как змея Своенравная Лилит ответила ангелам категорическим отказом.
– Вы меня ещё не знаете, – закусила она губу, – если будете убивать моих детей, то я буду нападать на мужчин во время сна, чтобы красть их сперму для зачатия новых демонов. И буду пить кровь новорожденных детей человеческих, высасывать мозг их костей.
В наказание Бог вычеркнул напоминание о Лилит из Торы.
Как мы видим из этой легенды, Лилит и Адам представляют два враждующих лагеря. Адам – это образ патриархальных иудеев. Лилит же – образ свободной женщины, который отвергался древними иудеями.
До эпохи эмансипации женщин тогда было ох как далеко. Поэтому любое проявление непослушания женщины мужу клеймилось как дьявольское начало.
Самый распространённый образ Лилит в искусстве – это красавица с длинными, иногда рыжими, волосами и ногами как у совы.
Лилит упоминается в «Фаусте» Гёте. В разгар Вальпургиевой ночи Мефистофель предупреждает Фауста:
Первая жена Адама
Весь туалет ее из кос.
Остерегись ее волос:
Она не одного подростка
Сгубила этою прической.
Ученые считают, что Ева и Лилит на генетическом уровне радикально различаются между собой во всем, что касается отношения к семье, мужчинам, сексу.
Если для женщины с кодом Евы характерны установки на поиск мужа, создание семьи, рождение и воспитание детей, то для женщины-Лилит главное в жизни – независимость и самореализация. Любовь Евы легко претерпевает переход от первоначальной влюбленности к спокойной привязанности. Чувства Лилит кончаются там, где начинается привычка. «Любить – значит жалеть» – формула Евы. Лилит не любит того, кого жалеет, и не жалеет того, кого любит. Ева никогда не уйдет от мужа, потому что ей «чего-то стало не хватать в отношениях». Разрушать семью, следуя не всегда понятному даже ей, не говоря уж об окружающих, зову души и плоти – удел Лилит.
И наконец, для Евы путь к сердцу мужчины лежит через его желудок, для Лилит – через его член.
Прибегая к терминологии 3. Фрейда, можно сказать, что Ева – сознанье, Лилит же – подсознанье.
Замечательный русский поэт Николай Гумилев писал:
У Лилит – недоступных созвездий венец,
В её странах алмазные солнца цветут.
А у Евы – и дети, и стадо овец,
В огороде картофель, и в доме уют…
Анна Ахматова в записных книжках признаётся: «…уж очень рано я стала для Гумилёва в стихах почти Лилит, т. е. злое начало женщины…»
Для Марины Цветаевой Лилит была первой и единственной женщиной, а вот Еву она никогда не понимала, не чувствовала – и потому не любила… В стихотворении «Попытка ревности» есть такие горькие строки:
Как живется вам с сто-тысячной —
Вам, познавшему Лилит!
Рыночною новизною
Сыты ли? К волшбам остыв,
Как живется вам с земною
Женщиною, без шестых
Чувств?..
Владимир Набоков в стихотворении «Лилит» вспоминает:
От солнца заслонясь, сверкая
подмышкой рыжею, в дверях
вдруг встала девочка нагая
с речною лилией в кудрях…
А в прозаическом произведении «Лолита» находим главный ключ к роману: