Лиссабон – столица страны
Секрет дружелюбия
Осторожно, карманники!
Холм, с которого все началось
Жиньжинья в старом арабском квартале
Великое землетрясение
Новый Лиссабон
Падение Маркиза ди Помбала
Португальские «Елисейские поля»
Зеленое вино
Между улицами на лифте
Белен в эпоху морских открытий
Португальское экономическое чудо
Город дворцов Синтра
«Пасть дьявола» в Кашкайш
Взгляните на карту Португалии: ее вытянутую вдоль Атлантики территорию можно условно разделить на три части – Центр, Север и Юг. Главный город Центрального региона – столица Лиссабон, на Севере – Порту, в южных провинциях – административный центр Фару с собственным международным аэропортом. Все это континентальная Португалия, и с чего начинать с ней знакомство, зависит от личных планов и интересов. Но куда бы вы ни поехали, везде вы встретите океан или до него будет рукой подать, и старинные города с живописными улочками, соборами и дворцами. Моя первая поездка началась в Лиссабоне, продолжилась в Порту и его окрестностях. В другие приезды снова был Лиссабон и южная часть страны. Новые маршруты и новые города…
…Ноябрьским теплым днем я сидела за столиком маленького кафе на пешеходной улице Аугушта (Rua Augusta) в центре туристического Лиссабона. Рядом – площадь Фигейра (Praça da Figueira), через пару перекрестков величественная Триумфальная арка (Arco do Triunfo). Из кафе лилась протяжная португальская музыка, по мощеному тротуару прогуливались большие серо-белые чайки, прилетающие с близкой набережной реки Тежу. Полуденное солнце блестело в окнах домов, быстрым шагом прошла группка португальских школьников в черных костюмах, и снова как в замедленных кадрах, плывущие мимо туристы, увешанные фотоаппаратами и рюкзаками. И было в этом моменте ощущение какой-то сбывшейся мечты – о незнакомых чужих городах, новых встречах и новых открытиях…
Современный Лиссабон с населением более 505 тыс. – удивительный город, он очень разный и многоликий. Что делает его особенным для меня даже в сравнении с другими мировыми столицами? Его необыкновенное дружелюбие: он будто расстилается перед тобой, приглашая в кружение по своим улицам и переулкам. Отчего возникает такой эффект? Продуманная ли планировка, фирменное ли португальское мощение и архитектурная соразмерность с человеком? Или в сочетании этих черт и зашифрована его уникальность? Еще один важный момент: по одним и тем же маршрутам можно гулять без конца, и скучно никогда не становится. Напротив, каждый раз, собираясь в обратный путь и пакуя уже чемоданы, я думаю об одном и том же: еще бы раз пробежаться по проспекту Свободы (Avenida da Liberdade) или проспекту Республики (Avenida da República), подняться по крутому подъему в парке Эдуарда VII (Parque Eduardo VII), чтобы с самой высокой его точки снова увидеть лиссабонскую панораму и синие воды Тежу…
Конечно, я не идеалист, и Лиссабон – не одна «туристическая открытка». На той же пешеходной улице, где днем я сидела в мечтательном созерцании, в один из вечеров меня обокрали с фантастической ловкостью. Ни секунды не помню, чтобы ко мне кто-то приблизился, и людей вокруг почти не было, но назавтра, открыв сумку, я не нашла в ней своего кошелька! Для воров никакой пользы, а мне пришлось срочно блокировать карты и радоваться, что наличности с собой не было. Теперь могу поделиться опытом: когда собираетесь сделать снимок очередного прекрасного вида и поднимаете руки с камерой вверх, следите, чтобы сумка не болталась незастегнутой на боку. Особенно в туристически популярных местах!
Другая особенность португальской столицы в том, что сравнительно небольшой город площадью 100 кв. км таковым не воспринимается (для сравнения, площадь Санкт-Петербурга, например, 1439 кв. км). Думаю, что причина в «насыщенности» среды: каждая улица, каждый район Лиссабона, особенно в исторической его части, не только густо застроены, но и художественно-затейливо решены. Как отдельные произведения без конца можно рассматривать цветные фасады зданий, лепнину, стенные панно из керамики, резьбу на входных дверях.
Район Алфама
Самый старый район города – Алфама (Alfama) до сих пор сохраняет свой изначальный арабский стиль. Он находится на высоком холме рядом с набережной Тежу и единственный не был разрушен землетрясением 1755 года. Здесь извилистые тесные улочки, круто идущие вверх, древние дома с черепичными крышами и маленькими окошками, кафе на три столика там и сям, разбросанные на небольших площадках между домами. Местные жители продают в закоулках знаменитый вишневый ликер Жинжинью в крошечных стеклянных стаканчиках, и кажется, что они сами только что его изготовили. Так, петляя и останавливаясь на смотровых площадках, заглядывая в сувенирные лавки, вы подниметесь к Замку-крепости Святого Георгия (Castelo de São Jorge), откуда много столетий назад и началась история Лиссабона.
Первыми в эти края еще в XII веке до н.э. пришли финикийцы: археологические раскопки открыли немало предметов их быта. Здесь появился торговый порт, а бухту назвали Благословенной. Позже здесь правили римляне, и территория почти всей современной Португалии находилась в составе римской провинции Лузитания. Город славился тогда производством вина и особого деликатеса – рыбного соуса «гарум», который переправляли в амфорах в Рим
После распада Римской империи начались варварские набеги: аланов, вандалов, германцев. В VIII веке территорию с роскошной южной природой захватили арабы и владели ею до начала XII века. В 1147 году их вытеснили рыцари-крестоносцы под началом первого португальского короля Афонсу I. В 1255 году Лиссабон стал столицей страны и влиятельным торговым центром
На верхние улицы Алфамы можно подняться на знаменитом желтом трамвае №28 или на небольшой тележке «тук-тук», которые рядами стоят вокруг площади Россиу (Praça Rossio). Хотя, из-за частых пробок они зависают, в прямом смысле слова, на идущих резко вверх улицах. Есть и другой вариант: в центре, рядом с площадью Фигейра (Praça da Figueira) недавно построили новый уличный эскалатор, который поднимет вас примерно до середины холма. На эскалаторе удобно скользить вверх мимо стен старых домов и расходящихся в стороны переулков, но поднимаясь, быстро проскакиваешь мимо многих красивых видов. Так что, если есть настроение и тренировка, лучше всего идти в старые арабские кварталы пешком.
Лиссабонский собор Се
Первое, что встречается у подножия холма, рядом со ступенями идущей вверх узкой улочки – Лиссабонский собор (Sé de Lisboa), самый старый собор в городе. Он похож больше на крепость с прямоугольниками боковых стен, серых, в подтеках от древности. И фасад нетипичен для церкви: с зубчатыми башнями с обеих сторон, что добавляет суровости облику. Причина такого образа в том, что собор начал строиться в 1147 году сразу после освобождения города от арабов на месте бывшей мечети и задумывался как демонстрация силы. В следующие века здание реставрировалось, несколько раз меняло свой облик, но в ХХ веке ему вернули прежний аскетичный готический стиль. Говорят, в этом соборе в начале XII века крестили будущего Святого Антонио, который теперь считается покровителем Лиссабона. Праздник его имени проходит в столице 12 июня, когда поздним вечером в центре города начинается яркое карнавальное шествие, собирающее вокруг толпы зрителей.
Определить, где находится район Алфама, очень просто. Замок Святого Георгия, ниже которого он расположен, виден из любой точки в центральной части города. Вершина холма, где он стоит, с самых первых поселений была окружена рвами и крепостными стенами: сюда явно нельзя было дойти незамеченными. До правления португальцев здесь находилась резиденция мавров, потом в ее стенах в течение четырех веков жили королевские семьи страны. Поднимаясь наверх пешком, нетрудно представить каким утомительным был путь, который каждый раз требовалось преодолеть, чтобы доставить сюда продовольствие или спуститься вниз в город.
Замок Святого Георгия – настоящая крепость с двойными мощными стенами, дозорными башнями и огромными воротами на входе. Сегодня сюда можно купить билет и прогуляться по внутреннему двору и этим широким стенам. И увидеть сверху весь город с его черепичными крышами и улицами вразлет. Только представьте, сколько эпох и событий спрессовано в этом месте! Для усиления впечатления здесь продают фирменное «вино с видом» (wine with view): можно купить бокал и, ощущая момент, выпить его в самом историческом месте столицы…
…В середине XVIII века богатый Лиссабон в одночасье почти исчез. 1 ноября 1755 года в городе случилась страшная катастрофа. Было мирное субботнее утро и большой католический праздник День всех святых. Горожане шли в храмы, начинались церковные службы. В это время далеко в Атлантическом океане назревал взрыв стихии. Землетрясение, эпицентр которого находился в 200 километрах юго-западнее Португалии, стремительно приближалось В 9.20 утра вдруг в городе все зашаталось, по земле поползли огромные трещины, и Лиссабон – в считанные минуты – превратился в руины! Как свидетельствуют исторические хроники, всего за шесть минут! Горожане из рушащихся зданий бросились вниз к реке: вода отступила там так далеко, что видны стали остовы затонувших когда-то кораблей. Но ненадолго: следом хлынули волны цунами, и набережная исчезла…
Дальше заполыхал пожар, и город горел и сгорал в течение пяти дней. Треть населения (из 275 тысяч человек) погибла, полностью был разрушен Королевский дворец, в огне исчезли коллекции живописи, дворцовая библиотека и многие архивы с описанием морских путешествий. Правящий тогда король Жозе I в тот день удачно гостил в Белене (бывший пригород Лиссабона, теперь городской район), который стихия обошла стороной. Устояла одна Алфама. Хронику тех событий потом тщательно собирали, записывая свидетельства спасшихся очевидцев.
Землетрясение еще прокатилось по португальскому югу, разрушив многие города на побережье, его отголоски были слышны даже в северной Европе. Но осталось в истории «лиссабонским»: основной удар достался столице. Масштаб стихийного бедствия сравнивали с извержением Везувия, когда-то полностью погубившим Помпеи.
Событие, так потрясшее современников, спустя короткое время отразилось в литературе. Уже через год, в 1756 году Вольтер написал поэму «На разрушение Лиссабона» (Poême sur le désastre de Lisbonne) со строками:
Несчастливый народ! Плачевная страна,
Где всех ужасных язв
Жестокость собрана!
…Здесь гибнет Лиссабон…
В те же годы философ Иммануил Кант пробовал объяснить гибель города теорией образования в земле гигантских пустот, которые со временем начинают обрушиваться. Даже у русского поэта Александра Блока есть такая строфа в «Скифах»: